Кнопки одного размера — важнейшее условие эффективного восприятия навигационной панели. Поэтому при вертикальном размещении надписей вполне можно обойтись без каких бы то ни было графических добавок, искусственно выровняв надписи по длине при помощи разрядки (рис. 49, а). Этот прием (см. также стр. 145) выглядит несколько нарочито, но им вполне можно пользоваться в тех случаях, когда нужно подчеркнуть симметрию, строгость стиля и самостоятельность навигационной панели в композиции страницы.
Имейте в виду, что выравнивание длин надписей с помощью искажения пропорций букв и даже просто изменения кегля шрифта от одной надписи к другой совершенно недопустимо.
При горизонтальном размещении кнопок их можно выравнивать одним из двух способов. Если никаких общих графических элементов при надписях нет, то нужное впечатление равномерности и равнозначности создается выравниванием интервалов между кнопками (рис. 49, б). Если же надписи снабжены однотипными графическими маркерами, то нужно, наоборот, создать сетку с равными расстояниями между соседними маркерами, даже если интервалы между надписями станут при этом неодинаковыми из-за различия надписей по длине (рис. 49, в). Если какие-то из надписей для кнопок слишком длинны, намного предпочтительнее попытаться сформулировать их покороче, чем писать их в две строки или делать кнопки неодинакового размера.
По ту сторону кнопок
Принцип контраста подсказывает плодотворный прием декорирования навигационных панелей: если прикладная функция этого элемента требует разграничения и геометрической упорядоченности кнопок, то с эстетической точки зрения выгодно противопоставить ему нечто объединяющее кнопки в единое целое, нечто подчеркнуто антигеометрическое и нерегулярное. Лучше всего на эту роль подходит общая для всей панели фоновая фотография (пример 16) или абстрактная размыто-фотографическая текстура, «перетекающая» с кнопки на кнопку.
И наоборот, если страница и без того насыщена фотографическими текстурами и криволинейными формами, имеет смысл вспомнить о популярной в современном дизайне теме прямых линий (стр. 93), часто применяемой для объединения кнопок панели навигации в единое целое. На рис. 50 показаны фрагменты трех последовательных страниц, начиная с заглавной, сайта www.revo.com .Мотив прямых линий с засечками на концах, ограничивающих навигационную панель и выделяющих ее на фоне доминирующих на странице плавных дуг и градиентов, вводится уже на первой странице (а). Сайт этот содержит двухуровневую иерархию страниц, и на подчиненных страницах дизайнер из тех же прямых линий строит элегантную и интуитивно прозрачную двухэтажную навигационную панель (б, в).
Символы и метафоры
Будучи одной из самых графически насыщенных областей страницы, панель навигации часто воплощает в себе основную тему, идею, метафору дизайна сайта. Собственно говоря, даже простейший и рас-пространеннейший мотив «панели» с «кнопками» является не чем иным, как метафорой, — ведь на самом деле никаких кнопок на экране компьютера быть не может, а могут быть лишь чувствительные к щелчку мышью прямоугольные области. Встречаются и другие метафоры элементов навигации — «закладки» (наподобие тех, которыми переключаются части многослойных диалоговых окон), дорожные знаки, стилизованные ветви или листья, элементы диаграмм (например, цепочка нанизанных на общую прямую кружков или прямоугольников), страницы книги или книжные корешки на полке, ступеньки лестницы... Особого внимания заслуживает оформление кнопок с использованием небольших стилизованных рисунков, символизирующих содержимое соответствующих разделов. Прием этот весьма популярен (хотя сейчас уже не так, как год-два назад); многим сайтам он позволяет без особенных затрат на создание единого стиля и без тщательной отработки всех элементов дизайна приобрести характерный, узнаваемый облик (известный пример — сайт www.yahoo.com , до сих пор обходящийся почти академическим стилем оформления, украшенным лишь навигационной панелью с забавными рисунками на кнопках).
Разумеется, чтобы вытянуть на себе всю композицию, рисованная панель должна обладать художественными достоинствами и стилистическим единством выше среднего уровня. Умение хорошо рисовать встречается значительно реже, чем минимальные оформительские способности, поэтому дизайнеру стоит попросить помощи у профессионального художника, — и только после того, как тот создаст набор запоминающихся и интуитивно понятных рисунков, можно, отталкиваясь от них, искать стиль оформления страницы. (Существуют сайты с огромным количеством раздаваемой бесплатно «веб-графики», в том числе рисованных кнопок и иконок на все случаи жизни, однако качество этих ресурсов оставляет желать лучшего.)
Иногда вместо рисунков на кнопках можно увидеть маленькие, вырезанные из фона фотографии разных объектов. Особенности восприятия фотографических, реалистичных, не-абстрактных символов позволяют им быть гораздо менее
Рис. 50
Тема прямых линий с засечками в двухуровневой навигации на сайте
www.revo.com
прямолинейными и иллюстративными — наоборот, особый шарм таким композициям придает тематическая бессвязность, кажущийся почти случайным подбор объектов (скажем, чашка кофе как символ раздела «Портфолио» или трехколесный велосипед возле «Последних новостей»). Как и другие приемы оформления, подчеркивающие свободу и «отвязность» самовыражения, неизвестно что иллюстрирующие фотографические навигационные панели больше подходят для сайтов личных и развлекательных, чем для деловых. С другой стороны, символические фотографии-визуалы на первой странице (стр. 288) характерны именно для профессионально выполненных корпоративных сайтов.
Особые случаи
На границе между функциональными и эстетическими особенностями навигационных систем лежит проблема «текущей кнопки» — той ссылки в составе навигационной панели, которая соответствует текущему разделу сайта. Понятно, что ссылок, ведущих с данной страницы на нее же саму, нужно по возможности избегать. Удаление текущей кнопки с панели — не лучший выход, так как это будет сбивать пользователя, уже привыкшего к определенному порядку кнопок. Разумнее оставить изображение кнопки на месте, просто не делая его ссылкой; если, однако, текущий раздел имеет подразделы, не представленные кнопками на панели, на страницах этих подразделов ссылку родительского раздела придется вернуть на место (там она уже не будет указывать сама на себя, — но, к сожалению, у пользователя при этом уже не будет возможности быстро понять, в каком из разделов верхнего уровня он находится).
Поэтому лучше всего сочетать временное лишение ссылки с графическим изменением текущей кнопки, подчеркивающим либо ее неактивность, «отработанность» (например, утопив выпуклую кнопку в поверхность или обесцветив ее надпись), либо, наоборот, ее активность и «текущесть» (например, поместив рядом с кнопкой зажженную лампочку или указатель в форме треугольника). Если панель пользуется эффектом перекатывания (см. ниже), удобно для выделения текущей кнопки взять тот же графический мотив, что и для подсвечивания кнопки под курсором.
Кроме выделения текущей кнопки иногда может понадобиться убрать или добавить ссылок на панель в зависимости от контекста текущей страницы. Общую рекомендацию можно сформулировать так: не ленитесь делать разные
версии навигационных панелей для разных страниц, если этого требует логика и удобство навигации, но старайтесь не слишком отходить при этом от канонического расположения кнопок. Чтобы изменения и перетасовки кнопок не сказывались на скорости доступа к странице, панель удобнее разрезать на части, сохранив каждую кнопку в своем графическом файле и тем самым позволив броузеру брать из кэша те части панели, которые не изменяются от страницы к странице.
Графические вставки на веб-страницах могут прилегать друг к другу без зазоров, так что никаких ограничений на внешний вид панели это не накладывает. Принцип «одна ссылка — один графический файл» выгоден и с других точек зрения. Во-первых, это повышает переносимость страницы и доступность ее для броузеров с текстовым интерфейсом (стр. 37). Во-вторых, в некоторых случаях разрезание панели на составляющие позволяет достичь экономии в объеме файлов, так как маленькие кнопки, содержащие лишь часть исходного изображения, могут обойтись меньшей цветовой палитрой (стр. 252). Наконец, только в составленных из отдельных графических файлов панелях можно реализовать описанный в следующем разделе эффект перекатывания.