Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Форма внутригосударственного устройства



Каждое государство обладает своей собственной территори­ей, на которой проживает его население. Государственная власть распространяется на каждого человека, регулирует в той или иной мере все стороны его поведения. Однако многие вопросы, возни­кающие на местах, трудно разрешить из центра. Например, в Мос­кве не могут знать всех проблем гражданина, живущего где-ни­будь в Хабаровском крае. Поэтому возникает необходимость в рас­пределении власти таким образом, чтобы какие-то вопросы реша­лись централизованно, другие — на местах.

Существует два способа распределения власти. Можно передать часть полномочий региональным органам госу­дарственной власти, оставив их в подчинении центральных орга­нов. В этом случае территория государства остается единой, разделяющейся лишь на административные единицы (районы, провинции), т.е. части территории, не обладающие государствен­ностью, а существующие лишь для удобства управления. Такие государства называются унитарными.

Однако возможен другой вариант, когда региональные орга­ны государственной власти самостоятельны в решении некоторых государственных вопросов. В этом случае территория государства состоит из самостоятельных частей, обладающих государственнос­тью и называющихся субъектами федерации, а само государство является федерацией.

Форма внутригосударственного устройства —это способ орга­низации государственной власти по территории, проявляющийся в статусе частей государства, в соотношении власти центра и мест.

Унитарное государство имеет следующие основные приз­наки:

1) единая структура государственного аппарата на террито­рии всей страны, распространяющего свою юрисдикцию в равной степени на территориальных единицы;

2) в основном равный юридический статус административно - территориальных единиц по отношению к центральным органам;

3) единое гражданство;

4) единая система права, основу которой составляет единая для всего государства конституция;

5) единая судебная система;

6) одноканальная система налогов.

Таким образом, в унитарном государстве имеет место цент­рализация управления и вводится прямой либо косвенный конт­роль над всеми органами местной власти. Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы, княжества, партикулы и т. п. — явление прогрессивное. Однако с развитием рыночных отношений, усилением интеграционных процессов унитарные го­сударства уступают место государственным объединениям и, в частности, федеративным государствам.

Федеративное государство — это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое государство (США, ФРГ, Индия, Бразилия). Федератив­ная форма сложна и многолика. Тем не менее всем федерациям свойственны общие черты:

1) территория федерации состоит из территорий ее субъек­тов, которые, не являясь государствами в полном смысле, облада­ют определенной самостоятельностью. Степень суверенности отдель­ных субъектов федерации может быть разной;

2) в федерации существуют два уровня государственного аппа­рата: федеральный и республиканский (уровень штата, земли). Как правило, на высшем уровне федеративный характер государства проявляется в создании союзного (федеративного) парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации;

3) наличие двойного гражданства, хотя чаще всего на прак­тике особых юридических последствий не порождающего;

4) субъекты федерации имеют право создавать свою право­вую систему, принимать свою конституцию, что, впрочем, не дол­жно идти вразрез с общими правовыми началами, установленны­ми федерацией;

5) субъекты федерации могут иметь собственную судебную систему, и в таких случаях рассмотрение апелляций заканчивает­ся в высшем суде субъекта федерации, а высшая судебная ин­станция федерации не рассматривает апелляции на решения су­дов их субъектов;

6) в федерации используется двухканальная система нало­гов — устанавливаются федеральные налоги и налоги ее субъ­ектов.

Различают федерации:

a.национальные, где субъекты образуются по национально­му признаку, итерриториальные;

b. симметричные, характеризуемые равным юридическим ста­тусом ее субъектов и асимметричные с разным статусом субъектов.

Унитарные и федеративные государства представляют собой идеальные типы в том смысле, что в политической действительно­сти они никогда не встречаются в "чистом виде". Самое централи­зованное государство оставляет определенные рамки автономии некоторым местным или областным органам, тогда как федераль­ное государство имеет центральные органы, власть которых рас­пространяется на всю территорию. Таким образом, различие меж­ду двумя формами государства — в степени, но не в сути, в уров­не децентрализации политической власти.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.