Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Инновационное проектирование



В инновационной системе недостаточно стимулировать генерацию идей. Идеи должны восприниматься и находить производительное применение. Для централизованной экономики внедрение результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок было серьезной, вообще редко разрешимой проблемой. Легко реализовывались разработки, имеющие локальное значение и помогающие конкретному предприятию выполнить план, решить какие-то местные текущие задачи. Крупные разработки вовлекали в работу по их реализации предприятия различных ведомств, отраслей и сфер деятельности. Предположим, что предлагается более совершенная конструкция железнодорожного вагона. Изготавливать новый вагон будет вагоностроительный завод с заводами-поставщиками комплектующих изделий. А использовать этот вагон будет железная дорога. Дополнительные затраты и риски невыполнения плана по традиционным видам продукции, таким образом, лягут на изготовителя, а вероятный дополнительный выигрыш получит эксплуатирующая организация. Решение могло бы заключаться в разумном распределении дополнительных рисков, дополнительных расходов и доходов между всеми участниками процесса внедрения. В централизованной экономике не было механизмов автоматического разрешения перераспределенческих задач. Необходимо было добиваться отдельного решения вышестоящих органов по каждому отдельному крупному нововведению, формировать особый механизм перераспределения расходов и доходов, ресурсов и результатов. Учитывая, что все новое несло неясные риски, административная система старалась вытолкнуть подобные решения на самый высокий уровень управления, где ответственность за решения должны были взять на себя руководители страны.

Однако и рыночная система не является идеальным пространством для нововведений. Инновации в сфере высоких технологий требуют значительных ресурсов на проведение фундаментальных и прикладных исследований, опытно-конструкторских работ. Может показаться, что крупные корпорации, как раз и владеющие значительными финансовыми средствами, должны быть первыми в решении инновационных проблем. Отнюдь. Непосредственный опыт и исследования показали, что крупные корпорации испытывают наиболее высокие риски в процессе технологических революций. Исследование на эту тему привело профессора Гарвардской школы бизнеса К. Кристенсена к утверждению, что новые «подрывные» технологии наиболее опасны для крупных процветающих корпораций, потому что они к ним наименее готовы[11].

Крупные процветающие корпорации оказываются не готовыми к технологическим революциям, которые вызываются новыми «подрывными» технологиями, не потому, что эти корпорации плохо управляются, а, наоборот, именно потому, что они управляются очень хорошо. Именно поэтому крупные процветающие корпорации наиболее успешны в разработке и реализации новых так называемых «поддерживающих» технологий, но не «подрывных».

Крупные корпорации развитых стран:

ориентированы на поддержание достигнутой прибыльности, так как существенно зависят от отклика фондовых рынков;

ориентированы на крупные рынки, так как вынуждены тратить все увеличивающие ресурсы на поддержание достигнутых темпов роста;

ориентированы на освоенные рынки, так как и прогнозирование, и планирование на освоенном поле выглядит более надежным.

Заметим, что современные российские корпорации обладают такими же особенностями.

Негативное отношение крупных корпораций к инновациям усугубляется тем, что последние, в свою очередь, тоже обладают неудобными свойствами:

они не обеспечивают на первых порах высокое качество продукции;

они на первых порах не дают высокой прибыльности;

они не имеют первое время большого спроса;

вероятный потенциал «подрывной» технологии скрыт.

Время от времени новые «поддерживающие» технологии, в которых крупные корпорации наиболее сильны, неожиданно сменяются «подрывными» технологиями. В этот момент крупные процветающие корпорации именно ввиду хорошего управления теряют лидерство. «Подрывные» технологии находят поддержку в новых структурах, фирмах-новичках, которых, в общем, не жалко.

Традиционная экономика - экономика замкнутая, ограниченная. И замкнутость, и ограниченность требуют пояснения. В первую очередь, обращает на себя внимание пространственная и технологическая замкнутость традиционной модели экономики. На периоды роста и бума вплоть до кризиса предприятию предопределены выбранные в начале подъема технологическая структура и структура выпуска. Отметим также ее ситуационную ограниченность. Будущее корпорации должно быть предопределено, то есть прогнозируемым и даже планируемым.

Конечно, мы не предполагаем, что реальное предприятие не сталкивается с неожиданными событиями. Мы отмечаем лишь, что показатели, которые мы используем в аналитической работе, таковы, что негативные события их очевидным образом ухудшают, а экономика предприятия и рынка в целом такова, что неожиданно открывшиеся благоприятные технологические возможности до поры-до времени нет экономического смысла использовать. Кроме тех незначительных улучшений, которые позволяют увеличить масштабы эксплуатации уже избранных технологий и наличных мощностей.

Условия для инноваций, если мы находимся в рамках замкнутой модели, очень ограничены. Стимулы для серьезных перемен, пока есть место для валового роста, вообще отсутствуют. И переход к новым технологиям осуществляется лишь в период нарушения обычного хода дел. Реальность, конечно, богаче представленной игрушечной модели. Тем не менее, мы видим, что инновационные проекты осуществляются либо принудительно, либо оплачиваются из накоплений бизнес-ангелов, личных средств инноваторов.

Если перевести замкнутую модель на язык проектов, то можно представить проектные циклы как линейную цепочку накопления инвестиционных расходов и их полного возмещения.

 

Рис. 1. Линейный проектный цикл полного возмещения расходов

С проектной точки зрения, системный кризис начинается тогда, когда значительная часть проектов перестают окупаться. Если инвестиционные активы не возмещаются, то есть фактические доходы не окупают фактических расходов для значительной доли предприятий, то это означает, что текущие проекты этих предприятий перестали быть актуальными. Активы этих проектов переоцениваются в сторону уменьшения, а предприятия пытаются привлечь ресурсы уже на новые проекты.

Принудительная переоценка активов и пассивов дополняется в течение системного кризиса волной слияний и поглощений, и разнообразными реструктуризационными процедурами, которые, так или иначе, решают проблемы накопленных долгов и привлечения новых ресурсов. Очевидно, что ресурсы могут быть привлечены лишь на новые проекты обновленными реструктуризацией и реинжинирингом предприятиями. Именно системный характер кризиса сообщает переоценке убыточных проектов, активов и пассивов необходимый для инновационного толчка и общий для всех участников рынка фон.

Такова логика стихийных событий, сопутствующих кризису и последующим инновациям.

Есть два искусственных способа преодоления кризиса. Один из них заключается в абсолютной централизации ресурсов и власти у государства. Этот подход остается, на наш взгляд, в арсенале правительств на случай самых крайних событий – войн, катастроф, разрухи и т.п. Сегодня правительствами применяется монетарный подход - покрытие долгов, скупка обесцененных активов за счет так или иначе вброшенных в обращение новых денег, использования международных кредитов, субсидий, помощи. Этим достигается спасение, в первую очередь, финансовой системы, базовой производственной и социальной инфраструктуры, которые обеспечивают удовлетворение фундаментальных потребностей населения и общества. Но при этом увеличивается нагрузка на государственные бюджеты и снижается давление на участников рынка, чем замедляется реструктуризация экономики. Инновационные мероприятия неизбежно приобретают точечный характер, так как инициируются правительством в условиях резко ограниченных ресурсов.

Нам представляется, что может быть предложен и третий путь: рационализация самого стихийного кризисного механизма реструктуризации за счет преодоления информационной закрытости стихийного процесса. Таким способом может быть обеспечено более эффективное использование инновационной составляющей системного кризиса. Такой путь антикризисного менеджмента тем более необходим, что глобализация экономики ставит предприятия перед хронической опасностью кризиса в любое время и заставляет предприятия поддерживать постоянную готовность к негативным явлениям. В глобальной экономике с постоянными инновационными толчками, вызванными хроническим ожиданием кризиса, проекты предприятий уже не выстраиваются в линейную цепочку следующих друг за другом окупающихся проектов. Высокотехнологичные компании представляют собой системы управляющие каскадом проектов, полной окупаемости которых нет смысла дожидаться. Механизмы переоценки и реструктуризации служат постоянной зачистке старых активов и базой для новых инновационных скачков.

Рис. 2. Каскадный проектный цикл с неполным возмещением расходов

Что происходит, если непрогнозируемая, непредсказуемая система, а именно такова сегодняшняя глобальная экономика, продолжает оставаться информационно закрытой?

Экономическими аналитиками замечена своеобразная логика действий менеджеров предприятий, испытывающих трудности. Сначала они не придают значения ранним признакам несостоятельности. Это объясняется тем, что ранние признаки имеют вероятностное значение, и сбиваться на перемены по нечетким сигналам не считается уместным. Когда признаки грядущей несостоятельности становятся более очевидными, менеджеры, как правило, пытаются их скрыть от собственников предприятия и особенно от контрагентов. В этих условиях менеджеры тем более избегают серьезных действий по предотвращению реальной несостоятельности, так как эти действия служили бы раскрытию реального положения дел. Замечено, что при приближении к точке невозврата менеджеры (к ним уже подключаются и собственники и аудиторы) легко склоняются к тем или иным авантюрным мерам, которые обещают быстро исправить неприятную ситуацию. И описанное поведение, как мы видим, провоцируется информационной закрытостью бизнеса. Покажем это на последних примерах.

Из последних событий отметим банкротство американского банка Lehman Brothers, объявление о котором 15 сентября 2008 года ускорило глобальный финансовый кризис. Объявление о банкротстве Lehman Brothers последовало немедленно после объявления о покупке инвестиционного банка Merrill Lynch крупнейшим банком США Bank of America.

Финансовые власти США провели расследование этого события и предъявили обвинение как топ-менеджерам компании, так и аудиторам Ernst&Young. Используя операции репо (продажи долговых ценных бумаг с обязательством обратного выкупа), банк еще с 2001 года скрывал значительные объемы кредиторской задолженности. Дело в том, что при этой операции (в США ее прозвали «репо-105», потому что бумага ценой в 105 долл. продавалась за 100) собственность на бумаги временно переходит к покупателю, а аудиторы закрывают глаза на отличие этой операции от обычной операции купли-продажи[12]. Таким методом завышалась стоимость банка. И добавим, что до сих пор остается предметом обсуждения отказ Bank of America от покупки инвестиционного банка Lehman Brothers, что спасло бы последний от банкротства, и выбор инвестиционного банка Merrill Lynch. Последний был куплен с премией в 70%, несмотря на то, что по итогам четвертого квартала 2007 года и первого и второго кварталов 2008 года банк имел убытки, и цены его акций упали. Для фондовых рынков крах Lehman Brothers оказался более значимым событием, чем спасение Merrill Lynch.

Отметим, что это еще раз подтолкнуло падение фондовых рынков в сентябре 2008 года (вообще, понижательный скачок был заметен сначала весной-летом 2006 года, потом в феврале и осенью 2007 года), и фондовый рынок уже не показывал заметного роста вплоть до весны 2009 года.


[1] Из книги: Портер Майкл. Конкурентная стратегия: Методики анализа отраслей и конкурентов – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007 – Приложение А. Портфельные методы анализа конкурентов, стр. 427-433.

 

[2] См. Маграт Р. Г. и Мак-Миллан Я. С. Акулы рынка: сорок стратегических ходов для ускорения роста бизнеса – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007.

[3] См. Каплан Р. С. и Купер Р. Функционально-стоимостной анализ: практическое применение – пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2008.

[4] Интересно, что даже слабые предприятия могут в некоторых случаях финансироваться выпуском ценных бумаг. Пик реорганизационных процедур в развитых странах в 70-е годы потребовал реализации специфических приемов привлечения средств, например, массового вброса на финансовые рынки, так называемых, “мусорных” облигаций предприятий. Эти облигации выпускались предприятиями с инвестиционной привлекательностью значительно ниже среднего уровня и потому имели сверхвысокую номинальную доходность при слабых перспективах реального возврата средств. Тем не менее, эти облигации находили сбыт, привлекали средства, так как сверхвысокий риск соседствовал со сверхвысокими выгодами в случае удачной реорганизации. По мере спада реорганизационных процедур выпуск таких “мусорных” облигаций потерял экономический смысл и, наконец, был законодательно запрещен.

[5] Опыт показывает, что экономию до 10% можно обеспечить лишь одним усилением контроля расходования средств, централизацией основных контролирующих функций. При необходимости увеличения эффекта мероприятий по экономии необходимы капитальные затраты по внедрению экономичных технологий.

[6] Материалы статистики США показывают интересные расхождения эффективности долгосрочных (20 лет) и краткосрочных (1 год) вложений. Наиболее эффективные долгосрочные вложения - картины старых мастеров (при краткосрочных ожиданиях - 5 место), акции (наиболее стабильны, при краткосрочных ожиданиях сдвигаются на 3 место), китайский фарфор (при краткосрочных ожиданиях сдвигаются на 8 место), золото (при краткосрочных ожиданиях сдвигаются на 12 место), бриллианты (при краткосрочных ожиданиях сдвигаются на 11 место). Наиболее эффективные краткосрочные вложения - нефть (при долгосрочных ожиданиях - 8 место), облигации (при долгосрочных ожиданиях - 7 место), акции (!!!), трехмесячные казначейские векселя (при долгосрочных ожиданиях - 9 место), картины старых мастеров. Любопытно, что вложения в жилье при долгосрочных ожиданиях находится на 10 месте по эффективности, а при краткосрочных - на 7 месте. Вложения в золото приносят четвертый по месту эффект только при ожидании сроком в 20 лет. Если ожидания даже 10 лет - место золота по эффективности снижается до 12. Вложения в иностранную валюту при всех сроках ожиданий колеблется по эффективности от 8 до 14 места. - См.: Тьюлз Р., Брэдли Э, Тьюлз Т. Фондовый рынок - Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1997, стр.11. Кстати, сравнение американских материалов с российскими говорит о том, где мы находимся на пути к рынку с точки зрения стабильности и эффективности наших предприятий. Мы пока не ушли от вложений в иностранную валюту и золото, в лучшем случае - в жилье.

[7] Это старая проблема, которую связывали с эффективностью системы централизованного планирования в социалистических странах. На эту тему можно рекомендовать прекрасную работу шведского экономиста Л. Йохансена «Очерки макроэкономического планирования» - в двух томах – пер. с англ. - М.: Издательство «Прогресс», 1982 (раздел «Некоторые проблемы стимулирования», стр. 50-65, том 2) или классическую работу: Корнаи Я. Дефицит. Пер. с англ. - М.: Наука, 1990.

[8] Приведенная формула устойчивого роста близка к формулам из книги: Хиггинс Р. С. Финансовый анализ: инструменты для принятия бизнес-решений – пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. «Вильямс», 2007, стр. 141-167.

[9] Вообще, показатели могут различным образом определяться различными аналитиками. Единого обязательного глоссария финансовых показателей не существует. Мы в пособии придерживаемся рекомендаций, содержащихся в следующих книгах: Дамодаран А. Инвестиционные байки: разоблачение мифов о беспроигрышных инвестиционных стратегиях – пер. с англ. – СПб.: Питер, 2007; Хиггинс Р. С. Финансовый анализ: инструменты для принятия бизнес-решений – пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007, 464 стр.; МакКензи В. Использование и интерпретация финансовой отчетности - пер. с англ. - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2006, 528 стр.

[10] См.: Гохан П. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний – пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007, стр. 592-593. Для наших условий мы рекомендуем: Смирницкий Е. А. Экономические показатели бизнеса – М.: Экзамен, 2002, 512 стр. Из старых, но сохраняющих полезность для внутрипроизводственных оценок, книг можно рекомендовать: Барун М. А. Справочник по финансово-экономическим расчетам – М.: Финансы, 1971, 503 стр.; Справочник эффективности управленческих и хозяйственных решений – Справочник – М.: Знание, 1984, 240 стр.; Эйлон С. и др. Система показателей эффективности производства (прикладной анализ) – пер. с англ. – М.: Экономика, 1980, 192 стр.

[11] Кристенсен К.М. Дилемма инноватора. Как из-за новых технологий погибают сильные компании. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

[12] Макдональд Л., Робинсон П. Колоссальный крах здравого смысла: История банкротства банка Lehman Brohters глазами инсайдера – пер. с англ. – М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2010. О сопутствующих событиях в банковской сфере см.также: Крез. Я – аферист. Признания банкира – пер. с франц. – М.: Астрель: CORPUS, 2010

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.