Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Коммунистическая концепция



Демократический политический режим - политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах (США, РФ, Швеция).

Особенности этого режима состоят в том, что в обществе должны наличествовать предпосылки для его формирования. Эти предпосылки таковы:

· Наличие различных форм собственности, и прежде всего частной. Именно она делает индивида действительно свободным, самостоятельным, а демократический политический режим может быть сформирован только на основе общества свободных индивидов.

· Экономическая свобода товаропроизводителя.

· Высокий уровень демократизма в обществе, наличие демократических институтов (выборные органы власти, действующие на основе принципа гласности и подконтрольные обществу).

Определенный (достаточно высокий) уровень культуры развития общества, прежде всего политическая и правовая культура, а также сформировавшиеся демократические традиции в обществе. Демократические традиции означают, что выборные институты, органы общественного контроля существуют в обществе достаточно долго, общество привыкло к ним, и воспринимает их существование как норму жизни. Сам факт введения в государстве демократических институтов (например, парламента, органов конституционного контроля) еще не гарантирует формирование демократического политического режима. Эти институты должны войти в привычку, стать традиционными.

Черты демократического политического режима:

· В основе этого политического режима лежат принципы парламентаризма и разделения властей.

· Наличие политического плюрализма в обществе.

· Многопартийность.

· Наличие гарантированных прав и свобод. Демократию характеризуют именно гарантированные права и свободы, а не декларированные. Так, для тоталитарного режима характерно провозглашение многочисленных прав и свобод, которые носят декларативный характер, ничем не обеспечены и не воплощаются в жизнь.

· Равенство всех перед законом.

· Легитимность государственной власти. Государственная власть должна быть выборной и осуществляться в соответствии с правом.

Принцип разделения властей. Авторами этой теории являются Дж. Локк и Ш. Монтескье. В современной интерпретации главная идея принципа разделения властей состоит в том, что ни один из органов государства не может сосредоточить в своих руках всю полноту государственной власти. Вся государственная власть делится на три ветви: Законодательная власть (имеет монопольное право на разработку и издание законов); Исполнительная власть (призвана проводить в жизнь, исполнять предписания законодательной власти, для чего может издавать подзаконные акты и индивидуальные властные распоряжения на основе законов); Судебная власть (является независимой и призвана разрешать всевозможные конфликты, прежде всего – между органами законодательной и исполнительной власти).

Противоположностью этого принципа является принцип единства государственной власти. Сторонниками этой идеи были Руссо, Маркс, Энгельс, Ленин. Наглядным примером проявления идеи единой государственной власти является известный лозунг советской власти "Вся власть Советам!"

В основе принципа разделения властей лежит т. н.система сдержек и противовесов. Это означает, что каждая власть обладает определенными рычагами воздействия на другие ветви власти, с помощью которых она может контролировать их деятельность. Рассмотрим рычаги воздействия каждой из властей.

Законодательная власть. 1)В ее руках находится основное средство воздействия – бюджет государства. Именно законодательная власть устанавливает налоги, размеры средств, выделяемых правительству. 2)Осуществляет контроль за назначением на высшие должности в правительстве. 3)В руках законодательной власти находится смещение с должности президента и привлечение его к уголовной ответственности. 4) Парламент во многих государствах (в том числе и Государственная Дума в России) может поставить вопрос об отставке правительства. 5)Во многих государствах парламенту принадлежит право ратифицировать международные договоры, подписанные правительством.

Исполнительная власть. 1) Обладает правом законодательной инициативы (правом вносить законопроекты на рассмотрение законодательного органа). 2) Обладает правом вето (т. е. возможностью наложить запрет на вступление в силу законодательного акта, принятого парламентом). Право вето может быть полным (абсолютным), которое парламент не может преодолеть, и относительным, которое преодолевается квалифицированным большинством парламента при повторном голосовании. 3) Обладает правом роспуска парламента. 4) Получает особые средства воздействия при существовании практики делегированного законодательства (например, в Германии). Делегированное законодательство – передача органом своих полномочий на издание акта по определенному вопросу другому органу. Например, парламент (законодательная власть) передает некоторые вопросы на рассмотрение правительства (исполнительной власти), делегируя тем самым право на издание актов по этому вопросу правительству.

Судебная власть. 1) Осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов. 2) Рассматривает конфликты между органами государства (в частности, между органами законодательной и исполнительной власти по поводу их компетенции). 3) Рассматривает внутрифедеральные конфликты – между субъектами федерации.

Классическое воплощение принцип разделения властей получает в президентской республике, предполагающей сильную исполнительную власть.

Принцип парламентаризма. Он тесно связан с принципом разделения властей (может быть претворен в жизнь лишь на основе принципа разделения властей).

Парламентаризм – это система государственного руководства обществом, которая обеспечивает верховенство парламента в системе органов государства.

Суть принципа парламентаризма сводится к тому, что парламент должен выступать в качестве противовеса исполнительной власти. Эти функции парламента выражаются в следующих чертах парламентаризма: 1) Парламент осуществляет контроль за расходованием бюджета. 2) Парламент осуществляет контроль за кадровым составом правительства (от него зависит утверждение кандидатур высших должностных лиц правительства). 3)Парламент устанавливает правовые основы организации и деятельности исполнительной власти (создает законы, определяющие структуру, порядок создания, набор полномочий органов исполнительной власти).

В дополнение к этому принцип парламентаризма выражается в следующих признаках (они не характеризуют парламент как противовес исполнительной власти, но тем не менее являются неотъемлемыми чертами парламентаризма): 1) Верховенство парламента в системе органов государства. 1) Парламент работает на профессиональной основе. 2) Неприкосновенность депутата парламента. 3) Отсутствие императивного мандата, т. е. депутаты не связаны предвыборными обещаниями со своими избирателями.

 

 

17.Авторитарный политический режим, его характеристика.

 

Авторитарный - предполагает более или менее высокую степень ограничения политических свобод. Сущностно значимым при определении авторитаризма является характер отношений государства и личности: они построены больше на принуждении, чем на убеждении. При этом авторитарный режим либерализует общественную жизнь, не стремится навязывать обществу четко разработанной официальной идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях, мирится с существованием оппозиции. Руководство различными сферами жизни общества не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической инфраструктурой гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации.

Для авторитарного политического режима характерно:

· Наличие ярко выраженного лидера государства, который играет решающую роль и на котором замыкается весь процесс принятия властных решений.

· Отсутствие моноидеологии - политическая доктрина, которая признается единственно верной и возможной.

· Отсутствие единой политической партии. Как правило, формально допускается многопартийность, но партии не играют решающей роли в жизни общества, не способны реально влиять на государственно-значимые властные решения.

· Законодательная власть подчинена исполнительной; институты государства носят вторичный характер, могут быть расформированы.

· Допускается ограниченный плюрализм (множество интересов, идей взглядов) – до тех пор, пока он не наносит ущерба существующей системе.

· Граждане не подвергаются репрессиям и террору – опять-таки до тех пор, пока они активно не противостоят существующему режиму.

Авторитарный политический режим – весьма широкая категория. Под это понятие подпадают различные режимы и государства, это и современная Россия, и государства военной диктатуры. Авторитарный режим может характеризоваться различной степенью демократичности, он может быть и жестко-авторитарным, приближенным к тоталитаризму, и мягким, обладающим большим набором демократических прав и свобод. Государство, характеризуемое сильной исполнительной, президентской властью, с явно выраженным лидером, может быть отнесено к авторитарному. Очень разные, несоотносимые, на первый взгляд, государства, сходятся в том, что и составляет внешние отличительные черты авторитаризма.

Авторитарный режим существует в арабских странах (Саудовская Аравия, Алжир, Оман, Бахрейн, Чили).

 

18.Тоталитарный политический режим, его характеристика.

Тоталитарный режим - одна из форм государства, характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих

Для тоталитарного политического режима характерно:

· Стирание граней между обществом и государством, огосударствление всех сторон общественной жизни. Государство вмешивается во все сферы общественной жизни, вплоть до личной.

· Основу тоталитарного режима составляет моноидеология – политическая доктрина, которая признается единственно верной и возможной. Идеология подменяет и подавляет религию.

· Наличие единственной хорошо организованной политической партии, которая и призвана проводить в жизнь официальную идеологию.

· Сращивание партийного и государственного аппарата. Политизация органов МВД, разведки, вооруженных сил и т. д.

· Монополия партии (государства) распространяется на сферу экономики. Этот признак характеризует крайнюю степень тоталитаризма. Если завершился процесс огосударствления экономики, то тоталитарный режим считается сформированным.

· Отсутствие политического плюрализма.

· Применение физического террора и устрашения в отношении граждан.

Наиболее классическими примерами являются СССР, бывшие страны социалистического лагеря, фашистские Германия и Италия; в отношении современных государств можно с определенной долей условности назвать Кубу, КНДР.

Фашистские, коммунистические политические режимы, рассматриваемые в литературе в качестве самостоятельных, являются разновидностями тоталитарного режима (их особенности – в идеологии: националистической, коммунистической).

 

19.Социальное назначение и задачи современного государства.

Государство – политико-территориальная суверенная организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, веления которые обязательны для населения всей страны.

Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества – служить обществу.

Существует несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства:

· консервативная,

· либеральная,

· социал-демократическая и

· коммунистическая концепция социального назначения государства.

Все они различаются в зависимости от степени вмешательства государства в жизнь общества и расположены в определенном порядке - по мере возрастания роли государства от минимальной (консервативная) до максимальной (коммунистическую).

Консервативная концепция исходит из того, что вмешательство государства в жизнь общества должно быть минимальным. Главная задача государства здесь – обеспечивать сохранение устоев общества, общественных отношений. Государство защищает общество от посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные потрясения, власть действует активнее и устраняет их.

Либеральнаяконцепция исходит из того, что главная задача государства – обеспечение прав и свобод граждан. Проводится идея о минимуме вмешательства в жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной сфере (образование, здравоохранение).

Социал-демократическая концепция.Вмешательство государства в жизнь общества усиливается. Задача государства – обеспечить определенный уровень равенства в обществе, достойные условия существования каждому члену общества. Власть контролирует уровень доходов населения (необходим государственный аппарат).

Коммунистическая концепция.

Роль государства в обществе максимальна. Государство – главное орудие социальных преобразований, его задача – довести общество к светлому будущему. Это ведет к тоталитарному государству.

Социальное назначение каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства – обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа.

Социальное назначение государства раскрывается в его задачах. В любом случае, независимо от концепции социального назначения, государство решает задачи, стоящие перед обществом.

Задача государства – это проблема, которая стоит перед государством на том или оном этапе развития.

Задачи государства носят объективный характер и зависят от реальных условий (экономические возможности, потребности интересы населения, культурный уровень общества и др.).

Задачи государства:

1. обеспечение самосохранения общества и государства как единого целого.

2. обеспечение безопасности и укрепление общества и государства.

3. формирование и защита права.

4. преодоление противоречий, существующих в обществе (социальных, национальных и т.д.).

 

20.Функции государства: понятие и виды.

 

Государство – политико-территориальная суверенная организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, веления которые обязательны для населения всей страны.

На решение задач направлены функции государства.

Функции государства – это определяемые сущностью и социальным назначением основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним проблем, задач. Функции характеризуют деятельность государства.

Признаки функций:

1) Функции государства – постоянная предметная деятельность государства в разных сферах общественной жизни (деятельность в области экономики, воспитания, образования);

2) Функции государства определяются сущностью государства и его назначением;

3) Функции государства реализуются в определенных формах и определенными методами. Формы различают правовые и организационные осуществления функций государства;

4) Функции государства направлены на решения задач государства.

Виды функций государства:

I. По сфере действия.

1) Внутренние – показывают роль государства внутри общества (экономическая, социальная функции);

2) Внешние – показывают роль государства на международной арене (функция обороны страны, функция сотрудничества с другими государствами).

II. По степени значимости.

1) Основные – наиболее общие, наиболее значимые направления деятельности государства, функции которые выполняются в целом государством, в которых принимают участия все звенья государственного механизма;

2) Неосновные – составная структурная часть основной функции, и она направлена на решение узкой конкретной задачи в той или иной области (строительство дорог, деятельность почты и т.д.).

Т.е. течёт река – основные функции, притоки реки – неосновные функции.

III. По связи с обществом.

1) Общесоциальные – функции, в которых наряду с государством принимают участие и общественные структуры (экономические, экологические функции);

2) Специальные – степень участия в обществе сводится к минимуму (функция осуществления финансовой функции и налогов, оборона страны и т.д.).

IV. По времени действия.

1) Постоянные - осуществляются государством систематически, на всех этапах его развития (например, экономические, социальные, оборонные функции).

2) Временные - обусловлены конкретными историческими условиями, они связаны с определенным этапом в жизнедеятельности общества. По отпадении условий и причин, породивших данную деятельность государства, эти функции прекращаются (функция восстановления разрушенного хозяйства в послевоенный период, функция устранения последствий глобальных стихийных бедствий и катаклизмов).

21.Формы и методы осуществления функций государства.

 

Государство осуществляет свою деятельность в определенных формах и определенными методами.

Форма осуществления функций показывает, каким образом механизм государства участвует в осуществлении функций и как используется право.

Различают 2 формы осуществлений функций государства:

1) Правовая

2) Организационная

Разница между двумя этими формами проводится по характеру правовых последствий.

Правовая форма. К ней относятся:

1) Правотворческая деятельность – связана с издание нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы права (полномочия государства, его обязанности, возможности, пределы его вмешательства; особое место занимает законодательная деятельность);

2) Правоприменительная деятельность – повседневная текущая деятельность органов государства по осуществлению функций государства. В рамках этой деятельности происходит реализация принятых норм права;

3) Правоохранительная деятельность – деятельность направлена на защиту норм права от нарушений. Эта деятельность включает предупреждение правонарушений, привлечение лиц к ответственности.

Все эти деятельности порождают определенные правовые последствия.

Организационная форма – не порождает правовых последствий (деятельность по подготовке заседаний, по сбору статистических данных и т.д.).

Каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах. Например, чтобы провести в жизнь функцию охраны правопорядка, нужно издать соответствующие законодательные акты (правотворческая форма), обеспечить их исполнение (правоприменительная форма), привлекать к ответственности нарушителей (правоохранительная форма), а в то же время, например, в процессе принятия закона, необходима определенная организационная работа (составление проекта, созыв заседания парламента, работа счетных комиссий в процессе голосования по законопроекту и т. д.), в чем и выражаются организационные формы деятельности государства.

Метод осуществления – способы, приёмы, которые используются в процессе осуществления функций государства (способы воздействия на поведение людей).

1) Императивный метод (метод властных предписаний, централизованный метод) – когда стороны находятся в отношении власти и подчинения.

2) Диспозитивный метод – позволяет участникам отношений выбрать тот или иной вид поведения.

3) Рекомендательный.

4) Поощрительный (награждение, премирование и т.д.).

22.Механизм государства: понятие и структура. Его роль в осуществлении функций государства.

Функции государства осуществляются при помощи механизма государства. Механизм непосредственно олицетворяет собой государство.

Механизм государства – система государственных органов, учреждений и материальных средств, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства.

Признаки механизма государства:

1) Механизм государства характеризует особенности внутреннего устройства государства;

2) Механизм государства определяется сущностью и назначением государства;

3) Механизм государства имеет сложную структуру. Каждая часть этой структуры занимает свое место и выполняет свои функции;

4) Механизм государства – постоянно развивающаяся структура, на которую оказывают влияние различные факторы.

Структура механизма государства. Основные элементы: органы государства, государственные учреждения, материальные средства. Первичным структурным элементом механизма является орган государства. Государственный аппарат – это совокупность государственных органов (система государственных органов).

Орган государства – часть механизма государства, обладающая государственно-властными полномочиями, компетенцией, структурой, образуемая в порядке, установленном законом и другим нормативно-правовым актом и в деятельности которой находят выражение задачи и функции государства.

Главное отличие органов государства и государственных учреждений состоит в наличие властных полномочий. Властными полномочиями обладают только органы государства. К органам государства примыкают госучреждения. Госучреждения не обладают властными полномочиями - это либо вспомогательный рабочий аппарат какого-либо органа государства (канцелярия и т. д.), или учреждение, выполняющее социально-культурные функции - оно принадлежит государству (ДВФУ).

Государственные учреждения – организации, которые выполняют непосредственную практическую деятельность по осуществлению функций государства (поликлиники, больницы, детские сады, школы, ВУЗы, библиотеки и т.д.). Госучреждения не обладают государственно властными полномочиями. Все они финансируются из государственного бюджета, что показывает их государственный характер. Государственные учреждения – это либо вспомогательный аппарат государства (канцелярия), либо организация, которая имеет самостоятельные задачи, и которая подчиняется соответствующему органу государства (например, ДВФУ – Министерству высшего и профессионального образования, краевая больница и так далее). То есть что на уровне края – государственные учреждения, а школы – это муниципальные учреждения и всё что ниже.

Материальные средства – часть механизма государства, выполняющая функции государственного принуждения, иные специальные функции (армия, полиция, тюрьмы). Эта часть механизма называется материальные средства, т. к. для их существования и выполнения ими своих функций необходимо нечто материальное.

Материальные средства (иногда называют материальные средства принуждения) обеспечивают деятельность органов государства (армия, полиция, разведка).

Структура механизма государства различается в различных государствах. На механизм государства, на то, из каких органов он будет складываться, влияют множество факторов:

1. этап развития, на котором находится государство (механизм первых государств был слабым, неразвитым);

2. особенности исторического развития страны, события того или иного исторического периода;

3. размеры территории;

4. национальный состав населения (так, в многонациональных государствах есть органы, занимающиеся решением национальных проблем);

5. географическое положение страны (например, в РФ существует Госкомитет по Крайнему Северу, что обусловлено ее географическими особенностями);

6. научные открытия, технические изобретения и их использование в практической деятельности людей (так, в начале века не было всемирных компьютерных сетей, информатики).

Все названные факторы влияют на механизм конкретного государства косвенным образом. Более существенно на механизм государства влияет политический режим. При тоталитаризме увеличивается репрессивная часть механизма государства и т. п.

 

23.Понятие и признаки органа государства.

Орган государства – часть механизма государства, обладающая государственно-властными полномочиями, компетенцией, структурой, образуемая в порядке, установленном законом и другим нормативно-правовым актом и в деятельности которой находят выражение задачи и функции государства.

Главное отличие органов государства и государственных учреждений состоит в наличие властных полномочий. Властными полномочиями обладают только органы государства. К органам государства примыкают госучреждения. Госучреждения не обладают властными полномочиями - это либо вспомогательный рабочий аппарат какого-либо органа государства (канцелярия и т. д.), или учреждение, выполняющее социально-культурные функции - оно принадлежит государству (ДВФУ).

Признаки органа государства:

1)ГЛАВНЫЙ: наличие государственно-властных полномочий, то есть орган государства имеет право издавать обязательные к исполнению акты, которые распространяют свои действия на всех и каждого, кто попадет в сферу их действия. Эти акты бывают:

А) нормативно-правовые акты – устанавливающие общеобязательные правила поведения (законы), т.е. в РФ в целом.

Б) индивидуальные веления (только по субъектам)

2)Орган государства наделен компетенцией – круг вопросов, которыми занимается данный орган, пределы действия данного органа.

Для выполнения компетенции органы государства наделяются определенными правилами и обязанностями, то есть полномочиями (объем прав и обязанностей, которые возлагаются на государство).

3)Орган государства имеет определенную структуру. Он может состоять из отделов, департаментов, комитетов и т.д. Структура органов зависит от объема компетенции. Чем больше объем компетенции, тем сложнее структура. Изначальным лицом структуры является должностное лицо.

4)Орган государств образуется в установленном порядке, только если его создание предусмотрено законодательством. Для создания органа государства необходима определенная правовая база (порядок создания, объем компетенции и т.д.). Органы государства могут создаваться самостоятельно, либо при других органах власти.

5)Орган государства имеет определенную собственную материальную базу.

6)Орган государства является частью государственного аппарата.

 

24.Виды органов государства.

Орган государства – часть механизма государства, обладающая государственно-властными полномочиями, компетенцией, структурой, образуемая в порядке, установленном законом и другим нормативно-правовым актом и в деятельности которой находят выражение задачи и функции государства.

Виды органов государства:

I. По принципу разделения властей.

1) Законодательная

2) Исполнительная

3) Судебная

II. По порядку формирования

1) Первичные – органы, которые формируются непосредственно населением (избираемые населением). Например, президент РФ, Гос. Дума. А также это органы, которые замещаются в порядке наследования.

2) Производные – органы, которые формируются иным путём (назначаемые, замещаемые).

Компетенция производна от первичных органов. Например, судебные органы, органы прокуратуры.

III. По обмену компетенции.

1) Органы общей компетенции – принимают решения по любому вопросу (Правительство РФ);

2) Органы специальной компетенции – принимают решения в узкой сфере деятельности (министерство образования и науки, Министерство транспорта).

IV. По порядку принятия решений.

1) Коллегиальные – принимается решение коллегиями (то есть путем голосования);

2) Единоначальные – принимает решения один человек (прокурор, президент).

V. По времени действия.

1) Постоянные – органы, которые не ограничены сроками действия (президент);

2) Временные – срок действия которых четко ограничен (создаются для выполнения каких-либо задач и функций).

 

25.Принципы организации и деятельности механизма государства.

Механизм государства – система государственных органов, учреждений и материальных средств, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства. Механизм государства образуется и действует в соответствии с определенными принципами.

Принципы – идея начала, лежащая в основе чего либо.

Принципы организации и деятельности механизма государства – те положения, идеи, в соответствии с которыми образуется и функционирует механизм государства. Всякий принцип представляет собой идею о том, как должен работать механизм государства, каким он должен быть.

Принципы – это только такие положения, идеи, которые нашли отражение в законодательстве, которые реализуются в практике, в деятельности государства.

Чаще всего основные принципы организации и деятельности механизма государства закрепляются в Конституции (принцип уважения прав и свобод гражданина, разделения властей). Эти принципы находят отражение и в текущем законодательстве (законы о правительстве, о ФСБ и т. д. – в каждом из них есть статьи об основных принципах деятельности этих органов). Принципы организации и деятельности механизма государства зависят от политического режима, определяются им.

В отношении современного государства можно назвать следующие принципы организации и деятельности механизма государства:

• принцип разделения властей. В основе лежит система сдержек и противовеса (не позволяет сосредоточить у себя всю полноту власти). Принцип разделения властей связан с именами Джон Локк, Ш. Монтескье. У законодательной власти “кошелек” РФ;

• принцип разграничения функций между органами государства;

• принцип гласности (открытость судопроизводства);

• принцип законности в деятельности органов государства – означает обязанность для органов государства строгого соблюдения и исполнения законов, а также то, что органы создаются в строгом соответствии с требованиями закона;

• принцип демократизма (демократизм - участие народа в формировании и деятельности органов государства, возможность народа влиять на власть);

• принцип иерархичности - заключается в том, что органы государства занимают в системе механизма разные уровни, одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих;

• принцип компетентности и профессионализма (лица, работающие в государственных структурах, должны быть профессионально подготовлены к выполняемой работе, иметь соответствующее образование, пройти инструктаж);

• принцип верховенства права и Конституции. В соответствии с ним право выступает ограничителем для деятельности механизма государства. В праве определяется порядок деятельности органов государства, их полномочия, компетенция;

• принцип научности. В организации деятельности механизма государства должны использоваться достижения науки (управления, административное право, психология, экономика).

Рассматриваемые принципы являются одновременно принципами организации и принципами деятельности органа государства. Они показывают, как должны строиться и как должны действовать органы государства.

 

26.Разделение властей как принцип организации и деятельности государственного аппарата.

Принцип разделения властей. Авторами этой теории являются Дж. Локк и Ш. Монтескье. В современной интерпретации главная идея принципа разделения властей состоит в том, что ни один из органов государства не может сосредоточить в своих руках всю полноту государственной власти. Вся государственная власть делится на три ветви:

· Законодательная власть (имеет монопольное право на разработку и издание законов);

· Исполнительная власть (призвана проводить в жизнь, исполнять предписания законодательной власти, для чего может издавать подзаконные акты и индивидуальные властные распоряжения на основе законов);

· Судебная власть (является независимой и призвана разрешать всевозможные конфликты, прежде всего – между органами законодательной и исполнительной власти).

Противоположностью этого принципа является принцип единства государственной власти. Сторонниками этой идеи были Руссо, Маркс, Энгельс, Ленин. Наглядным примером проявления идеи единой государственной власти является известный лозунг советской власти "Вся власть Советам!"

В основе принципа разделения властей лежит т. н.система сдержек и противовесов. Это означает, что каждая власть обладает определенными рычагами воздействия на другие ветви власти, с помощью которых она может контролировать их деятельность. Рассмотрим рычаги воздействия каждой из властей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.