Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Публичное и частное право как части системы права



По регулируемым отношениям (в сфере государственной власти или в сфере частных интересов) право делиться на публичное и частное.

Публичное право – это подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие публичный (общегосударственный) интерес. Оно регулирует те отношения, в которых одним из субъектов права выступает государство в лице его компетентных органов (Конституционное право,Административное право,Муниципальное право,Уголовное право, Уголовно-исполнительное право, Финансовое право, Международное публичное право и др.)

Частное право представляет собой другую подсистему права, регулирующую отношения, обеспечивающие частные интересы (лично-имущественные, брачно-семейные), автономный статус и инициативу частных собственников и юридических лиц в их имущественной деятельности и личных взаимоотношениях. В состав частного права входит: Гражданское право, Семейное право, Трудовое право, Международное частное право и др.

Это членение системы права на право публичное и частное предложили еще юристы Древнего мира. Но они же отмечали и известную условность такого членения, так как многие публичные правовые решения оказывают неизбежное влияние и на личные интересы, а последние так или иначе связаны с общесоциальными отношениями.

Однако история правового развития показывает, что признание частного права (современного гражданского права) имеет большое социальное значение, так как на первый план выдвигает гражданина, индивида, утверждает его экономические, личные, культурные права, не заслоняет эти права государственно-правовым блоком. Наличие частных прав делает их насителя активным участником общественной, прежде всего экономической, жизни, делает его политически самостоятельным, способствует стабильности, предсказуемости общественных отношений.

Размышляя о системе права, следует также иметь в виду, что во все времена юристы того или иного общества стремились к созданию четкой, непротиворечивой системы права. Однако это почти ни когда не удавалась: противоречивость законов всегда была скорее правилом чем исключением.

Причин этому было и остается много. Одна из них заключается во внеправовых факторах, когда систему права взламывают экономические, социальные перемены, например переход от социалистического строя к социально-регулируемой рыночной экономике. Иной фактор – запаздывание, медлительность системы права. Многочисленность связей в системе права не

позволяет оперативно ее перестраивать, даже при радикальных переменах остаются реликты предыдущего правового состояния[4].

Еще важна и характеристика права как очень сложной системы. Сложность – это отличительная черта права в целом. Все это никак не позволяет ту или иную систему права считать идеальной.

В теории права уже много столетий идет поиск системообразующего фактора. На предыдущем, марксистско-ленинском, этапе отечественная теория выдвигала в качестве такого типа права, его привязку к социально-экономическому строю, к типу государства. И надо отметить, что право социалистического общества имело, пожалуй, действительно четкую системную характеристику. Государственное право, гражданское право обеспечивали огосударствление экономически, прежде всего собственности, распределительную систему – планирование и управление народным хозяйством. Уголовное право обеспечивало фактическую трудовую повинность, закрепляло рабочих и крестьян соответственно на предприятих и вколхозах. Иные правовые нормы устанавливали пределы зароботной платы, даже даже количество наличных денег на предприятиях и в организациях (так называемый кассовый план).

Система социалестического права позволяла властным структурам расправляться с политическими оппонентами, устанавливать государственную идеологию, устранять инакомыслящих и т.п. Ее зависимость от экономических отношений прослеживается весьма четко. И действительно, стоило в 1965 г. принять правовые решения об экономической реформе – частичной, половинчатой, но все же расширяющей правомочия и самостоятельность предприятий,- как вся система права постепенно стала не устойчивой, нестабильной и в процессе изменений, прежде всего через развитие арендных отношений, кооперативного хозяйства и иных явлений, противоречащих действующей системе права, стала медленно поворачиваться к рыночной экономике, демократическим преобразованиям.

Следовательно, правильным будет вывод о наличии многих системообразующих факторов, действующих по-разному в тех или иных обществах, как самостоятельно, обособленно, так и в совокупности, в комплексе.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.