Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ



Парламентское большинство поддержало ряд законодательных инициатив Президента РФ, направленных на решение существующих в этой области задач. Так, был снижен до 5 процентов барьер прохождения партий в Государственную Думу. Партии получили право выдвигать кандидатов на должности руководителей субъектов Федерации, а также гарантии равного освещения их деятельности в государственных средствах массовой информации.

Также в Послании Президент предложил уделить особое внимание укреплению демократических институтов на региональном уровне, а именно:

- ввести единый критерий установления численности депутатов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. Все партии, представленные в региональных парламентах, получат возможность формировать фракции. Всем должно быть гарантировано, что из их представителей будут замещаться депутатские вакансии для работы на постоянной основе и на руководящих постах. Партии, за которые на региональных выборах проголосовали более 5 процентов избирателей, должны получить гарантии представительства в законодательном органе субъекта Федерации. Партии, не представленные в Государственной Думе, но имеющие фракции в законодательных собраниях субъектов Федерации, следует освободить от сбора подписей для участия в региональных выборах в соответствующих регионах;

- в перспективе отказ от сбора подписей как метода допуска партии к выборам;

- непарламентским партиям также нужно гарантировать возможность постоянного участия в работе Центральной и региональных избирательных комиссий;

- упорядочить осуществление досрочного голосования на местных выборах. Законы о выборах Президента и депутатов Государственной Думы строго ограничивают сроки этой процедуры и четко определяют, в каких случаях она используется. Взяв именно эти нормы за основу, нужно продолжить корректировку федерального и регионального законодательства;

- во всех субъектах Российской Федерации принять законы о гарантиях равного освещения в средствах массовой информации деятельности партий, представленных в региональных парламентах;

- законодательные собрания тех субъектов Федерации, где это еще не сделано, могут использовать опыт Государственной Думы, наиболее важные заседания которой транслируются в сети Интернет в режиме реального времени. Самой Государственной Думе предлагаю организовать трансляции всех без исключения открытых пленарных заседаний. Думаю, что этот опыт будет интересен и Совету Федерации, и, возможно, Конституционному Суду;

- в уставы и конституции субъектов Российской Федерации включить статьи о ежегодном отчете руководителей исполнительной власти перед местным парламентом по аналогии с Конституцией России;

- технологическое обеспечение политической конкуренции. Внедрение электронных средств подсчета голосов и обработки информации на избирательных участках[39].

Таким образом, необходимо отметить, что государство уделяет большое внимание развитию института политической системы, в том числе политических партий.

Как представляется, взаимодействие между государством и политическими партиями в РФ должно развиваться в следующем направлении: государство, заинтересованное в стабильном развитии гражданского общества, должно совместно с политическими партиями (история консолидирует определенную часть общества) разработать программу развития гражданского общества, основанную на основах морали и права и направленную на развитие каждого гражданина.

11 июля 2001 г. Президент РФ подписал Федеральный закон «О политических партиях» №95-ФЗ. Закон детально регламентирует: создание политической партии; государственную регистрацию политической партии; внутреннее устройство политической партии; права и обязанности политической партии; государственную поддержку политических партий; государственное финансирование политических партий; участие политических партий в выборах и референдумах; приостановление деятельности и ликвидацию политических партий.

Необходимо отметить современные реалии. Так, деятельность политических партий в Российской Федерации основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.

Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением следующих ограничений:

- запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности;

- не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях;

- запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений;

- создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и структурных подразделений указанных партий не допускаются;

- в случае введения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях чрезвычайного или военного положения деятельность политических партий осуществляется в соответствии с федеральным конституционным законом о чрезвычайном или военном положении[40].

Статья 10 названного Закона регламентирует отношения между государством и политическими партиями.

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.

Вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними.

Лица, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения политических партий, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица, за исключением депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов иных законодательных (представительных) органов государственной власти и депутатов представительных органов местного самоуправления, не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей.

Президент Российской Федерации вправе приостановить свое членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий.

Взаимодействие между государством и политическими партиями в РФ ярко проявляется в работе Государственной Думы.

Кроме того, в рамках политической системы основным инструментом воздействия на разнообразные стороны социальной жизни служат власть, авторитетное влияние. История свидетельствует о том, как власть часто использует силу. В качестве такой силы могут выступать партии, возникающие в результате объединения воли и действий многих людей на основе определенных принципов и являющиеся мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни, ее рационализации.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что политические партии сегодня являются неотъемлемым элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, являясь связующим звеном между обществом и государством. Их основная задача состоит в превращении множества частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их единый совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация действий граждан в политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или пытаются оказывать опосредованное влияние на него.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государство и политические партии представляют собой учреждения, организующие и обслуживающие процесс осуществления политической власти, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий. Каждый из этих политических институтов как субъект политики реализует политическую активность через деятельность своих лидеров, функционеров различных уровней и рядовых членов, взаимодействия с общественной средой в целях удовлетворении и индивидуальных и групповых социально-политических интересов.

Однако в ряде стран меняется облик общества и иерархия потребностей, ценностей; их становится все труднее представить в цельной программа, служащей объединяющим началом; в обществе проявляется тенденция прямого выражения интересов и прямого влияния на государственные институты. Кроме того уменьшились притягательная сила идеологий, доверие к глобальным и всеобъемлющим концепциям; цели и идейные ценности не стали менее необходимыми, но доверие к ним теперь основывается не на их включенности в долговременную программу, а на соответствии повседневной реальности. Отсюда - возникновение движений вокруг конкретных целей и вопросов, понижение роли такого посредника, как партия. Наконец, возрастает воздействие СМИ на формирование общественного сознания и позиций общественности, значительно сужая традиционную воспитатель-педагогическую функцию партии.

Одновременно действует тенденция к обновлению политических партий, их формы, характер деятельности. Речь идет об обретении партиями, их лидерами политической культуры, для которой характерно понимание того, что "политика не существует ради политики"; в ней особенно важны морально-нравственные начала партийного поведения и деятельности, акцент на демократию, права и свободы личности, плюрализм мнений, на объединяющие ценности, методы политического реализма, ориентацию на человека, как главную ценность политической жизни.

В мире наблюдается тенденция к развитию двух- и многопартийности. Хотя и эти системы не лишены недостатков.

При многопартийности, когда имеется множество сравнительно мелких партий и каждая из них выражает интересы незначительного числа избирателей, власть может быть блокирована множеством противоречивых действий субъектов политики. Далее, свободы выбора между программами различных партий в условиях многопартийности может сужаться. Это связано с тем, что решения, касающиеся жизни каждого избирателя и принимаемые депутатами, опосредуются коалициями и компромиссами между различными партиями. Наконец, многопартийность в ряде случаев может вести к отсутствию стабильного парламентского большинства, на которое могло 6ы опираться правительство.

Большое число политических партий совсем не обязательно означает возрастающую степень демократичности общества. Партийно-парламентский механизм во многих странах достиг значительной гибкости и отлаженности. Однако опыт последних десятилетий обнаружил и его слабые стороны. Партии, особенно массовые, стали довольно громоздкими структурами, возник обширный слой профессиональных партийных функционеров, обособленных от рядовых членов. Партийная и партийно-парламентская политика все чаще воспринимается избирателями как некая оторванная от живой жизни сфера, со своим условным языком, закулисными интригами и не всегда оправданными претензиями выступать от имени граждан. В результате многие люди проявляют слабый интерес к партиям, голосуют за них от случая, исходя, скорее, из сиюминутных интересов, электоральной политики, нежели в силу внутренней прочной связи с той или иной партией.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Монографии и учебники

1. Байрамов, А.Р. Правовое регулирование деятельности политических партий в современных условиях / А.Р. Байрамов. – М., 2012.

2. Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права / М.И. Байтин. – Саратов: СГАП, 2011.

3. Дмитриев, Ю.А., Токмаков, К.К. Россия: становление многопартийности / Ю.А. Дмитриев, К.К. Токмаков. – М., 2011.

4. Заславский, С.Е. Власть и политические партии в режиме выборов: становление института партийного представительства: политико-юридический аспект / С.Е. Заславский. – М., 2012.

5. Зотова, З.М. Партии России: испытание выборами / З.М. Зотова. – М., 2011.

6. Краснов, В.Н. Система многопартийности в современной России / В.Н. Краснов. – М., 2009.

7. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. – М., 2011.

8. Общая теория государства и права. Изд. 5-е. / под ред. В.В. Лазарева. – М., 2010.

9. Общая теория права. Курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. – Н.Новгород, 2006.

10. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / под общ. ред. А.С. Пиголкина. М., 2010.

11. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. – М, 2011.

12. Черданцев, А.Ф Теория государства и права / А.Ф. Черданцев. – Екатеринбург, 2010.

13. Чиркин В.Е. Конституционное право России / В.Е. Чиркин. – М.: Норма, 2009.

Статьи

 

14. Бутенко, А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки / А.П. Бутенко // Государство и право. – 2003. – № 7. – С.11-16.

15. Кожевников, О.А. Судебная защита права граждан на объединение как показатель уровня развития гражданского общества в РФ / О.А. Кожевников // Юрист. – 2006. – № 5. – С.23-31.

16. Ленин В.И. Государство и революция // Полн. собр. соч. – Т.33.

17. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. – 2009. – 13 ноября.

18. Романовский, Н.Б. Политические партии и партийные системы / Н.Б. Романовский // Политология и современный политический процесс. – 2009. – №2. – С.100-109.

19. Тарасов, Е.Н. Государство как институт политической системы / Е.Н. Тарасов // Социально-политический журнал. – 2004. – №1,2.

20. Тихомиров, Ю.А. Власть в обществе: единство и разделение / Ю.А. Тихомиров // Государство и право. – 2000. – № 2. – С.10-15.

21. Тихомиров, Ю.А. Государство на рубеже столетий / Ю.А. Тихомиров // Государство и право. – 1997. – № 2. – С.16-23.

 

 

Приложения 1

 

 


 

 

Приложение 2

 

 

 


[1] Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2011. С.25.

[2] Ленин В.И. Государство и революция // Полн. собр. соч. Т.33.

[3] Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. Саратов, 2011. С.31.

[4] Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. – 2003. – № 7. – С.11.

[5] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М, 2011. С. 35.

[6] Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2011. С.27.

[7] Там же.

[8]Кельзен Г. Общее учение о праве // Сб. переводов. Под ред. В.Н. Кудрявцева, Н.Н. Разумович. М., 1998. С.53-54.

[9] Кельзен Г. Общее учение о праве // Сб. переводов. Под ред. В.Н. Кудрявцева, Н.Н. Разумович. М., 1998. С.55.

[10] Там же.

[11]Там же.

[12] Бутенко, А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. – 2003. – № 7. – С.13.

[13]Теория государства и права: учебник для юридических вузов / под общ. ред. А.С. Пиголкина. М., 2010. С. 32.

[14] Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2011. С.29.

[15] Общая теория государства и права. Изд. 5-е. / под ред. В.В. Лазарева. М., 2010. С.24.

[16] Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2011. С.29.

[17] Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2011. С.30.

[18] Там же.

[19] Общая теория права. Курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. Н.Новгород, 2006. С.42.

[20] Общая теория права. Курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. Н.Новгород, 2006. С.43.

[21] Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. – 2003. – № 7. – С.14.

[22] Общая теория права. Курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. Н.Новгород, 2006. С.44.

[23] Там же. С.45.

[24] Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2011. С.35.

[25]Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. Саратов, 2011.С.33.

[26] Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2011. С.35.

[27] Общая теория права. Курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. Н.Новгород, 2006. С.46.

[28] Теория государства и права: учебник для юридических вузов / под общ. ред. А.С. Пиголкина. М., 2010. С. 34.

[29] Байрамов А.Р. Правовое регулирование деятельности политических партий в современных условиях. М., 2012.С.7.

[30] Романовский Н.Б. Политические партии и партийные системы // Политология и современный политический процесс. – 2009. – №2. – С.100.

[31]Дмитриев Ю.А., Токмаков К.К. Россия: становление многопартийности. М., 2011. С.13.

[32] Байрамов А.Р. Правовое регулирование деятельности политических партий в современных условиях. М., 2012. С.9.

[33]Байрамов А.Р. Правовое регулирование деятельности политических партий в современных условиях. М., 2012. С.13-14.

[34] Зотова З.М. Партии России: испытание выборами. М., 2011. С.6.

[35] Краснов В.Н. Система многопартийности в современной России. М., 2009. С.43.

[36] Зотова З.М. Партии России: испытание выборами. М., 2011. С.14.

[37] Заславский С.Е. Власть и политические партии в режиме выборов: становление института партийного представительства: политико-юридический аспект. М., 2012. С.25.

[38] Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. – 2008. - 13 ноября.

[39] Дмитриев Ю.А., Токмаков К.К. Россия: становление многопартийности. М., 2011. С.53-54.

[40] Краснов В.Н. Система многопартийности в современной России. М., 2009. С.62-63.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.