В связи с этим необходимо рассмотреть способы оценки таких качеств информации, как адекватность, актуальность, достовер ность, доступность, нейтральность, нормироваиность, стабильность и точность, отраженные на рис. 1.
адекватность
Определить, насколько обрабатываемая информация соответствует реальному положению дел, как работником понимается взаимосвязь анализируемой им информации с данными, которые формируются в этой контрольной точке
Определить, насколько своевременно информация поступает, перерабатывается и передается на следующую контрольную точку - для внутренних, и как своевременно могут быть представлены отчетные данные внешним пользователям
актуальность
К
А
Ч
Е
С
Т
В
А
И
Н
Ф
О
Р
М
А
Ц
ИИ
Определить, насколько отчетная информация соответствуетреальному положению дел на предприятии
достоверность
Определить участки с относительно стабильными данными информации, тогда частный коэффициент оценки качества информации на данном этапе будет равняться единице; при выявлении нестабильных участков оценить степень и характер нестабильности
Рис. 1. Способы оценки качества информации
Для оценки адекватности необходимо определить, насколько мнение каждого пользователя об информации, которую он получает и обрабатывает, отвечает истинному положению дел, и как работником понимается обрабатываемая им информация. Для этого могут быть составлены индивидуальные анкеты, позволяющие определить степень осведомленности работника о нормативной базе, правилах ведения учета и оценить навыки работы с оперативной и статистической документацией на определенном участке учета.
Для оценки степени актуальности следует составить документ, обобщающий сведения, предоставляемые лицами, отвечающими за ведение бухгалтерского учета: какая информация (данные), в каком виде и объеме, когда и в какой интервал времени от момента возникновения попадает на контрольную точку, какое количество стадий обработки информация успела пройти до того, как поступить к пользователям информации, сколько времени потрачено на ее обработку, куда и в какой срок отправляются данные, сформированные на основе указанной информации.
Оценка возможной степени достоверности (недостоверности) информации на предприятии представляется, пожалуй, наиболее сложным этапом, так как данное качество не может быть проанализировано с позиции каждой контрольной точки в отдельности и должно оцениваться комплексно. Тем не менее этот анализ можно осуществлять на основе вышеприведенных рабочих документов способом комплексной сверки.
Для оценки нейтральности информации целесообразно выйти за рамки системы бухгалтерского учета, дополнительно оценив внутренних пользователей, применяющих тот же набор данных, на том или ином участке учета.
Оценка нормирования может осуществляться как соотношение штатного расписания работника, назначенного ему руководителем, данных рабочего времени аудитора, включающего информацию по количеству и качеству позиций документов, подлежащих обработке, и данных, получаемых в ее результате, за заданный промежуток времени.
При определении стабильности информации следует установить участки с относительно стабильным набором информационных данных, входящих и исходящих; тогда частный коэффициент оценки качества информации на данном этапе будет равняться единице; при выявлении относительно нестабильных участков оценивается степень и характер нестабильности.
Точность восприятия, обработки и отражения данных и их информационного сопровождения оценивается на всех этапах проверки. Оценка этого свойства информации может проводиться тем же способом, что и оценка нейтральности информации, методом оперативного анализа процесса передачи учетных данных и информации.
Немалую играют организация бухгалтерского учёта и система внутреннего контроля, способствующая выявлению, исправлению и предотвращению ошибок и искажений, которые могут возникнуть при учете хозяйственных операций.
Важнейшей задачей учета и контроля является прогнозирование и инициативная экспертно-аналитическая оценка на перспективу различи вопросов использования имеющихся на предприятии ресурсов на базе изучения деятельности предприятия для определения вариантов его дальнейшего функционирования и развития выработке операционных, тактических и стратегических решений, направленных на повышение эффективности производства.