Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XIX–XX в.
Представители: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ильич Ленин и др.
Основные идеи:
1. право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т. е. как классовое явление;
2. содержание выраженной в праве классовой воли, в конечном счете, определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть;
3. право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право – это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.
4. право, хотя и обусловлено экономическими отношениями, обладает, однако, относительно самостоятельностью, как феномен общественного сознания и национальной культуры, оказывая активное обратное воздействие на все сферы общества, в том числе экономическую.
5. со сменой производственных отношений, наступающей, как правило, в ходе социальной революции, меняется и классовая сущность права, т.е. оно начинает отражать интересы, прежде всего, того класса, который получает экономическую и политическую власть.
6. с исчезновением классов в рамках коммунистической формации право отомрет.
Достоинства:
1. Связь с государством, которое обеспечивает и устанавливает право.
2. Право понимается как формально-определенный нормативный акт, выделяются четкие критерии правомерного и противоправного.
3. Показана зависимость права от социально-экономических факторов, влияющих на него.
Недостатки:
1. Преувеличивается роль классовых начал в ущерб началам общечеловеческим.
2. Слишком жестко право связывается с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.
* Таким образом, в типах правопознания находят выражение различные методологические установки исследователей на проблему сущности права.
Между точками зрения на понятие права, несмотря на различия исходных гносеологических предпосылок, нет жестких границ. Например, в вопросе природы прав человека естественно-правовая школа во многом предвосхитила марксизм, который признает дозаконодательное происхождение права личности, но в отличие от естественного права толкует права человека не идеалистически, а конкретно-исторически и материалистически как продукт общественных отношений, в которых действует личность. Обе доктрины отрицают дарованность прав человеку государством. Много точек соприкосновения у естественно-правовой школы и позитивизма, позитивизма и марксизма и т. д. Всё это свидетельствует о цельности и преемственности правового познания.
Естественно-правовая доктрина, юридический позитивизм, историческая школа, марксистский взгляд на государство и право, другие концепции сущности права XIX–XX вв., будучи фундаментальными направлениями правопознания, сохраняют и охраняют в будущем свой методологический статус в науке. Однако, в современных исследованиях эти теории требуют, как правило, познавательной реконструкции, своеобразного нового прочтения. Так, взгляды на право, как естественное явление (человеческое, божественное), как на тривиальное изобретение законодателя, либо как апофеоз народной воли в современной методологии права интегрируется в изучение права в качестве феномена мировой и национальной культуры, где правовое регулирование рассматривается не в виде произвольного продукта власти, априорных принципов справедливости или некоего мистического народного духа, а в контексте правокультурной ментальности общества, традиций права, выработанных в рамках мировых цивилизаций.
В этой связи, необходим интеграционный подход к пониманию права. Есть в подходах много ценного, хочется все это объединить, но где гарантия, что наш подход не будет субъективным, и мы не объединим все недостатки.
Ответ 2.
Термин «право» имеет множество определений. Среди многообразия значений слова «права» можно выделить его следующие наиболее распространенные трактовки.
Первое значение – право в общесоциальном смысле. Оно предстает в виде свободы и обоснованности поведения личности с позиций нравственности, религии и иных социальных норм (например, моральное право, религиозное право, право народов и т. п.). В данном случае человек наделяется правом, возможностью поступить определенным образом на основе обычаев, устава той или иной общественной организации, норм морали независимо от того, предусмотрена соответствующая возможность официальным правом (законом) или нет. Подобное право, как правило, не связано с юридической сферой и государством, вопрос о его предоставлении и защите решается обществом в целом, отдельной организацией, религиозной общиной, трудовым коллективом и т. д.
Второе значение – право в юридическом смысле. Здесь право есть совокупность норм (правил поведения), издаваемых и охраняемых от нарушений государством. При этом поведение человека оценивается с позиций законно-незаконно, правомерно-противоправно. Право в указанном значении выражается в первую очередь в виде законов, указов, постановлений различных государственных органов. Юридическая возможность поступить определенным образом содержится в законе, предоставляется и защищается государством (например, право граждан на участие в выборах, право собственности, право обращения в суд за защитой и т. д.).
Далее термин «право» преимущественно будет использоваться во втором значении. Право (в этом сугубо юридическом смысле) – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений.
Отличительные признаки права:
1.волевой характер права – оно есть результат осознанной, волевой деятельности людей (при этом не всякая воля является правом, а лишь та воля, которая исходит от большинства членов общества и государства в целом);
2. неразрывная связь права с государством – не может возникнуть и функционировать без государства, так и государство немыслимо без права (с одной стороны, именно от государства или с его разрешения от иных организаций исходят нормы права, и только государство в полной мере может обеспечить соблюдение и исполнение предписаний права, а с другой - именно право определяет структуру механизма государства и границы его деятельности);
3. общеобязательность права– только предписания права обязательны для всех без исключения граждан, их объединений, должностных лиц, государственных органов и других участников общественных отношений;
4. нормативность права – право как регулятор общественных отношений представляет собой совокупность норм, наиболее общих правил поведения людей в важнейших сферах социальное жизни;
5. формальная определенность права – правовые предписания и (нормы) имеют строго установленные, официальные формы своего закрепления во вне (например, правовые предписания закрепляются в законах, указах, постановлениях и т. д.);
6. системность права – оно представляет собой не простую, разрозненную совокупность норм, а их единую и взаимосвязанную систему, в которой одна, отдельно взятая норма не может функционировать без остальных и играет свою особую роль.
Также, следует отметить, в юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смыслах. Данное подразделение термина «право» осуществлялось юристами еще в Древнем Риме, затем получило свое дальнейшее название и развитие в Европе, особенно в немецкой юриспруденции.
При этом необходимо не смешивать вопрос о понятиях «объективное право» и «субъективное право» с проблемой объективного и субъективного в праве. Следует отметить, что указанные вопросы являются тесно взаимосвязанными, но все же – не тождественными. Проблема объективного и субъективного в праве раскрывается посредством изучения объективных и субъективных факторов, причин и условий, влияющих на процесс образования и действия права.
В данном случае нас интересует, прежде всего, выделение двух срезов правовой жизни: 1) право как совокупность исходящих от государства норм и 2) право как конкретные возможности, требования, притязания и законные интересы индивида, возникающие у него на основе этих норм.
Объективное право (или собственное право) – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право – это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.
Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т. п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.
Если объективное право – это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право – это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.
Вместе с тем следует не забывать, что не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения, и обязанность государства – признавать и защищать эти права.
Подразделение права на объективное и субъективное коренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений.
Под сущностью права понимают, прежде всего, совокупность наиболее важных свойств и отношений, выражающих глубинные закономерности права, его качественную определенность и социальное назначение.
При рассмотрении вопроса о сущности права необходимо учитывать два обстоятельства:
1)то, что любое право есть, прежде всего регулятор (формальная сторона);
* Наряду с правом в обществе существуют и иные регуляторы общественных отношений – мораль, обычаи, традиции религиозные нормы и т. д. Важнейшим признаком, отличающим право от других социальных регуляторов, является его тесная связь с государством.
Право есть особый, государственный регулятор общественных отношений. Формирование и реализация права невозможны без деятельности государственных органов, только слаженная работа всех звеньев государственного аппарата в состоянии обеспечить беспрепятственное действие права. В случае возможного нарушения право защищается всей силой механизма государственного принуждения.
Особенности права как государственного регулятора общественных отношений заключаются в следующем:
1) государство официально устанавливает право, обеспечивает, его исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т. п.;
2) право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах. Согласно этому право служит орудием проведения в жизнь политики государства, специфическим средством организации его разносторонней управленческой и иной деятельности, осуществления его задач и функций;
3) государство обладает монополией на правотворческую деятельность, нормы права издаются либо непосредственно государством в лице его органов, либо с их санкции (разрешения) общественными организациями;
4) право имеет общеобязательный характер, который придается ему силой государства. Именно государство обязывает своих граждан соблюдать правовые предписания, но при этом сами государственные органы и должностные лица не вправе нарушать нормы права;
5) право содержит государственную оценку того или иного варианта поведения людей с позиций правомерного и противоправного, законного и незаконного;
6) право имеет строго определенные государством формы своего выражения – законы, подзаконные акты, судебные прецеденты и т. д.
2)то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).
Можно выделить следующие подходы к сущности права.
Классовый (марксистский) подход. В рамках данного подхода право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса). Социально-классовая сущность права раскрывается через его понимание как мощной социально-политическом силы, как инструмента классового и политического господства. Тем самым сущность права обусловливает следующие его свойства: общеобязательность, строгую формальную определенность, гарантированность в случае нарушения силой государственного принуждения, защищенность, прежде всего интересов господствующего класса.
Социальный (общечеловеческий) подход. В данном случае право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения, прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.). Сущность права заключена в его способности, выступать инструментом по согласованию интересов отдельных личностей, определенных социальных групп, противоположных классов. Хотя в различные исторические периоды право устанавливало баланс интересов по разному – то с перевесом в пользу отдельных классов, то в пользу государства, а порой и в угоду удовлетворению потребностей определенных экономических корпораций, но при этом оно всегда выступало необходимым, средством обеспечения нормального функционирования всего общества, инструментом поддержания объективно складывающегося порядка в социальной жизни.
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.
Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому, в сущности, права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.
*Право как социальная ценность
Ценность какого-либо явления или предмета определяется его способностью выступать средством удовлетворения тех или иных потребностей отдельного человека или общества в целом. Категория «ценность права» позволяет полнее раскрыть значение права в обществе и конкретизировать его сущность.
Социальная ценность права проявляется в трех аспектах:
1)право обладает определенной ценностью, будучи составным элементом духовной культуры общества (культурная ценностьправа);
2)право является средством удовлетворения наиболее значимых потребностей общества (общесоциальная, надындивидуальная ценность права);
3) право имеет определенную ценность для реализации интересов отдельной личности, закрепляет и гарантирует права и свободы человека и устанавливает режим благоприятствования для его всестороннего развития (индивидуальная ценность права).
В юридической литературе под ценностью права, в первую очередь, понимают его способность выступать средством удовлетворения основных потребностей индивида и общества, т. е. рассматривают преимущественно в качестве инструментальной ценности.
Инструментальная ценность права выражается в следующем:
— оно является важнейшим средством регулирования общественных отношений, придает действиям людей согласованность и упорядоченность;
— выступает инструментом защиты и охраны существующего общественного и государственного строя;
— есть способ предотвращения и разрешения социальных конфликтов;
— содействует дальнейшему прогрессу общества, стимулирует развитие социально полезных связей и одновременно ограничивает социально опасные варианты поведения людей;
— является средством ограничения государственной власти и контроля за деятельностью государственных органов со стороны гражданского общества;
— устанавливает меру свободы личности в обществе и способствует ее всестороннему развитию;
— выступает формой закрепления и передачи важнейших культурных достижений цивилизации;
— служит средством укрепления нравственных начал в социальное жизни.
*Типы права: различные подходы
Типология права – это его специфическая классификация, производимая в основном с позиции следующих подходов.
В рамках первого (формационного) главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода, решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права.
В рамках другого подхода типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответствии с названными критериями выделяют такие типы права, как:
1) национальные правовые системы (это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства);
2) правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования). Различают следующие правовые семьи: общего права, романо-германскую, славянскую, мусульманскую, индусскую и др.
Ответ 3.
Экономика – это совокупность производственных отношений, способ производства конкретного общества.
Политика– это искусство управления обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями, нациями; между государством, с одной стороны, и народом — с другой.
Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
Существуют два основных подхода к соотношению данных понятий.
Согласно первому подходу среди этих понятий нет какого-либо одного приоритетного. Первичными факторами развития и функционирования, общественных отношений (в том числе производственных, политических, правовых) выступают интересы людей. В определенных случаях интересы получают реализацию, прежде всего в праве и лишь затем претворяются в другие сферы социальных связей. Здесь можно говорить о приоритете права перед экономикой (например, в эпоху буржуазных революций в Западной Европе сначала принимались законы, а потом на их базе формировались новые экономические отношения).
Но бывает и наоборот, когда интересы сначала претворяются в новые производственные отношения, а затем закрепляются в праве. Здесь уже можно говорить о приоритете экономики над правом. Политика же выступает посредником между данными явлениями и, соответственно, понятиями.
Согласно второму подходу экономика определяет политику и право. Последние являются надстроечными категориями и зависят от базиса (способа производства). Однако эта доминирующая роль проявляется лишь в конечном счете, ибо политика и право, опираясь на экономику, могут оказывать и обратное воздействие на нее, стимулируя либо сдерживая развитие производственных отношений.
Рыночная экономика представляет собой сложноорганизованное социальное явление с развитыми элементами саморегуляции. Но самостоятельность и внутренние возможности экономических отношений к самоупорядочиванию все же ограничены. Конечно же, современный рыночный механизм в случае наступления возможных экономических кризисов, существенного роста противоречий в системе требует соответствующего внешнего управленческого вмешательства со стороны государства и политики в целом. Кроме того, в последнее время значительно возросла роль права в организации и контроле важнейших процессов и отношений в экономике в связи с необходимостью обеспечения экономической и политической безопасности страны.
Таким образом, с одной стороны, экономика определяет во многом состояние политической системы и уровень развития права, а с другой – политика и право оказывают все более ощутимое обратное регулятивное воздействие на производственные отношения.
Политика здесь тоже выступает в виде своеобразного «посредника» между экономикой и правом.
Соотношение же между политикой и правом проявляются двояко:
1) когда определяющим фактором выступает политика;
2) когда определяющим фактором выступает право.
Ответ 4.
Принцип чего-либо есть определенное основополагающее представление о явлении или процессе, в основании которого он заложен. Принципы присутствуют во всех важнейших сферах жизнедеятельности человека – от науки до производства. В юридической жизни деятельность субъектов права также основывается на определенных принципах, руководящих началах.
Принципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального peгулятора.
Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.
Характерные черты принципов права:
1) представляют собой исходные, фундаментальные положения и идеи, на основе которых создаются и реализуются нормы права, строится вся система права;
2) отражают объективные закономерности функционирования и развития права и общества, показывают особенности системы права того или иного государства;
3) преимущественно закрепляются в конституциях и важнейших законах;
4) выступают в виде общеобязательных требований системы права;
5) обеспечивают устойчивую связь между различными нормами, институтами и отраслями права;
6) имеют достаточно сложную структуру, включающую в себя целый ряд взаимосвязанных требований и императивов;
7) служат своеобразными ориентирами для правотворческой (оказывают определяющее влияние на весь процесс подготовки и издания нормативных актов), правоприменительной и правоохранительной деятельности;
8) являются инструментом преодоления пробелов в праве (на их основе возможно разрешение конкретного юридического дела даже при отсутствии соответствующей нормы права)
Необходимо отличать принципы права, представляющего собой единую систему издаваемых государством норм, от принципов иных юридических явлений – от принципов правосознания, правотворчества, юридической ответственности и правовой системы в целом. Различного рода идеи и положения только тогда становятся принципами права, когда они непосредственно сформулированы в нормативных правовых актах или иных официальных источниках.
Основное назначение принципов права состоит в том, что они обеспечивают единообразное формирование и применение юридических норм, выступая системообразующим фактором.
В зависимости от сферы действия принципы права подразделяются на три большие группы:
1. общеправовые;
2. межотраслевые;
3. отраслевые.
Общеправовые принципы распространяют свое действие на все отрасли права, отражают объективные закономерности функционирования и развития права в целом. К их числу относятся:
1) принцип справедливости – означает соответствие между социальной ролью лица и его правовым положением; право устанавливает соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т. д.;
2) принцип равенства граждан перед законом и судом – провозглашает равный правовой статус всех участников общественных отношений; гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка и других обстоятельств; запрещает любые формы ограничении прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19 Конституции РФ);
3) принцип гуманизма – предполагает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ); право должно быть инструментом создания режима наибольшего благоприятствования для всестороннего развития личности; достоинство личности охраняется государством, и никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство, обращению или наказанию (ст. 21 Конституции РФ);
4) принцип демократизма – означает закрепление посредством права механизмов и институтов непосредственного (путем референдума) и представительного народовластия (через выборных представителей в органах государственной власти), с помощью которых граждане могут активно участвовать в управлении государственными и общественными делами;
5) принцип законности – представляет собой систему требований по строгому и неуклонному соблюдению законов и иных нормативных правовых актов на всей территории Российской Федерации всеми без исключения гражданами, их объединениями, организациями, предприятиями, учреждениями, государственными органами и должностными лицами (ст. 15 Конституции РФ);
6) принцип федерализма – устанавливает равноправие во взаимоотношениях всех субъектов Российской Федерации между собой и с федеральным центром; предполагает действие двух систем законодательства - общефедеральной и региональной, при этом законодательство субъекта Федерации не должно противоречить Конституции РФ и федеральным законам;
7) принцип единства прав и обязанностей – выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений (нет прав без обязанностей и обязанностей без прав); то или иное право лица является реальным и обеспеченным, если ему корреспондирует соответствующая обязанность другого лица содействовать осуществлению данного права;
8) принцип сочетания убеждения и принуждения в праве – требует установления оптимального соотношения мер убеждения и принуждении в правовых нормах; основное место отводится средствам убеждения и праве, а принуждение признается второстепенным, вспомогательным методом юридического воздействия.
Наряду с общеправовыми немалую роль в праве играют и межотраслевые принципы. Под межотраслевыми принципами понимают основополагающие идеи, руководящие начала, которые объединяют несколько родственных отраслей права. Среди них можно выделить, например, принцип неотвратимости ответственности – в уголовном и административном праве, принцип состязательности и гласности судопроизводства – в процессуальных отраслях права и т. д.
Наиболее узкой сферой действия обладают отраслевые принципы. Они представляют собой такие отправные начала и положения, на которых строится отдельно взятая отрасль права. Например, гражданское право базируется на таком принципе, какпринцип равенства сторон в имущественных отношениях; уголовное право строится на принципе презумпции невиновности; трудовое право – на принципе свободы труда и т. п.
Ответ 5.
Функции права– это основные направлении правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.
С помощью понятия «функции права» можно познать предназначение права в обществе, его динамику, действие. Основная задача права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в предоставлении и охране основных прав и свобод человека и гражданина. В наиболее полной реализации данной задачи заинтересованы и отдельная личность, и государство, и общество в целом. Функциикак раз и призваны решать указанную основную и многие иные дополнительные задачи, стоящие перед правом.
Функции права характеризуются наличием следующих свойств:
1) содержание и набор функций права определяются его сущностью и уровнем развития данного общества;
2) представляют собой наиболее общие направления воздействия права на общественные отношения, способствуют реализации приоритетных задач, стоящих перед правом в определенных исторических условиях;
3) обладают относительным постоянством и устойчивостью, но при этом подвержены изменению вслед за меняющейся социальной обстановкой (с появлением новых задач перед правом возникают, и соответствующие новые функции или видоизменяются старые);
4) носят комплексный характер и реализуются посредством функционирования всей совокупности юридических явлений (например, для реализации охранительной функции необходимы действие соответствующих норм, вынесение правоприменительных актов, возникновение охранительных правоотношений и т. д.);
5) образуют собой единую взаимосогласованную систему, в которой одна функция права не может существовать изолированно от другой, именно посредством их взаимодействия достигается нормальное функционирование и развитие права в обществе, реализуется его социальное назначение.
Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются ли они в рамках специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких).
* Общесоциальныефункции права
Право является важнейшей составной частью общества, которая находится в тесном взаимодействии с другими его элементами – политикой, экономикой, системой образования, культурой и др. При этом право оказывает на указанные социальные институты существенное управленческое воздействие, что позволяет вести речь о соответствующих его общесоциальных функциях.
Если следовать широкому смыслу функций права, то среди них можно выделить следующие:
1) экономическую функцию – право оказывает регулирующее воздействие на экономику посредством принятия и реализации соответствующих законов, путем юридического закрепления различных форм собственности и установления механизма распределения материальных ресурсов;
2) политическую функцию – право в своих нормах определяет основные «правила игры» в сфере политики; закрепляет основы политического строя страны, институты представительной и непосредственной демократии, избирательной системы; устанавливает меры ответственности участников политической борьбы;
3) культурно историческую функцию – именно в нормах права сосредоточиваются, закрепляются и развиваются основные духовные ценности и достижения национальной и мировой культуры;
4) воспитательную функцию – право, отражая определенную идеологию, оказывает соответствующее воздействие на сознание людей, формирует их правосознание, убеждает в необходимости и целесообразности правомерного поведения;
5) функцию социального контроля – в праве устанавливается система мер по контролю за поведением людей; наиболее социально полезные варианты поведения с точки зрения права оно стимулирует, поощряет, а наиболее вредные – наоборот, ограничивает, наказывает;
6) коммуникативная функция – в связи с тем, что право есть не что иное, как система норм и соответственно информационная система, оно служит средством связи между субъектом и объектом управления, играет рель специфического «посредника» между законодателем (субъектом управления) и населением (объектом управления).
* Специально-юридические функции права
На специально-юридическом уровне право выполняет две основные функции – регулятивную(развитие общественных отношений) и охранительную.
Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью ее призвано содействовать развитию наиболее цепных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы – поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т. п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.
Формами осуществления регулятивной функции являются: определение юридическихобстоятельств вступления норм права в действие; установление основ правового статуса личности; закрепление в законодательстве различных льгот, поощрение привилегий и иных дозволений; определение прав и обязанностей участников правоотношений и т. д.
Кроме того, регулятивную функцию, как правило, подразделяют на две подфункции – статистическую и динамическую. Регулятивная статистическая функция заключается в воздействии на общественные отношения посредством закрепления их моделив соответствующих нормах права. Регулятивная динамическая функция реализуется путем активного стимулирования правом дальнейшего развития наиболее важных общественных отношений, а также путем поощрения перевыполнения требований юридических норм.
Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений – обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений – и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда ему препятствуют конкретные помехи. Для того чтобы убрать с пути данные препятствия, и используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.
Охранительная функция характеризуется следующими особенностями: связана с применением мер государственного принуждения; выражается преимущественно в виде запретов и негативной юридической ответственности за их нарушение'; информирует участников общественных отношений о том, какие ценности взяты правом под свою охрану.
В литературе выделяют и иные, дополнительные специально-юридические функции права – например, компенсационную (возмещение ущерба или вреда, причиненного общественным отношениям), ограничительную (связана с установлением дополнительных ограничений для субъектов права) и восстановительную (имеет своей целью восстановление нарушенного права).
Ответ 6.
Понятие «правовая система общества» («национальная правовая система») является одним из наиболее широких по содержанию понятий юридической науки.