Подсудном в Кодексе торгового мореплавания РФ понимается самоходное или не самоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. Среди судов указанный Кодекс выделяет понятие маломерного судна. Под маломерным судном в настоящем Кодексе понимается судно, длина которого недолжна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать. Под прогулочным судном в Кодексе торгового мореплавания РФ понимается судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в не коммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.
Судно, подлежащее государственной регистрации, должно иметь свое название.
Название судну присваивается его собственником в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Название судна может быть изменено при переходе права собственности на судно или при наличии других достаточных НА ТО оснований.
Судну присваивается позывной сигнал. В зависимости от технической оснащенности судна ему присваиваются также идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой станции.
Подлежащие государственной регистрации суда должны иметь следующие судовые документы:
◊свидетельство (временное свидетельство) о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
◊свидетельство о праве собственности на судно;
◊пассажирское свидетельство (для пассажирского судна);
◊мерительное свидетельство;
◊свидетельство о грузовой марке;
◊свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью;
◊разрешение на судовую радиостанцию и радиожурнал (если судно имеет судовую радиостанцию);
◊судовая роль;
◊судовой журнал;
◊машинный журнал (для судов с механическим двигателем);
◊санитарный журнал;
◊судовое санитарное свидетельство о праве плавания;
◊иные судовые документы, предусмотренные между народными договорами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Судно, пропавшее без вести. Судно считается пропавшим без вести, если от судна не поступило ни какого известия в течение срока, превышающего в два раза срок, необходимый в нормальных условиях для перехода от места, от куда поступило последнее известие о судне, до порта назначения. Срок, необходимый для признания судна пропавшим без вести, не может быть менее чем один месяц и более чем три месяца со дня последнего известия о судне, в условиях военных действий не может быть менее чем шесть месяцев.
Судно, конструктивно погибшее. Поврежденное судно считается конструктивно погибшим, если:
- судно не может быть восстановлено ни в том месте, в котором судно находится, ни в любом другом месте, в которое судно может быть доставлено;
- ремонт судна экономически не целесообразен.
20 августа 2009 г. Министерство транспорта РФ утвердило документ «Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним». Согласно данному документу предварительная информация о заходе судна в морской порт должна содержать следующие сведения:
◊номер судна;
◊название судна на русском И Английском языках;
◊позывной сигнал судна;
◊государственная принадлежность (флаг) судна;
◊номер судна подвижной морской службы;
◊наименование и номер судовладельца и оператора судна;
◊основные характеристики судна (год постройки, валовая вместимость, длина наибольшая, ширина наибольшая, осадка носом и кормой);
◊тип и количество груза;
◊информация о балласте (количество и район приема балласта);
◊для танкера при следовании под погрузку – количество балласта, наименование предыдущего перевезенного груза;
◊наличие (количество и тип) опасных грузов;
◊количество пассажиров на борту;
◊количество членов экипажа судна и их гражданство;
◊ожидаемые дата и время захода в морской порт;
◊планируемые операции в морском порту:
◊тип и количество выгружаемого и загружаемого груза в морском порту захода;
◊необходимое количество требуемого пополнения судовых запасов и их наименование;
◊не обходимое количество требующих сдачи отходов и их наименование;
◊планируемая смена членов экипажа судна;
◊наличие действительного Международного свидетельства об охране судна или Временного международного свидетельства об охране судна;
◊сведения об уровне охраны или уровне безопасности судна в соответствии с Международным кодексом по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС);
◊наименование последнего порта выхода судна;
◊наименование следующего порта захода судна;
◊ожидаемые дата и время выхода судна из морского порта;
◊требуемое обеспечение безопасного плавания и стоянки судна в морском порту (буксиры, лоцман и т.п.);
◊информация о санитарно-эпидемиологической обстановке на борту судна;
◊информация о неисправности судовых грузовых устройств (механизмов) при наличии, а также о любых серьезных несоответствиях судна международным требованиям в области охраны человеческой жизни на море, безопасности мореплавания, защиты морской среды от загрязнения с судов, транспортной безопасности.