Парламентское большинство поддержало ряд законодательных инициатив Президента РФ, направленных на решение существующих в этой области задач. Так, был снижен до 5 процентов барьер прохождения партий в Государственную Думу. Партии получили право выдвигать кандидатов на должности руководителей субъектов Федерации, а также гарантии равного освещения их деятельности в государственных средствах массовой информации.
Также в Послании Президент предложил уделить особое внимание укреплению демократических институтов на региональном уровне, а именно:
- ввести единый критерий установления численности депутатов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. Все партии, представленные в региональных парламентах, получат возможность формировать фракции. Всем должно быть гарантировано, что из их представителей будут замещаться депутатские вакансии для работы на постоянной основе и на руководящих постах. Партии, за которые на региональных выборах проголосовали более 5 процентов избирателей, должны получить гарантии представительства в законодательном органе субъекта Федерации. Партии, не представленные в Государственной Думе, но имеющие фракции в законодательных собраниях субъектов Федерации, следует освободить от сбора подписей для участия в региональных выборах в соответствующих регионах;
- в перспективе отказ от сбора подписей как метода допуска партии к выборам;
- непарламентским партиям также нужно гарантировать возможность постоянного участия в работе Центральной и региональных избирательных комиссий;
- упорядочить осуществление досрочного голосования на местных выборах. Законы о выборах Президента и депутатов Государственной Думы строго ограничивают сроки этой процедуры и четко определяют, в каких случаях она используется. Взяв именно эти нормы за основу, нужно продолжить корректировку федерального и регионального законодательства;
- во всех субъектах Российской Федерации принять законы о гарантиях равного освещения в средствах массовой информации деятельности партий, представленных в региональных парламентах;
- законодательные собрания тех субъектов Федерации, где это еще не сделано, могут использовать опыт Государственной Думы, наиболее важные заседания которой транслируются в сети Интернет в режиме реального времени. Самой Государственной Думе предлагаю организовать трансляции всех без исключения открытых пленарных заседаний. Думаю, что этот опыт будет интересен и Совету Федерации, и, возможно, Конституционному Суду;
- в уставы и конституции субъектов Российской Федерации включить статьи о ежегодном отчете руководителей исполнительной власти перед местным парламентом по аналогии с Конституцией России;
- технологическое обеспечение политической конкуренции. Внедрение электронных средств подсчета голосов и обработки информации на избирательных участках[39].
Таким образом, необходимо отметить, что государство уделяет большое внимание развитию института политической системы, в том числе политических партий.
Как представляется, взаимодействие между государством и политическими партиями в РФ должно развиваться в следующем направлении: государство, заинтересованное в стабильном развитии гражданского общества, должно совместно с политическими партиями (история консолидирует определенную часть общества) разработать программу развития гражданского общества, основанную на основах морали и права и направленную на развитие каждого гражданина.
11 июля 2001 г. Президент РФ подписал Федеральный закон «О политических партиях» №95-ФЗ. Закон детально регламентирует: создание политической партии; государственную регистрацию политической партии; внутреннее устройство политической партии; права и обязанности политической партии; государственную поддержку политических партий; государственное финансирование политических партий; участие политических партий в выборах и референдумах; приостановление деятельности и ликвидацию политических партий.
Необходимо отметить современные реалии. Так, деятельность политических партий в Российской Федерации основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.
Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением следующих ограничений:
- запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности;
- не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях;
- запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений;
- создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и структурных подразделений указанных партий не допускаются;
- в случае введения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях чрезвычайного или военного положения деятельность политических партий осуществляется в соответствии с федеральным конституционным законом о чрезвычайном или военном положении[40].
Статья 10 названного Закона регламентирует отношения между государством и политическими партиями.
Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.
Вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними.
Лица, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения политических партий, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица, за исключением депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов иных законодательных (представительных) органов государственной власти и депутатов представительных органов местного самоуправления, не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей.
Президент Российской Федерации вправе приостановить свое членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий.
Взаимодействие между государством и политическими партиями в РФ ярко проявляется в работе Государственной Думы.
Кроме того, в рамках политической системы основным инструментом воздействия на разнообразные стороны социальной жизни служат власть, авторитетное влияние. История свидетельствует о том, как власть часто использует силу. В качестве такой силы могут выступать партии, возникающие в результате объединения воли и действий многих людей на основе определенных принципов и являющиеся мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни, ее рационализации.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что политические партии сегодня являются неотъемлемым элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, являясь связующим звеном между обществом и государством. Их основная задача состоит в превращении множества частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их единый совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация действий граждан в политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или пытаются оказывать опосредованное влияние на него.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государство и политические партии представляют собой учреждения, организующие и обслуживающие процесс осуществления политической власти, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий. Каждый из этих политических институтов как субъект политики реализует политическую активность через деятельность своих лидеров, функционеров различных уровней и рядовых членов, взаимодействия с общественной средой в целях удовлетворении и индивидуальных и групповых социально-политических интересов.
Однако в ряде стран меняется облик общества и иерархия потребностей, ценностей; их становится все труднее представить в цельной программа, служащей объединяющим началом; в обществе проявляется тенденция прямого выражения интересов и прямого влияния на государственные институты. Кроме того уменьшились притягательная сила идеологий, доверие к глобальным и всеобъемлющим концепциям; цели и идейные ценности не стали менее необходимыми, но доверие к ним теперь основывается не на их включенности в долговременную программу, а на соответствии повседневной реальности. Отсюда - возникновение движений вокруг конкретных целей и вопросов, понижение роли такого посредника, как партия. Наконец, возрастает воздействие СМИ на формирование общественного сознания и позиций общественности, значительно сужая традиционную воспитатель-педагогическую функцию партии.
Одновременно действует тенденция к обновлению политических партий, их формы, характер деятельности. Речь идет об обретении партиями, их лидерами политической культуры, для которой характерно понимание того, что "политика не существует ради политики"; в ней особенно важны морально-нравственные начала партийного поведения и деятельности, акцент на демократию, права и свободы личности, плюрализм мнений, на объединяющие ценности, методы политического реализма, ориентацию на человека, как главную ценность политической жизни.
В мире наблюдается тенденция к развитию двух- и многопартийности. Хотя и эти системы не лишены недостатков.
При многопартийности, когда имеется множество сравнительно мелких партий и каждая из них выражает интересы незначительного числа избирателей, власть может быть блокирована множеством противоречивых действий субъектов политики. Далее, свободы выбора между программами различных партий в условиях многопартийности может сужаться. Это связано с тем, что решения, касающиеся жизни каждого избирателя и принимаемые депутатами, опосредуются коалициями и компромиссами между различными партиями. Наконец, многопартийность в ряде случаев может вести к отсутствию стабильного парламентского большинства, на которое могло 6ы опираться правительство.
Большое число политических партий совсем не обязательно означает возрастающую степень демократичности общества. Партийно-парламентский механизм во многих странах достиг значительной гибкости и отлаженности. Однако опыт последних десятилетий обнаружил и его слабые стороны. Партии, особенно массовые, стали довольно громоздкими структурами, возник обширный слой профессиональных партийных функционеров, обособленных от рядовых членов. Партийная и партийно-парламентская политика все чаще воспринимается избирателями как некая оторванная от живой жизни сфера, со своим условным языком, закулисными интригами и не всегда оправданными претензиями выступать от имени граждан. В результате многие люди проявляют слабый интерес к партиям, голосуют за них от случая, исходя, скорее, из сиюминутных интересов, электоральной политики, нежели в силу внутренней прочной связи с той или иной партией.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Монографии и учебники
1. Байрамов, А.Р. Правовое регулирование деятельности политических партий в современных условиях / А.Р. Байрамов. – М., 2012.
2. Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права / М.И. Байтин. – Саратов: СГАП, 2011.
4. Заславский, С.Е. Власть и политические партии в режиме выборов: становление института партийного представительства: политико-юридический аспект / С.Е. Заславский. – М., 2012.
5. Зотова, З.М. Партии России: испытание выборами / З.М. Зотова. – М., 2011.
6. Краснов, В.Н. Система многопартийности в современной России / В.Н. Краснов. – М., 2009.
7. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. – М., 2011.
8. Общая теория государства и права. Изд. 5-е. / под ред. В.В. Лазарева. – М., 2010.
9. Общая теория права. Курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. – Н.Новгород, 2006.
10. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / под общ. ред. А.С. Пиголкина. М., 2010.
11. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. – М, 2011.
12. Черданцев, А.Ф Теория государства и права / А.Ф. Черданцев. – Екатеринбург, 2010.
13. Чиркин В.Е. Конституционное право России / В.Е. Чиркин. – М.: Норма, 2009.
Статьи
14. Бутенко, А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки / А.П. Бутенко // Государство и право. – 2003. – № 7. – С.11-16.
15. Кожевников, О.А. Судебная защита права граждан на объединение как показатель уровня развития гражданского общества в РФ / О.А. Кожевников // Юрист. – 2006. – № 5. – С.23-31.
16. Ленин В.И. Государство и революция // Полн. собр. соч. – Т.33.
17. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. – 2009. – 13 ноября.
18. Романовский, Н.Б. Политические партии и партийные системы / Н.Б. Романовский // Политология и современный политический процесс. – 2009. – №2. – С.100-109.
19. Тарасов, Е.Н. Государство как институт политической системы / Е.Н. Тарасов // Социально-политический журнал. – 2004. – №1,2.
20. Тихомиров, Ю.А. Власть в обществе: единство и разделение / Ю.А. Тихомиров // Государство и право. – 2000. – № 2. – С.10-15.
21. Тихомиров, Ю.А. Государство на рубеже столетий / Ю.А. Тихомиров // Государство и право. – 1997. – № 2. – С.16-23.
Приложения 1
Приложение 2
[1] Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2011. С.25.
[2] Ленин В.И. Государство и революция // Полн. собр. соч. Т.33.
[3] Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. Саратов, 2011. С.31.
[4] Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. – 2003. – № 7. – С.11.
[5] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М, 2011. С. 35.
[6] Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2011. С.27.
[7] Там же.
[8]Кельзен Г. Общее учение о праве // Сб. переводов. Под ред. В.Н. Кудрявцева, Н.Н. Разумович. М., 1998. С.53-54.
[9] Кельзен Г. Общее учение о праве // Сб. переводов. Под ред. В.Н. Кудрявцева, Н.Н. Разумович. М., 1998. С.55.
[10] Там же.
[11]Там же.
[12] Бутенко, А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. – 2003. – № 7. – С.13.
[13]Теория государства и права: учебник для юридических вузов / под общ. ред. А.С. Пиголкина. М., 2010. С. 32.
[14] Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2011. С.29.
[15] Общая теория государства и права. Изд. 5-е. / под ред. В.В. Лазарева. М., 2010. С.24.
[16] Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2011. С.29.
[17] Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2011. С.30.
[18] Там же.
[19] Общая теория права. Курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. Н.Новгород, 2006. С.42.
[20] Общая теория права. Курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. Н.Новгород, 2006. С.43.
[21] Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. – 2003. – № 7. – С.14.
[22] Общая теория права. Курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. Н.Новгород, 2006. С.44.
[23] Там же. С.45.
[24] Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2011. С.35.
[25]Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. Саратов, 2011.С.33.
[26] Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2011. С.35.
[27] Общая теория права. Курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. Н.Новгород, 2006. С.46.
[28] Теория государства и права: учебник для юридических вузов / под общ. ред. А.С. Пиголкина. М., 2010. С. 34.
[29] Байрамов А.Р. Правовое регулирование деятельности политических партий в современных условиях. М., 2012.С.7.
[30] Романовский Н.Б. Политические партии и партийные системы // Политология и современный политический процесс. – 2009. – №2. – С.100.
[31]Дмитриев Ю.А., Токмаков К.К. Россия: становление многопартийности. М., 2011. С.13.
[32] Байрамов А.Р. Правовое регулирование деятельности политических партий в современных условиях. М., 2012. С.9.
[33]Байрамов А.Р. Правовое регулирование деятельности политических партий в современных условиях. М., 2012. С.13-14.
[34] Зотова З.М. Партии России: испытание выборами. М., 2011. С.6.
[35] Краснов В.Н. Система многопартийности в современной России. М., 2009. С.43.
[36] Зотова З.М. Партии России: испытание выборами. М., 2011. С.14.
[37] Заславский С.Е. Власть и политические партии в режиме выборов: становление института партийного представительства: политико-юридический аспект. М., 2012. С.25.
[38] Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. – 2008. - 13 ноября.