Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Историческая школа права



Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в конце XVIII–начале XIX вв.

Право – выражение духа народа, народного правового убеждения, формирующегося подобно языку, постепенно и в силу этого независимо от государства. Законодатель не может творить нормы по своему усмотрению, а вправе фиксировать лишь то, что сложилось в виде норм.

В соответствии с позитивистским направлением познания права эта школа по своей методологической установке была направлена против теории естественного права, т.е. вечного, неизменного права, утверждавшего произвольность и случайность установлений позитивного права.

Представители: Фридрих Карл фон Савиньи, Георг Фридрих Пухта и др.

Для исторической школы права характерны следующие черты:

1. Право есть продукт и проявление народного, национального духа, так же как язык, и так же как язык право постепенно и незаметно развивается независимо от чьего бы то ни было желания и идеала. Следовательно,

2. Сущность права коренится в основах так называемой «национальной» души или национального духа.

В народной душе заложены начала национального права, и последние в истории постепенно раскрываются в виде соответствующих «общих убеждений». Право это общее убеждение, общая воля членов данного народа.

3. Историческая школа первостепенное значение в содержании права придает юридическому фактору, приписывая ему натуралистические черты организма, развивающегося по «естественным» закономерностям от низших форм к высшим. Поэтому историческая школа как бы соприкасается с естественно-правовой доктриной и с последующей формационной логикой марксисткой исторической концепции.

Историческая школа привлекла внимание к весьма важному измерению права – национальной специфичности, как ведущему фактору конструирования его реальной жизненной «позитивности». В этом смысле, она верно подметила недостатки естественно-правовой доктрины с её элиминацией культурно-исторического своеобразия. Эта характерная черта исторической школы права нуждается в преемственности в современном правосознании.

Однако, в своем первоначальном виде историческая теория далеко не во всем может быть принята современной методологией права. Прежде всего, по причине слишком прямолинейного позитивизма в своих непосредственных выводах. Эта прямолинейность проявилась в том, что историческая школа рассматривала законодателя как главного «представителя народного духа».

 

Во второй половине XIX столетия в Германии наибольшую значимость получает теория права Рудольфа фон Иеринга, согласно которой сущность и смысл права состоят в борьбе за защиту личных интересов. Право, согласно Иерингу, есть защищенный государством интерес. Основным средством обеспечения интересов в праве Иеринг рассматривал судебную форму, через предъявление индивидуальных исков.

Р. Иеринг подверг критике абстрактные идеалы естественно-правовой теории, «романтизм» исторической школы права, а также догматическую юриспруденцию, сторонники которой видели основную задачу правовой науки в формально-логических опера­циях с юридическими понятиями. В своих работах он призывал ученых «спуститься с неба на землю», сосредоточить усилия на исследовании права в связи с реальной жизнью, потребностями и интересами людей.

Основное назначение права он видит в обеспечении благоприятных условий существования отдельных индивидов и общества в целом. Сущность права, утверждал Иеринг, заключается в его практическом осуществлении. Правовая норма, которая никогда не реализуется практически, не может считаться правовой.

Опираясь на принудительную силу государства, право служит, с одной стороны, охране жизни, здоровья, чести, имущества граждан, с другой – ограничению пределов самой государственной власти, особенно ее вмешательству в сферу частной собственности.

Свои представления о праве Р. Иеринг связывал с такими факторами, как сознание, воля, интересы, цели, мотивы, чувства человека. Важным понятием, позволяющим объяснить право, по его мнению, является также понятие борьбы. Всякое право есть результат борьбы нового, прогрессивного с устаревшим, отживающим. Каждое новое правовое положение утверждается через такую борьбу. Право общества в целом и право отдельного индивида нуждаются в постоянной работе по его отстаиванию и защите. Жизнь права есть непрерывная работа и государственной власти и народа, и каждой отдельной личности.

Борьба за право характеризуется Иерингом как обязанность управомоченного лица и по отношению к самому себе, и по отноше­нию к обществу. Каждый на своем месте обязан соблюдать и защи­щать закон. В этой связи он придавал важное значение воспита­нию граждан с целью развития у них «правового чувства», от силы которого зависит уровень законности в обществе.

Следует заметить также, что некоторые идеи Иеринга учитываются и современными российскими учеными, представляющими различные направления правопонимания.

Достоинства:

1. Обращение внимания на культурно - исторические и национальные особенности права.

2. Законодатель не может творить право по своему усмотрению.

3. Правовые обычаи - основное правила поведения.

Недостатки:

1. Реакция на естественно-правовую доктрину - идеология феодализма.

2. Переоценивается роль правовых обычаев в ущерб законодательству.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.