Фраза одного из современных политиков «хотели как лучше, а получилось как всегда» достаточно красноречиво показывает, что многие знают «как должно быть». Но между «должно быть» и «есть» проходит некая черта, отделяющая желаемое от действительного, цель от результата. В правовой сфере дилемма «как должно быть» и «как есть» проявляется в форме взаимосвязи, взаимосогласования сущего и должного.
Сущеев самом широком смысле представляет собой наличное бытие. В контексте права можно сказать, что сущее — это наличная правовая реальность, это то, что есть в действительности[6].
Должное— это то, что должно быть, это целеполагаемый результат, модель-телеотип, идеальная конструкция будущей необходимой правовой реальности.
Несовпадение, рассогласованность сущего и должного возникает на основе двойственности права как социального явления. Суть этой двойственности заключается в том, что по функциональному предназначению право выступает регулятором целеполагаемых общественных отношений, но одновременно является и формой общественных отношений, результатом их регулирования, формой существования общества как деятельности людей.
Из этого следует не только то, что право создается обществом, людьми, но и отсутствие адекватности, полного совпадения между всеобщим регулятивом и фактически складывающимися отношениями в обществе. Деятельность отдельного человека регулируется внутренне и внешне, следовательно, и на индивидуальном уровне регулятивы и фактическое поведение человека не совпадают.
Такой «клубок» взаимопереплетений регулятивов, фактических отношений, ожиданий, целей, результатов, их различий в системах субординации (соподчинения) и координации (ря-доположенности) делает проблему сущего и должного сложной в теоретическом отношении (например, рассмотрение сущего и должного как объективного и субъективного, материального и идеального), но чрезвычайно важной для практики.
Опыт жизнедеятельности человечества свидетельствует о том, что сущее и должное, находясь на разных уровнях рассогласования, всегда существуют как рассогласованное единство.Полное совпадение реальности с идеалом в правовой сфере — явление невиданное. Тем не менее, история философско-правовой мысли сопровождалась идеальными конструкциями, основанными на максимальном совпадении сущего и должного. В форме модели-прототипа[7] таков был «золотой век» Гераклита и Платона, «град Божий» Августина Аврелия, а в форме модели-телеотипа[8] — коммунизм К. Маркса и «вселенская теократия» B.C. Соловьёва. Эти модели оставались лишь мечтаниями — о прошлом или о будущем. Однако они свидетельствуют о важности и необходимости максимального сближения сущего и должного для оптимального функционирования общества, сохранения и приумножения человеческого в Человеке.
В философско-правовой мысли взаимодействие и взаимоотношение сущего и должного рассматривается в различных контекстах: как взаимосвязь свободы (сущее) и необходимости (должное); как соотношение нормы (должное) и поступка (сущее); как соответствие ценности (должное) и ценностного отношения (сущее) и т.д. В практическом аспекте проблема сущего и должного выражается как несовпадение целей и результатов деятельности на социетальном и на индивидуальном уровне.
В данном случае взаимодействие сущего и должного рассматривается в контексте взаимосвязи предписания, выраженного правовой нормой, и исполнения нормативного требования, выраженного определенным действием или бездействием. Кроме того, еще раз подчеркнем, что сущее и должное имеют, по крайней мере, два аспекта — социетальный и личностный. Последний детально рассматривается педагогической этикой и педагогической теорией в целом. Поэтому основное внимание мы уделим общесоциальному, философскому аспекту взаимосвязи сущего и должного.
Должное как социальный феномен рассматривается деонтологией— наукой о должном и долженствовании. Один из основных вопросов деонтологии сводится к причине возникновения и механизму формирования нормы как должного. Существует несколько подходов к его решению.
Исторически первый подход, связанный с исследованием нормы как общего блага, предполагает, что люди сначала должны рационально осознать свои потребности и интересы, свое «благо», а затем на основе этого осознания сформулировать норму-требование. В действительности возникновение нормы и осознание ее «благости» — события неодновременные. Скажем, запрет на инцест возник задолго до рационального осмысления вреда кровосмешения.
Примерно такие же контраргументы можно выдвинуть и против второго подхода. Он основывается на договорной теории возникновения норм должного и является по сути интерпретацией учения Т. Гоббса о понимании людьми вреда анархии и произвола. Во-первых, историческая практика, в том числе и современной России, свидетельствует об обратном: самоограничение индивида в условиях конкуренции зачастую ставит его в менее выгодное положение по отношению к тому, кто «договор» нарушает, или себя не ограничивает. А во-вторых, исследования историков и этнографов показывают, что и «договорное» обоснование норм неизбежно приводит к рациональному осознанию полезности самоограничения, пониманию того, что будет, если нормы исчезнут.
По-видимому, изначально нормы возникали стихийно, в результате практического отбора, закрепляясь в обычаях, обрядах, традициях. И лишь затем они рационализировались, обосновывались как должное, как безусловная необходимость. Завершающий этап формирования должного — его закрепление в качестве ценности, «завета богов» или норм естественного права.
Безусловно, практический отбор должного, норм основывался на оптимизации общественной жизни, на естественных потребностях и интересах людей. Скажем, невозможно представить даже на уровне здравого смысла (т.е. дорационального знания) человеческое сообщество, в котором воровство или убийство — общепринятая норма. Такое сообщество обречено.
Обретя статус общеобязательности, должное, отраженное на уровне теоретического сознания, становится одной из центральных категорий философии права. В этом качестве оно выступает в философско-правовых концепциях древнекитайских легистов (принцип «фа» — наказание), древнегреческих атомистов, Сократа, стоиков, киников, И. Канта и С. Кьеркегора.
Так, атомист Демокрит полагал, что в основе эвтюмии как цели человеческой жизни лежит чувство долга, внутреннее требование «не делать ничего непристойного».
У Сократа долг и долженствование приобретают качества блага как наивысшей ценности. Правда, он выводит долженствование из внешней стороны человеческого действия, из норм и правил, установленных государством.
На внутреннюю, моральную сторону долженствования обратил внимание И. Кант. Внешний долг, уверял он, подчиняется внутреннему выбору и свободной воле, а повиновение долгу дополняется стремлением к благу.
Высказывались и противоположные точки зрения. Например, экзистенциалисты повиновение долгу считали несовместимым с подлинным человеческим существованием. Наиболее четко эта позиция выражена у К. Ясперса, для которого «Я должен» всегда должно подчиняться «Я хочу». Д. Росс и П. Ноуэлл-Смит полагали, что должное возникает, когда происходит рассогласование естественной природы людей и предъявляемых к ним требований.
Два подхода к пониманию сущности должного сохранились и поныне: один из них усматривает в должном понуждение и ограничение; другой — самовыражение личности, проявление «Я», собственный закон человека.
Некоторые исследователи рассматривают проблему сущности должного через соотношение предписания (нормы) и ценности. Думается, что такое противопоставление весьма условно, ибо должное одновременно включает в себя требование следования норме и цель (идеал), к которому это следование ведет. Другое дело, что такой идеал может быть неконкретным, аморфным, расплывчатым. Равно как и то, что могут быть избраны не те идеалы, нормы, средства и способы их достижения.
В данном случае философы, раскрывая суть одного и того же, акцентируют внимание на разных функциях должного. Те, кто подчеркивают мировоззренческую роль должного, рассматривают его как ценность; а те, кто отдают предпочтение методологической роли, видят в нем предписание, норму, требование.
Анализ сущности должного и сущего позволяет уточнить причины их несовпадения. Как уже отмечалось, предварительным условием несовпадения выступает двойственность права как социального явления. Также имеет значение механизм формирования социальной необходимости. Складываясь из отдельных потребностей и интересов, социальная норма (закон) как бы усредняет должное и сущее, порождая несовпадение желаемого и фактического[9].
Кроме того, на согласование или рассогласование сущего и должного влияет множество объективных и субъективных факторов — идеология, традиции, политика, экономические возможности, степень цивилизованности, уровень правовой культуры и прочее и прочее. Перечислить их все невозможно, да в этом и нет необходимости. Гораздо важнее показать, что собой представляет сущее как реализованное должное. Должное предстает как целеполагающееся, как идеал или норма должного поведения. Должное реализуется, возникает результат целеполагавшегося, т.е. сущее. Однако оно включает не только результат, т.е. целеполагавшееся, но и последствия.
Последствия — это то, что не целеполагалось, но стало сущим. Причем последствия могут как усиливать результат, находясь в русле целеполагавшегося, так и противоречить целеполагавшемуся, снижать значимость результата, и даже перечеркивать, дискредитировать его. Именно так произошло с вполне здравым замыслом М. С. Горбачева внедрить в Советском Союзе трезвый образ жизни; или, скажем, предпринятыми усилиями навести в Чеченской Республике конституционный порядок, сведенными на нет «авантюрой» 1995—1996 гг.
Значительное влияние на достижение целеполагающегося, на превращение должного в сущее оказывает выбор средств и способов реализации. Именно здесь подстерегает опасность правового макиавеллизма. Попытки реализовать должное в сущее неправовыми средствами и способами (террактами, репрессиями и т.п.) не могут не дискредитировать самоё должное как идеал. Что вовсе не исключает достижения результата (вспомним насильственную коллективизацию), но, как показывает исторический опыт, лишь временного.
Таковы общефилософские основания взаимосвязи сущего и должного, однако в различных сферах жизнедеятельности общества эта взаимосвязь имеет специфику.
б. Специфика проявления сущего и должного в морали и праве
Общее и особенное сущего и должного в морали и праве обусловлены, прежде всего, наличием общего и особенного в природе морали и права как феноменах социальной жизни. Проблема соотношения морали и права с давних времен стояла в центре философско-правовой мысли. Ей посвятили труды Аристотель и Ф. Бэкон, Ш. Монтескье и И. Кант, С. Десницкий, А. Куницын, Г. Гегель и Д. Остин, В. С. Соловьёв и Н. А. Бердяев.
Следует подчеркнуть, что все классики мировой философско-правовой мысли рассматривали право как низшую ступень (уровень) морали. Право, убеждали они, менее духовно, чем мораль, правовая регуляция всегда принудительна, поэтому ограничена по сравнению с нравственной регуляцией.
Авторы современных учебников и учебных пособий по философии права пытаются опровергнуть позицию классиков: они рассматривают справедливость как правовую, а не нравственную категорию; праву отводят историческое первенство перед моралью считая его к тому же выше, эффективнее и перспективнее.
Действительно, мораль и право имеют много общего. По мнению ряда исследователей, мораль и право объединяет нормативность, т.е. наличие предписательных, повелительных ориентиров для поведения людей и их сообществ. Социальные отношения отражаются и выражаются в определенных моральных и правовых нормах. Некоторые нормы морали и права носят оценочный характер, лишь фиксируют субъективное отношение к какому-либо событию, однако исходя из единых критериев, в любом случае норма — это требование, повеление.
Функциональное единство морали и права обусловлено выполнением ими одинаковой функции — регулятивной. Моральные и правовые нормы возникают как отражение практических материальных отношений в обществе (первичная детерминация), затем эти нормы объективируются в деятельности людей, воспринимаются нравственным и правовым сознанием (вторичная детерминация) и вновь объективируются в материальных и идеологических отношениях людей. В результате многократной детерминации моральные и правовые нормы регулируют, координируют, управляют общественными отношениями.
Вместе с тем право и мораль имеют принципиальные различия. Они достаточно полно описаны в специальной юридической литературе[10], что позволяет ограничиться лишь их тезисным перечислением. Итак, право и мораль различаются по происхождению (право возникает вместе с государством, а мораль — вместе с человеческим сообществом), по форме выражения (право закрепляется в определенных документах, а мораль — в общественной памяти), по способу обеспечения (право обеспечивается силой государства, а мораль — силой общественного мнения), по структурной организации (право систематизировано, а мораль бессистемна), по уровню требований (право имеет менее высокий уровень требовательности, чем мораль), по степени конкретности (право предусматривает заведомую реакцию на определенное действие, имеет регламентированные процедуры, более динамично, а мораль дает лишь общую установку, без ее конкретизации, не предусматривает заведомо известной санкции, базируется не на регламенте, а на здравом смысле и более консервативна).
Выяснение соотношения морали и права важно в теоретическом плане, а также в плане определения перспектив человеческого существования. Для людей вовсе небезразличен вопрос о том, что ждет их в перспективе: жизнь по юридическим нормам, в обществе с отточенным правом, где все регламентировано до мелочей, где четкая судебная система и не менее четкая система исполнения наказаний, или же впереди жизнь по совести, по нормам морали?
Для ответа на этот вопрос необходимо различить сущностные характеристики морали и права. Обнаруживается, что право наделено моральными свойствами — равенством, свободой и справедливостью, хотя они (как и категории, их выражаемые) не являются чисто правовыми. Как таковые это категории морали, и лишь в дополнение к этим категориям правовое равенство, правовая свобода превращают их в категории права.
Важное значение имеют также сущностные характеристики естественного и позитивного права. Очевидно, что естественное право родственно и однопорядково с моралью по основным параметрам. Мораль всегда естественна, позитивной морали не бывает. Что же касается позитивного права, то, скорее всего, прав был Г. Гегель, считавший право лишь предпосылкой, или низшим уровнем морали. Позитивное право в глобальном измерении исторично, временно, поэтому при рассмотрении соотношения морали и права методологически неверно говорить о праве вообще, без деления его на естественное и позитивное.
Естественное право существовало изначально, функционировало на «одном поле» с моралью: мораль была естественно-правовой, а естественное право — моральным, нравственным.
Позитивное же право, возникнув как государственный институт, утрачивает связь с моралью, все больше сопрягается с политикой. Нет необходимости доказывать, что современное позитивное право насквозь политизировано. Но ведь еще со времен Н. Макиавелли общеизвестна истина о несовместимости политики и морали. Политизированное позитивное право становится аморальным.
Понятно, что «аморальная» перспектива вряд ли будет привлекательной для нормальных граждан. Позитивное право — это цель-средство, а мораль и естественное право — это «чистая цель».
И еще один аспект различия: в морали и праве по-разному проявляется взаимосвязь сущего и должного.
Прежде всего, различие наблюдается между моральным и правовым должным. Должное, как уже отмечалось, и в морали, и в праве, существует в формах нормы, идеала, ценности, которые выполняют в обществе регулятивную функцию. Тем не менее, подчеркивали еще И. Кант, В. С. Соловьёв, должное в морали и праве различно. Это различие можно обнаружить по следующим параметрам:
—должное в морали выступает в качестве общечеловеческой ценности (благо, счастье, мир, любовь), а должное в праве связано преимущественно с институциональными ценностями (безопасность государства как института, равенство этноса как института и т.д.);
—должное в морали предполагает спонтанное следование ему как нравственному идеалу, оно нацелено на добровольность реализации в поступках; должное в праве реализуется в сущее под внешним принуждением, выступает как диктат;
—должное в морали апеллирует к величию, великодушию, доброте и другим добродетелям (жизненным экзистенциалам) человека, оно ориентирует на то, что и как нужно делать, чтобы достичь блага, добра, справедливости, равенства; должное в праве обращено к несовершенству человека, его порочности и ориентирует на то, чего не нужно делать, дабы не нарушить справедливость, равенство, свободу и т.д.;
—должное в морали неоднозначно, дает возможность выбора: «налево пойдешь — честь потеряешь, направо пойдешь — славу обретешь». Оно не только не отрицает, а, напротив, предполагает свободу социального субъекта. Должное в праве всегда однозначно и имеет одну цель: «поступай только так, а не иначе, иначе...»;
—должное в морали исходит из повседневной реальности, из непосредственных и ближайших интересов людей, отдельного человека; должное в праве исходит из системного мира и во главу угла ставит интересы социальных институтов, прежде всего государства;
—должное в морали всеобще и внеситуационно. Быть «чуть-чуть честным» или «благородным на 30%» невозможно, как невозможно в одной ситуации быть честным, а в другой — подлецом, но сохранять «звание» честного человека. Должное в праве конкретно и ситуационно, оно предполагает градацию законности и ее зависимость от ситуации. Скажем, убийство с отягчающими признаками и убийство в состоянии аффекта в праве квалифицируется по-разному, с учетом конкретной ситуации;
—должное в морали вероятностно, без ясного исхода, предполагает не только успех, но и неуспех и допускает даже гибель героя во имя нравственного идеала. Так, высоконравственным считается поступок княгини Евпраксии, выбросившейся с младенцем «ис превысокаго храма», дабы не достаться на поругание врагу, когда защитники Рязани полегли в сражении с полчищами Батыя. Должное в праве четко фиксирует исход конкретного действия, конкретные случаи и дает однозначную ориентацию на результат. Должное в морали индифферентно к выгоде, целесообразности, а должное в праве всегда целесообразно с точки зрения существующего права. Нецелесообразность в праве — это нарушение права. А Евпраксия поступила нецелесообразно;
— наконец, должное в праве, безусловно, формируется стихийно и не имеет сослагательного наклонения «если бы, то...»[11].
Должное в праве условно, формируется целенаправленно и с сослагательным обоснованием «если..., то...». Как известно, логическая структура нормы права включает гипотезу (перечень условий действия нормы), диспозицию (как надо действовать) и санкцию (какие последствия наступают в случае нарушении диспозиции).
Существуют различия и между сущим в морали и сущим праве, как между двумя реальностями. Сущее в морали оценивается по целям и используемым средствам: если средства аморальны, то и цель аморальна, аморальные средства не могут привести к моральному результату. Сущее в праве оценивается по эффективности, по результату. «Наведение конституционного порядка» даже ценой тысяч человеческих жизней и разрушенных городов С точки зрения права может быть законным и справедливым.
Заключение
Таким образом, сущее и должное неразрывно взаимосвязаны как феномены жизненного мира человека. Тем не менее, сущее почти никогда не соответствует должному, так как в социальной сфере не бывает полного совпадения цели и результата. Это вовсе не означает ни фаталистического отношения к такому несоответствию, ни волюнтаристической «ломки через колено» объективно складывающегося несовпадения сущего и должного.
[1] См.: Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996; Мифология культуры. Структура и динамика. М., 1994; Парсонс Т. Общий обзор // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М., 1972; Проблема человека в западной философии. М., 1989.
[2] См.: Булгаков С. Н. Православие. Очерки учения православной церкви. М., 1991. С. 361—361, 366—367.
[3] См.: Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 83.
[4] Швейцер А. Культура и этика. М., 1991. С. 103.
[5] Бутенко А. П. Общественный прогресс и его критерии. М., 1980. С. 63.
[6] См. следующую главу «Право как общее благо». Против такого понимания сущего выступают представители экзистенциализма, для которых сущее не является бытием.
[7] Модель, воспроизводящая в идеальной форме уже существовавшее, прошлое.
[8] Модель, воспроизводящая в идеальной форме будущее, целеполагающееся.
[9] См. более подробно: Гончарук С. И. Законы развития и функционирования общества. М., 1977.
[10] См.: Бабаев В. К., Баранов В.М., Толстик В. А. Теория права и государства в схемах и определениях. М., 1999. С. 53—55; Теория государства и права / под ред. В.М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 1998. С. 249—255.
[11] См.: Лихачев Д. С. Повести о Николае Зарайском. Тексты. М.-Л., 1949. С. 282—301.