Раздел 1. Безопасность жизнедеятельности человека в современных условиях
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ТЕМА 5. Безопасность питания как составляющая безопасной жизнедеятельности человека.
Для студентов факультета иностранных студентов
Днепропетровск
2010 г.
ТЕМА 5. Безопасность питания как составляющая безопасной жизнедеятельности человека.
2. Учебные цели:
Вследствие изучения темы студент должен уметь:
- проанализировать влияние питания на жизнедеятельность человека;.
- сформулировать требования к качеству и безопасности пищевых продуктов;
- определять пути поступления вредных веществ в пищевые продукты;
- оценивать последствия загрязнения пищевых продуктов пищевыми добавками, пестицидами, стимуляторами роста, генетически модифицированными организмами и их опасность для здоровья человека;
- охарактеризовать опасность поступления радионуклидов в пищевые продукты и питание в условиях радиационного загрязнения;
- объяснять механизм образования токсичных веществ в процессе приготовления продуктов;
- выбирать эффективные методики уменьшения количества веществ-загрязнителей в пищевых продуктах;
- актуальность опасности для исследователя и общества в целом при создании и испытании генетически модифицированных организмов.
11. Пестициды: 100000 жертв каждый год // Правительственный Курьер. - 2003. - №109. - С.10.
12. Заиков Г.Э., Маслов С.А., Рубайло В.Л. Кислотные дожди и окружающая среда. - М., 1992.
13. Миценко И.М. Обеспечение жизнедеятельности человека в окружающей среде.- Кировоград, 1998.
14. Алексеенко И.Р., Кейсевич Л.В. Последняя цивилизация? Человек. Общество. Природа. - К.: Научная мысль, 1997.
15. Хижняк М.И., Нагорная А.М. Здоровье человека и экология. - К.: Здоровье, 1995.
16. Общая гигиена /Под ред. Э.И. Гончарука.- Киев, Выща школа, 1991.
17. Стейниер Р., Эдельберг Э., Ингрэм Д. Мир микробов. - М.: Мир, 1989.
18. Азаров В.Н. Основы микробиологии и санитарии. - М.: Экономика, 1986.
19. Закон Украины «О государственной системе биобезопасности при создании, испытании и практическом использовании генетически модифицированных организмов».
20. О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья: Закон Украины от 23 декабря 1997 года //Сведения ВСУ. - 1998. - №19. - Ст.98
21. Об изъятии из обращения, переработку и утилизацию, уничтожение или дальнейшее использование некачественной и опасной продукции: Закон Украины от 14 января 2000 года //Сведения ВСУ. - 2000. - №12. - Ст.95
Б) Контрольные вопросы по теме.
В)Наглядные пособия:
- таблицы №№ 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5;
- прозрачки № 6а, 6бы, 6в, 6г, 6д.
Г) Технические средства: графопроектор, экран.
План проведения практических занятий
1.
Введение…………………………………………………...…………………......
5 минут
2.
Влияние питания на жизнедеятельность человека. Требования к качеству и безопсности пищевых продуктов. Пути поступления вредных веществ в пищевые продукты. Понятие об образовании токсичных веществ в процессе приготовления продуктов. Пищевые добавки как возможные загрязнители. Последствия загрязнения пищевых продуктов пестицидами.
Стимуляторы роста и другие химические вещества, которые применяются в сельском хозяйстве. Генетически модифицированные продукты и их опасность для здоровья человека. Радионуклиды в пищевых продуктах. Питание в условиях радиационного загрязнения. Количество токсичных веществ в продуктах питания: фоновые допустимые остатки, максимально допустимый уровень остатков в пищевых продуктах. Методика уменьшения количества веществ-загрязнителей в пищевых продуктах……..
55 минут
3.
Ответа на контрольные вопросы….....…………………………….....................
Занятие начинается с проверки по списку студентов, объявления темы, цели и плана занятия. Дальше идет преподавание и разбор учебных вопросов, которые рассматриваются на занятии. Проверка подготовки студентов к занятию проводится в ходе изучения учебных вопросов. В конце занятия проводится исходный контроль усвоения знаний путем ответов на контрольные вопросы, подводится итог занятия и задается задание к следующему занятию.