Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Специфика когнитивной психологии



Основная специфика заключается в том, что все изучаемые в ней психические процессы, которые участвуют в познании, рассматриваются как процесс обработки информации, которая описывается в виде моделей обработки информации. Эти модели устроены следующим образом:

1)они состоят из так называемых блоков, с помощью которых когнитивные психологи указывают на важнейшие с их точки зрения этапы обработки информации;

2)все эти блоки соединяются стрелками, которые выполняют в модели 2 основные функции:

а)с их помощью указываются пути прохождения информации от одного этапа к другому;

б)они обозначают определённые процессы, участвующие в обработке информации.

Примером такого подхода является модель управления движениями человека Бернштейна.

 

 

Когнитивная психология возникла в Англии и США в 50-е гг.

 
 

 

 


1. Основа – бихевиоризм, гештальт. Принимают все законы перцептивной организации.

2. Внепсихологический корень – теория связи, информатика, кибернетика.

3. Компьютерная метафора психических процессов.

Всю систему обработки информации можно представить в виде блоков, которые связаны между собой. Каждый блок выполняет строго опредленную функцию. Процесс обработки информации происходит поэтапно.

               
   
Сравнение воспринятой цифры с каждой из запомненных
     
Принятие решения
 
Сообщение ответа
 
 

 


Цифра да, нет

 

 

Стернберг сравнивал обработку информации с тем, как компьютеры производят сканирование. Важно время на вынесение суждения.

4. Не принимают метод наивного самонаблюдения. Утверждают активность субъекта в умственной деятельности.

Начиная с 70-х гг в когнитивной психологии рос интерес к познанию в условиях реальной жизни, теориям познания и нервным механизмам, лежащим в основе познания.

5. Поведение опосредованно когнитивными (познавательными) факторами.

Память сравнивается с библиотекой (Бродбент), мастерской (Клацки), хранилищем (Аткинсон). Главная аналогия – процесс переработки информации в памяти по Найссеру.

 

3. Память и другие психические процессы. Память и сознание. Память и личность.

I. Память и другие психические процессы:

1. Память и мотивация. См. вопрос 13-А.

2. Память и эмоции.Травмирующий эмоциональный фактор (стрессор) влияет на память. Жане: Ирен была настолько потрясена смертью матери, что в течение долгого времени не могла вспомнить это событие и отказывалась признать, что ее матери нет в живых. НО: адаптивно было бы запоминать негативный опыт; негативную информацию нужно максимально переработать, понять источник отрицательных эмоций, чтобы в будущем адекватно среагировать в подобной ситуации. Блонский также считал, что отрицательные соо бытия запоминаются лучше положительных. Конгруэнтность настроения: в состоянии грусти нам легче вспомнить печальные события, а в приподнятом настроении – радостные.

3. Память и восприятие.Двойственная природа перцептивного образа: предметное значение (чтобы опознать, что за предмет мы видим, надо обратиться к памяти. Пример, видим стул и знаем, что это стул, т.к. в памяти есть образ абстрактного стула и его признаки) и чувственная ткань. Память обеспечивает непрерывность восприятия. Пример, сенсорная память – когда мигаем, КП – для мыслительных задач.

4. Память и мышление.Выготский:ранний возраст: мышление тесно связано с памятью (синкрет). Пр.: понятие у ребенка основано на воспоминании: «это такое скользкое, что давят ногой». Подростковый возраст: вспоминать – значит мыслить. Т.е., для маленького ребенка мыслить = вспоминать, для подростка вспоминать = мыслить. Блонский: на высших ступенях развития уже непонятно где память, а где мышление. Даже слова «вспомнил» и «подумал» часто употребляются как синонимы.

5. Память и речь.Жане: социальная природа памяти. Сложная социальная память (память-рассказ, по Жане) – производное речи. Значит: у маленьких детей еще нет памяти (они еще не включены в процесс речевого общения), иногда уже нет памяти у стариков. У животных памяти-рассказа нет вообще. Это все – амнемозия (отсутствие памяти вследствие отсутствия речи).

6. Память и воображение.Есть два вида воображения:

a.продуктивное (творческое) – представляем то, чего нет. Пользуемся памятью, как источником культурных шаблонов или своего личного опыта.

b.Репродуктивное – пользуемся следом памяти для удержания образа. Пример, мысленное вращение фигуры.

7. Память и внимание.См. № 1-А.

Память и движение.

a.Научение как одна из форм памяти. Бернштейн говорил, что навык – это повторение без повторения. Умения и навыки, приобретенные прижизненно и хранящиеся в памяти, - проявления памяти в форме движения.

b.Сценарий – один из видов схем, описывает последовательность действий. Пример, сценарий возвращения домой, сценарий поведения в ресторане.

II. Память и сознание. Блонский: уровневая классификация видов памяти (см. вопрос 11-А). Каждый вид (вернее уровень развития) памяти имеет свою степень осознанности:

моторная память – сознания нет совсем (все упроченные двигательные навыки становятся неосознаваемыми автоматизмами, и наоборот осознание навыка может привести к дезорганизации поведения: синдром сороконожки);

аффективная память – сознания мало;

образная память – сознания много;

вербально-логическая память – здесь память = мышление = сознание. Т.о., Блонский считает, что истинная память – образная, т.к. она характеризуется высокой степенью осознанности, но не настолько высокой, чтобы сливаться с мышлением.

III. Память и личность. Подходы:

1. Бергсон. На основе своей классификации видов памяти (память тела и память духа) создал типологию личности: гармоничная личность, мечтатель, импульсивный зомби (подробнее см. вопрос 1-Б).

2. Жане. В ситуации той или иной патологии может происходить расщепление личности. У каждой из этих «личностей» своя память: во время припадка (шизофрении или сомнабулизма) личность-2 совершает определенные действия (напр., прячет деньги в какое-то место), после выхода из припадка, личность-1 (в сознании) не помнит ничего, что она (имеется ввиду личность-2) делала в припадке. Однако, в следующий раз, в припадке личность-2 совершает начатое в прошлом припадке (перепрятывает деньги).

3. Автобиографическая память. АП – личностная память. АП занимает промежуточное место между семантической (создание словесно оформленной истории жизни) и эпизодической (представление прошлого в виде ярких эпизодов) памятью. Функции АП:

1) Интерсубъективные (жизнь человека как члена общества). Пр.: Достижение социальной солидарности, передача опыта др. поколению, предсказание поведение др. людей по аналогии со своей жизнью.

2) Интрасубъектные (саморегуляция личности). Пр.: управление настроением (когда грустно, можно вспомнить радостное событие и повеселеть).

3) Экзистенциальные (необходимы для понимания своей индивидуальности). Пр.: функция самопознания, определения смыла жизни, финальной интеграции жизни («вся жизнь пролетела перед глазами»).

В целом, память есть один из организаторов личности, с помощью памяти личность формируется и функционирует. Рубинштейн: третья функция памяти – память является условием единства личного сознания и тождества личности. Джемс: личные привычки как содержание памяти также оказывают влияние на личность.

 

4. Подходы к изучению памяти. Метафоры памяти.

Подходы:

  1. Объектно-ориентированный (ОО): исследователя интересует зависимость организации памяти от вида и структуры запоминаемого материала.
  2. Субъектно-ориентированный (СО): внимание исследователя акцентировано на субъективных факторах – мотивы, эмоции и пр.

1) Ассоцианизм. ОО Память – механически складывающийся продукт ассоциации. Ассоциация – предполагаемая умственная связь между явлениями сознания и поведения, которая образуется при условии их близости в пространстве или во времени, а также благодаря их сходству или контрасту. Эббингауз изучал формирование ассоциаций, их фиксацию и разрушение. Были разработаны классические количественные методы исследования памяти.

2) Бихевиоризм. Исследовали навык. Торндайк, Толмен. Память - приобретение различных двигательных и речевых навыков. Центральная проблема – заучивание наизусть. Влияние на успешность заучивания повторений, объема и характера материала, установок и мотивов субъекта.

3) Гештальт-психология. ОО Келер, Коффка, Вертгеймер, Левин. Память как результат организации восприятия. Припоминание элемента гештальта → припоминание всего гештальта.

4) Бергсон.Память тела (знания, привычки, умения), память духа (собственно воспоминания), работают совместно.

5) Конструктивный подход. Бартлетт СО Память как конструктивный процесс. Память организована в виде схемы. Основания организации: по интересам

Схема – активная организация прошлых реакций или переживаний, которая должна действовать при любом адаптивном ответе организма.

6) Когнитивная психология. Комплексный подход: учитывают объективные (стимульные факторы, контекст, инструкция) и субъективные (мотивация, эмоции, прошлый опыт, культурные и индивидуальные особенности) факторы. Компьютерная метафора психических процессов человека. Поэтапность процесса переработки информации.

7) Подход уровней переработки информации. Запоминание – побочный продукт переработки информации. Чем глубже переработка, тем прочнее след памяти.

8) Деятельностный подход. Зависимость памяти от мотивации. Понятие мнемической направленности (Смирнов?): задачи и/или установки запоминания на полноту, прочность, точность, последовательность, своевременность.

9) Социокультурный подход. Жане, Выготский. Память – акт социального поведения в условиях отсутствия субъектов или объектов социального взаимодействия. Жане: амнемозия – отсутствие памяти у детей (недостаточный словарный запас) и стариков (выпали из ситуации соц.взаимодействия). Выготский: память как ВПФ.

МЕТАФОРЫ ПАМЯТИ

Сократ: память – восковая дощечка, на ней отпечатываются ощущения и мысли. Но дощечка не бесконечна и не идеальна: изображенное на ней может затереться, для чего-то может не хватить места – это забывание. Иногда отпечаток может быть неаккуратным → возникают ложные мнения. От качества воска тоже зависит многое: хорошая память будет или нет, будут ли знания человека чистыми и глубокими или нет.

Августин: дворцы памяти, где собраны бесчисленные образы всего того, что было воспринято. В кладовых хранятся ощущения разных модальностей, на всякий случай: вдруг понадобится. Воспоминания приходят в виде образов: когда вспоминаем о солнце, возникает его образ, значит солнце есть в памяти, ведь мы вспоминаем солнце, а не образ солнца. Забывчивость – невозможность найти что-либо в бесконечных кладовых памяти в силу того, что это не может быть узнано, т.к. образ его исчез.

Фрейд: метафора «вечного блокнота». Объединяет достоинства грифельной доски и бумаги: длительность хранения информации и неограниченно долго готовая к восприятию поверхность.

 

5. Определение памяти. Основные процессы, содержания и связи памяти.

Определение памяти.

Память – совокупность процессов запоминания, сохранения и восстановления информации (лекции Дормашева).(запоминание содержания)

Мнемическая функция – способность к запоминанию, и при соответствующих условиях к восстановлению данных. Мнемическая функция лежит в основе памяти, но далеко не исчерпывает ее (С.Л. Рубинштейн). Единой памяти нет, есть много видов памяти.

I. ЗАПОМИНАНИЕ

Имеется ввиду намеренное запоминание (напр., заучивание словесного материала). В этом случае субъект самостоятелен. Обучение несколько субъектов (напр., учитель и ученик). Научение – формирование индивидуального опыта у животных.

II. СОХРАНЕНИЕ.

Эта стадия менее всего доступна изучению. Об этой стадии можно судить на основе первой и последней стадий. Основной процесс забывание.

Забывание – угасание следов памяти.

Забывание:

▫ стирание (интерференция)

▫ реконструкция (связано с мотивацией)

▫ вытеснение (психоанализ): удаление негативного аффективного опыта в сферу бессознательного.

Норман.

III. ВОССТАНОВЛЕНИЕ.

Процессы:

ü Припоминание. Произвольный поиск информации и ее извлечение.

ü Воспроизведение. Буквальная репродукция материала.

ü Рассказ. Восстановление осмысленного материала в свободной форме (~ свидетельство)

ü Узнавание.

Это явная работа памяти; но есть еще и неявная:

1. Эффект сбережения. При повторном заучивании забытого материала тратиться меньше сил и времени.

2. Эффект переноса. Пр.: если мы умеем кататься на коньках, то мы быстрее научимся кататься на велосипеде.

3. Интерференция. Негативное влияние прошлого материала последующего (проактивная интерференция) и наоборот (ретроактивная интерференция).

4. Предшествование – запомненный накануне материал может облегчать восприятие другого материала.

2. Функции памяти (по С.Л. Рубинштейну):

1) Приобретение, сохранение и использование личного опыта.

2) Присвоение, сохранение и использование общественно-исторического опыта.

3) Память условие единства личного сознания или тождества личности.

3. Характеристика памяти (характеристики продуктивности работы памяти).

Как можно оценивать память человека.

  1. Прочность, длительность хранения информации.
  2. Объем - количество материала, которые сохранены и доступны.
  3. Быстрота запоминания (обратно коррелирует с прочностью).
  4. Точность припоминания. Девиз когнитивной психологии: «лучше быть ошибочно точным, чем смутно правильным!».
  5. Готовность восстановления материала (связь с мотивацией).
  6. Легкость восстановления.
  7. Своевременность и уместность восстановления.

4. Основные виды связей памяти:

§ ассоциативные связи

§ структурные связи (гештальтпсихология). Связи образуются только в том случае, если они входят в gestalt (целое).

§ семантические (смысловые) связи, образующиеся в результате мышления.

§ Идиосинкразические связи (индивидуальные). (аффективные –эмоции)

 

 

6. Основные классы явлений памяти. Патология и аномалии памяти. Феноменальная память.

1. Явления памяти:

Основные явления (содержания) памяти:

Привычки. Джемс,

а). Простые привычки (держать руки в карманах),

б). Личные привычки: манеры, интонация, жестикуляция и др.

в). Моральные или нравственные привычки: легкость перехода от благородных решений и искренних порывов чувств к соответствующим действиям во благо др. людей.

Большинство привычек формируется в среде и до 20 лет.

Навыки и умения.

Навык – определенная последовательность действий, ставшая благодаря повторению автоматизированной, стандартизированной и выполняемой легко, без усилий.

Умение – способность выполнять сложные, хорошо организованные виды деятельности плавно и адаптивно с целью достижения некоторой цели.

Знания – конкретные и обобщенные представления об окружающем мире, других и себе.

Воспоминания – конкретные образы событий и ситуаций индивидуального прошлого.

Забывание в повседневной жизни. Два типа: 1. забывание вследствие особенностей структуры и функционирования памяти (напр., интерференция); 2. патологизированное забывание (Фрейд).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.