Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классификация юридических норм. Критерии классификации. Эффективность юридических норм и нормативно-правовых актов



Классификация юридических норм. В основу классификации юридических норм положены различные критерии. 1. По предмету правового регулирования (отраслевому признаку) юридические нормы подразделяются на нормы государственного, административного, гражданского, уголовного, трудового, гражданско-процессуального и др. отраслей права. В свою очередь отраслевые нормы делятся на нормы материального и процессуального права. — Материальные правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д. (нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного права). - Процессуальные правовые нормы регулируют организационные отношения и носят сугубо организационный, процедурный, управленческий характер, регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права; регулируют деятельность правоприменительных органов, порядок ведения ими юридических дел и касаются не всех субъектов, а только участников процесса (истца, ответчика, судьи, адвоката, прокурора, подсудимого, потерпевшего и т.д.). 2. По методу правового регулирования нормы права делятся на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные. - Императивные нормы — категорические властные предписания, в максимально конкретной форме излагающие правила поведения при реализации которых не допускается какой бы то ни было свободы правоприменителя. -Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. - Поощрительные нормы - это предписания о мерах поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающихся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей, либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования. - Рекомендательные нормы устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, для обеспечения реализации которых адресаты данных рекомендаций проводят соответствующие их компетенции мероприятия с учетом своих местных условий, возможностей и резервов. 3. По функциональной роли в механизме правового регулирования общественных отношений нормы права подразделяются на классические нормы-правила и специализированные нормы (дефиниции, цели, принципы). 1). Нормы-правила содержат характеристику вариантов возможного, должного и недопустимого поведения. При этом, они в свою очередь подразделяются на регулятивные и охранительные. - Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов, направлены на урегулирование правомерного поведения, формулируют положительные предписания в праве. - Охранительные нормы предусматривают отрицательную реакцию государства на неправомерное поведение, предусматривают применение к нарушителю негативных мер в форме государственного принуждения. 2)Специализированные нормы определяют основные понятия и принципы правового регулирования; формулируют его цели и задачи; обозначают возможные перспективы развития юридических институтов. К этому виду правовых норм относятся: нормы-начала; нормы-принципы; нормы-цели, нормы-дефиниции. - Нормы-начала — это предписания, конституционно закрепляющие основы социально-экономической, политической и государственной жизни, взаимоотношений государства и личности, прав и свобод граждан. Нормы-начала в своем большинстве сосредоточены в Основном законе государства. - Нормы-принципы — закрепляют основные направляющие начата юридической деятельности (например в Конституции РФ закрепляется норма-принцип, в которой говорится о том, что в основу формирования государственной власти в России положен принцип разделения властей). - Нормы-цели - определяют и юридически закрепляют перспективные цели политико-правового развития. В частности, своеобразной нормой-целью является преамбула Конституции США, гласящая: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и принимаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки». - Нормы-дефиниции — содержат определения конкретных юридических понятий. К примеру, ст. 209 УК РФ устанавливает, что «под бандой следует понимать устойчивую вооруженную группу двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации». 4. По субъекту право творчества и юридической силе, то есть в зависимости от органа, издавшего те или иные юридические нормы, они подразделяются на нормы, получающие закрепление в законах (основным из которых является Конституция), обладающие высшей юридической силой и нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основании и во исполнение законов.

5. По действию в пространстве, различаются нормы общего действия и нормы ограниченного действия (локальные). - Нормы общего действия действуют на всей юрисдикционной территории государства (нормы закрепленные Конституции РФ). - Локальные нормы - правила поведения, действующие в пределах обособленного территориального образования (правила поведения, закрепленные в нормативных актах, принимаемых и действующих на территориях субъектов РФ). 6. По характеру содержащихся предписаний нормы делятся на управомочивающие, предписывающие, запрещающие. - Управомочивающие нормы права определяют правила возможного поведения субъектов. - Предписывающие нормы права устанавливают правила должного поведения субъектов. - Запрещающие нормы обязывают субъектов воздерживаться от совершения определенных деяний, признанных законодателем противоправными. 7. По действию норм права во времени различаются постоянные и временные нормы. - Постоянные не ограничены в своем действии временным промежутком, действуют до отмены. - Временные действуют в течение формально определенного промежутка времени. При этом промежуток времени может определяться календарным сроком (нормы, закрепленные в национальном бюджете, действуют в течение календарного года), а также фактической ситуацией (нормы, закрепленные чрезвычайным законодательством, будут иметь юридическую силу в условиях объявленного чрезвычайного положения).

В зависимости от действия по кругу лиц, нормы права разделяются на общие - касающиеся всех субъектов права (нормы, закрепляющие право на квалифицированную юридическую помощь); специальные - распространяющие свое действие на определенный круг субъектов (нормы регулирующие правовое положение иностранцев). Эффективность правовых норм обусловливается комплексом разнообразных условий, которые связаны с качеством самих норм и социальным механизмом их действия. Качества содержания правовых норм: их социальная ценность, адекватность социальным реалиям и потребностям, уровень юридико-технического изложения содержащихся в них предписаний. К социальным (внешним) факторам, которые обусловливают эффективность правовых норм, относят: условия, связанные с функционированием политической и правовой системы; макросоциальные условия (состояние общественного сознания, реальные возможности общества, и др.); личностные условия субъектов, реализующих правовые нормы; микросоциальные условия (трудовые коллективы, малые группы и др.). Экономичность является качеством правовых норм, которые обусловливают эффективность права. В одних случаях это качество связывается с проблемой избыточности правовой информации. Таким образом, для эффективности правового регулирования общественных отношений требуется, чтобы воля законодателя, выраженная в праве, была полностью доведена до адресатов правовых норм, верно понята и воплощена в жизнь. Достижение этой цели зависит от характеристик правовой информации: объема и содержательности сообщений, их понятности, соотношения числа сигналов – носителей информации и ее смысла, помехоустойчивости сообщений. Все эти характеристики имеют место в категории избыточности информации. Все сказанное относится и к правовой информации. Другие же авторы сосредоточивают основное внимание на юридико-технической проблематике: языке изложения правовых предписаний, стиле, их согласованности между собой. При этом важнейшее требование законодательного языка – краткость. Таким образом, закон не является повествованием или описанием, он должен быть лаконичным. Эффективность права – одна из узловых теоретико-правовых отраслевых проблем современного правоведения. Эффективность права не является его априорной особенностью, поскольку отраслевые правовые установления могут устаревать или не полностью отражать потребности, цели и задачи правового регулирования общественных отношений. На основании этого проблема эффективности права становится весьма важной, определяя уровень продуктивности созданных правовых норм. Есть много разных подходов к определению понятия эффективности правовых норм. Одно из них, самое распространенное, следующее: эффективность правовых норм – это отношение между фактическим результатом их действия и той социальной целью, для достижения которой эти нормы были приняты. Это определение заключается в том, что оно рассматривает эффективность в качестве общенаучного понятия, которое выступает обобщенным выражением проблемы оптимальных способов достижения цели нормативно-правового регулирования общественных отношений.

В существующих определениях понятия эффективности правовых норм не рассматривается вопрос о заключающихся в них правовых и социальных целях, которые не являются тождественными. При этом первые связаны с обеспечением конкретных вариантов поведения субъектов, а вторые – соответствующих изменений в регулируемых сферах общественных отношений. Следовательно, эффективность права – это способность правовых норм обеспечивать при минимальных затратах достижение заложенных в них социально-правовых целей, которые состоят в программируемых позитивных изменениях регулируемых сфер общественных отношений посредством формирования требуемых для этого моделей поведения их участников.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.