Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Диалектический метод Гегеля



Гегель стремился преодолеть утверждения философии романтизма о том, что истина постигается интуитивно, Абсолют дается непосредственно через веру. Задача, которую Гегель ставит перед собой, состоит в восхождении философии к высотам науки, через открытие и применение нового метода - диалектики. Она становится тем орудием, с помощью которого наш философ придает строгую форму безотчетным порывам романтиков. Диалектика превращается у него в систему научного метода.

[И.Кант под влиянием Д. Юма утверждал, что чистая спекуляция, или разум, когда они вторгаются в область, в которой они не могут быть проверены опытом, необходимо впадают в противоречие, или “антиномии”. Поэтому утверждения не основывающиеся на опыте не могут быть научными. Ведь для каждого аргумента существует равно обоснованный контрагумент. Познавать мы можем только феномены. Наш философ уничтожает кантовскую вещь в себе. ]

Гегель заявлял, что Кант был прав, подчеркнув роль антиномий, но зря беспокоился по их поводу. Противоречие заложено, по Гегелю, в самой природе разума. Это не его слабость, а сила. Благодаря антиномичности разум развивается. То, что мы называем нашим собственным разумом, говорил Гегель, есть не что иное, как продукт исторического развития социальной группы, в которой мы живем, т.е. соответствующей нации. Сознание каждой эпохи рассматривает себя самое как истину и ценность, но заложенные в ней самой противоречия приводят к рождению более полной истины, где разрешаются предыдущие противоречия. Так в истории самораскрывается Абсолютная Истина. (“Отрицание” играет большую роль в гегелевской концепции Духа. Жизнь Духа состоит не в том, чтобы избегать смерти, а в том, чтобы “противостоять смерти и сохранять себя в ней”. Дух “достоин истины, лишь вновь обретая себя в опустошении” (Реале, с. 68)). Это развитие происходит диалектически.

По Гегелю, любое явление в природе и обществе проходит тройственный цикл развития. Каждое состояние бытия неизбежно влечет за собой свою противоположность. Взаимодействие (борьба) этих противоположностей порождает третью стадию, в которой противоположности объединяются - преодолеваются и завершаются - в высший и более полный синтез, который, в свою очередь, становится исходной точкой для следующего диалектического процесса противоположения и единения. И поэтому при разработке своей системы Гегель сначала выдвигает утверждение (тезис), затем это утверждение отрицает (антитезис), и, наконец, примеряет два утверждения между собой (синтез).

Примеры диалектического цикла: почка - цветок - плод. “Текучая природа делает их моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один также необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость составляет жизнь целого”.

Движение как свойство Духа - это движение самопознания. В процессе саморазвития абсолют проходит ряд стадий, содержание которых Гегель и раскрывает в своей философской системе: Идея, Природа, Дух. Идея (Логос, чистая рациональность, субъективность) содержит в себе принцип саморазвития, в силу которого она в самоотчуждении сначала объективируется в Природу, а затем, через отрицание отрицания, возвращается к себе самой в Духе.

 

  Абсолют {   1. Идея-в-себе (=Логос), изучаемая логикой
2. Идея-в-ином (=Природа), изучаемая философией природы)
3. Идея-в-себе-и-для-себя (=Дух), изучаемая философией духа

 

К важнейшим положениям философии Гегеля принадлежит высказывание: “Все действительное - разумно, и все разумное - действительно”. Что оно означает и почему наш философ утверждал это?

Платон считал, что только идеи реальны, т.к. они всегда остается все теми же, а вещи преходящи, а потому нереальны. Гегель берет из этой теории уравнение – Идеальное = Действительное. Кант говорил об идеях иначе. Для него они не сверхчувственные сущности, а представления о цели, которые разум ставит для рассудка. Идеи у Канта находятся в уме. Отсюда Гегель заимствует положение, согласно которому идеи представляют собой нечто умственное, духовное или рациональное, что может быть выражено уравнением Идея = Разум. Соединяя эти два уравнения Гегель получает Действительное = Разум, т.е. что развитие действительности совпадает с развитием разума.

Смысл этого важнейшего положения станет понятнее, если усвоить, что, по Гегелю, ничто не случается, помимо Абсолюта, но все есть его неустранимый момент. Все, что существует - есть момент Идеи и ее развития. “Все есть мысль” – говорит Гегель. Это не означает, что все предметы обладают присущей нам мыслью (или сознанием), но предполагает, что все разумно, поскольку определяется мыслью. А раз так, то все существующее - это благо.

Философия истории

Мир - история раскрытия божественного начала, в котором Вселенная познает самое себя и достигает своей свободы. Всякая борьба и всякое развитие находят свое разрешение в осуществлении мировой цели. Человек - с его мыслями, культурой, историей - есть стержень такого откровения. Поэтому теологию Гегелю заменило постижение истории. Бог, по Гегелю, не находится вне творения. Он мыслится пантеистически - не как личный Бог христианства, а как безличный процесс самодвижения понятия. Подобно тому, как только благодаря опыту отчуждения от Бога человек способен ощутить радость от обнаружения собственной божественности, - точно также и Бог может выразить себя только в результате обретения своей конечности в природе и человеке. Свою философию Гегель считал философией христианства, которое он очистил от еврейских искажений.

Разум проявляет себя в человеке, а точнее в человечестве. Человек как индивид всего лишь момент целого и сам по себе ничего не значит. Однако его включенность в общественную жизнь делает его проводником мирового духа. Наиболее разумной, а, следовательно, высшей, лучшей, формой этого человеческого объединения является государство. Лишь в нем индивид может осуществить свою свободу. Государство как бы живой организм, обладающий сознательной и мыслящей сущностью - “разумом” или “духом”. Государство есть сама Идея, проявляющаяся в мире. “Государство - это шествие бога в мире”.

Через государство разум входит в мир. История, рождающаяся из диалектики государств, есть ничто иное, как развертывание этого Разума. “История есть самораскрытие Духа во времени, так же как Природа есть раскрытие Идеи во времени и пространстве” - таков вывод Гегеля.

История, как проявление М.Духа, есть гигантский диалектический силлогизм, умозаключение, суждение. Философия истории есть видение истории с точки зрения Разума. Она научно раскрывает как разум господствует в мире.

Как же объективный дух раскрывает себя в истории? Народный дух, являющийся частным проявлением духа мирового, определяет скрытое историческое предназначение нации. Народ, желая “подняться до существования”, должен утвердить свой дух, выйдя на “сцену истории”, чтобы бороться с другими народами за мировое господство. “Насилие - повивальная бабка истории”. Партикулярный дух отдельного народа может исчезнуть, т.к. он всего лишь звено в цепочке, образованной движением мирового духа, который исчезнуть не может.

Герои, изменившие историю, - это моменты мирового духа. Их действия не продиктованы изнутри, через них дух реализует свои замыслы. Так, о Наполеоне Гегель сказав, что он видел мирового духа на коне. Использовав героев в своих целях, дух бросает их на произвол судьбы.

Мировая история проходит диалектические этапы (“кругообращение ступеней” - Гегель, т.е. спираль), отмечающие рост разумности и свободы: 1) восточный деспотизм; 2) греческая и римская демократии; 3) германо-христианская монархия, высшим проявлением которой является прусское королевство.

Возникает вопрос: означает ли германо-христианская фаза остановку диалектического процесса? Из одних работ Гегеля можно сделать утвердительный вывод. Из других - отрицательный: мировой дух перейдет к другому народу, возможно, к славянскому.

Поскольку в учении Гегеля снимается непереходимая грань между трансцендентным и имманентным, Творцом и творением, возникает удивительная ситуация: 1) человек непомерно возвышается, выступая как настоящий человекобог, всемогущее существо, овладевающее природой и миром, но 2) это мнимое возвышение оборачивается полным уничтожением человека как единичного существа, как конечной экзистенции (существования). Человек возвышается как всеобщий субъект мирового исторического процесса, но как единичное существование почти полностью исчезает.

В философии Гегеля индивид становится средством для достижения целей Мирового Духа, которые, однако, не чужды и самому индивиду. Он может осознать их как свои, когда откажется от своей “партикулярности” и встанет на точку зрения всеобщего. Для этого ничего не нужно менять в своем существовании. Достаточно изучить философию Гегеля, ибо приобщение ко всеобщему означает теоретическое постижение хода и целей мирового процесса.

Все кажущееся злом - на деле только негативный момент, пружина диалектики. Смерть, зло, исчезновение конечного - лишь моменты становления всеобщего. “В войнах становятся крепче народы и нации, внутренний раздор, вытолкнутый в военные действия на стороне, сменяется умиротворением. Конечно, войны небезопасны для собственности, но и это как момент движения необходимо”. Для саморазвития мирового духа безразличны мотивация и характер человеческих поступков. “Хитрость мирового разума” заключается в том, что для достижения “царства свободы” он употребляет как добрые, так и злые, безнравственные дела и поступки. Коль скоро единичное человеческое существование больше не находится в поле зрения философа, то традиционное для христианства различение добра и зла теряет свое значение.

* * *

Гегелевская философская система возымела серьезное влияние в мире. Однако оно потонуло в огромных волнах, которые само и всколыхнуло - в иррационализме и экзистенциализме (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше), диалектическом материализме (Маркс и Энгельс), плюралистическом прагматизме (Джеймс и Дьюи), логическом позитивизме (Рассел и Карнап) и лингвистическом анализе (Мур и Витгенштейн). Но даже противники сохранили к Гегелю нечто похожее на яростную любовь, или любовь-в-ненависти.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.