Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Билет 13. Понятие государства. Основные концепции понимания государства



Вопрос о понятии государства является весьма сложным и далеко не ординарным вопросом. Это обусловлено, с одной стороны, сложностью и многогранностью самого государства как явления, а с другой – неодинаковостью восприятия одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми.

Термином «государство» обозначают самые разнообразные предметы и явления. Этот термин иногда используется в самом широком смысле для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества. В узком смысле он употребляется для обозначения какого-либо органа или органов общества, например органов управления, а также нации или территории, на которой проживает население той или иной страны.

Рассматривая государство с разных позиций – философской, исторической, социологической, юридической и проч., можно выделить лишь те или иные аспекты его характеристики, но невозможно сформулировать универсальное его понятие. В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. К признакам государства принято относить: 1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления; 2) территориальную организацию населения; 3) государственный суверенитет; 4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государственной власти; 5) наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и разнообразные нужды государства. Кроме того, выделяют вспомогательные, или присущие не абсолютно всем государствам, признаки: единый язык общения, наличие армии, единая система обороны и внешней политики, наличие государственной символики (гимн, герб, флаг).

На разных этапах его развития государство определялось по-разному.

Аристотель считал, что государство – самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее. В эпоху Возрождения Макиавелли определял государство через общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов. Крупный французский мыслитель 16 века Жан Боден рассматривал государство как правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое должно составлять цель государственного устройства. Томас Гоббс (16 в. Англия) определял государство как единой лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употребить силы и способности всякого для общего мира и защиты. Джон Локк (Англия, 17в.) рассматривал государство в виде совокупности людей, соединившихся в одно целое под началом ими уже установленного общего закона.

В немецкой литературе в одних случаях государство определялось как организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью (Моль); в других – как естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка (Гумплович).

В российской литературе также можно встретить разные определения в разные эпохи. Например, государство определялось как организованное общение людей, связанных между собою духовной солидарностью. Также существовали такие определения, как союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти.

В послереволюционный период государство в России представлялось как «особая организация силы», «организация насилия для подавления какого-либо класса». Государство трактовалось в строго классовом смысле, как политически господствующая организация экономически господствующего класса.

Начиная с 1985 года классовая тональность в определениях государства заменилась общесоциальной, так как на первый план вышли общечеловеческие ценности. Государство вновь пытаются определять в качестве организации или института «всех и для всех».

В жизни нет ни чисто классовых, ни чисто общечеловеческих государственных институтов, так что государство рассматривается как организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общечеловеческих.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.