Этот механизм развития заболеваний связан с внешними отрицательными воздействиями, к которым относятся: неправильная система питания, несоответствующий конституции человека образ жизни, воздействие разрушительных физиче-ских и химических факторов — высокочастотных излучений, переохлаждений, радиации, токсических выбросов в атмосферу от работы промышленных предприятий, консервантов, красителей, синтетических удобрений, фармакологических препаратов, наркотиков, алкоголя, ядов (в Санкт-Петербурге, например, в воздухе находится около 500 химических компонентов вместо «законных 21»). К отрицательным воздействиям относятся биологические (различные виды инфекций) и гормональные факторы (избыток некоторых видов гормонов оказывает разрушительное воздействие на жизненно важные органы).
К сожалению, современная медицина трактует причины и механизмы хронических болезней только в рамках экологиче-ской модели. Однако Аюрведа считает, что, хотя полностью исключать этот механизм не следует, воздействие на организм разнообразных патогенных факторов внешней среды при отсутствии внутренних причин в большинстве случаев не способно вызвать серьезных хронических заболеваний. Доказательством тому служат многочисленные примеры того, как люди, контактирующие с инфекционными больными, остаются при этом совершенно здоровыми.
Наиболее показателен случай, произошедший с 73-летним профессором гигиены и биохимии Максом Петтенкофером. В конце XIX века в Европе разразилась эпидемия холеры. Все население было объято ужасом. Каждый день умирали сотни людей. В это время известный ученый Роберт Кох на заседании немецких биологов доложил о своем открытии: страшное заболевание вызывает особый возбудитель — холерный вибрион. Он показал колбу с культурой холеры и объяснил, что жидкость содержит столь огромное количество микроорганизмов, что ими можно заразить не менее 10 тысяч человек. Макс Петтенкофер, присутствующий на ученом совете, обвинил Коха в подтасовке фактов, утверждая, что он сам проводил исследования причин возникновения холеры, вводя животным содержимое различных тканей людей, умерших во время эпидемии, но ни одно из них не заболело. Среди ученых начался спор. Кто-то разделял точку зрения Коха, кто-то поддерживал Петтенкофера. В зале заседаний поднялся страшный шум. Тогда Петтенкофер вышел на кафедру, взял колбу с культурой холерного вибриона и на глазах изумленных ученых выпил ее одним залпом: «Вот увидите — я не заболею!» — сказал он, с иронией посмотрел на Коха и покинул зал. И не заболел! Холерный вибрион оказался бессилен перед твердыми убеждениями ученого.
Вероятно, экологические причины развития болезни являются запускающим или дополняющим механизмом, но никак не ведущим.
Приведем несколько примеров экологических причин.
В XX веке в экономически развитых странах увеличилось употребление простых углеводов в сто раз (сахар, рафинированная пшеничная мука, кукурузные изделия), а холестеринсодержащих продуктов — в семь-десять раз (красное мясо, яйца, сливочное масло, желтые сорта сыра). Это привело к стремительному распространению среди населения этих стран атеросклероза, ожирения, сахарного диабета II типа и гипертонической болезни. Современные исследования показали, что включение в ежедневный рацион питания трех куриных яиц увеличивает уже через 4-5 недель содержание холестерина на 0,5 ммоль/л (норма холестерина — от 3,5 до 5,5 ммоль/л).
Всеобщее распространение курения табака привело к увеличению смертности от атеросклероза сосудов сердца и головного мозга за счет токсического повреждения эндотелия сосудов, усиления тромбообразования и нарушения метаболизма холестерина. Кроме того, никотин и другие продукты сгорания табака снижают противоопухолевый иммунитет за счет угнетения функции вилочковой железы. Курение более 20 сигарет в день во всех возрастных группах коррелирует с возрастанием смертности в 10-15 раз. А в возрасте после 45 лет достаточно и 10 сигарет, чтобы вызвать столь же негативные последствия.
Регулярное употребление кофе приводит к постоянному насыщению плазмы крови холестерином, повреждению эндотелия сосудов и угнетению работы клеток печени. По мнению некоторых исследователей, кофе даже более опасен для печени, чем алкоголь, ибо кофе истощает надпочечники и гипофиз и ослабляет работу почек. Особенно вредно употребление кофе для женщин, поскольку он блокирует переход эстрадиола в эстриол, что грозит развитием фибромиом, эндометриоза, мастопатий и спорадического зоба. В кофе также выявлен ряд мутагенов и канцерогенов.
Широкое использование в XX веке алюминиевой посуды привело к ускорению развития остеопорозов в пожилом возрасте (ионы алюминия вытесняют кальций из костей) и многочисленным формам онкологических заболеваний (окись алюминия относится к канцерогенам). Даже в тюрьмах США в середине 70-х годов было запрещено использовать алюминиевую посуду, однако в нашей стране она продолжает продаваться во всех хозяйственных магазинах.
Аккумуляционный или метаболический механизм
Различные факторы могут повредить любую клетку на любой стадии развития организма. Вероятность ее повреждения возрастает с течением времени. Согласно Аюрведе, в момент зачатия мы получаем от родителей определенное количество невосполнимой энергии — оджаса, который считается нашими «биологическими часами». По мере его использования происходит старение организма, и увеличивается вероятность появления различных хронических заболеваний. Вероятнее всего, оджас относится к молекулам ДНК, при каждом делении клетки теряющих часть своих теломеров, на которых записана информация о том, как должна функционировать та или иная клетка — механизмах саморегуляции, детоксикации, обмена веществ и размножения. Естественно, что с течением времени клетка все больше и больше утрачивает информацию о своих функциональных возможностях, что приводит, с одной стороны, к усилению повреждений, а с другой — к накоплению продуктов неполного метаболизма, так называемых клеточных шлаков. Примером аккумуляции балласта является увеличение с возрастом количества липофусцина (жирового пигмента) в клетках нервной системы. Известно, что если в нейронах уровень липофусцина достигает 30 %, то наступает смерть.
Известно также, что защита сосудов от атеросклероза зависит также от работы особых антиоксидантных ферментов и простациклина, которые препятствуют атеросклерозу и повышенному тромбобразованию. Однако с возрастом эта биологическая система постепенно снижает свою активность, что приводит к неизбежному развитию атеросклероза.
Постепенное истощение депо тормозных нейромедиаторов центральной нервной системы (дофамина, серотонина, энкефалинов и эндорфинов) приводит к нарушению адаптации к факторам внешней среды. Поэтому в пожилом и старческом возрасте человек сильнее реагирует на изменение атмосферного давления, магнитные бури и различные психоэмоциональные воздействия. Это же является одной из причин развития гипертонической болезни и паркинсонизма.
У некоторых людей после 60-63 лет начинает развиваться прогрессирующее снижение памяти в сочетании с апатией и инертностью, а затем развивается слабоумие. При сохранении памяти о прошлой жизни они забывают, как пользоваться вилкой или электричеством, у них нарушается ориентация в пространстве и времени, они становятся совершенно беспомощными. Этот симптомокомплекс, обозначаемый как болезнь Альцгеймера, связан с постепенным снижением концентрации в мозге норадреналина, дофамина и серотонина.
Четвертый механизм развития болезни, несомненно, играет большую роль после 25-30 лет. Считается, что смертность от хронических болезней возрастает в геометрической прогрессии у мужчин после 30-36 лет, а у женщин — после 45-50 лет.