Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Воспроизведение завершенных и незавершенных действий. Эффект Зейгарник



Зейгарник. Исследование мнемической деятельности. Как соотносится запоминание действий, которые были прерваны до окончания, и запоминание завершенных действий?

1. Незавершенные действия запоминаются чаще. 2. При перечислении всех заданий, испытуемый ставит на первые места именно незавершенные действия.

 
 
= 1,9  


Воспроизведение прерванных действий

Воспроизведение завершенных действий

 

Почему?

Поведение испытуемого:

1. из чувства долга перед экспериментатором

2. из честолюбия

3. в силу заинтересованности самим заданием.

Экспериментатор должен ориентироваться в каждом отдельном случае на одну из этих установок и регулировать свое поведение в эксперименте согласно им.

Завершенное задание является таковым, если оно является завершенным именно для испытуемого.

Прерывание (дается новое задание) испытуемого во время выполнения задания должно происходить непринужденно (испытуемый сам находит этому объяснение). Прерывание должно быть в момент, когда испытуемый полностью погружен в работу (полуспонтанные высказывания испытуемого о состоянии дел в этом помогают).

Объяснение лучшего запоминания прерванного: инструкция к заданию → квазипотребность → напряженная система → удовлетворение потребности → прерывание → квазипотребность остается (запоминается, чтобы можно было потом продолжить удовлетворение).

Объяснение места в ряду при перечислении всех заданий: перечисление всех заданий – квазипотребность, но есть еще и потребностное напряжение.

2. Забывание намерений.

Биренбаум. Факторы выполнения намерения:

1) Индивидуальные различия (пунктуальные/непоследовательные люди)

2) Важность/неважность намерения

3) Приятность/неприятность (нейтральность) намерения (к слову о Фрейде)

4) Место намерений в жизни человека

Намерение: 1. цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено; 2. удовлетворение потребности не может быть достигнуто непосредственно → формируется напряженная система.

Эксперимент.

I серия. Ряд заданий, каждое задание надо выполнить на отдельном листочке и подписать его. Задание однородное. Намерение никогда не забывается.

II серия. 5 заданий → пауза 5-10 мин. (развлекательные задания) → основное задание (но забывает подпись) → еще одно основное задание, но подпись не забывается.

III серия. Изменялся формат листочка.

IV серия. Монограмма.

Почему? Причины:

А. Забывание не есть следствие временной отсрочки.

Б. Главное – переход в другую деятельность.

Левин. Забывание намерения, это не выпадение из памяти, не забывчивость и не злопамятность (аффективное состояние). Экспериментальные работы позволили выдвинуть следующие положения:

1. намерение не существует как отдельный факт а принадлежит к целостной структуре действий в сфере личности. Поэтому намерения забываются когда меняется сфера действий (переход к иному заданию, после паузы);

2. намерение обусловлено характером требования материала (изменения формата и цвета также способствуют забыванию)

3. намерения забываются при замещающем выполнении (рисование монограммы приводить к забыванию о подписи, письменная фиксация ослабляет внутреннюю потребность не забыть);

4. забывание может быть объяснено наличием естественных противоположных потребностей (Фрейд.).

Акт намерения возникает тогда, когда он не вытекает из естественных потребностей для данного действия. Действие намерения эквивалентно созданию напряжения внутри личности.

IV. Конструктивный подход. Бартлетт. Интересовался интересами. Предъявлял рассказ «Война духов». Испытуемые: студенты-призывники и просто студенты (голодные, бледные, перед сессией). Результаты: студенты-призывники реконструировали детали рассказа, связанные с их актуальными интересам (они боялись войны, дедовщины и сытых, краснощеких прапоров).

V. Деятельностный подход. См. исследования З.М. Истоминой и А.А. Смирнова (вопрос 9-Б).

 

14. Когнитивный подход к исследованию памяти. Основные положения, альтернативы, понятия и методы.

Когнитивная психология возникла в Англии и США в 50-е годы ХХ века. Основа – гештальт-психология и бехевиоризм. Основное внимание уделялось объективным показателям, не признавался метод наивного самонаблюдения. Основной метод – информационный подход, в рамках которого разрабатывались модели памяти.

Модель переработки информации предполагает, что процесс познания можно разложить на несколько этапов, на каждом из которых выполняются операции над входной информацией.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.