Истомина. Развитие произвольного запоминания у дошкольников.
3-4 года – непроизвольное запоминание
5-6 лет – развитие мнестической деятельности.
I серия: лабораторный эксперимент.
II серия: запоминание включено в игровую деятельность («Магазин»).
Мотивы в обеих сериях различны. Результаты:
Дети 3-х лет. Не запоминают то, что сказал воспитатель, т.к. нет еще мнестической деятельности.
Дети 4-х лет. Внимательно выслушивают, что надо «купить в магазине». Но только у части детей была цель запомнить.
Дети 5-и лет. Повторение вслух во время подачи инструкции.
Дети 6-и лет. Повторение вслух и про себя после подачи инструкции. Интеллектуализация действий ребенка.
Дети 6-7-и лет структурируют материал соответственно целям.
Уровни поведения при запоминании:
1. Цель припомнить слова не вычленяется
2. Цель припоминания вычленяется, но приемы припоминания отсутствуют
3. Используются приемы припоминания.
Развитие произвольной памяти: произвольное воспроизведение → произвольное запоминание.
Ребенок выделяет мнемические цели только тогда, когда условия требуют активного запоминания и воспроизведения. Очень важен мотив (игра).
Переход к произвольной памяти (этапы): 1) выделение и осознание ребенком мнемических целей; 2) формирование действий и операций, согласованных с целями.
10. Характеристика сенсорной памяти. Основные методы и результаты ее исследования.
Эта система «непосредственных отпечатков» удерживает точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Регистры – зрительный (иконическаяя память), слуховой (эхоическая память), обоняния, вкуса.
Сенсорная память (или сенсорный регистр)
Иконическая память
Эхоическая память
Функция
Удерживает информацию о стимуле в той индивидуальной конкретной форме, в которой он был первоначально предъявлен. Это удержание обеспечивает системам выделения признаков и распознавания образов время, необходимое для обработки сигналов, воздействующих на органы чувств.
Емкость
0.3-1 сек. Данные эксперимента Сперлинга (№ 7в)
0.25-2 сек. Данные эксперимента Морэя (№ 8в)
Вход
Автоматические процессы, контролируемые только направленным вниманием. Вход осуществляет непосредственно соответствующий орган чувств.
Хранение
Угасание, стирание, интерференция
Интерференция
Выход
Селективное внимание позволяет настроиться на нужную информацию, сосредоточиться на ней и отбрасывать все остальное. Пример: феномен «вечеринки с коктейлем» (№ 20в)
Форма кодирования информации
«непосредственный отпечаток»
Сенсорная копия акустической информации
Распознавание образов происходит путем сравнения поступающих сенсорных данных с информацией, полученной ранее и хранящейся в ДП: «сырая» информация → нечто осмысленное. Пример: распознавание букв: A a A A a a A
11. Характеристика кратковременной памяти. Основные методы и результаты ее исследования.
КП= первичная=непосредственная=рабочая память.
В КП удерживается информация, представляющая собой непосредственную интерпретацию произошедших событий.
Функция
Отбор необходимой для решения конкретной задачи информации. Первичная ориентировка в окружающей среде.
Емкость
По времени: 20 сек (Эксперимент Петерсонов с задачей-дистрактором, № 9в)
По количеству единиц: 7±2 элементов по Миллеру (независимо от длины)*
Вход
Перекодирование сенсорного сигнала в словесно-акустичскую форму + селективное внимание
Хранение
Повторение; кодирование и укрупнение единиц
Выход
Забывание, вызываемое стиранием следов памяти со временем, и интерференция**
Объем памяти – число элементов, которые испытуемый может воспроизвести без ошибок.
Структурирование – перекодирование элементов в более крупные единицы – структурные единицы. При структурировании материала КП используется информация из ДП → структурирование связано с опосредствованием.
Условия структурирования:
ü Объединяемый материал должен поступать в КП одновременно
ü Структурирование облегчается, если объединяемые элементы обладают внутренним сходством.
Эксперимент Боуэра: изменял способы сочетания элементов и степень их соответствия информации в ДП.
1) УФОонфрГФнрю
2) УФоонФРГфнрю → лучше запоминается
→ знакомые сочетания букв служат основой для структурирования.
**Две гипотезы забывания в КП: интерференции и стирание следов со временем. Что верно?
Эксперимент. Дают ряд для запоминания. 30 сек решаем задачу выделение сигнала на фоне шума. Проверяем, что помнит испытуемый. Оказывается, помнит все безукоризненно. → верна гипотеза интерференции. НО сохранные следы памяти столь хрупки, что они разрушаются под действием самой незначительной интерфернции. → истина где-то посередине J
12. Характеристика, структура и виды долговременной памяти.
В ДП информация сохраняется неопределенно долго. Забывание обусловлено невозможностью извлечь нужную информацию.
В ДП информация может быть закодирована разными способами (в зрительной, слуховой, семантической форме). В ДП записано ВСЁ, что нам известно. Основная функция ДП – сохранение опыта, необходимого для успешной реализации деятельности. До каждого элемента ДП можно дойти разными путями.
ДП – высокоупорядоченная система, поиск в которой не является случайным ненаправленным процессом.
Структура ДП.
Браун и Мак-Нилл (№ 14в) описали закономерности хранения информации в ДП. ДП представляет собой семантические сети – модели хранения понятий в семантической памяти. В эксперименте изучали, что находится в узлах семантических сетей.
Сетевая модель ДП.
ДП – обширная сеть связанных между собой понятий. Сетевые модели сходны с концепцией «стимул→реакция», рассматривающей память как пучок ассоциаций.
Отличия:
1) Такие модели допускают образование ассоциаций разного рода, т.е. допускают, что не все ассоциации одинаковы.
2) Ассоциативные сети обладают максимально возможной упорядоченностью и компактностью.
Связи между понятиями круговые: слова определяются с помощью других слов. В сетевых теориях предполагается, что понятия приобретают смысл благодаря другим понятиям и ассоциациям с ними.
Центральное место в описаниях ДП занимает структура языка, т.к., возможно, благодаря языку объем ДП так велик.
Основные направления исследования:
ü Ранние воспоминания (Психоанализ, Адлер)
ü Ложные воспоминания
ü Яркие воспоминания (сильный аффект запечатляет все детали ситуации)
13. Вундт о внимании как состоянии сознания и процессе апперцепции.
Вильгельм Вундт исследовал внимание с помощью метронома. Два ряда по 16 следующих друг за другом ударов. При такте 2\8 максимальный объем, который сознается – 16 ударов – это и есть объем сознания. Мера объема сознания не зависит от скорости, с которой удары следуют друг за другом. Объем сознания – не совокупность всех состояний сознания в данный момент. А составное целое, воспринимаемое в сознании как единое. (См. также №15в).
Сознание – сумма сознаваемых нами состояний. Оно ритмично по своей природе.
Элементы сознания (не существуют в изолированном виде):
1. Процессы
2. Результат экспериментального исследования
3. Результат умозаключения
Классы элементов сознания:
1. Ощущение – связано с объективным опытом
2. Чувствование – связано с субъективным опытом, бывают полярные. Можно плавно переходить от одного к другому.
Свойства элементов:
1. Качество (модальность)
2. Интенсивность
3. НЕТ длительности, т.к. это свойство элемента в составе целого.
Свойства сознания:
1. Узость, ограниченный объем.
2. Ритмичность (можно контролировать)
3. Структура: есть фокус и периферия. В фокусе большая ясность и отчетливость.
4. Интенсивность содержания сознания (4 степени градации)
Функции сознания.
1. Прояснение
2. Соединение всех релевантных аперципируемых
3. Подавление ассоциаативно несвязанных
Активная
Пассивная
Опыт: на время реакции.
Дают стимул и надо нажать на кнопку.
1. Активная апперцепция – испытуемый знает что это будет за стимул и когда он придет, ждет его. Предвосхищение акта перцепции – окрашенное представление. Мотив внимания предворяет апперцепцию.
Напряжение пик
апперцепция
Чувство время реакции
страдательности
Разрешение
2. Пассивная апперцепция – испытуемый не знает, что за раздражитель и когда он придет.
Апперцепция
страдательность
Различие в начальной фазе сразу после раздражителя.
Фазы апперцепции:
1. Прояснение объекта сознания, переход из периферии в фокус.
2. Подавление содержаний сознания, которые ассоциативно не связаны с объектом. (их выход за пределы сознания)
3. Соединение релевантных объекту содержаний сознания.
Внимание – процесс апперцепции, в результате которого проясняется и делается более отчетливыми апперципируемое содержание сознания, подавляются нерелевантные содержания и соединяются релевантные.
Внимание – психический процесс, происходящий при более ясном восприятии, ограниченной области содержаний (сравнительно со всем полем сознания).
Опыт. Оценка величины внимания.
Буквы предъявляют быстро, чтобы исключить движения глаза (один глаз закрыт) и отклонения внимания с поля зрения. Неопытный наблюдатель схватывает 3-4 буквы, а опытный – 6 букв. Дальнейшее упражнение не улучшает результаты. Вывод: 6 простых впечатлений – граница объема сознания (одинакова для звуковых и зрительных).
14. Определение и виды внимания по Титченеру.
Внимание – свойство любых процессов сознания.
Виды сознания (внимания):
1. Первичное внимательное сознание (в раннем детстве) – особое воздействие стимула на ЦНС (новые внезапные движущиеся повторяющиеся, стимулы с особыми качествами). Пример: муравей ползет по руке. Раздражение слабое, но повторяющееся. Два свойства внимения: аккомодация и инерция.
Аккомодация – предрасположение внимания к известному впечатлению. Из 2-х возбудителей первым гребня внимания достигнет тот, который согласуется с уже имеющимися представлениями.
Эксперимент. Метроном, шкала (транспортир), колокольчик на стрелке метронома. 72 удара/мин. На шкале это – 22°. Инструкция: «скажите, где находится стрелка метронома, в тот момент, когда вы слышите звон колокольчика».
Опыт 1. Испытуемых просили внимательно следить за стрелкой. Результаты: испытуемые говорили, что в момент звона стрелка находилась на отметке в 30°. Т.е., они сначала видели стрелку, а потом, с задержкой слышали звук. Вывод: аккомодация внимания к зрительному стимулу в ущерб слуховому.
Опыт 2. Испытуемых просили внимательно следить за колокольчиком. Результаты. Испытуемые: в момент звона стрелка находилась на отметке в 15°. Т.е., они сначала слышали звук, а потом видели стрелку. Вывод: аккомодация внимания к слуховому стимулу в ущерб зрительному.
Похожие исследования аккомодации внимания можно провести и в эксперименте, где используются часы, а не метроном. Замысел такой же.
Инерция – легче сохранить известное направление внимания, чем проложить ему новый путь. Экспериментальных данных нет.
2. Вторичное внимательное сознание (период обучения)– внимание требует разнонаправленного ответа (борьба между двумя стимулами) Свойства внимания: степень внимания незначительна, волна неустойчива, продуктивность низкая, человек чувствует усилие (совокупность кожно-кинестетических ощущений, переживание напряженности). Пример: человек готовится к экзамену и по улице едет пожарная машина. Возникает две линии сознания. Конфликт решается привычкой, сформированной на основе прошлого опыта.
3. Первичное производное внимание (зрелый возраст).
Свойства: волна внимания может продолжаться несколько часов, эмоциональная окраска не обязательна.
Исследование: метод отвлекающих ранжированных стимулов (метод вторичной зондирующей задачи Канемана). Увеличивали степень раздражителя, пока человек его не заметит.
15. Джеймс о внимании и его механизмах.
Внимание существует как особый процесс.
Внимание – как исполнительный механизм, задерживает в сознании слабый мотив на 2-3 сек. Затем еще усилие и снова задержка. (Усилие воли и усилие внимания это одно и то же. )
Сильный мотив может уйти на время, а слабый останется благодаря усилиям внимания. Таким образом побеждает слабый мотив. На это способен не каждый человек. Тот, кто способен прикладывать усилия внимания – героическая душа.
Механизмы внимания:
Отбор осуществляется при помощи:
1. Настройка органов чувств
2. Возбуждение идиационного центра. Предварительный, схематический образ того, что может быть воспринято или осознано. Если нет предвнимания, мы никогда не заметим, что происходит, нужна преперцепция. Пример: надо обращать внимание ребенка на детали.
Приток крови к идиационному цнтру. Кровь – как ресурс внимания.
Группа стимулов, отобранных при настройке
Преперцепция
16. Определение виды и механизмы внимания по Рибо.