Юридическая наука в Российском государстве сформировалась под существенным влиянием западноевропейской юриспруденции. Профессор Московского университета середины XIX в. Ф. Л. Морошкин. Теоретическая же юриспруденция, как принято считать, свой временной отсчет в России начинает с первой четверти XVIII в., когда по прямому указанию Петра была переведена и издана работа Самуэ-ля Пуфендорфа «О должности человека и гражданина по закону естественному...".
Труды знаменитых западноевропейских юристов Г. Гроция, С. Пуффендорфа и других ученых благодаря Петру I, увлекавшемуся ими, стали известны в России, вошли в культурный обиход, способствовали развитию отечественной правовой мысли.
Подготовка же профессиональных юристов для нужд Отечества берет свое начало в середине XVIII в. в открытом в 1755 г. Московском университете. В его состав входили три факультета; философский, медицинский и юридический. Первыми преподавателями юридического факультета, и энциклопедии права в частности, были немецкие юристы Баузе и Пургольд.
Проявление новых тенденций в развитии российской юриспруденции в первой половине XIX в. нашло отражение в принятом 26 июля 1835 г. Университетском уставе.
Заслуживают внимания вышедшие в 1878 г. «Очерки из энциклопедии права» П. Делларова. Предметом энциклопедии права, по мнению автора, является право в целом, вместе с тем она (энциклопедия) «стоит еще на первой ступени, другими словами, не есть еще наука».
В последующем русская юридическая мысль пришла окончательно к однозначному выводу, что энциклопедия права как наука методологически несостоятельна. Российский правовед Г. Ф. Шершеневич отказывал энциклопедии как жанру в праве на существование. Обосновывая научную несостоятельность энциклопедии права как особой науки, он указывал на отсутствие в ней отдельного метода и объекта исследования, то есть того, что присуще любой науке.
Учебником по ТГП следует считать и уникальную книгу признанного ученого в области истории и теории права, истории и методологии юридической науки Ф. В. Тарановского — «Энциклопедию права» (1917).
Общая теория правакак наука изначально и окончательно сформировалась в России в трудах Ю. С. Гамбарова, В. М. Гессена, Б. А. Кистяковского.
Название «общая теория права», или просто «теория права», постепенно, начиная со второй половины XIX в., было принято в русской юридической литературе. Связано это было с развитием исторической школы права, возникшей как реакция на господство естественно-правовой доктрины и формирующейся на основе философского позитивизма юридического позитивизма.
На смену исторической школы права во второй половине века постепенно приходит юридический позитивизм. «С начала 80-х годов и до конца столетия,— отмечает В. Д. Зорькин,— усилиями таких ученых, как Г. Ф. Шершеневич, С. В. Пах-ман, Е. В. Васьковский, Д- Д- Гримм.
В конце XIX — начале XX в. в России заметное развитие — в целом, как отмечает В. С. Нерсесянц, с позитивистских позиций — получили социология права и психология права. Различные концепции социологии права в конце XIX — начале XX в. развивали Н. М. Коркунов, М. М. Ковалевский, С. А. Муромцев. С обоснованием оригинальной психологической теории права выступил Л. И. Петражицкий (1867— 1931 ). Несмотря на значительное влияние позитивистской идеологии, продолжает развиваться в рассматриваемый период философия права и как самостоятельное направление, и в «составе» общей теории права (Н. А. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, В. М. Гессен, И. А. Ильин, Б. А. Кистяков-ский, П. И. Новгородцев, Б. Н. Чичерин). В 1917—1919 гг. вышли в свет работы учебного характера по общей теории права: Н. Н. Алексеев, «Введение в изучение права» (1917) и «Общее учение о праве» (1919); К. А. Кузнецов, «Теория права»; Д. Н. Хлебников, «Введение в общее учение о праве». Русская юридическая наука конца XIX — начала XX в. сочетала в себе самые разнообразные общетеоретические взгляды на государство и право: естественно-правоёые, материалистические, социологические, нормативистские, психологические. В тот период собственно теоретическое знание еще не вполне выделилось из отраслевых юридических дисциплин. В дореволюционной России мы наблюдаем методологический плюрализм. Однако затем, начиная с 20-х гг. и далее, за несколько десятилетий своего развития советская правовая наука создает единый методологический подход к изучению юридических явлений, точнее сказать, в науке постепенно начинает утверждаться марксистская догма, заменившая правовую науку правовой идеологией.