Министерство образования и науки Российской Федерации
ФИЛИАЛ
федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В г. Петропавловске-Камчатском
Методические указания
к выполнению курсового проекта
«Двухэтажный индивидуальный жилой дом»
Учебная дисциплина «Архитектура зданий и сооружений»
Образовательная программа специальности
270102 «Промышленное и гражданское строительство»
Кафедра Промышленное и гражданское строительство
Петропавловск- Камчатский
2011 г.
При разработке методических указаний использованы:
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования образовательной программы, утвержденный «07» марта 2000 г. № 686, рабочий учебный план, утвержденный «20» марта 2006 г.
1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Проект индивидуального жилого дома является первой проектной работой студентов специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция» по курсу «Архитектура зданий и сооружений».
Целью работы является ознакомление студентов с методикой проектирования, привитие навыков пользования специальной литературой, закрепление теоретического курса в процессе выполнения проекта.
Задачей - создание эскизного архитектурного проекта индивидуального двухэтажного жилого дома.
2. СОСТАВ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Проектирование включает самостоятельную разработку и графическое выполнение чертежей индивидуального двухэтажного жилого дома.
В графическую часть проекта входит:
- Планы этажей в масштабе 1:100;
- Главный фасад в масштабе 1:100, (другие фасады дома при необходимости);
- Разрез здания (с показом внутренней лестницы и окна в наружной стене) в масштабе 1:100;
-План кровли с показом уклона скатов в масштабе 1:100 или 1:200.
Проектирование осуществляется в три этапа, которые по трудоемкости ориентировочно составляют: первый – 30 %,второй – 60 %, третий – 20 %. Первый этап – стадия подготовки эскизного варианта, изучения задания, учебно-методической литературы по теме.
Второй этап – детальная проработка принятого варианта, выполнение всех чертежей на листах в тонких линиях.
Третий этап – окончательное графическое оформление работы курсового проекта, подготовка к его сдаче.
Принципиальные задачи на каждом этапе работы над проектом, завершение очередного и переход к следующему этапу, студент решает вместе с преподавателем - консультантом. Эскизному проектированию предшествует ознакомление с настоящими методическими указаниями, нормативной литературой, примерами имеющихся решений из отечественной и зарубежной практики.
На стадии подготовки эскиза:
а) на основе функциональных взаимосвязей устанавливается планировочная структура дома;
б) определяются размеры и пропорции помещений с учётом функциональных зон и вариантов расстановки оборудования и мебели;
в) составляются планы этажей с учетом инсоляции, зонирования помещений и размещения санитарно-технического оборудования;
г) выполняется разрез дома (с обязательным включением в разрез внутриквартирной лестницы, двери, окна);
д) разрабатывается предварительный вариант фасада дома (со стороны главного входа).
Примеры оформления чертежей приведены в прил. № 2-8.
В ходе работы над проектом необходима постоянная взаимоувязка и корректировка основных чертежей: планов, разреза и фасада здания. В эскизах должна быть четко выявлена конструктивная схема здания, его несущие элементы. Все эскизы просматривает преподаватель - руководитель проектирования. Только после утверждения преподавателем окончательного варианта проекта студент переходит к следующему этапу работы.
Детальная проработка принятого варианта состоит в уточнении и модульной координации всех размеров, прорисовке элементов заполнения оконных и дверных проемов, ограждений балконов и лоджий.
3. МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Функциональное зонирование жилого дома
Под квартирой понимается комплекс планировочных элементов, служащих для удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей семьи. Функциональная схема является основой проектного решения жилой квартиры. Она составляется на базе изучения бытовых процессов, проходящих в тех или иных помещениях. Эти процессы (сон, личная гигиена, приготовление и прием пищи, отдых, стирка, уборка) определяют характер решения внутреннего пространства, режим эксплуатации помещений и их взаимосвязь. Помещения, в которых происходят сходные процессы, объединяются в функциональные зоны.
Функциональное зонирование жилого дома не является новым приемом. Оно присуще лучшим образцам народного жилища. Принципы, по которым проводится зонирование, могут изменяться. В настоящее время наиболее распространено двухчастное зонирование на дневную (общественно-хозяйственную) и ночную (спальную) зоны.
Д н е в н а я зона включает помещения, не требующие изоляции и используемые всеми членами семьи, часто коллективно:
входная часть (тамбур, прихожая, веранда),
общая часть гостиная, кухня, столовая, хозяйственные помещения (холодная кладовая, подвал, санузел, постирочная), коммуникационные пространства, открытые летние помещения.
Н о ч н а я зона состоит из помещений, используемых в основном индивидуально и требующих изоляции. Это спальные комнаты, санитарный узел с ванной, шкафы для хранения белья, одежды, обуви.
Помещения дневной зоны располагаются, как правило, на первом этаже. В отличие от городской квартиры индивидуальный жилой дом в сельской местности может иметь два входа: главный, ориентированный на улицу, и хозяйственный, связанный с хоздвором.
Коммуникационным центром дома является прихожая, в которую попадают через тамбур или остекленную веранду. Из прихожей должно быть организовано движение в трех направлениях: в общую комнату (основное), в спальные и хозяйственные помещения. Связь с общей комнатой - непосредственная, связь со спальными комнатами и кухней возможна через коридоры, в которые выходят вспомогательные помещения этих зон.
Центром хозяйственной жизни является кухня. Она должна иметь непосредственную связь со столовой или общей комнатой (через проем или сервировочное окно) и находиться с ней на одном уровне. Кухня должна быть удобно связана с хозяйственным входом и холодной кладовой, которая должна располагаться вне теплого объема здания.
Хозяйственный вход в летнее время может стать основным, так как часть хозяйственно-бытовых процессов переносится летом на участок. При хозяйственном входе следует запроектировать сушильный шкаф с вентиляцией для рабочей одежды и обуви.
Спальная (приватная) зона должна связываться с прихожей коридором и располагаться в изолированной части дома. Спальные комнаты должны быть непроходными. Места для хранения белья и сезонных вещей могут располагаться в каждой комнате в виде встроенных шкафов или выносятся в гардеробную. При спальнях должен находиться санитарный узел с ванной. Помещения спальной зоны могут располагаться на первом и втором этажах. Исследования показали, что размещение всех спальных комнат на втором этаже некомфортно для таких групп населения, как дети, лица старших возрастов.