Что же в настоящее время представляет собой мировая валютная система, и каковы перспективы ее развития?
Во-первых, никогда еще валютные курсы не были настолько волатильны по отношению друг к другу. Если ранее, как правило, на относительно небольшом временном отрезке можно было наблюдать колебания курса определенной валюты или пары валют, то сейчас весь мир вовлечен в игру "любыми средствами не допусти укрепления своей валюты". На веру принят экономический постулат, что только максимально дешевые деньги для банков и комфортные условия для экспортеров помогут мировой экономике выйти из кризиса. Между тем, несмотря на несколько лет проведения подобной политики, выхода из кризиса все еще не видно, и вполне вероятно, что политика количественных ослаблений - бессильное лекарство от этого кризиса. Потребуется иная конфигурация мировой экономики и мировой финансовой системы, чтобы снова заставить людей верить в светлое будущее и тратить, а не только сберегать.
Пока же Европа, разыгрывая карту Греции и других проблемных стран, побеждает США их же оружием. Можно ожидать, что в этом году европейцы будут
стр. 12
успешнее в политике ослабления своей валюты, чем американцы. Перед президентскими выборами нынешняя администрация Америки будет заинтересована в обсуждении своих успехов, а не проблем.
Великобритания и особенно Швейцария, пострадавшая от резкого усиления своей валюты в момент "игр на понижение" между США и еврозоной, также всеми силами стремятся ограничить укрепление своих валют. В этих условиях ряд экспертов даже предложили инвесторам вкладываться во второстепенные хеджирующие валюты - шведскую и норвежскую кроны. Дескать, правительства этих стран не станут ввязываться в валютные войны в условиях весьма стабильной у них экономической ситуации. Разумеется, эти надежды не оправдались.
Во-вторых, на фоне кризиса впервые за долгое время возобновилось обсуждение вопросов, насколько состоятельна действующая валютная система, способна ли она уберечь накопления от обесценения; может ли иметь право на существование система, которая целиком зависит от решений двух-трех финансовых регуляторов?
Если первый вопрос требует серьезного обсуждения, то на второй и третий уже можно дать ответы. В своем нынешнем виде валютная система не способна сохранить сбережениям их покупательную способность на протяжении сколько-нибудь длительного времени без их инвестирования в рисковые инструменты, а курсы валют и их ценность стали слишком зависимы от решений узкого круга лиц. Среди мер, предлагаемых для восстановления устойчивости валютной системы, назывались и возвращение золотого стандарта, и введение единой мировой валюты на базе СДР МВФ, и третья мировая валюта, на роль которой прочат чаще всего китайский юань.
Рассчитывать на возвращение золотого стандарта в современных условиях так же наивно, как и на возвращение фиксированных курсов валют. Ни одно правительство, ни один центральный банк не пойдет на этот шаг, который потребует резкого уменьшения денежной массы в обороте. Наличие огромной массы ничем не обеспеченных денег в обороте - данность, вывод их из оборота тяжелейшим образом скажется на всей мировой экономике. Скорее всего, она будет просто разрушена в нынешнем виде, а для перестройки потребуется период в несколько поколений. Люди и экономика привыкли существовать в нынешней модели, отнять у них накопления, пусть и номинальные, обрушить фондовый рынок - на это не пойдет ни один разумный экономический субъект.
Новый виток популярности идеи неких наднациональных денег связан с успехом внедрения евро. На этой почве африканские, ближневосточные государства также стали задумываться о переходе на единую валюту. В качестве возможного базиса для такой валюты чаще всего обсуждались СДР МВФ и некая совершенно новая, созданная с нуля валюта, которая могла бы эмитироваться единым мировым эмиссионным центром.
Проблемы, которые настигли евро в настоящее время, а также определенное восстановление стабильности мировой экономики и валютной системы заставили поутихнуть эти разговоры. Представилась возможность спокойно оценить это предложение.