Взрослые испытывают стресс от работы и всех обязанностей, которые они должны выполнять. Только из-за того, что школьникам не приходится выполнять много обязанностей, значит ли это, что они не испытывают стресс? Факт в том, что многие дети подвержены стрессу. Это происходит, когда они попадают в опасные (столкновения с хулиганами), сложные (взаимодействие со строгим учителем) и болезненные (потеря любимого человека) ситуации. Стресс увеличивается, потому что в отличие от взрослых, в распоряжении подростков нет ресурсов, необходимых для того, чтобы справляться с подобными ситуациями.
Родители должны помогать детям справляться со стрессом. В качестве первого шага необходимо определить возможные источники стресса.
Одним важным источником стресса может являться школьная жизнь. Требования школы, оказывающие давление на школьников, а также разочарование от низких оценок и незаконченные домашние задания - все это может потреблять большую часть детской энергии.
Проблемы, связанные с друзьями, могут также оказывать негативное воздействие на разум школьника. Дружба - наиболее ценное качество среди них. Они с легкостью сопереживают чувствам других людей и отчаянно стремятся помочь.
Младших школьников могут также беспокоить их внешние данные. Они могут казаться себе слишком высокими, слишком худым, слишком полным, слишком полнощекими, слишком неуклюжими и т.д. Всё это может заставить их чувствовать себя изгоями. И это затруднительное положение может спровоцировать стресс.
Раздельное жительство или развод родителей являются источником стресса для них. Учитывая изменения, происходящие в их жизни, им скорее всего покажется, что именно они являются причиной решения родителей: развестись или жить раздельно. Они винят себя. И они завидуют одноклассникам или друзьям, семьи которых полноценны.
Смерть любимого человека - брата, сестры, родителя или близкого родственника - может несомненно спровоцировать эмоциональный взрыв ребёнка. Они пока находятся в самом начале их жизни и абсолютно не подготовлены переживать потерю важного для них человека.
Младшие школьники очень чувствительны к серьезным семейным проблемам, например, к хроническому заболеванию одного из членов семьи, или финансовому кризису. Независимо от того, как родители пытаются уберечь своих детей от этого, семейные проблемы все равно могут заставить ребёнка переживать до такой степени, что они начнут игнорировать все остальное, включая школу и друзей.
Небезопасные районы могут стать причиной стресса для школьников. Даже если никто и не нападает на ребёнка, у него всегда будут возникать нездоровые мысли о том, что может произойти с ним в каком-то определенном районе.
Новое общество или новая школа могут заставить ребёнка чувствовать себя менее уверенным в своем положении. Для взрослых может и не иметь значения незнакомая обстановка и нахождение в обществе с абсолютно не знакомыми людьми, но вот для детей это может оказаться очень пугающим.
И наконец, слишком много дел и необходимость соответствовать слишком высоким ожиданиям могут спровоцировать стресс. Многие взрослые не умеют управлять собственным временем. Поэтому, было бы нелогично ожидать от детей того, что они будут справляться со многими делами одновременно. И эта ситуация может спровоцировать стресс.
Можно выделить ряд симптомов, свидетельствующих, находится ли ребёнок под стрессом. (Приложение № 1)
Основные стрессоры в жизни ребёнка как же приведены в таблице. (приложение № 2)
Стресс, причиной которого является
Школьная система
Интересный принцип анализа школьной системы предлагают Льюис и Перки (1978). Они вводят понятия «школа-семья» и «школа-фабрика», противопоставляя их как в плане общей атмосферы и организации, так и в плане образа жизни и характера Я-концепции их «обитателелей»
Принцип «школы-фабрики» в своем крайнем выражении создает для, учащихся такую жизненную среду, которая вынуждает их:
а) демонстрировать послушание и постоянную занятость;
б) подчинять свои дела и интересы общему графику работы и распоряжениям других людей;
в) подвергаться обезличивающей обработке в группах;
г) быть предметом постоянного надзора и оценки, принимать поощрения и наказания в зависимости от качества выполненной ими работы, то есть успеваемости;
д) стремиться к выполнению заданий во имя определенных и официально установленных наград.
Нет нужды говорить, что образ жизни «школы-фабрики» может быть охарактеризован только в терминах дегуманизации, отчуждения и психологической несостоятельности всех людей, включенных в эти процессы.
Этой удручающей картине Льюис и Перки противопоставляют модель «школы-семьи», которую отличает теплая, позитивная атмосфера сотрудничества и безусловного взаимного принятия. Главным принципом является забота о каждом, стремление оказать поддержку всякому члену группы, который в ней нуждается. Здесь всячески поощряется приветливость, рождающая у каждого ощущение собственной ценности. В то же время вся организационная структура и правила поведения устанавливаются таким образом, чтобы обеспечить как можно большую индивидуальную свободу в рамках ограничений, принимаемых всеми членами этого сообщества. Позитивные ожидания наряду с царящим здесь духом благожелательности способствует не только хорошей успеваемости, но и формированию у каждого учащегося позитивной самооценки.