В гл. 13 рассматриваются стратегии компаний, деятельность которых выходит за рамки национальных рынков. Международная деятельность предоставляет менеджерам компаний новые возможности - не только доступ к новым рынкам и к специфическим ресурсам, но и открывает новые источники информации, стимулирующие дальнейшее развитие продукции. Она позволяет расширить варианты стратегических действий и противодействий, которые компания может предпринимать по отношению к конкурентам на внутреннем или на международном рынке. Но рука об руку с новыми возможностями идут проблемы управления организацией, ее деятельностью и стратегиями.
Внимание автора первой статьи, преподавателя Калифорнийского университета Лос-Анджелеса Джорджа Йипа, привлекают стратегические аспекты управления в международной среде. Точка зрения автора на «глобальную стратегию» во многом совпадает с концепцией экономики отраслевых организаций М. Портера: решая вопросы рыночного участия, предложения товаров и услуг и размещения специализированных видов деятельности и задач, менеджеры должны проанализировать отраслевые «движители глобализации» и на основе полученных результатов выбрать правильный стратегический курс. Во второй статье Кристофер Бартлет и Сумантра Гошал рассматривают организационные аспекты управления в международной среде. Авторы считают, что для эффективной деятельности в мировом масштабе компании должны научиться дифференцировать менеджмент разных видов бизнеса, территорий и функций, стремиться к взаимозависимости подразделений, не столько к контролю, сколько к координации и кооптации. Ключ к таким организационным возможностям - элементы общего видения и ценности (см. гл. 6) как основа построения «матрицы управленческого мышления».