Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Стилистические фигуры в устной и письменной речи



Риторическими, или стилистическими, фигурами называют обороты речи, выработанные опытом конструкции, используемые для усиления выразительности высказывания. Иногда их называют фигурами речи. Они, во-первых, опираются на психологию восприятия речи, возбуждают интерес, привлекают внимание к главному; во-вторых, учитывают законы логики, правила индукции и дедукции, умозаключения и доказательства; в них, наконец, "работают" закономерности языка – внутритекстовые связи, конструкции сложного и простого предложений. Использование фигур в устной и письменной речи обогащает и разнообразит текст.

Нередко речи ораторов, а иногда и письменные сочинения включают в себя риторические обращения к слушателям (читателям). Так, трактат Марка Туллия Цицерона "О природе богов" начинается с обращения к его другу, консулу Марку Юнию Бруту: "Как ты, Брут, прекрасно знаешь, много еще есть в философии вещей, до сих пор не получивших достаточного объяснения". Такое дружеское обращение придает тексту оттенок разговорного стиля, товарищеской беседы, полемического диалога, перерастающего затем в строгое научное рассуждение.

Любопытно изучить прием обращения в трудах известных мастеров слова. Так, "Послание Феодосия Печерского к Киевскому князю Изяславу Ярославичу о вере христианской и латинской" (XI в.) открывается таким обращением: "Слово ми есть к тебе, княже боголюбивый..." Но послание предназначалось, конечно, не одному лишь князю Изяславу.

Н. В. Гоголь пишет: "О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь плащом своим, когда иду по нем..." Само обращение опущено, но оно легко подразумевается и свою функцию выполняет.

Свою риторическую роль выполняет и простое синтаксическое обращение в начале речи: Друзья мои! Дамы, и господа! Глубокоуважаемый председатель совета, его члены, дорогие гости! и т. п.

Есть вопросительные предложения, действительно содержащие вопрос: Как выйти из кризиса? Как остановить инфляцию? Такие вопросы часто используются ораторами, особенно в начале речи.

Но есть такие "вопросы", которые не несут в себе вопроса, например: "Если боги не интересуются жизнью людей, не вмешиваются в нее, – для чего почитать их?" (М. Т. Цицерон), "Считают ли цыплят по осени?" (Из газет), "Эх, тройка, птица-тройка, кто тебя выдумал?" (Н. В. Гоголь). Это риторические вопросы. Ответ на такой вопрос не нужен, вопрос передает раздумья автора.

Различные восклицания тоже повышают эмоциональный уровень речи, приближают ее к диалогической форме: "Все силы и средства – на охрану природы!" (Из газет). Это призыв, воззвание. "Да здравствует Солнце, Да скроется тьма!" (А С. Пушкин) – поэтическое утверждение силы Разума. "Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить – это уж Бог знает!" (М. Ю. Лермонтов) – разговор с читателями "Героя нашего времени". Эти фигуры речи можно назвать риторическими восклицаниями.

Рассмотренные фигуры употребляются преимущественно в речах призывных, убеждающих, остро полемических; они сравнительно редки в научных докладах, лекциях, в деловом общении.

В старых риториках периодом называли любые усложненные синтаксические конструкции. Но в наши дни этим термином обозначают ритмомелодическую конструкцию, мысль и интонация в которой нарастают по ступеням, достигают вершины, – после чего тема получает свое разрешение, и соответственно, снижается интонационное напряжение. Например:

Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, – весна была весною и в городе.

Л. Н. Толстой

 

Ораторы, писатели не злоупотребляют этой фигурой, используют ее в самых важных ситуациях, требующих подъема напряжения, пафоса. Несмотря на крупные размеры, период звучит афористично, чеканно и воспринимается легко.

Период может выходить за рамки синтаксического предложения, может представлять собой целый компонент текста.

Параллелизмом называется одинаковое построение соседних предложений или их частей; он используется в афоризмах, пословицах, – там, где требуется краткость, лаконичность; способствует ритмике речи:

Я не знаю, где граница

Между Севером и Югом,

Я не знаю, где граница

Меж товарищем и другом... .

М. А. Светлов

 

В последнем параллелизме – анафора,или единоначалие: "Я не знаю, где..."

Эпифора(концовка) – повторение слов или их сочетаний в конце конструкции: "Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?" (Н. В. Гоголь)

Антитезапостроена на противопоставлении картин, характеров, предметов, признаков, действий; в ее основе обычно лежат антонимы.

Антитеза может ограничиваться всего двумя словами, обычно – в заглавиях: "Живые и мертвые" (К. М. Симонов), "Война и мир" (Л.Н. Толстой), "Волки и овцы" (А. Н. Островский). Нередко она ограничена рамками одной фразы: "Жили люди до нас – будут жить и после нас!" (Пословица, В. И. Даль). Сложная антитеза может быть построена на двух-трех противопоставлениях, порой причудливо переплетающихся: "Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет" (Пословица).

Как медлит время, когда мы спешим,

И как оно спешит, когда мы медлим!

М. Лисянский

 

Бывает развернутая антитеза, охватывающая значительный по объему текст. Вот пример сложной антитезы, усиленной двойной анафорой:

У людей-то в дому – чистота, лепота,

А у нас-то в дому – теснота, духота.

У людей-то для щей – с солониною чан,

А у нас-то во щах – таракан, таракан!

У людей на уме – погутарить с кумой,

А у нас на уме – не пойти бы с сумой!

Н. А. Некрасов

 

Антитеза симметрична, это ее свойство способствует ритмическому произношению.

Оксюморон,как и антитеза, строится на противоположностях, но они не противопоставлены, а слиты и отражают противоречивость явлений жизни, они парадоксальны: "Смех сквозь слезы" (Н. В. Гоголь), "Пышное природы увяданье" (А. С. Пушкин), "Живой труп" (Л. Н. Толстой), "Радость страданья" (А. А. Фет), "Убогая роскошь наряда" (Н. А. Некрасов), "Грустная радость" (С. А. Есенин).

 

Смотри, ей весело грустить,

Такой нарядно обнаженной.

А. А. Ахматова

 

Оксюморон используются в высокоэмоциональных, преимущественно художественных текстах.

Градацияпредставляет собой "лесенку" близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их силы, с нагнетанием производимого ими впечатления: Осенние дожди в наших местах сущее бедствие: на дорогах лужи, везде вода, наводнение, настоящий потоп! Тревога переходит в панику, а она порождает хаос!

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

С. А. Есенин

 

Нарастание силы слов по ступеням отражается и в интонации: Я вас прошу, умоляю, требую, наконец!

Инверсия – изменение обычного порядка слов в целях усиления выразительности, введения дополнительных оттенков смысла.

Прямой порядок:

Вывели лошадей.

Они мне не понравились.

Инверсия:

Лошадей вывели.

Не понравились они мне.

И. С. Тургенев

Слово, которое переносится, выделяется интонационно.

Эллипсис– пропуск слов или фактов, они подсказываются контекстом (неполные предложения):

Мы села – в пепел, грады – в прах,

В мечи – серпы и плуги.

В. А. Жуковский

Эллипсис динамичен, при чтении вслух он оживляет интонацию.

Бывает, что автор сознательно умалчивает о чем-то существенном, слушатель восполняет это в своем воображении:

«Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать – и пройти мимо» (И. С. Тургенев).

[Барон]: А этот? Этот мне принес Тибо – Где было взять ему, ленивцу, плуту? Украл, конечно, или, может быть, Там, на большой дороге, ночью, в роще... (А. С. Пушкин)

Подразумевается – убил и ограбил. Такая фигура называется умолчанием.

Троп– поэтический оборот, употребление слов, их сочетаний и фраз в переносном, образном смысле. Фигуры же, описанные выше, несмотря на различия, имеют общее свойство: в них главное – структура, построение. Замысел автора, его эмоции, смысловые оттенки в фигуре определяются ее построением. Тропы же всегда имеют второй, скрытый план, он и создает образ. Характер переноса смысла в разных тропах неодинаков, как неодинакова и "степень" иносказания: от простого сравнения – до аллегории.

Перифраз– прием замены названия какого-то явления, предмета другим названием, описательным оборотом. Например, вместо Гоголь автор "Мертвых душ" в таком тексте: Можно ли ставить в один, ряд этого эпигона, бездарного подражателя и с кем? с автором "Мертвых душ". (Заметим, кстати, что эта фраза – риторический вопрос: троп здесь входит в состав фигуры.) Такой перифраз содержит даже не намек, а прямое указание на ни с чем не сопоставимый дар Н. В. Гоголя.

"Загорелся дом в сумерки, в проливной дождь, от молнии, от золотого клубка..." (И.А. Бунин), т. е. от шаровой молнии. Восславим же книгу хранилище разума! Не пойду в зоопарк! Там царя зверей засадили в клетку...

Аллюзия– употребление в речи широко известного, ходового (в определенной культурной сфере) выражения в качестве намека на столь же известный факт, например:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня.

А. С. Пушкин

 

Здесь перифраз Родился на брегах Невы – иронический намек на ссылку А. С. Пушкина, на его вынужденный отъезд из Петербурга.

На аллюзии основаны многие крылатые выражения: Я умываю руки – намек на известную евангельскую повесть о Понтии Пилате; Ахиллесова пята – намек на древнегреческий миф, вошедший в "Илиаду" Гомера.

Аллюзия, как и перифраз, помогает установить контакт с аудиторией: "У нас с вами есть взаимное понимание, мы понимаем друг друга, мой намек принят вами..."

Следует отличать поэтическое, художественное сравнениеот логической операции сравнения. Логическая операция: сравнить ель и сосну, т. е. выделить сходства и различия; оно широко используется ораторами, писателями, служит для пояснения одного явления через другое, уже знакомое слушателю, например: Он бежал быстрее, чем лошадь.

Тропом же считается лишь такое сравнение, которое создает художественный образ, рисует в воображении слушателя картину:

Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория.

М. А. Шолохов

Стих Пушкина нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря.

В. Г. Белинский

Метафора– это такой вид тропа, в котором отдельные слова и выражения сближаются по сходству. Явление обозначено в изобразительных целях другими словами: так создаются образы, картины.

Куда, куда вы удалились,

Весны моей златые дни?

А. С. Пушкин

Здесь весна – молодость, удалились – прошли (во времени), златые – прекрасные. Все понятно и в то же время ярко, поэтично.

"Закатилось солнце русской поэзии"

В. А. Жуковский

закатилось солнце – метафора, но в то же время солнце русской поэзии – перифраз, В. А. Жуковский имел в виду Пушкина.

Метафоричность поэтического языка иногда бывает очень усложнена, например:

Ах, увял головы моей куст,

Засосал меня песенный плен,

Осужден я на каторге чувств

Вертеть жернова поэм.

С. А. Есенин

Метафора – самый распространенный вид тропов.

Аллегория– иносказательное изображение отвлеченных понятий при помощи жизненных образов (в сказках, баснях, пословицах, былинах). Носителями свойств людей оказываются животные, фантастические сказочные персонажи, мифологические образы. Хитрость показана в баснях и сказках в образе лисицы. Мужество и сила – в образе Ильи Муромца, Фемида – символ правосудия, Аполлон – символ мужской красоты. Носителем жадности, скупости, жестокости стал Кощей Бессмертный.

Олицетворение– это перенесение свойств и способностей человека на неживые предметы, на зверей: они наделяются способностью разговаривать, проявлять человеческие чувства, совершать поступки. Вот пример – разговор князя Игоря с рекой:

И на волнах витязя лелея,

Рек Донец: "Велик ты, Игорь-князь!

Русским землям ты принес веселье,

Из неволи к дому возвратясь.

"О река, – ответил князь, – немало

И тебе величья. В час ночной

Ты на волнах Игоря качала,

Берег свой серебряный устлала

Для него зеленою травой".

Пересказ Н. Заболоцкого

Ирония– тонкая насмешка, сатирический намек; употребление слова или оборота речи в противоположном смысле: Силен, силен! – про хилого, с иронической интонацией; Умная головушка! – про глупого. Создается комический эффект.

Высшая степень горькой иронии – сарказм.

Гипербола– преувеличение в выразительных целях: "Редкая птица долетит до середины Днепра" (Н. В. Гоголь); горох, доросший до неба – в сказке; сила Геракла, Ильи Муромца.

Сидит Ваня у ворот, широко разинув рот,

И никто не разберет, где ворота, а где рот.

Частушка

Литота,в противоположность гиперболе, – преуменьшение:

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить,

Чтоб на свете сиротиночке беспечально век прожить.

Н. А. Некрасов

Эпитет– художественное определение предмета, т. е. такое, которое не просто указывает на какое-либо его качество, но создает картину, образ на основе переноса смысла. Так, в пушкинских строках:

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит…

дорога определена через то чувство, которое ею навеяно: она скучная. В совокупности скучный, однозвучный, утомительно рисуют душевное состояние путника (автора).

Остановимся еще на нескольких конструкциях, способствующих выразительности речи.

Эти конструкции не включаются ни в число тропов, ни в перечни фигур, но они часто используются авторами.

Каламбур – игра слов на основе их многозначности или омонимии, обычно – шутливая: "Мой дорогой, очень дорогой портной", "Я приехал в Москву, плачу’ и пла’чу" (П. А. Вяземский); "Хочешь чаю, Никанор? – Нет, я уже отчаялся" (Е. Петров) – т. е. слишком долго ждал; Я побывал на дне науки, и что же там я увидал? (Дно.)

Опытный лектор всегда имеет в запасе один-два каламбура или иных юморесок для снятия усталости в аудитории, для повышения внимания слушателей.

Парадокс –неожиданный, резко расходящийся с логикой предшествующего текста или с привычным мнением вывод, например: "Тише едешь – дальше будешь" (Пословица); "На беспристрастном безмене истории кисть Рафаэля имеет одинаковый вес с мечом Александра Македонского" (Козьма Прутков). Диалог на встрече студентов с заместителем декана, молодым математиком:

Вячеслав Алексеевич, чего не хватает девушкам матфака?

Ожидали шутливого ответа, но он ответил:

Стульев!

Победила проза студенческого быта...

Афоризм – краткое меткое и обычно образное изречение, близкое к пословице: "Молчание – стена, слово – мост"; "Мысль изреченная есть ложь" (Ф. И. Тютчев). «Привычка свыше нам дана, Замена счастию она». (А. С. Пушкин)

Афоризмы часто бывают парадоксальны, реже – юмористичны.

Реплика – краткое, предельно лаконичное и остроумное вставное выступление, замечание, возражение в ходе беседы, полемики. Приведем пример. Читается лекция по культуре речи:

Чтобы правильно понять и употребить слово, проследите его образование: одевать – от слова одежда...

Реплика из аудитории:

–Выходит надежда – от надевать?

Реплика сильна своим остроумием.

Повтор одной и той же мысли в разных вариантах словесного выражения, оправданный целями выразительности: Работа в архивах как-то незаметна со стороны и отнюдь не героична; исторические факты, события далекого прошлого, плоды архивных бдений вот награда исследователю.

Нередко встречается повтор отдельных, наиболее важных слов и их сочетаний: "Ветер, ветер на всем белом свете" (А. А. Блок).

Неоправданный повтор считается речевым недочетом.

Цитата – введение в авторский текст дословных отрывков из произведений других, как правило, высокоавторитетных авторов. В ораторской речи цитаты не должны быть велики по объему. Подобно афоризмам, они укрепляют доказательность речи. Но использование цитат, – чужих мыслей, – должно быть умеренным.

Стилизация – воспроизведение стиля другой эпохи или другого автора. Так, "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова стилизована в соответствии с народно-поэтическими традициями; определение суда о лишении Дубровского права собственности на Кистеневку, глава 2-я, – стилизовано под особенности официально-делового стиля того времени, начала XIX в.

Таков далеко не полный перечень фигур, тропов, других конструкций и приемов, используемых с давних времен в устной и письменной речи. Риторика всегда стремилась к естественности речи, к овладению ее механизмами, но все это приходит не сразу, а на основе длительного и многостороннего изучения языкового богатства и речевого опыта.

Практикум

 

Прочитайте фрагменты речей, определите их род. Выявите все текстовые признаки. Как авторы учитывают фактор аудитории? Какие используют способы привлечения и удержания внимания аудитории?

А) Господа судьи! Господа присяжные заседатели! Вам предстоит произнести приговор по делу, которое по своей трудности, сложности и важности превышает все дела, разбиравшиеся до сих пор в стенах этого суда. Трудности эти состоят прежде всего в том, что преступление, о котором идет речь, совершено уже давно, очень давно – 15 лет назад. Затем, перед вами, вопреки тому, что бывает в большей части преступлений, не является потерпевшего лица, а между тем его помощь необходима правосудию в деле, в котором существуют расчеты коммерческие, так как оно одно может объяснить их обстоятельно и полно. ‹…›

Только впоследствии случай дал возможность возбудить уголовное дело вновь, и вот в настоящее время оно подлежит вашему рассмотрению. Вам, господа присяжные, предстоит пристально взглянуть в отдаленное прошлое, сквозь заслоняющую его массу томов и документов, сквозь целый ворох имен и чисел; вам придется всмотреться в ту даль, на которой написано «1858 год»; вам надлежит беспристрастным взглядом оценить обстановку завещания Беляева и затем произнести ваш приговор.

Б) Други, за народ убитые! …‹…›

Вы первые нарушили наш сон, разрушили своей инициативой наше несправедливое сомнение, будто народ наш неспособен к инициативе политических движений… Мир праху вашему и вечная историческая память вашему самоотверженному подвигу. Да здравствует демократическая конституция!

В) … Ядерное оружие разделяет человечество, угрожает ему. Но есть мирное использование ядерной энергии, которое должно способствовать объединению человечества. Разрешите мне сказать несколько слов по этой теме, связанной с основной целью форума.

В эти дни в выступлениях участников много раз упоминалась катастрофа в Чернобыле, явившаяся примером трагического взаимодействия несовершенства техники и человеческих ошибок.

Нельзя тем не менее переносить на мирное использование ядерной энергии то неприятие, которое люди вправе иметь к ее военным применениям. Человечество не может обойтись без ядерной энергетики. Мы обязаны поэтому найти такое решение проблемы безопасности, которое полностью исключило бы возможность повторения чего-либо подобного чернобыльской катастрофе в результате ошибок, нарушения инструкций, конструктивных дефектов и технических неполадок.

(Из учебного пособия Н.Н. Кохтева)

Прочитайте вступления речей выдающихся ученых нашего времени перед студентами. Какие приемы привлечения внимания использовали ораторы? Какие еще способы начала выступления вы знаете?

 

А) С чего начинать молодому ученому, с каких задач?

Если начинающего альпиниста отправить сразу на покорение больших вершин, он наверняка свернет себе шею. Если же постоянно давать ему сверхумеренные задания, он настолько измельчает в своих навыках, что так никогда и не поднимется на сколько-нибудь значимую высоту. Здесь-то и проявляется искусство воспитателя, чувство и понимание меры тренировки, точного дозирования заданий – по трудности и качеству.

Большие ученые, как правило, порядочные люди. Порядочный человек никогда не станет занимать не свое место в науке, человек не на своем месте уже аморален. И здесь я хочу еще раз подчеркнуть важность научной школы как среды подлинного понимания научных проблем и этики ученого (академик Г. И. Будкер).

Б) Как говорит восточная пословица, все дело случая, но случай награждает лишь того, кто его достоин. Можно привести тысячи примеров, когда те или иные исторические памятники и документы были обнаружены случайно, людьми весьма далекими от исторической науки. Но можно ли такие случайные находки называть открытиями? Нет и еще раз нет. Открытие – это всегда то, что трудом и настойчивостью исследователя оказывается связанным во времени и пространстве со всей суммой накопленных знаний, когда та или иная находка осмыслена и заняла свое место в той нескончаемой цепи, которую мы зовем историей человечества (академик А. П. Окладников).

В) В чем же сила молодого исследователя? Почему именно он, а не убеленный сединами, наделенный знаниями и званиями ученый бывает обычно творцом принципиально нового в науке? Именно молодой смотрит на традиции, на здание науки, выстроенное поколениями исследователей, глазами, еще не привыкшими к трафарету, и «его здоровый глаз, – как говорил Гете, – сразу может увидеть то, чего приглядевшийся не видит более»...

Без нового, свежего взгляда, без новаторства, а иногда и бунтарства, отрицания признанных авторитетов, нет настоящего ученого.

Немыслим молодой исследователь также и без другого неотъемлемого качества настоящего ученого – честности (академик И. И. Артоболевский).

Г) Мне кажется, что нет неувлекательных специальностей. Есть лишь пассивные люди, неспособные увлечься тем, что перед ними. Ведь в любой области деятельности есть нераспаханные пласты, нерешенные проблемы, они ждут любознательных, жаждущих нового. И живой, деятельный человек всегда найдет себе поле деятельности там, где ленивый мечтатель увидит лишь скуку. Трудолюбие – мать таланта, а значит, оно ведет к успеху и признанию (академик А. И. Берг).

3. Проанализируйте примеры заключений речи. Какие приемы привлечения внимания использованы в них? Какие еще варианты завершения речи вам известны?

А) Друзья мои, я изложил вам один из взглядов на проблему, показал вам направление своих поисков, образ мысли. Но я пришел сюда не поучать, а спорить по волнующим всех проблемам, пришел поучиться. Я слишком хорошо помню и разделяю завет великого греческого государственного деятеля и поэта Солона, изрекшего буквально следующее: «Старею, всегда учась!» Как это замечательно! Вот почему хочу почувствовать в нашем научном диалоге биение мысли, услышать другие мнения и точки зрения. Да-да, я пришел сюда спорить, чтобы учиться мыслить! (А. Ф. Лосев).

Б) Мы представили краткий очерк событий новой истории до половины XVII столетия. Мы видели, какие результаты имела 30-летняя война для Германии. Она выдвинула на театр истории государство, дотоле не имевшее влияния, – Швецию. Но положение, занятое ею, было искусственно, оно не было условлено природными средствами этого края. Швеция не к благу своему, а истощению стала так велика (Т. Н. Грановский).

В) Я думаю, милостивые государи, что, как бы общество ниотносилось мягко к своим членам, оно должно помнить, что правосудие есть та же математика.

Ни один математик не скажет: «3 * 3 = 9, но для моей подруги = 10». Ему 3 * 3 = 9 для всех.

Так же и факт преступного деяния остается преступным – все равно, сидят ли на скамье подсудимых люди, которых вы никогда не видели, или люди близкие, хотя бы даже братья, друзья.

Если вы пришли судить о факте, то вы его должны назвать белым, если он бел; если же факт не чист, то должны сказать, что он не чист, и пусть подсудимые знают, что им предстоит умываться и умываться... Закончу я мою речь одним анекдотом из восточной жизни, – иногда не мешает оглянуться и на Восток, у которого есть прекрасные изречения и прекрасные анекдоты,

Один турецкий рассказчик говорит, что в Турции был судья, которому пришлось судить деяния своего отца; он присудил отца к 90 ударам палкою и, смешивая слезы с чернилами, подписал вердикт.

Во время исполнения приговора, когда отец претерпевал удары, сын стоял тут же и плакал, а когда удары были прекращены, он первым бросился обнимать и целовать отца.

Подражайте в хорошем Востоку: когда вы видите, что деяние преступно, скажите, что оно преступно, а затем, оставаясь людьми, сжимайте в своих объятиях людей, которые заслужили наказание по своей собственной вине... (Ф. Н. Плевако).

 

4. Предложите вступление и заключение к данным 1-2 темам публичных выступлений так, чтобы они были взаимосвязаны. Запишите их.

1. Сотвори себя сам.

2. Дружба помогает жить.

3. Берегите любовь.

4. Как жить не старея.

5. Резервы психики человека.

6. Как научиться владеть собой.

7. Космическое будущее человечества.

8. Лучше гор могут быть только горы.

9. Море – мир красоты и чудес.

10. Музыка в нашей жизни.

11. Когда приходит успех.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.