Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности



Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов считается решающим в процессе взаимного приспособления молодоженов.

Многочисленные социологические, педагогические, медико-психологические исследования убеждают нас в том, что готовность юношей и девушек к вступлению в брак и созданию семьи должна стать целью психологической работы.

Целью подготовки молодых людей к семейной жизни является формирование у них оптимальных полоролевых семейных установок. Достижению данной цели способствует решение следующих задач:

· развитие образа «Я» в гендерном самосознании молодёжи и системы их представлений о современном мужчине и женщине с ориентацией на андрогенную модель поведения как наиболее эффективную в современных условиях;

· подготовка к ответственному супружеству как формирование супружеских ролей и выработка установок взаимно ответственного партнёрства и гендерной равности без навязывания традиционных гендерных стереотипов;

· подготовка к ответственному родительству, предполагающая формирование ролевого поведения матери и отца.

Целям и задачам подготовки молодых людей к семейной жизни соответствует личностно-гендерный подход, основу которого составляют принципы реалистичности, выработки личностных смыслов, доступности, преемственности, партнёрского общения, доверия, творческой активности, исследовательской позиции, преодоления неадекватных форм поведения, иммунизации против нежелательных влияний.

Основными компонентами процесса подготовки молодых людей к семейной жизни являются следующие [4]:

1. Мотивационный.

2. Информационный:

а) этический – осознание нравственных основ брачно-семейных отношений, культуры интимных чувств;

б) психологический – формирование понятий об особенностях психологии межличностных отношений; о психологических основах брака и семейной жизни; умения понимать психологию других людей, в т. ч. противоположного пола, овладение навыками общения;

в) педагогический – включает формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, специфике семейного воспитания; воспитательных функциях отца и матери.

3. Эмоционально-оценочный.

4. Поведенческий.

Согласно данной модели, прежде всего, необходимо пробудить у молодых людей интерес к данной проблеме, а в дальнейшем посредством эмоциональной заинтересованности повлиять на их потребностно-мотивационную сферу. Этому способствует ознакомление молодых людей с идеальной моделью взаимоотношений мужчины и женщины, супругов. Идеальная модель даёт молодым людям понимание глубины супружеского единства, становится примером духовности семейной жизни. Внутренняя активизация у молодого человека потребности в совершенном супружеском союзе формирует цель: иметь такие отношения с брачным партнёром, о которых он не только знает, но и красоту которых в определённой степени ощутил. Цель является образом того, на что направлен мотив и, таким образом, возникает цепочка: потребность – мотивация – деятельность. Потребность в воссоздании «идеальной модели» в своей будущей семейной жизни стимулирует субъекта к познавательной деятельности, а с помощью комплекса специально подобранных упражнений перевести морально-психологические знания о семейной жизни на уровень личностного опыта.

Формирование когнитивно-информационной сферы молодёжи юношеского возраста имеет свои особенности. Исследования показали, что информация относительно становления гендерной идентичности в юношеском возрасте имеет статус только интересной информации. К тому же зачастую у них наблюдается активизация защитных механизмов [5]. На занятиях по подготовке молодёжи к семейной жизни необходимо учитывать особенности юношеского восприятия. Поскольку молодые люди в большинстве своём ориентированы на будущее, то необходимо удовлетворять эту их потребность. Человеку свойственен страх перед неизвестным, а супружеская жизнь в представлении большинства молодых людей выступает как неизвестное и таинственное будущее. Это в свою очередь, обусловливает усиленный интерес со стороны молодёжи к приобретению знаний и навыков по данной тематике [4].

Формы подготовки молодых людей к будущей семейной жизни:

- беседа (при необходимости отдельно для девушек и юношей);

- диспут («Как сохранить любовь»; «Как отличить настоящую любовь от простого увлечения?»; «В чём секреты идеального супружества»; «В чём смысл семейного счастья»; «Идеал мужчины и женщины: каков он сегодня?»; «Как беречь и защищать честь любимого человека?»);

- «мозговой штурм»;

- семинар (сообщения, доклады, защита рефератов «Портрет идеального юноши (девушки)», «Семейные традиции»; «Лидерство в семье»);

- практикум (целесообразное распределение домашних дел между супругами);

- встреча со специалистами («Что такое готовность к браку?»);

- читательская конференция («Вопросы любви и семейной жизни в художественной литературе»; «Образ отца и матери в художественной литературе»; «Мои любимые мужские и женские образы в художественной литературе»).

Методы:

- проблемные ситуации, их анализ и решение («Незаслуженная обида»; «Размолвка»; «Молодая семья и родители»);

- ролевые игры со сменой ролей («Семья после работы (распределение хозяйственных функций)»;

- рефлексивные упражнения;

- психогимнастические упражнения;

- работа с литературой (педагогической, психологической, художественной), её аннотирование;

- анкетирование, тестирование (цветовой тест Люшера (сокращённый вариант), методика «Ценностные ориентации» (адаптированный вариант методики М. Рокича), методика Е. П. Ильина и П. А. Ковалёва «Личностная агрессивность и конфликтность», методика «Незаконченные предложения», тест-опросник Айзенка, методика исследования уровня субъективного контроля (УСК), тест родительского отношения Я. А. Варга и В. В. Столина (шкалы кооперации, симбиоза, контроля), опросник аффиляции, семейная социограмма и др.);

- письма другу;

- проведение интервью;

- выявление экспертного мнения.

Выводы. Таким образом, подготовка студентов к семейной жизнипредставляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, преподователями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.

Среди многих аспектов проблемы формирования психологической готовности молодежи к семейной жизни в качестве одного из важнейших можно выделить правильное понимание молодежью роли семьи и брака в современном обществе, что, в свою очередь, связано с особенностями формирования у них установок, ориентацией на вступление в брак.

Используемые в системе указанные формы и методы обеспечат подготовку молодых людей к семейной жизни. Показателями результативности данной работы определены качественные изменения в гендерном самосознании и поведении молодых людей, а именно: пересмотр взглядов на гендерные стереотипы образов мужчины и женщины в исполнении ими ролей мужа и жены, отца и матери, стремление к самосовершенствованию в области гендерного поведения.

Литература

1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учебное пособие / Т. В. Андреева – Спб. : Речь, 2005. – 244 с.

2. Дружинин В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2006. – 176 с.

3. Калмыкова Е. С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни / Е. С. Калмыкова // Вопросы психологии – 1983. – № 3. – С. 83–89.

4. Прихожан А. М. Изучение образа Я у подростков и юношей в аспекте их подготовки к семейной жизни / А. М. Прихожан // Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодёжи к семейной жизни. - М.: Педагогика, 1980. – 79-92 с.

5. Чайкіна Н. О. Психологічні особливості організації і проведення ігор в курсі «Психологія сім’ї» / Н. О. Чайкіна // Практична психологія та соціальна робота. – 2006. - № 10. – С. 33-38.

6. Шнейдер Л. Б. Семейная психология : Учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. – Изд. 4-е. – М : Академический Проект; Трикста, 2008. – 736 с.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.