Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Исследование Истоминой



Истомина. Развитие произвольного запоминания у дошкольников.

3-4 года – непроизвольное запоминание

5-6 лет – развитие мнестической деятельности.

I серия: лабораторный эксперимент.

II серия: запоминание включено в игровую деятельность («Магазин»).

Мотивы в обеих сериях различны. Результаты:

Дети 3-х лет. Не запоминают то, что сказал воспитатель, т.к. нет еще мнестической деятельности.

Дети 4-х лет. Внимательно выслушивают, что надо «купить в магазине». Но только у части детей была цель запомнить.

Дети 5-и лет. Повторение вслух во время подачи инструкции.

Дети 6-и лет. Повторение вслух и про себя после подачи инструкции. Интеллектуализация действий ребенка.

Дети 6-7-и лет структурируют материал соответственно целям.

Уровни поведения при запоминании:

1. Цель припомнить слова не вычленяется

2. Цель припоминания вычленяется, но приемы припоминания отсутствуют

3. Используются приемы припоминания.

Развитие произвольной памяти: произвольное воспроизведение → произвольное запоминание.

Ребенок выделяет мнемические цели только тогда, когда условия требуют активного запоминания и воспроизведения. Очень важен мотив (игра).

Переход к произвольной памяти (этапы): 1) выделение и осознание ребенком мнемических целей; 2) формирование действий и операций, согласованных с целями.

 

10. Характеристика сенсорной памяти. Основные методы и результаты ее исследования.

Эта система «непосредственных отпечатков» удерживает точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Регистры – зрительный (иконическаяя память), слуховой (эхоическая память), обоняния, вкуса.

Сенсорная память (или сенсорный регистр)

  Иконическая память Эхоическая память
Функция Удерживает информацию о стимуле в той индивидуальной конкретной форме, в которой он был первоначально предъявлен. Это удержание обеспечивает системам выделения признаков и распознавания образов время, необходимое для обработки сигналов, воздействующих на органы чувств.
Емкость 0.3-1 сек. Данные эксперимента Сперлинга (№ 7в) 0.25-2 сек. Данные эксперимента Морэя (№ 8в)
Вход Автоматические процессы, контролируемые только направленным вниманием. Вход осуществляет непосредственно соответствующий орган чувств.
Хранение Угасание, стирание, интерференция Интерференция
Выход Селективное внимание позволяет настроиться на нужную информацию, сосредоточиться на ней и отбрасывать все остальное. Пример: феномен «вечеринки с коктейлем» (№ 20в)
Форма кодирования информации «непосредственный отпечаток» Сенсорная копия акустической информации

Распознавание образов происходит путем сравнения поступающих сенсорных данных с информацией, полученной ранее и хранящейся в ДП: «сырая» информация → нечто осмысленное. Пример: распознавание букв: A a A A a a A

 

11. Характеристика кратковременной памяти. Основные методы и результаты ее исследования.

КП= первичная=непосредственная=рабочая память.

В КП удерживается информация, представляющая собой непосредственную интерпретацию произошедших событий.

Функция Отбор необходимой для решения конкретной задачи информации. Первичная ориентировка в окружающей среде.
Емкость По времени: 20 сек (Эксперимент Петерсонов с задачей-дистрактором, № 9в) По количеству единиц: 7±2 элементов по Миллеру (независимо от длины)*
Вход Перекодирование сенсорного сигнала в словесно-акустичскую форму + селективное внимание
Хранение Повторение; кодирование и укрупнение единиц
Выход Забывание, вызываемое стиранием следов памяти со временем, и интерференция**
Форма кодирования информации Словесно-акустическое перекодирование (ошибки припоминания, № 16а) Зрительные образы (эксперимент Познера, №12в)

*Структурирование и емкость КП

Объем памяти – число элементов, которые испытуемый может воспроизвести без ошибок.

Структурирование – перекодирование элементов в более крупные единицы – структурные единицы. При структурировании материала КП используется информация из ДП → структурирование связано с опосредствованием.

Условия структурирования:

ü Объединяемый материал должен поступать в КП одновременно

ü Структурирование облегчается, если объединяемые элементы обладают внутренним сходством.

Эксперимент Боуэра: изменял способы сочетания элементов и степень их соответствия информации в ДП.

1) УФОонфрГФнрю

2) УФоонФРГфнрю → лучше запоминается

→ знакомые сочетания букв служат основой для структурирования.

**Две гипотезы забывания в КП: интерференции и стирание следов со временем. Что верно?

Эксперимент. Дают ряд для запоминания. 30 сек решаем задачу выделение сигнала на фоне шума. Проверяем, что помнит испытуемый. Оказывается, помнит все безукоризненно. → верна гипотеза интерференции. НО сохранные следы памяти столь хрупки, что они разрушаются под действием самой незначительной интерфернции. → истина где-то посередине J

 

12. Характеристика, структура и виды долговременной памяти.

В ДП информация сохраняется неопределенно долго. Забывание обусловлено невозможностью извлечь нужную информацию.

В ДП информация может быть закодирована разными способами (в зрительной, слуховой, семантической форме). В ДП записано ВСЁ, что нам известно. Основная функция ДП – сохранение опыта, необходимого для успешной реализации деятельности. До каждого элемента ДП можно дойти разными путями.

ДП – высокоупорядоченная система, поиск в которой не является случайным ненаправленным процессом.

Структура ДП.

Браун и Мак-Нилл (№ 14в) описали закономерности хранения информации в ДП. ДП представляет собой семантические сети – модели хранения понятий в семантической памяти. В эксперименте изучали, что находится в узлах семантических сетей.

Сетевая модель ДП.

ДП – обширная сеть связанных между собой понятий. Сетевые модели сходны с концепцией «стимул→реакция», рассматривающей память как пучок ассоциаций.

Отличия:

1) Такие модели допускают образование ассоциаций разного рода, т.е. допускают, что не все ассоциации одинаковы.

2) Ассоциативные сети обладают максимально возможной упорядоченностью и компактностью.

Связи между понятиями круговые: слова определяются с помощью других слов. В сетевых теориях предполагается, что понятия приобретают смысл благодаря другим понятиям и ассоциациям с ними.

Центральное место в описаниях ДП занимает структура языка, т.к., возможно, благодаря языку объем ДП так велик.

Основные направления исследования:

ü Ранние воспоминания (Психоанализ, Адлер)

ü Ложные воспоминания

ü Яркие воспоминания (сильный аффект запечатляет все детали ситуации)

 


13. Вундт о внимании как состоянии сознания и процессе апперцепции.

Вильгельм Вундт исследовал внимание с помощью метронома. Два ряда по 16 следующих друг за другом ударов. При такте 2\8 максимальный объем, который сознается – 16 ударов – это и есть объем сознания. Мера объема сознания не зависит от скорости, с которой удары следуют друг за другом. Объем сознания – не совокупность всех состояний сознания в данный момент. А составное целое, воспринимаемое в сознании как единое. (См. также №15в).

Сознание – сумма сознаваемых нами состояний. Оно ритмично по своей природе.

Элементы сознания (не существуют в изолированном виде):

1. Процессы

2. Результат экспериментального исследования

3. Результат умозаключения

Классы элементов сознания:

1. Ощущение – связано с объективным опытом

2. Чувствование – связано с субъективным опытом, бывают полярные. Можно плавно переходить от одного к другому.

Свойства элементов:

1. Качество (модальность)

2. Интенсивность

3. НЕТ длительности, т.к. это свойство элемента в составе целого.

Свойства сознания:

1. Узость, ограниченный объем.

2. Ритмичность (можно контролировать)

3. Структура: есть фокус и периферия. В фокусе большая ясность и отчетливость.

4. Интенсивность содержания сознания (4 степени градации)

Функции сознания.

1. Прояснение

2. Соединение всех релевантных аперципируемых

3. Подавление ассоциаативно несвязанных

 

       
   
 


           
     
 
 

           
   
Активная
 
Пассивная  
 
 

 


Опыт: на время реакции.

Дают стимул и надо нажать на кнопку.

1. Активная апперцепция – испытуемый знает что это будет за стимул и когда он придет, ждет его. Предвосхищение акта перцепции – окрашенное представление. Мотив внимания предворяет апперцепцию.

 
 


Напряжение пик

 

апперцепция

 

 

 


Чувство время реакции

страдательности

Разрешение

 

2. Пассивная апперцепция – испытуемый не знает, что за раздражитель и когда он придет.

 

 
 

 

 


 

 

Апперцепция

 

 


страдательность

 

Различие в начальной фазе сразу после раздражителя.

Фазы апперцепции:

1. Прояснение объекта сознания, переход из периферии в фокус.

2. Подавление содержаний сознания, которые ассоциативно не связаны с объектом. (их выход за пределы сознания)

3. Соединение релевантных объекту содержаний сознания.

Внимание – процесс апперцепции, в результате которого проясняется и делается более отчетливыми апперципируемое содержание сознания, подавляются нерелевантные содержания и соединяются релевантные.

Внимание – психический процесс, происходящий при более ясном восприятии, ограниченной области содержаний (сравнительно со всем полем сознания).

Опыт. Оценка величины внимания.

 

 
 

 


Буквы предъявляют быстро, чтобы исключить движения глаза (один глаз закрыт) и отклонения внимания с поля зрения. Неопытный наблюдатель схватывает 3-4 буквы, а опытный – 6 букв. Дальнейшее упражнение не улучшает результаты. Вывод: 6 простых впечатлений – граница объема сознания (одинакова для звуковых и зрительных).

 

14. Определение и виды внимания по Титченеру.

Внимание – свойство любых процессов сознания.

Виды сознания (внимания):

1. Первичное внимательное сознание (в раннем детстве) – особое воздействие стимула на ЦНС (новые внезапные движущиеся повторяющиеся, стимулы с особыми качествами).
Пример: муравей ползет по руке. Раздражение слабое, но повторяющееся.
Два свойства внимения: аккомодация и инерция.

Аккомодация – предрасположение внимания к известному впечатлению. Из 2-х возбудителей первым гребня внимания достигнет тот, который согласуется с уже имеющимися представлениями.

Эксперимент. Метроном, шкала (транспортир), колокольчик на стрелке метронома. 72 удара/мин. На шкале это – 22°. Инструкция: «скажите, где находится стрелка метронома, в тот момент, когда вы слышите звон колокольчика».

Опыт 1. Испытуемых просили внимательно следить за стрелкой. Результаты: испытуемые говорили, что в момент звона стрелка находилась на отметке в 30°. Т.е., они сначала видели стрелку, а потом, с задержкой слышали звук. Вывод: аккомодация внимания к зрительному стимулу в ущерб слуховому.

Опыт 2. Испытуемых просили внимательно следить за колокольчиком. Результаты. Испытуемые: в момент звона стрелка находилась на отметке в 15°. Т.е., они сначала слышали звук, а потом видели стрелку. Вывод: аккомодация внимания к слуховому стимулу в ущерб зрительному.

Похожие исследования аккомодации внимания можно провести и в эксперименте, где используются часы, а не метроном. Замысел такой же.

Инерция – легче сохранить известное направление внимания, чем проложить ему новый путь. Экспериментальных данных нет.

2. Вторичное внимательное сознание (период обучения)– внимание требует разнонаправленного ответа (борьба между двумя стимулами)
Свойства внимания: степень внимания незначительна, волна неустойчива, продуктивность низкая, человек чувствует усилие (совокупность кожно-кинестетических ощущений, переживание напряженности).
Пример: человек готовится к экзамену и по улице едет пожарная машина. Возникает две линии сознания. Конфликт решается привычкой, сформированной на основе прошлого опыта.

3. Первичное производное внимание (зрелый возраст).

Свойства: волна внимания может продолжаться несколько часов, эмоциональная окраска не обязательна.

Исследование: метод отвлекающих ранжированных стимулов (метод вторичной зондирующей задачи Канемана). Увеличивали степень раздражителя, пока человек его не заметит.

 

15. Джеймс о внимании и его механизмах.

Внимание существует как особый процесс.

Внимание – как исполнительный механизм, задерживает в сознании слабый мотив на 2-3 сек. Затем еще усилие и снова задержка. (Усилие воли и усилие внимания это одно и то же. )

Сильный мотив может уйти на время, а слабый останется благодаря усилиям внимания. Таким образом побеждает слабый мотив. На это способен не каждый человек. Тот, кто способен прикладывать усилия внимания – героическая душа.

Механизмы внимания:

Отбор осуществляется при помощи:

1. Настройка органов чувств

2. Возбуждение идиационного центра. Предварительный, схематический образ того, что может быть воспринято или осознано. Если нет предвнимания, мы никогда не заметим, что происходит, нужна преперцепция. Пример: надо обращать внимание ребенка на детали.

Приток крови к идиационному цнтру. Кровь – как ресурс внимания.

               
   
 
Группа стимулов, отобранных при настройке
     
Преперцепция  
       
 
 
 

 


16. Определение виды и механизмы внимания по Рибо.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.