1. Это особая управленческая деятельность компетентных органов направленная на упорядочивание общественных отношений имеющих повышенное значение
2. Это государственно-властная деятельность составляющая монополию государства. Иные субъекты участвуют в ней лишь с его санкции
3. Это интеллектуально-волевая деятельность, связанная с изменением существующего порядка правового регулирования
4. Это процедурная деятельность, детально регламентируемая законом
5. Содержание этой деятельности выражается в создании, изменении, отмене и совершенствовании правовых норм
Правотворчество - это государственно-властная управленческая деятельность компетентных органов направленная на разработку, изменение, отмену и совершенствование нормативно-правовых предписаний
Функции правотворчества:
1. Обновление нормативного материала
2. Восполнение пробелов в праве
3. Систематизация нормативных актов
Принципы правотворчества
1. Демократизм - проявляется в демократической процедуре, разработке и принятия нормативно-правовых актов, а также широком привлечении граждан к правотворческой деятельности
2. Научность - при разработке и издании нормативных актов должна изучаться сложившаяся социально-экономическая ситуация. Необходимо учитывать потребности общества, опыт других стран, научные доктрины. Правотворчество должно четко планироваться.
3. Законность - действие правотворческих органов должны основываться на законах. Содержание принятого нормативного акта не должно противоречить действующим актам более высокой юридической силы.
4. Национальное равноправие - это равная возможность всем нациям и народностям участвовать в правотворческой деятельности.
5. Четкая дифференциация правотворческих полномочий - данный принцип необходим для того, чтобы не допустить дублирования и юридических коллизий
6. Системность - принятый нормативный акт должен вписываться в смысловую и юридическую иерархию действующих нормативно-правовых актов
В юридической литературе выделяют ещё и такие как плановость, гуманизм, профессионализм, справедливость (некоторые не указывают эти принципы).
Виды правотворчества
Основные виды:
1. Непосредственное правотворчество народа
2. Государственное правотворчество
● Высших представительных и исполнительных органов
● Региональных представительных и исполнительных органов
● Локальных органов
3. Санкционированное правотворчество:
● Органов местного самоуправления
● Профессиональных и политических организаций
● Коммерческих и иных негосударственных производственных организаций
Комплексные виды правотворчества:
1. Санкционирование религиозного акта или местного обычая
2. Совместное правотворчество государственных и негосударственных организаций и движений (договорное правотворчество)
2 Вопрос: Понятие и стадии законотворчества в РФ
Правотворчество - это деятельность, длящаяся во времени и в определённой последовательности
Она проходит в два этапа:
1. Этап подготовки проекта нормативного акта
2. Этап его официального принятия
Первый этап включает в себя следующие стадии:
1. Принятие решения о подготовке проекта нормативного акта
2. Формирование рабочей группы и разработка концепции проекта
3. Подготовка его текста
4. Обсуждение проекта
5. Согласование содержания проекта с различными организациями
6. Предварительное утверждение проекта
Второй официальный этап проходит в правотворческом органе. Он состоит из следующих стадий:
1. Внесение проекта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение
2. Обсуждение проекта нормативного акта
3. Принятие и подписание нормативного акта
4. Официальное оглашение и доведение его до адресатов
Особой разновидностью правотворчества является законотворчество. Процессуальная сторона законотворчества называется "законодательным процессом".
Законодательный процесс - это система относительно завершенных, самостоятельных и последовательно направленных действий субъектов, посредством которых создаётся закон.