Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Моторная теория внимания



Моноидеизм=неподвижность.

Относительный моноидеизм ~ цепь ассоциаций, идущих в коридоре, соответствующем цели, аффективному состоянию и пр.

Составляющие акта внимания:

  1. аффект, эмоции ~ мотив: стремления, влечения, потребности + базовая мотивация, инстинкт самосохранения.
  2. объект: ощущения, образы восприятия, представления, воспоминания, идеи.
  3. движения – волевой акт:
    у каждого представления есть моторный компонент, который можно возбудить или затормозить с помощью движения.
    1. Сосудодвигательные (движения сужения/расширения стенок сосуда)
    2. Дыхательные
    3. Собственно движения

Виды внимания.

  1. Естественное, непроизвольное.
    Врожденное. Естественное внимание обеспечивает игру, сон, питание, самозащиту, размножение. Характерно для животных, маленьких детей, дикарей, наркоманов, гениев.
    Аффект → очень силен, проявляется в чувстве эгоизма, симпатии, страха.
    Объект → узкий круг, видоспецифичен. Объекты тесно связаны с аффектом, эта связь природная, естественная.
    Движения → мало влияют, т.к. очень силен аффект.
  2. Искусственное, произвольное.

Одновременно продукт и условие цивилизации. Ответвляется от естественного внимания. Его задача: сделать привлекательной то, что не имеет природной связи с базовой мотивацией, например трудовая деятельность.
Искусственная, отдаленная связь аффекта и объекта. Движения оказывают влияние на внимание.

Развитие внимания идет вслед за развитием личности, ее мотивационной сферы.

Фазы развития искусственного внимания:

1) Дрессура.
Эта фаза может быть у животных. С помощью внешних сил (в онтогенезе – это взрослый) происходит отклонение от естественных объектов на непривлекательные, но необходимые объекты. Опора на чувстве страха, симпатии, эгоизма; награда и наказание.

2) Подражание и самовоспитание.
Опора на чувстве соревнования, честолюбия, долга, практического интереса.
Внешние силы – коллектив. На этой фазе есть переживание усилия – в основном кожно-кинестетические ощущения + чувство неудовольствия.

3) Организованное, привычное внимание.
У человека формируется определенная мотивация к конкретным видам деятельности, например, влечение и любовь к труду.
Повторение фаз → появление привычки, усилия больше не прикладываются, привычка становится второй натурой. Мало связано с аффектом. Движения играют определяющую роль.

Механизмы внимания:

1. Мобилизация организма для оптимального выполнения деятельности

· Общая мобилизация

· Политика распределения ресурсов

2. Селекция нерелевантной основной задачи информации (избежать перегрузку)

3. Активный выбор стимуляции на основе предвосхищения

4. Интеграция содержания сознания (повышение продуктивности работы сознания)

5. Самоконтроль успешности выполнения задачи

 

 

17. Определение и виды внимания по Ланге.

Теория волевого внимания.

Внимание служит для адаптации организма.

«моментально» → внимание отлично от продолжительных изменений, вроде обострения органов чувств или мысли, которые также являются условиями улучшения восприятия, но не происходят моментально.

«восприятие» → ощущения, идеи. Восприятие=познание; внимание ≠ восприятие.

«целесообразная реакция» → неважно, в чем она состоит: в движении, в особом приспособлении памяти, если она целесообразна, она подходит под категорию «внимание».

Виды внимания.

  1. Рефлекторное внимание – все те движения организма, служащие для лучшего восприятия раздражений, которые возникают как рефлексы от ощущения этих раздражений.
    Неосознаваемые, автоматические реакции. Пример: настройка органов чувств – аккомодация хрусталика, движения глаз.
  2. Инстинктивное внимание – те приспособления к наилучшему восприятию, которые вызываются инстинктивными эмоциями любопытства и удивления.
    Моторная настройка, которая связана не с определенной модальностью, а генерализована.
    + внутренняя эмоциональная настройка: служит для ускорения перебора возможных перцептивных гипотез.
    Происходит интерпретация ощущений, осуществляется переход от неизвестного и непонятного реального восприятия к его объяснению.
  3. Волевое внимание (произвольное внимание).
    Цели процесса заранее известны. Эти цели, намерения, которые предполагают оживление в памяти схематичного, слабого представления (похоже на преперцепцию по Джеймсу). Задача внимания – усиление этого значкового представления. В волевом внимании существующему образу воспоминанию подыскивается соответствующее реальное ощущение или более конкретное воспоминание.

Механизмы внимания:

6. Мобилизация организма для оптимального выполнения деятельности

· Общая мобилизация

· Политика распределения ресурсов

7. Селекция нерелевантной основной задачи информации (избежать перегрузку)

8. Активный выбор стимуляции на основе предвосхищения

9. Интеграция содержания сознания (повышение продуктивности работы сознания)

10. Самоконтроль успешности выполнения задачи

 

 

18. Исследование внимания и представления о его развитии в рамках культурно-исторической концепции Выготского.

Развитие высших форм внимания в детском возрасте. (Выготский)

История внимания ребенка есть история развития организованности его поведения.

a) Период натурального (примитивного) развития внимания

Первоначальное внимание ребенка осуществляется при помощи наследственных

нервных механизмов, организующих протекание его рефлексов по

физиологическому принципу доминанты (организующим моментом в работе

нервной системы является наличие одного главенствующего очага возбуждения).

У новорожденного 2 доминанты – пищевая и связанная с переменой положения.

Возникает связь между ними: пищевая реакция, когда ребенку придается обычное

для кормления положение.

В основе развития лежит чисто органический процесс роста, созревания и развития

нервных аппаратов и функций ребенка.

Этот процесс не останавливается в течение всей жизни человека, происходит лишь

замедление темпа (отсюда относительное равновесие и устойчивость, которые мы

видим у взрослого).

b) Культурное развитие внимания.

Изменение самих приемов направления и работы внимания, овладение этими процессами и подчинение их власти человека.

Культурное развитие внимания начинается в раннем возрасте при первом социальном контакте между ребенком и окружающими его взрослыми людьми. Окружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием. Затем ребенок и сам овладевает своим вниманием по тому же типу. Внимание направляется на объект при помощи какого-то дополнительного средства или стимула.

Переживание усилия при произвольном внимании

Оно проистекает из той добавочной деятельности, которую Выготский назвал овладением вниманием. Усилие появляется, потому что механизм работает не автоматически. Есть добавочные процесс, есть борьба, попытка направить процессы внимания по другой линии (сопротивление со стороны произвольного внимания).

Функциональная методика двойной стимуляции для исследования опосредованных процессов внимания (Леонтьев)

З группы испытуемых: дошкольники, школьники, взрослые.

c) Без использования стимулов – средств

d) С использованием стимулов – средств (цветные карточки)

Игра в вопросы и ответы. При ответе нельзя называть 2 запрещенных цвета (белый и черный) и нельзя называть 2 раза один и тот же цвет. Зада требует постоянного напряженного внимания.

 

Результаты

           
   
   
 
 
 

 


продуктивность

 

внешне

опосредованное

внимание

 

 

 

 


 

 

Натуральное, а

затем внутренне

опосредованное

внимание

 

 

 
 


дошкольники школьники взрослые

 

Различие в деятельности опосредованного и неопосредованного внимания возрастает, начиная от дошкольного возраста, достигает максимума в школьном, а затем снова обнаруживает тенденцию к выравниванию.

Продуктивность лучше с использованием карточек.

Объяснение:

  1. Дошкольники еще не могут использовать внешние стимулы – средства. Дети часто просто играют карточками безотносительно к задаче, руководствуются в ответе внушающим влиянием карточки. Наиболее догадливые откладывают в сторону 2 запрещенные карточки (белый и черный) и пользуются теми, что остались перед ними.
  2. Школьники – на стадии их использования. Выводят раз названный цвет из ряда карточек, откладывают его. К запрещенным карточкам постепенно прибавляются использованные, уже названные цвета. Часто наблюдается подчинение средству (руководство только цветом, подсказываемым карточкой, а не ситуацией в целом), что ведет к обессмысливанию ответов.
  3. Взрослые – на стадии использования внутренних стимулов – средств (образы, словесное описание), они не хотят использовать внешние средства. Они отмечают в уме запрещенные и уже названные цвета, но не передвигают карточек.

Опыт по Келеру.

Ребенок должен выбрать из 2 стоящих перед ним чашек ту, в которой орех. Другая чашка пустая. Обе чашки закрыты крышками из белого картона, сверх которых прикреплены прямоугольники серого и черного цвета (признак, не бросающийся в глаза детям.).

Хотят проследить, как происходит направление внимания.

Внимание ребенка сразу направленно на цель (орех). Он говорит, что выбирает чашку, в которой есть орех.

В 3 года ребенок реагирует на место (выбирает все время правую). Когда это разрушается – начинает выбирать наугад. В 5 лет ребенок часто берет из той чашки, на которой только что проиграл.

Если выигрывает – с жадностью хватает орех. Когда часто проигрывает – не хочет отдавать орех, плачет, отказывается играть дальше.

Самое важное в эксперименте – момент указания на бумажки, обращение внимания ребенка на стимул, с которым он должен связать реакцию (выделение нужного признака). Жест – условие возникновения произвольного внимания, это образование связи. Естественные корни произвольного внимания – в функции указания.

После этого ребенок начинает выигрывать.

19. Определение внимания и уровни его развития по Добрынину.

Внимание существует. Внимание неразрывно связано с деятельностью; объект внимания – сама деятельность, субъект – личность. Личность и деятельность – понятия рядоположенные, деятельность даже более низкого уровня. Чтобы объяснить внимание надо было разработать теорию личности. К сожалению, Добрынину этого не удалось. Но вклад в психологию был сделан – классификация видов внимания. Основание: уровень и характер активности личности.

1. Вынужденное внимание. Крайняя степень пассивности.

Причины:

а) очень сильные, интенсивные раздражения (громкий выстрел, сильный толчок, яркий блеск молнии)

б) раздражения, занимающие много места в пространстве (большое пятно)

в) длительные раздражения (особенно прерывистые, то возникающие, то исчезающие)

г) движущиеся объекты (муха просто сидит на столе – не видим ее, муха ползет по столу - замечаем)

Основным здесь является принцип контраста. Это не пассивный процесс, тоже нужна активность.

2. Эмоциональное внимание. Внимание вызывается соответствием раздражения нашему внутреннему состоянию. Актуальные потребности субъекта. Пример: нас мучает жажда – мы замечаем все, что с этим связано.

Активность целиком зависит от наших чувств (сопровождается удивлением, любопытством и т.п.).

3. Привычное внимание. Внимание определено прошлым опытом, привычками, цепью ассоциаций. Пример: обращаем внимание на знакомую нам подробность. Пример: профессиональное внимание, нужны навыки, умения, схемы.

4. Произвольное внимание как акт нашей воли, как результат активности личности.

Мы направляем внимание на то, что нас не привлекает, но связанно с поставленными целями, нашей волей. Это внимание и его развитие связанно с возникновением труда.

5. Послепроизвольное внимание. Внимание, не совпадающее целиком не с произвольным, не с непроизвольным вниманием. Усилие исчезает, намерение и цель остаются. Маркс: «человек наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил». Сюда: процесс творческой деятельности.

Как развивать внимание у ребенка? Добрынин: надо развивать личность. Эта позиция является неподкрепленной, т.к. нет теории личности.

 

20. Гальперин о природе внимания и путях его формирования.

Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс.

Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

Все это говорит против оценки внимания как отдельной формы психической деятельности.

Опровержение этого: Исследование умственных действий.

Формирование умственных действий приводит к образованию 1) мыслимое предметное содержание 2) мышление о нем – это и есть внимание. Внутренне внимание формируется из контроля за предметным содержанием действия.

Таким образом, внимание имеет функцию психического контроля.

Чем тогда отличаются внимание и контроль?

Отдельный, конкретный акт внимания образуется лишь тогда, когда действие контроля становится не только умственным, но и сокращенным.

Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль.

Контроль лишь оценивает деятельность и ее результаты (используя для этого предваряющий образ, мера, образец), а внимание их улучшает.

Применение образа объясняет 2 основных свойства внимания:

  1. избирательность (не всегда выражает интерес)
  2. положительное влияние на всякую деятельность.

Отличительные признаки произвольного внимания: Считается, что это наличие цели и усилий. Оба эти признака несостоятельны. Если мы достаточно знакомы с предметом, то независимо от интереса к нему внимание становится произвольным – без задачи и усилий быть внимательным. Цель и усилия свидетельствуют лишь о том, чего мы хотим, но не о том, чего мы достигаем. Если же усилия остаются безуспешными, то внимание остается непроизвольным.

Произвольное внимание – это контроль за действием, выполняемый на основе заранее составленного плана, с помощью заранее установленных критериев и способов его применения. Как действие, приобретаемое по общественному образцу, оно сначала выступает и осваивается во внешней форме, а затем переходит во внутренний план, и, сократившись, становится произвольным вниманием.

Непроизвольное внимание – это тоже контроль, но он идет за тем, что само бросается в глаза в предмете или в обстановке. Все диктуется объектом.

Формирование непроизвольного внимания у ребенка:

Мы не ставим ребенку задачу контроля, но учим выполнять основную деятельность определенным образом: прослеживать отдельные звенья, их связи и отношения. Таким образом, контроль включается в основную деятельность как способ ее осуществления. Тогда вместе с основной деятельностью происходит и формирование непроизвольного внимания.

 

 

21.Внимание в свете представлений о структуре и механизмах деятельности.

Гиппенрейтер. Романов, Дормашев: у Леонтьева нет единой концепции внимания. Гиппенрейтер: у Леонтьева много глубоких идей, которые в совокупности своей, составляют целостную концепцию внимания. Внимание нужно рассматривать в 3 пластах:

I. Сознание (ориентация на классику). Внимание как феномен сознания (и как фактор качества результата, связан со всякой деятельностью).

II. Деятельность (собственно Леонтьев). Природа внимания может быть раскрыта только через анализ деятельности. Такой анализ должен ответить на вопрос: что в данный момент актуально сознается? Т.е. находится в поле внимания. Для этого нужно выделить предмет целенаправленной деятельности субъекта. В соответствии с написанным, нельзя приписывать внимаю самостоятельные свойства, т.е. нельзя говорить, что, например, внимание ребенка обладает свойством неустойчивости; За отвлекаемостью ребенка стоит легкая переключаемость деятельности. Таким образом, задача учителя – управление вниманием ребенка – должна решаться через организацию его деятельности.

III. Физиологические механизмы (Бернштейн). Всякая деятельность – система физиологических процессов, которые протекают на нескольких уровнях. Есть ведущие уровни и фоновые уровни. Леонтьев: Осознаваемыми раздражителями всегда являются раздражители только ведущего уровня.

Итого, феномены внимания надо рассматривать в этих 3-х пластах. Данные представления о внимании работают в плане объяснения его известных видов, свойств и феноменов. Пр.:

Непроизвольное внимание. Его можно интерпретировать, как проявление идущего уровня организации поисковой деятельности. Побуждающий и организующий фактор – неопредмеченная потребность.

Произвольное внимание. Проявление целенаправленной деятельности. Побуждающий и организующий фактор – заданная и удерживаемая цель. Необходимые условия произвольного внимания: мотивационное обеспечение деятельности и наличие достаточно разработанной программы и соответствующих приемов её реализации.

Свойства внимания:

  1. Усилие внимания. Физиологическая интерпретация феномена напряженности (по Бернштейну). Напряженность произвольного внимания – функциональная загруженность ведущего уровня. Формула: напряженность произвольного внимания пропорциональна степени функциональной загрузки ведущего уровня.
  2. Объем внимания. ???

Дормашев (Тот-Кого-Нельзя-Называть). Внимание есть! Внимание – акт, направленный на функционально-физиологическую систему деятельности (эта ФФС ~ схемы) – Леонтьевское представление деятельности. Внимание особая деятельность. Внимание как действие - произвольное внимание; внимание как операция – непроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание работает на уровне организма; произвольное внимание – социального индивида; послепроизвольное внимание – на уровне личности.

 

22. Модель Бродбента. Экспериментальные факты и комментарии.

Теория ранней селекции.

Внимание есть. Метафора радио – приемник настроен на определенную станцию, выделяет и усиливает слабый сигнал на фоне помех и других сообщений, перекодирует информацию из одной формы в другую.
ЦНС человека – канал для переработки информации с ограниченной пропускной способностью (при превышении предела è увеличение числа ошибок). Главное – это функция селекции.

 


 

Фильтр – устройство для селекции, блокирующее нерелевантные источники информации.

На первом этапе переработке одновременно (параллельно) перерабатывается и хранится (2 сек) вся входная информация

Отбор релевантного сообщения происходит на основе физических признаков (направление, интенсивность, тон, цвет и т.д.). Отвергнутые источники информации сохраняются на первой стадии переработки в течение нескольких секунд, при условии быстрого переключения фильтра они могут быть переработаны на второй стадии.

Основные положения модели подтверждались в исследования зрительного и бимодального восприятия. Ряд фактов не укладывался в модель.

Идея разработана на основе опытов на расщепленный объем памяти (№ 21в)

Итоговый вариант модели Бродбента.

 

 
 

 


23. Модель Трейсман. Экспериментальные факты и комментарии.

Внимания нет. Пересмотр концепции ранней селекции Бродбента.

Модель аттенюатора.

 


Фильтр ослабляет (аттенюирует) интенсивность нерелевантных сигналов и свободно пропускает сигналы релевантного канала. Это основано на определенном физическом признаке. Данные психофизиологических исследований подкрепляют это положение (ВП на невнимаемое сообщение слабее, чем на внимаемое). Вероятности перехода от какого-то слова в системе ДП к другим словам неодинаковы и отражают грамматические и семантические связи, характерные для данного языка. Опознание слова в стимульном материале приводит к активации определенной словарной единицы. Если сигнал ослаблен фильтром, возбуждение словарной единицы не достигает порогового уровня. Предвосхищающая настройка единиц словаря, соответствующая контексту уже воспринятого сообщения: если словарная единица возбуждается, связанные с нею словарные единицы понижают порог. Без настройки восприятие и понимание речи нарушается. Пороги некоторых слов могут быть постоянно низкими (значимые слова: имя) или завышеными (угрожающие и нецензурные словаèперцептивная защита).

Эксперименты см. № 21в

 

24. Модели Дойчей и Нормана. Экспериментальные факты и комментарии.

Дойчей.

Внимание есть. Поставили под сомнение существование механизма ранней фильтрации. Ограничение в системе переработки лежат на стадии осознания, принятия решения и ответа. Селекция происходит после семантического анализа всех знакомых стимулов.

 

 


Иначе чем Трейсман описывают работу словаря: каждый сигнал перерабатывается полностью по всем признакам. Комбинация определенных признаков активирует соответствующую единицу словаря. Решающее значение для последующего отбора имеет степень активации (она пропорциональна важности данного стимула для организма, оценивается на основе прошлого опыта).

Сонное состояние     Порог для всех сигналов   Дремотное состояние   Настороженное бодрствование
Может быть активировано несколько единиц, но в различной степени. Отбирается наиболее значимая единица среди множества других, путем попарного сравнения (выделено черным). Уровень ее активации задает порог для других одновременных сигналов (пунктир). Переход отобраного стимула на следующую стадию переработки зависит от уровня общей активации ЦНС. Пример.

 

В состоянии бодрствования барьер перешагивают все сообщения, в дремотном состоянии – только три. При этих условиях будет отобрано для дальнейшей переработки только одно сообщение. В состоянии сна это сообщение также отбирается, но далее не передается.

Авторы называют свою модель селекции «теорией внимания».

Модель Нормана см. на следующей странице!

Норман. 1968. Внимания нет. Решающую роль в оценке значимости всей поступающей информации при последующем оборе играет прошлый опыт.

Достоинства модели – в гибкости настройки механизма селекции.

 

 

25. Модель Канемана. Экспериментальные факты и комментарии.

 

 


Внимание как усилие. Концепция предлагалась в дополнение теориям фильтра, а не вместо них. Структуры раннего сенсорного анализа не нуждаются в усилии, работа последующих структур перцептивной переработки уже требуют определенного притока усилия. Источник усилия един для всех структур и ограничен.

Описание модели (см. рисунок):

Блок «возможные деятельности»: столбики – деятельности, которые имеют вход внимания (пунктир) и требуют усилия. Если вкладываемого усилия не хватает «ответ» всей системы становится менее качественным.

Разные структуры требуют разного усилия, т.е. потребляют разное количество внимания, которое может меняться в зависимости от этапа выполнения деятельности. Блок «оценка необходимой мощности» оценивает этот суммарный запрос.

Канеман считает, что внимание связано с общим уровнем активации (arousal). Изменение общей активации сказывается на уровне доступной мощности или внимания (см. верхний блок «активация»).

Уровень активации зависит от

§ эмоционального состояния (гнев, страх, тревожность)

§ интенсивности стимуляции

§ моторной напряженности

§ сексуального возбуждения

§ приема наркотиков и др. – это «детерминанты активации» на схеме.

Но основная детерминанта активации – оценка необходимой мощности.

Блок «политики распределения» - центральный по значению. Его функция – распределение умственного усилия между текущими деятельностями. Политика распределения определяется:

A постоянные диспозиции субъекта по связи, отражающей непроизвольное внимание

A текущие намерения субъекта, определяет произвольное внимание

A влияние блока оценки необходимой мощности (требований задачи)

A уровень физиологической активации (закон Йеркса-Додсона)

Отрицательные эффекты высокой и низкой активации.

Низкая активация: недостаточный вклад усилия. Первичная причина – низкая мотивация → нарушение работы обратной связи и блока текущих намерений.

Высокая активация: нарушение функционирования блока политики распределения.

Модель разрабатывалась на основе опыта: см. №22в

Модель объясняет:

1. факты интерференции одновременного выполнения двух деятельностей. Проблема одновременного выполнения двух деятельностей. Структурная интерференция (каждая деятельность нарушает выполнение другой и обратно, причем, чем более сходны эти деятельности, тем сильнее взаимная интерференция); интерференция деятельностей, не имеющих общих механизмов восприятия и ответа (сложно на ходу решать сложную математическую задачу); зависимость степени интерференции от величины требований, предъявляемых задачами.

2. представление о механизмах селективности восприятия. 1) ~модель фильтра Бродбента (см. №22б), 2) в случае неадекватной интерпретации какого-то события (выделяются потенциально значимые стимулы, которые требуют усилия, управляемого с помощью механизма обратной связи).

Основные свойства внимания:

a) внимание ограничено, но это ограничение может меняться в каждый момент времени

b) количество внимания или усилия, расходуемого в любой момент времени, зависит от требований текущих деятельностей.

c) Внимание может распределяться. Распределение внимания – вопрос его степени. При высоких уровнях нагрузки внимание становится все более однонаправленным.

d) Внимание избирательно=управляемо. Оно может быть распределено на поддержание переработки отобранных единиц деятельности.

 

26. Критика Найссером моделей селекции и единых ресурсов. Внимание как перцептивное действие.

1. Найссер 1967. Внимания нет. Критика моделей ранней и поздней селекции. Отрицает существование специальных процессов и механизмов отбора информации. Но согласен, что внимание выполняет селективную функцию.

Критика Теории фильтра Бродбента: у него процесс внимания негативный (что-то отфильтровывается или ослабляется), надо рассматривать их как позитивные: мы осуществляем активную переработку информации определенной части входа, а не оставшихся частей. Найссер указывает на связь процессов восприятия и целенаправленных моторных действий субъекта.

Вывод по критике: Найссер подчеркивает активный, гибкий и конструктивный характер построения перцептивного образа.

Идея о двух последовательных стадиях переработки информации. 1) предвнимательная стадия (для всей стимуляции, поступающей на органы чувств). Происходят автоматически, параллельно и независимо от текущей деятельности и намерений субъекта. Простая переработка информации достаточна для управления многими видами привычного поведения. Два класса процессов: а. сегментация стимульного входа на ряд единиц, объем единиц зависит от материала и навыков субъекта. Отчасти эти операции соответствуют работе перцептивных сил. Когнитивные единицы, полученные на выходе структур предвнимательной переработке, сохраняются в течение непродолжительного времени в системах сенсорной (эхоической и иконической) памяти и служат возможным материалом последующей переработки (потенциальные объекты внимания); б. Процессы бдительности, обнаружение жизненно значимых стимулов (интенсивных, движущихся, внезапных). Не все процессы осуществляются при помощи врожденных механизмов (восприятие имени обусловлено опытом и научением). Текущая деятельность субъекта прерывается, и внимание переключается на процессы этого класса, которые требуют неотложной и более глубокой переработки информации.

Специальный механизм отбора не нужен. Активность распределяется на часть входа, остальное игнорируется. Исследования бдительности по методике селективного чтения.

2) Стадия фокального внимания. На этой стадии происходят процессы анализа и синтеза. Сюда входят процессы построения перцептивного образа (они различны в разных задачах и ситуациях, но всегда активны). Пример. Зрительное восприятие: анлиз – выделение углов и линий буквенных символов, синтез – их соединение в соответствующий контексту и ожиданиям символ. При слуховом восприятии речи происходит также (помимо выделения фонем) активный процесс внутреннего проговаривания. По сути внимание – активный процесс синтеза перцептивного образа.

2. Найссер 1976. Внимания нет. Внимание как перцептивное действие. В переработке входной стимуляции, предвосхищении и поиске необходимой информации в окружающей среде участвуют схемы или внутренние когнитивные структуры.

Перцептивный цикл. Человек не воспринимает пассивно ничего; у него всегда есть исследовательская активность, направляемая предвосхищающими схемами (функция предвнимания); результат исследования модифицирует схему и исследование продолжается. Уже усвоенная информация определяет то, что будет воспринято впоследствии. Есть временные схемы: схема настраивается на оптическое событие в целом.

Эксперимент с селективным смотрением.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.