Стресс. Этот научный термин звучит теперь всюду - на работе и дома, в кругу друзей, в книгах и телепередачах.
Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти.
Распространенная прежде фраза, что «все болезни от нервов» трансформировалась - «все болезни от стрессов». И не без основания. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше.
Врачи подразумевают под стрессом физиологические механизмы нагрузок. Психологи также неоднозначно относятся к этому понятию.
Эксперты Всемирной организации здравоохранения обращают внимание на то, что в детстве проблемы психического здоровья имеют прямую связь с нравственной атмосферой, которая существует в учебном заведении, его культурными стандартами как социального учреждения и характером взаимоотношений между сотрудниками и школьниками.
Важнейшим компонентом психического здоровья личности является стрессоустойчивость - способность противостоять стрессу, самостоятельно преодолевать проблемы, возникающие на пути ее духовного роста и физического самосовершенствования, В этой связи формирование стрессоустойчивости является важным условием сохранения психического здоровья.
Лаборатория психологии воспитания детей школьного возраста Института психологии АПН, начиная с 1945г., приступила к исследованию
психологических особенностей отношения школьников к учению, труду, коллективу и того, как это отношение формируется под влиянием условий жизни ребенка и его воспитания.
В исследованиях лаборатории, проводившихся еще в 1945г., было показано, например, что знания, приобретаемые в школе, по-разному усваиваются учениками и занимают разное место в личности школьника, в зависимости от того, как у него воспитано отношение к этим знаниям и к своей учебной деятельности. Наличие учебных интересов и стремление овладеть основами наук, как средством познания действительности, а также отношение к учению, как к деятельности общественно значимой, за качество выполнения которой ученик чувствует себя ответственным перед школой и родителями, создают те условия, при которых знания, приобретаемые в школе, становятся убеждениями школьника, основой для формирования его мировоззрения. Наоборот, если у школьника не воспитаны познавательные интересы, если он учится по внешнему принуждению и не видит общественного смысла в своей учебной деятельности, его знания оказываются формальными, чуждыми его личности и сознанию.
Проблема стресса сегодня, когда ритм жизни становится все более интенсивным, всем нам приходится приспосабливаться к условиям существования на нашей тесной планете со всеми столь разнообразными, надеждами, ожиданиями и требованиями ее обитателей, актуальна как никогда. Конечно, люди испытывали стресс всегда и нельзя говорить о том, что эта способность организма появилась недавно, но актуальность данной проблемы сегодня неоспорима.
Актуальность проблемы стресса и стрессоустойчивости младших школьников и поиск путей предотвращения стрессов возрастает по разным причинам, среди которых следующие: наличие возрастных проблем (новые отношения со взрослыми и сверстниками, особенности Я-концепции),
недостаточная эффективность системы психолого-педагогической помощи и поддержки учащихся с низкой стрессоустойчивостью и т.д.
Цель исследования: изучение проблемы стресса и стрессоустойчивости у младших школьников.
Объект исследования: психология стресса.
Предмет исследования: стресс и стрессоустойчивость и их проявления.
Гипотеза исследования:
Если признать, что важнейшим компонентом здоровья школьника является его психическое состояние, то определение такой характеристики данного состояния как стрессоустойчивость, выявление ее роли в противостоянии стрессам, имеющим место в современном мире, является необходимым.
Если определить стрессовые факторы и создать организационно - педагогические условия по снижению их негативного влияния на здоровье детей, а именно: повышение профессиональной компетентности и психологической культуры педагогов; повышение психологической культуры родителей; усиление взаимодействия педагогов и родителей; учет влияния индивидуальных личностных свойств школьников на поведение, деятельность и состояние в стрессовых ситуациях, то стрессоустойчивость школьников будет иметь тенденцию к достижению уровня, обеспечивающего сохранение их здоровья.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие и основные характеристики стресса; (дать определение понятию стресс)
2. определение причин возникновения стресса;
3. дать определение понятию стрессоустойчивости;
4. изучить методы борьбы со стрессом;
5. проанализировать проблему стресса и пути решения этой проблемы.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы стресса и
Стрессоустойчивости
ПРИрода стресса
Человек испытывает стресс (поведение, физиологические реакции);
как мы чувствуем себя в стрессе, какие мысли у нас возникают, когда мы оказываемся в стрессовой ситуации? Почему происходят подобные изменения? Это зависит от многих причин и, чтобы разобраться, нужно понять, что же такое стресс.
Понятие «стресс» стало популярным после опубликования в 1936 году книги Г.Селье. Одна из причин этого в том, что теория стресса как общего адаптационного синдрома, разработанная Г.Селье, находит объяснение реакциям человека на психотравмирующие ситуации, различные конфликты и заболевания.
Причиной стресса могут быть любые жизненные обстоятельства, всякая неожиданность, нарушающая привычное течение жизни. При этом не имеет значения, приятны или неприятны для человека происходящие события. Например, полученная на уроке двойка или пятерка могут в равной степени вызвать стресс. Специфические реакции горя и радости различны, даже противоположны, но их стрессовое действие - неспецифическое требование приспособления к новой ситуации - одинаково.
Различные факторы: необходимость сосредоточиться, усталость, страх, обида, холод и многое другое, которых достаточно и в школьной жизни вызывают в организме комплексную реакцию, не зависящую от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент - на физиологическом уровне осуществляется непосредственная реакция мобилизации по определенному сценарию. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны, вследствие чего изменяется режим работы многих органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращений сердца, повышается свертываемость крови). Организм старается обеспечить мышцы кислородом и питательными веществами, чтобы развить максимальное мышечное усилие и дать отпор, сильнее ударить или убежать. Однако такая реакция оправдана, когда она адекватна внешней опасности и длится недолго. Но проявить физическую агрессию или убежать для школьника в большинстве случаев означает вступить в противоречие с существующими правилами, нравственными нормами. В результате никакого действия не происходит, а возникшее напряжение и физиологические сдвиги - подготовка к действию, которое не произошло - остаются невостребованными в организме. Если ребёнок умеет избавляться от отрицательных последствий стресса, то это явление может иметь положительное значение в виде приобретенного пусть даже отрицательного опыта. Но этого чаще не происходит, и эмоциональное напряжение накапливается в мышцах. Еще в прошлом веке, рассуждая об эмоциях, И.М.Сеченов писал о «темном мышечном чувстве».
Фактически при стрессовой реакции происходит прерывание естественного биологического процесса, которое является чрезвычайным событием для психики. «Неотработанные» эмоции запечатлеваются в теле и, как следствие, могут возникнуть различные болезни - гипертония, головная боль, желудочные спазмы и т.д. Овладение способами снятия накопившегося напряжения – один из способов борьбы с губительными последствиями стрессов. Отметим, что эффективнее всегда бороться с причиной, чем со следствием.
Есть ситуации, которые объективно становятся источниками сильного стресса: потеря близких людей, болезнь, развод родителей и др.
Однако чаще ребёнок страдает от психологического стресса, в основе которого лежат субъективные восприятия. Психологический стресс могут вызвать любые значимые жизненные обстоятельства: школьный урок, общение с друзьями, предстоящий разговор с родителями или учителем, школьные правила или отметки, покупка нового платья и т.д. Его причиной могут быть трудности или угроза - состояние ожидания какого–либо вредного, нежелательного воздействия, возникающего благодаря способности ребёнка предвидеть не только реальные, но и лишь возможные столкновения с опасной для него ситуацией. Например, школьник испытывает стресс, думая о предстоящем уроке, контрольной работе. Самостоятельным стрессовым фактором при отсутствии необходимой компетентности может стать угроза возможных стрессовых изменений, происходящих в организме (покраснение лица в ситуациях учебного взаимодействия, тремор рук при ответе у доски или во время игры на пианино на школьном концерте).
Будет неправильным считать, что стресс - это плохо. Действительно, в состоянии стресса могут наблюдаться ухудшение внимания, памяти, мышления, неадекватность оценки ситуации, чрезмерная двигательная активность, либо заторможенность и т.д. Вот как Лев Николаевич Толстой описывает в «Войне и мире» подмеченную им своеобразную реакцию на опасность. «Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности, Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось все веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра…».
Но стресс и приумножает силы человека, мобилизуя его внутренние ресурсы для преодоления возникшего препятствия, достижения поставленной цели. Положительные эффекты проявляются в повышении работоспособности. Можно сказать, что в некоторых случаях стресс добавляет интереса к жизни, заставляет тянуться вверх, помогает быстрее думать и действовать. Именно стресс помогает достичь успехов в спорте, активизирует мыслительную деятельность, память, внимание.
Когда мы сталкиваемся с трудностями, то, пытаясь преодолеть их, испытываем либо горечь неудачи, либо радость победы. Когда же проблем нет, мы зачастую испытываем утрату интереса и ощущаем апатию. Селье отмечал, что различным людям для счастья нужно различное количество стресса, подчеркивая его положительное значение и человеческую индивидуальность. Он полагал, что даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс, и приравнивал его отсутствие к смерти. На последнем этапе своей деятельности Селье разделил понятие «стресс» на эустресс и дистресс. Эустресс - конструктивный, вызывающий активизацию познавательных процессов и самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс - деструктивный, разрушительный, имеющий тенденцию возникнув в одних условиях, распространяться и на другие, усиливая ещё более разрушительное действие. Например, обида или раздражение после ссоры с родителями или приятелем, остаются и тогда, когда школьник пришел в школу, работает на уроке. При этом изменяется его восприятие того, что происходит вокруг. Школьнику начинает казаться, что учитель к нему придирается, одноклассники насмехаются. Результатом становятся новые конфликты. Но одноклассники - то и учитель не понимают причин его поведения, и вирус обиды может поразить и их.