Очень важно понимать – кто, собственно, у вас родился и растет. И с этим согласиться. Может быть, у Вас есть собственные приоритеты, но в данном случае их необходимо засунуть себе куда-нибудь поглубже.
К моменту рождения ребенка хорошо бы как следует разобраться с соционическими типами и научиться видеть типное. И как-то вести себя в соответствии и этим типным.
Признаки типов у младенцев в глаза сразу не бросаются. Возможно, придется подождать весьма долгое время в частичной или даже полной неопределенности. С этим пока ничего не поделать… не все сразу…
А когда понимание появится, желательно найти среди взрослых знакомых носителей аналогичного типа. Желательно - успешных. Чтоб понимать, к чему оно может пойти… И как-то себя подготовить…
Условие развития по сильным полюсам
Очень сложно одного и того же ребенка заставить заниматься бальными танцами, шахматами, макраме, английским, музыкой, горными лыжами, авиамоделизмом и разведением рыбок одновременно. Даже если у родителей на все это хватит бабла и энтузиазма, у ребенка не хватит времени и, что гораздо важнее - интереса и способностей.
Самое важное - предоставить ребенку возможность развивать область, в которой сочетаются сильные полюса.
Примеры:
o Сенсориков учим рисовать
o Интуитов - сочинять истории
o Этиков – общаться по интересам
o Логиков – играть в шахматы и другие интеллектуальные игры
o Интровертам даем мелкие игрушки
o Экстравертам – пространство
o Рационалам устраиваем расписание
o Иррационалам – свободный график
o Экстравертных этиков учим играть в театр и устраивать представления
o Экстравертные этики иррационалы тренируются в импровизации
o Экстравертные этики рационалы тренируются в оттачивании мастерства на репертуаре
o Экстравертные логики сенсорики тренируются в управлении и организации команд из окружающих. Любые командные спортивные игры.
o Логические интуиты – в логических интеллектуальных играх
o Этики интуиты – художественная литература, сочинения.
Идеально, когда занятия ребенка типа кружка или секции, подходят ему по всем четырем дихотомиям.
Условие благоприятного соционического окружения.
Хорошо, когда кто-то в семье дуал, а кто-то - тождик ребенку. Но это бывает не часто.
Для гармоничного развития живого дуала и тождика желательно найти. Может, из взрослых, может - из детей, или из тех и других сразу.
И тот, и другой нужны для принятия себя в чувственном опыте. Тождик - чтобы ребенок почувствовал, что он не один такой. Дуал - что он нужен именно таким, какой есть. Специальных процедур не нужно. Достаточно простого человеческого общения. Все будет происходить само по себе.
В школе, садике и на всяких факультативных занятиях необходимо тоже обеспечить благоприятный фон. Педагог, неблагоприятный соционически, в три секунды отобьет желание заниматься предметом на долгое время. Особенно обидно, если предмет - из серии основных способностей.
В этом вопросе есть один удачный момент: если тип занятия подходит типу ребенка и Вам удалось найти по-настоящему хорошего педагога, то, скорее всего, и его тип будет близок к тождественному с ребенком. Т.к. настоящее мастерство в предмете прорастает именно из соционической близости мастера и предмета.
Самая сложная задача – попасть в соционически удачный коллектив в классе. Там ведь подбирают детей вообще без особого смысла.
Желательно попасть в класс, в котором хорошо представлена собственная квадра. Тогда, скорее всего, все обучение пройдет более-менее гладко, без конфликтов и отвлечений на них от учебы.
Если же в классе своей квадры мало, а противоположной – много, то, чем быстрее родители это поймут и поменяют класс - тем лучше.
Дети очень жестоки. Неприятную одиночку обычно травят.
Вопросы для самопроверки:
Какова была соционическая ситуация в Вашем классе?
Какова соционическая ситуация в Вашей семье?
Вспомните примеры воспитания «вопреки» и «в соответствии» с типом.