Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 6. Участие прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и других лиц в гражданском процессе



План:

1. Участие прокурора в гражданском процессе (основания и формы).

2. Процессуальное положение прокурора.

3. Основания и цель участия в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления.

4. Условия возбуждения гражданского дела и процессуальные права государственных органов, органов местного самоуправления, участвующих в судебном разбирательстве.

5. Заключение по делу (основания и порядок дачи заключения по делу государственными органами и органами местного самоуправления).

6. Основания и процессуальный порядок участия в судебном разбирательстве общественных организаций и отдельных граждан.

 

Участие прокурора в гражданском процессе возможно на лю­бой стадии: от возбуждения дела в суде до исполнения решения суда. В то же время формы участия прокурора в гражданском процессе, объем его прав и обязанностей, содержание процессу­альных действий различны в зависимости от того, в какой стадии процесса он принимает участие.

В стадии принятия заявления прокурор выступает в качестве инициатора возникновения процессуальных отношений. При этом форма и содержание поданного им заявления, помимо общих тре­бований, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 131 ГПК РФ, должны соот­ветствовать положениям ч. 3 ст. 131 ГПК. В исковом заявлении, предъявленным прокурором в защиту интересов Российской Феде­рации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образо­ваний или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указывается, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено. Весьма существенно требование относительно того, что в заявлении прокурора должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный акт, предусматривающий способы защиты этих интересов. В случае обращения прокурора в защиту интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражда­нином.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессу­альными правами и несет, все процессуальные обязанности истца. Исключение составляет право на заключение мирового соглаше­ния. Прокурор также освобождается от обязанности по уплате су­дебных расходов.

Вступив в процесс рассмотрения и разрешения судом конкретно­го дела, в котором он обязан участвовать в силу закона, прокурор как лицо, участвующее в деле вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства. К особым процессуальным действиям, на совершение которых уполномочен прокурор, вступивший в уже начатый процесс другими лицами, относится дача заключения по делу. Заключение по существу рассматриваемого дела дается про­курором в судебном заседании после прений сторон.

В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граж­дане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявле­ние в защиту законных интересов недееспособного или несовер­шеннолетнего гражданина может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представите­ля (ст. 46 ГПК РФ). Согласно ст. 4 ГПК РФ, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав и свобод и законных интересов дру­гого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муни­ципальных образований. Основанием их участия в процессе будет слу­жить заинтересованность в законном и обоснованном разреше­нии спора, вытекающая из тех функций и обязанностей, которые возложены на них законом и актами, определяющими компетен­цию данного государственного органа (организации).

Государственные органы относятся к той группе лиц, участвую­щих в деле, которые имеют только процессуально-правовую за­интересованность в исходе дела, участвуют в процессе от своего имени, но в защиту чужих интересов. Они участвуют в процессе в силу возложенной на них законом служебной обязанности. Осно­ванием участия в гражданском процессе государственных орга­нов, органов местного самоуправления, организаций и отдельных граждан является не только наличие специальных указаний в за­коне на возможность участия их в процессе в защиту прав и за­конных интересов других лиц, но и социальная направленность, особая значимость тех прав и охраняемых законом интересов, в защиту которых они выступают, например, охрана интересов ма­теринства и детства, охрана окружающей природной среды, за­щита прав потребителей.

Закон предусматривает две процессуальные формы участия в гражданском процессе государственных органов и органов мест­ного самоуправления: 1) обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц по их просьбе или неопределенного круга лиц. Иск в защиту интересов недееспособного лица может быть предъявлен независимо от просьбы заинтересованного лица и 2) государственные органы и органы местного самоуправления могут вступить в процесс по своей инициативе или по инициативе участвующих в деле лиц, а также для дачи заключения по делу в целях осуществления возло­женных на них обязанностей.

Государственные органы и органы местного самоуправления, предъявляя иск в защиту чужих интересов, не являются стороной в материальном смысле, а выступают в качестве истцов только в процессуальном смысле. Лица, подавшие заявление в защиту за­конных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальны­ми правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обя­занности по уплате судебных расходов (ч. 2 ст. 46 ГПК РФ).

В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе, по инициативе лиц, участвующих в деле или по инициативе для дачи заключения по делу.

Заключение государственного органа, органа местного самоуп­равления следует отличать от заключения эксперта. Эксперт — лицо, которое не заинтересовано в исходе дела и отвечает лишь на вопросы, поставленные в определении суда о назначении экс­пертизы и касающиеся фактов, но не права, в то время как участие в про­цессе государственного органа, как правило, обусловлено указа­нием закона.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.