Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Воображать, чтобы жить



Нужно сказать, что подобные сюжеты, которые кажутся нам сейчас милой классикой, в 1940е годы стали настоящей революцией в детской литературе. «Сахар на полу и погром в школе – я просто не могу взять на себя такую ответственность!» - таков был отзыв главного редактора издательства «Бонньер», в которое она отнесла записи своих рассказов. Отказ не обескуражил Астрид, вдохновленной своим найденным призванием. Астрид меняла коды «детского поведения», меняла представления о детях как «недоученных взрослых», отстаивая их право на собственный мир. Приключения, забавы совсем не были глупыми шалостями. У ребенка существует собственное мышление, которым не нужно пренебрегать –об этом Линдгрен говорила не только в «сказках», но и многочисленных публичных выступлениях. В 1958 году она выпустила статью «Почему детям нужны книги», в которой настаивала – дети имеют право на собственное воображение, и именно фантастическая литература способна сохранить его. «Воображение необходимо нам, чтобы жить и дышать».

Подобный «гуманистический подход» к детям были совсем новым для того времени. Лингдрен утверждала – дети, как и взрослые, учатся отличать добро и зло, они так же решают вопросы жизни и смерти, но в собственном измерении. Не нужно взрослой снисходительности, мир детства может быть еще более сложным, чем мир взрослых. Мальчик Юнатан из сказки «Братья Львиное сердце» переживает смерть старшего брата и верит, что тот попал в другой мир, Нангиньялу.. Мальчик Юнатан идет за ним, чтобы помочь брату, попавшему в плен к тирану Нангиньялы .. На языке «нашего мира» Юнатан совершает суицид, чтобы оказаться с братом. Табу смерти, вопросы перерождения и спасения близких людей в «Братьях Львиное сердце» выходят далеко за пределы «милой детской сказки» (и были очень неоднозначно восприняты критикой). «Мио, Мой Мио!», наполненный почти библейскими сюжетами о добре и зле, переплетенный фольклорными мотивами, рассказывает нам о самоотверженности ради любимых. «Ронья, дочь разбойника», написанная в 1981 году, рассказывает о дружбе мальчика и девочки – детях непримиримых разбойничьих кланов. Серые карлики, дикие виттры, голод лютой зимой, жизнь в лесу, вместе с тем, юмор и ирония – эти истории лишены и налета нравоучительности, которыми изобилует детская литература. Зачастую дети самостоятельно вынуждены решать сложнейшие моральные и психологические вопросы, пока взрослые думают, что они слишком малы для этого. Эгоистичный, но добрый Карлссон, воспитанные и скучные Анита и Томми из «Пеппи», Ронья, помирившая разбойничьи кланы – эти герои написаны для детей, но «списаны» со взрослых, потому что различий между ними зачастую и нет.

 

Громадная Астрид

Большинство книг Астрид выходили в издательстве «Рабен и Шёгрен» - именно они, тогда еще молодые издатели, взялись за публикацию повестей о Пеппи после отказа в «Боньер», а затем и вовсе предложили ей место редактора детской литературы, на должности которого Астрид проработала до своего выхода на пенсию. Таким образом, Линдгрен оказалась в «двойной роли» - редактора и автора в одном издательстве. Как редактор, у Линдгрен было огромное количество задач – чтение рукописей, поиск иллюстраторов и контроль за их работой, написание статей-предисловий, рекламы для каталогов, встреч и соглашений с владельцами магазинов, от которых зависело распространение тиражей, общение и сделки во время книжных ярмарок. Она отвечала за отбор авторов, и не только отслеживала, но и влияла на развитие детской литературы, отбирая перспективные имена, встречаясь с ними, советуя и советуясь… Подобной работы хватило бы для отдельной жизни, но интересы Астрид и ее энергия выходили далеко за пределы одной должности, одного интереса.

За это время Астрид выпустила порядка 80 книг для детей – рассказов, историй, детективов, повестей. Смешные истории про Эмиля, Расмуса-Бродягу, «Мы все из Бюллербю», трилогия о Пеппи, «Карлссон», удивительной красоты эпосы-сказки «Братья Львиное сердце» и десятки других - было видно, что писательский мир Линдгрен наполнен самыми разными жанрами и гранями интересов.

Что было важнее – семья или работа? Мир Астрид Лингдрен не делал между ними выбора. «Эти два вдохновения –семья и литература – были для нее одинаково важны, и невозможно сказать, что из них главное» - говорила ее дочь Карин, будучи уже взрослой. «Забота и воспитание состояли в том, чтобы дать нам ощущение большой семьи. Мы просто растворялись в атмосфере родителей, любящих своих детей, без каких-либо лишних слов об этом. Когда появился Лассе, моя мама была одиноким родителем и только начинала строить собственную жизнь. Она привыкла защищать и отвечать за все, что ее окружает. Когда она вышла замуж и родилась я, выяснилось, что тот урок жизни она хорошо усвоила, и она всегда была ответственной в семье. Она знала то, что не знали другие мамы. Она принимала все решения, которые были необходимы. Она действовала тогда, когда было необходимо, и мы с братом всегда знали, чтобы не случилось, все будет хорошо. Я верю, что это и есть «любовь в действии», которую она показывала нам».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.