Местное самоуправление - организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов локального значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления (референдум, выборы и т.п.), а также через выборные и другие органы местной власти.
Органы местного самоуправления и самоорганизации общества возникают для решения местных дел: бытового и коммунального, обрядовой, духовной жизни. Это различные советы, муниципалитеты, сходы, собрания, клубы и т.п. К таким органам, самоорганизации относятся и трудовые коллективы, их руководящие органы. Удельный вес органов самоуправления, самоорганизации в политической системе общества весьма велик. Например, трудовые коллективы в некоторых обществах наделялись специальными политическими функциями: выдвижением кандидатов в депутаты представительных органов власти, их участием в избирательных кампаниях.
Государство и общественные объединения являются самостоятельными элементами политической системы. Они обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их компетенции. Вместе с тем, они тесно связаны друг с другом. Демократические государства поддерживают деятельность общественных объединений, а последние помогают государству в решении его задач, участвуют в формировании самих государственных органов. Государство контролирует организацию и деятельность политических партий. Оно гарантирует защиту их прав и законных интересов в судебном порядке. В зависимости от вида партийной системы в том или ином государстве по-разному строятся отношения между самим государством и партиями. В партийной подсистеме, основанной на монополии правящей партии, другие партии либо вообще отсутствуют, либо не могут играть значимой роли в силу того, что правящая партия организационно и финансово поддерживается государством. В многопартийной подсистеме государство организует процесс выборов, и победившая партия получает возможность формировать правительство или принимать нормативные акты, которые в определенной степени отражают ее программные цели и задачи. Другими элементами политической системы общества, прямо не преследующими политические цели, являются общественные объединения, профессиональные союзы, церковь. Они оказывают влияние на государство через участие в выборах, формирование определенного общественного мнения, представительство в государственных учреждениях. Государство, в свою очередь, контролирует их деятельность, обеспечивает защиту их прав и законных интересов. Разнообразие существующих объединений граждан охватывается понятиемполитический плюрализм и предполагает, что многие организации и институты демократического общества не зависят от правительства при осуществлении своей деятельности. Совокупность различных по своей природе общественных объединений (партии, профсоюзы, иные общественные объединения), осуществляющих связь между человеком и государством и не позволяющих последнему узурпировать личность, называется гражданским обществом. В демократическом обществе существуют тысячи организаций. Многие их них играют роль посредников между частными лицами и сложными социальными и правительственными институтами. Будучи членами таких групп, граждане имеют реальную возможность принять весомое участие как в делах своих сообществ, так и в решении государственных вопросов.
Заключение
Итак, в результате реализации поставленных целей и решения задач курсовой работы можно сделать следующие выводы.
Понимание государства, его сущности и закономерности развития позволяют определить его как сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма в понимании и определении государства.
Демократическая политическая система - это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольный обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.
Государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Это подтверждается следующим:
1. Государство выступает прежде всего в качестве альтернативы в борьбе между различными социальными группами, слоями, классами, с их противоречивыми интересами. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого общества и делает это и сегодня, можно сказать, что в этом смысле государство «дало» жизнь политической системе общества.
2. Государство можно рассматривать как организационную форму, союз людей, и через государство каждый индивид включается в политическую систему общества.
3. Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким либо образом организованных и представляющих интересы определенных групп или слоев. Государственность – форма бытия классового общества.
4. Государство – важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество.
5. Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической ауры находится в постоянном движении. И когда приходит необходимость в изменении формы правления или политического режима, особая роль в реализации этой необходимости отводится государству. Только законная государственная власть мет обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.
Таким образом, в различных сферах жизни общества государство неизменно выступает как собственно политическая организация, как институт сугубо политический. Однако, абсолютизировать политический характер государства было бы ошибочным: в многогранной деятельности государства, равно как и его различных органов, присутствуют не только “чисто” политические, но и другие аспекты - такие, например, как организационные, финансовые, технико-экономические (нормативы, стандарты и т.п.). Перечисленные мероприятия хотя и ассоциируются с политической деятельностью государства, но сами таковыми не являются.
То же самое можно сказать и об отдельных государственных органах - парламенте, правительстве, конституционном суде, различных министерствах и ведомствах и др. Будучи неотъемлемыми составными частями политического по своей сути и характеру государственного механизма, они в то же время выполняют и неполитические функции - экономические, финансовые и т.п..
Любая политическая деятельность в конечном счете так или иначе связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что результатом политической деятельности людей и их объединений, является государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления своих явных или тайных целей. Самое существенное в государстве – не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью.
Список литературы
1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года).
4.Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества. //Государство и право. – 1994. - №7.
5.Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. – М., Зерцало, 1997г.
6.Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций / Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт. 1996. – 312с.
7.Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1999г.
8.Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов/ Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. –С.70-71.
9.Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. –С.116.
10.Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. –С.117.
11. См.:Шабров О.В. Политическая система: демократия и управление обществом //Государства и права. 1995. №5. –С.123-124.
[1] Гаджиев К.С. Политология Учебник для высших учебных заведений. ...Избранные произведения. М., 1990. Гаджиев К.С. Геополитика. М., 1997
2 Д.Истон«Политическая система» (1953), «Модель для политического исследования» (1960)
3 К.Дойч «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» (1963)