Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Место и роль государства в политической системы общества



Государство в политической системе занимает центральное место. Оно одновременно выступает ведущим субъектом политической системы, поскольку, во-первых, обладает суверенитетом, т. е. независимостью и самостоятельностью по отношении к кому либо. Во-вторых, только государство одно обладает правом применения силы – все остальные либо получают данное право от государства, либо вообще им не обладают. В-третьих, политика переводиться с греческого как искусство управления государством и обществом, в связи, с чем все другие институциональные элементы политической системы именно стремятся обладать государственной властью, осуществлять власть в своих интересах. Поэтому вся политическая система как бы вертится вокруг государства4.

Территориально политическая система совпадает с государством, однако по элементному составу она шире государства. Но не надо соотносить политическую систему с государством как целое и часть. Государство больше чем часть политической системы. Так скажем если в политической системе отсутствует, какой либо другой институциональный элемент (например, профсоюзы) то она все равно будет существовать и вполне нормально функционировать. И здесь профсоюзы выступают только частью политической системы. Если же из политической системы удалить государство, то попросту не будет и самой политической системы или по крайне мере она будет не полноценной. Кроме того другие элементы политической системы могут не взаимодействовать между собой (например, партии и религиозные организации), но все они без исключения так или иначе поддерживают коммуникацию с государством. Более того от государства и зависит в итоге тип политической системы, поддержание того или иного итогового политического состояния государства, нормальное и напротив деструктивное функционирование политической системы, регулирование политических отношений в стране и в этом ракурсе государство можно рассматривать даже шире политической системы. Все сказанное позволяет заключить, что государство и связанные с ним властные отношения по поводу управления им составляют ядро политической системы, выступает в виде главных, глубинных и в тоже время, всепроникающих пластов политической системы общества.

Политические партии. Согласно федеральному закону «О политических партиях» политической партией признается общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления5.

В Российской Федерации признается политический плюрализм и существует множество официально зарегистрированных партий, одна даже имеет абсолютное большинство в парламенте. Однако, представляется, что в Российской Федерации в истинно идеологическом и психологическом аспектах не существует ни одной партии. Народ устал от политических баталий и абсолютное большинство населения России уже не верит ни кому. Многие даже не стремятся вникать в сущность политических процессов страны. И в этом по большей своей части виноваты сами партии. Процесс образования в России истинно многопартийного общество еще только начинается и думается он будет долгим и тернистым, тем не менее, хочется надеяться, что у нас все таки будет истинно многопартийное общество с равнозначными политическими партиями, которые отстаивают интересы народа и выступают действенной сдерживающей силой произвола государства.

Местное самоуправление. Местное самоуправление – это самоорганизация населения для решения всех дел местного значения под свою ответственность. Если в государстве существует действительно действенное местное самоуправления, то можно с уверенностью сказать, что в данном государстве процветает демократия. К сожалению, про Россию так сказать нельзя. Пока наше самоуправление является государственным управлением не смотря на то, что в Конституции Российской Федерации в статье 12 провозглашается самостоятельность местного самоуправления от государства. Местное самоуправление создается для регулирования местных вопросов и по этому это один из важных субъектов политической системы.

Общественные объединения. Федеральный закон «Об общественных объединениях» определяет общественное объединение как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Непосредственного участия в политической деятельности, в отличии от политических партиях, общественные объединения не принимают однако оказывают на власть косвенное, а иногда даже и прямое воздействие так как являются институтами гражданского общества.

Религиозные организации. Религиозным объединением в Российской Федерации согласно федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

– вероисповедание;

– совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

– обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Если на первый взгляд может показаться, что религиозные организации стоят в стороне от политики, то это далеко не так. Уже издавна различные религиозные группы занимали и стремились занимать ведущее место в управлении делами общества и государства. На современном этапе происходит секуляризация общества. Однако не только церковь стремиться влиять на власть, сама власть, напротив, желает заручиться поддержкой религиозных общин, так как религия была и остается мощным духовно-нравственным рычагом воздействия на людей. Необходимо также отметить, что наоборот антирелигиозное общество теряет сплоченность, нравственное саморегулирование и переживает духовный упадок, что ведет к глобальным и серьезным катаклизмам. Государство, поэтому не должно оставаться в стороне от религиозного воспитания граждан, что помогает добиваться внутреннего единства этноса, повышение его духовно-нравственного самочувствия, патриотизма, увеличение его толерантности к происходящим время от времени внутренним проблемам государственной жизни и, конечно же, предсказуемости и стабильности правомерного поведения граждан.

Профсоюзы. Законодательство Российской Федерации в федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» определяет профсоюз как добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. К сожалению профсоюзов, у нас в Российской Федерации на сегодняшний момент единицы и даже они мало действенны. Созданный же общероссийский профсоюз скорее защищает интересы государства и руководство данного профсоюза, чем работников. Необходимо только отметить, что профсоюз один из мощных рычагов гражданского общества защищающий права работников и отстаивающий их интересы в борьбе с экономически господствующим классом.

Преступные сообщества. Многие вообще не выделяют преступные сообщества в качестве институционального элемента политической системы общества и признают только правомерные формы объединения граждан. И это действительно так. Преступные организации зачастую имеют не только чисто уголовный и экономический интерес, а порой и сугубо политический. Под преступным сообществом следует понимать сплоченную организованную группу людей, созданную для совершения правонарушений в обществе. Такие сообщества специально создаются для лоббирования своих интересов во властных структурах, либо для внедрения своих членов на государственные должности или вовсе на свержение существующей власти, государственного строя, политического режима. И история знает немало ярких таких примеров.

Все сказанное позволяет говорить, что при ведении политической деятельности преступные сообщества не только необходимо признавать в качестве институционального элемента политической системы, но и учитывать их влияние на власть и всячески подавлять их действия.

Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Эти два понятия можно рассматривать как целое и часть. Государство - часть политической системы, ее элемент, концентрирующий в себе многообразие политических интересов. Оно занимает ведущее место в политической системе общества. Особое место государства в политической системе предопределено в силу следующих причин:

является единственным легитимным представителем своего народа, имеет самую широкую социальную основу, выражая интересы основной части населения;

является единственным носителем суверенитета;

обладает публичной властью и является единственной политической организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на всех членов общества;

располагает широким набором средств воздействия на своих граждан, в то время как возможности политических партий и иных организаций ограничены;

обладает монополией на правотворчество, устанавливает правовые основы функционирования всей политической системы и прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций, принимает законы, определяющие порядок создания и деятельности других политических организаций;

располагает огромными материальными ресурсами, позволяющими обеспечить реализацию своей политики, являясь основным собственником средств производства, земли, ее недр и т.д.;

выполняет интегрирующую (объединяющую) роль в рамках политической системы, являясь "стержнем" политической жизни общества, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.

Государство выступает в качестве гаранта стабильности в обществе и арбитром в соперничестве различного рода партий, группировок, классов и пр. Но в тоже время государство неоднократно ввергало народы в пучину различного рода войн и конфликтов. В одних случаях оно выступает как защитник, в других - как агрессор.

Современное демократическое государство обеспечивает общественные интересы, концентрирующие интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, используя метод компромисса.

Прежде всего, необходимо отметить значительную детерминирующую (причинно-обусловленную) роль экономики в отношении государства. Идею об обусловленности государственной власти имущественным и социальным положением граждан выдвинул еще Аристотель. А. Смит настаивал на соответствии политических отношений экономическому строю. К. Маркс четко подчеркивал, что способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни.

Государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется: 1 - во внутренней организации государства и 2 - в его деятельности.

. Исторический опыт доказывает, что для своего существования государство, как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц.

С помощью права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Для федеративного государства четкое разграничение компетенции федерации и ее субъектов, федеральных органов и органов членов федерации является необходимым условием существования федерации как единого, целостного государства.

Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым демократическим режимом.

Следовательно, демократическое современное государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как общесоциальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами, находящимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободить от него.

Государственная власть сталкивается с трудной проблемой совмещения целесообразности тех или иных решений, полезности их для общества, с необходимостью иногда применять силу при наличии нравственных норм, не согласующихся с этими действиями. Выдержать необходимый баланс между политическими и нравственными критериями весьма непросто. Государство взаимодействует и с другими элементами политической системы:

с политическими партиями,

с национальными движениями и организациями,

с церковью,

с органами местного самоуправления,

с профсоюзами, молодежными организациями и др.

Политические партии, общественные организации и объединения - это институты общественного влияния, воздействия и воспитания. Они содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

Политическая партия - добровольное объединение людей, которое выражает волю данной социальной группы и стремится "завоевать" или удержать государственную власть, осуществлять влияние на политику в соответствии со своей программой.

Партии в политической системе в свою очередь образуют партийную систему - это совокупная связь партий, действующих в рамках своих программ и уставов, и борющихся за государственную власть.

Возрастание роли политических партий - характерная черта формирования и развития демократии в государстве и обусловлено следующими факторами:

возрастанием политической активности граждан;

процессом демократизации властных структур государства;

политическим и идеологическим плюрализмом, что обусловлено, прежде всего, разнообразием форм собственности.

Оно сводится к следующему:

. Никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо партию или пребывание в ней.

. Партии свободно создаются и действуют в обществе на основе их уставных документов и после регистрации в установленном законом порядке.

. Деятельность партий не должна ущемлять основные права и свободы человека и гражданина.

. Решения политических партий не имеют обязывающей силы для органов государства.

. Партии призваны содействовать выражению политической воли гражданского общества.

. Создание организационных структур партий в государственных органах, воинских частях не допускается.

. Недопустимость деятельности партий, призывающих к свержению конституционного строя или проповедующих национальную, религиозную рознь и нетерпимость.

Во взаимоотношениях государства и общественных организаций отражается демократизм общества, единство принципов построения и функционирования, возникновение государственных и негосударственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку.

Взаимоотношения между государством и общественными организациями строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение общего направления их деятельности, надзор и т.д. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.

Следует отметить, что общественные организации действуют в рамках правового режима, установленного государством, которое как главная властвующая и организующая сила призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, способствовать их развитию и совершенствованию. Прежде всего, это выражается в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, использование ими широких политических свобод: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Они оказывают содействие в реализации некоторых их решений.

Взаимоотношения государства с профсоюзами, молодежными организациями, творческими союзами строятся при отсутствии государственного руководства, тогда как деятельностью таких общественных организаций, как потребительская кооперация, ряд добровольных обществ, государство руководит. Но это не означает какого то ни было "включения" общественных организаций в систему государственного аппарата. Общественные организации это не "филиалы" государства, а самостоятельные звенья политической системы, имеющие свои самостоятельные функции, свое социальное назначение. Все задачи должны решаться путем сочетания мероприятий по государственной линии и по линии различных общественных организаций, причем действуют они не изолированно, а в тесном контакте и при постоянной взаимной поддержке.

Укрепление и развитие общности и единства государственных и общественных институтов свидетельствует об уровне развития демократии, обеспечивающей активное участие всех членов общества в управлении как государственными, так и общественными делами.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.