Нужно сказать, что подобные сюжеты, которые кажутся нам сейчас милой классикой, в 1940е годы стали настоящей революцией в детской литературе. «Сахар на полу и погром в школе – я просто не могу взять на себя такую ответственность!» - таков был отзыв главного редактора издательства «Бонньер», в которое она отнесла записи своих рассказов. Отказ не обескуражил Астрид, вдохновленной своим найденным призванием. Астрид меняла коды «детского поведения», меняла представления о детях как «недоученных взрослых», отстаивая их право на собственный мир. Приключения, забавы совсем не были глупыми шалостями. У ребенка существует собственное мышление, которым не нужно пренебрегать –об этом Линдгрен говорила не только в «сказках», но и многочисленных публичных выступлениях. В 1958 году она выпустила статью «Почему детям нужны книги», в которой настаивала – дети имеют право на собственное воображение, и именно фантастическая литература способна сохранить его. «Воображение необходимо нам, чтобы жить и дышать».
Подобный «гуманистический подход» к детям были совсем новым для того времени. Лингдрен утверждала – дети, как и взрослые, учатся отличать добро и зло, они так же решают вопросы жизни и смерти, но в собственном измерении. Не нужно взрослой снисходительности, мир детства может быть еще более сложным, чем мир взрослых. Мальчик Юнатан из сказки «Братья Львиное сердце» переживает смерть старшего брата и верит, что тот попал в другой мир, Нангиньялу.. Мальчик Юнатан идет за ним, чтобы помочь брату, попавшему в плен к тирану Нангиньялы .. На языке «нашего мира» Юнатан совершает суицид, чтобы оказаться с братом. Табу смерти, вопросы перерождения и спасения близких людей в «Братьях Львиное сердце» выходят далеко за пределы «милой детской сказки» (и были очень неоднозначно восприняты критикой). «Мио, Мой Мио!», наполненный почти библейскими сюжетами о добре и зле, переплетенный фольклорными мотивами, рассказывает нам о самоотверженности ради любимых. «Ронья, дочь разбойника», написанная в 1981 году, рассказывает о дружбе мальчика и девочки – детях непримиримых разбойничьих кланов. Серые карлики, дикие виттры, голод лютой зимой, жизнь в лесу, вместе с тем, юмор и ирония – эти истории лишены и налета нравоучительности, которыми изобилует детская литература. Зачастую дети самостоятельно вынуждены решать сложнейшие моральные и психологические вопросы, пока взрослые думают, что они слишком малы для этого. Эгоистичный, но добрый Карлссон, воспитанные и скучные Анита и Томми из «Пеппи», Ронья, помирившая разбойничьи кланы – эти герои написаны для детей, но «списаны» со взрослых, потому что различий между ними зачастую и нет.
Громадная Астрид
Большинство книг Астрид выходили в издательстве «Рабен и Шёгрен» - именно они, тогда еще молодые издатели, взялись за публикацию повестей о Пеппи после отказа в «Боньер», а затем и вовсе предложили ей место редактора детской литературы, на должности которого Астрид проработала до своего выхода на пенсию. Таким образом, Линдгрен оказалась в «двойной роли» - редактора и автора в одном издательстве. Как редактор, у Линдгрен было огромное количество задач – чтение рукописей, поиск иллюстраторов и контроль за их работой, написание статей-предисловий, рекламы для каталогов, встреч и соглашений с владельцами магазинов, от которых зависело распространение тиражей, общение и сделки во время книжных ярмарок. Она отвечала за отбор авторов, и не только отслеживала, но и влияла на развитие детской литературы, отбирая перспективные имена, встречаясь с ними, советуя и советуясь… Подобной работы хватило бы для отдельной жизни, но интересы Астрид и ее энергия выходили далеко за пределы одной должности, одного интереса.
За это время Астрид выпустила порядка 80 книг для детей – рассказов, историй, детективов, повестей. Смешные истории про Эмиля, Расмуса-Бродягу, «Мы все из Бюллербю», трилогия о Пеппи, «Карлссон», удивительной красоты эпосы-сказки «Братья Львиное сердце» и десятки других - было видно, что писательский мир Линдгрен наполнен самыми разными жанрами и гранями интересов.
Что было важнее – семья или работа? Мир Астрид Лингдрен не делал между ними выбора. «Эти два вдохновения –семья и литература – были для нее одинаково важны, и невозможно сказать, что из них главное» - говорила ее дочь Карин, будучи уже взрослой. «Забота и воспитание состояли в том, чтобы дать нам ощущение большой семьи. Мы просто растворялись в атмосфере родителей, любящих своих детей, без каких-либо лишних слов об этом. Когда появился Лассе, моя мама была одиноким родителем и только начинала строить собственную жизнь. Она привыкла защищать и отвечать за все, что ее окружает. Когда она вышла замуж и родилась я, выяснилось, что тот урок жизни она хорошо усвоила, и она всегда была ответственной в семье. Она знала то, что не знали другие мамы. Она принимала все решения, которые были необходимы. Она действовала тогда, когда было необходимо, и мы с братом всегда знали, чтобы не случилось, все будет хорошо. Я верю, что это и есть «любовь в действии», которую она показывала нам».