Человечество в споем развитии прошло ряд исторических эпох. каждая из которых определялась уровнем и характером общественных отношении: социальных, экономических, культурных, религиозных и. наконец. политических.
Самой продолжительной эпохой в истории человечества является первобытная организация общества, для которой характерно отсутствие политической организации и правовых норм, являющихся инструментом государственного управления.
Родоплеменную организацию общества характеризуют два основных признака: наличие потестарной власти, не имеющей политического характера, и существование специфических норм первобытного общества, получивших в теории права название "мононормы".
Потестарная власть (от лат. poteslas- мощь, сила) принадлежала вождям, предводителям либо совету старейшин и опиралась на личный авторитет. Эта власть распространялась на эгалитарное сообщество, члены которого были равны. Первобытное общество, основанное на присваивающей экономике (охота, рыболовство, собирательство), не знало политического деления на управляющих и управляемых и не нуждалось в нем, так как социальные нормы в первобытном обществе выполнялись добровольно, В родовом обществе существовало половозрастное разделение, необходимое для занятия различными видами хозяйственной деятельности, распределения пиши и вступления в брачные отношения.
Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода. Эти нормы регулировали определенные способы добывания пищи и брачно-семейные отношения. Мононормы не отделяли прав от обязанностей: права индивида слипались с его обязанностями. Формами выражения таких норм выступали обычаи, традиции, ритуалы, обряды и мифы. которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях. Содержание мононорм составляли различного рода табу - запреты совершать определенные действия, тотемы — обязанности сохранять определенные виды животных и регламенты — определенные дозволения. К нарушителям применялись потестарные санкции, самой суровой из которых было изгнание из общины.
Следует отметить, что представители отечественного правоведения отрицают существование права в родоплеменном обществе. Западные антропологи, напротив, оценивают первобытную нормативную систему как право либо протоправо. то есть как ступень к праву.
считают, что государство и право формировались в процессе перехода общества от присваивающем экономики к производящей (4-3-е тысячелетие до н. э.). Производящая экономика объединила значительные массы людей, создала новые способы существования (оседлость, производство, обмен), усложнила организацию общества. В обществе производящей экономики из представителей знатных и богатых семей сформировался особый слой людей! — аппарат управления. Власть переходила по наследству либо была куплена. Аппарат управления для решения государственных задач в необходимых случаях стал использовать принуждение и насилие. Власть приобрела политический характер. Родоплеменную организацию общества сменила иная организация: государство — общество, разделенное на управляющих и управляемых.
Одновременно с образованием первичного государства происходил процесс формирования права. Этот процесс шел двумя путями: во-первых, государство санкционировало обычаи, которые способствовали защите и осуществлению государственных интересов; во-вторых, государство создало новые правила поведения, которые выражали волю правящего класса {институциональный путь). Постепенно так называемое обычное право уступает место прецедентному праву, основой которого становятся административные и судебные решения. Когда на смену npeцедентному правy приходит статутное право (законы), первичное право получает письменные формы выражения- законы, кодексы, своды законов, ордонансы и так далее.
Эти нормативные акты. в отличие от нормативной системы первобытного общества, имеют четкую структуру и содержание. Правовые нормы содержат запреты, дозволения и обязывающие предписания. Санкции предусматривают виды и размеры наказания. Но главное отличие права от первобытных норм заключается в способе обеспечения. Таким способом становится государственное принуждение.