Ценностные ориентации важнейший элемент внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. То есть, ценностные ориентации действуют на уровне сознания. Стрежень сознания образуется из совокупности сложившейся, устоявшихся ценностных ориен- таций, которые обеспечивают устойчивость личности преемственность определенного типа поведения и деятельности. Развитие ценностных ориентаций связано с необходимостью решения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере. В общей форме это можно представить как борьбу между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка. Психологи отмечают устойчивые ценностные ориентации и недоразвитые ценностные ориентации. Устойчивые ценностные ориентации обуславливают такие качества личности как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалом, способность к волевым усилиям. В то время как недоразвитость ценностных ориентаций характеризуется господством внешних стимулов во внутренней структуре личности, непосредственность воздействия объекта стремление на потребность. Чаще всего проблемы ценностей понимают в самом общем плане и тогда в качестве ценностей вступают - истина, добро и красота. Необходимо отметить, что истина, добра и красота относятся к вечным, непреходящим ценностям мира и имеют единое толкования и понимание. При большой детализации выделяют экономические, эстетические, нравственные, религиозные ценности.
Экологическое целесообразное поведение
1) длительность; 2) сложность; 3) скачкообразность; 4) активность; Огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя: 1) развитие экологического сознания; 2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности; 3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек; 4) воспитание устойчивой воли; 5) формирование значимых целей экологической деятельности.
Мотивация
внутреннее побуждение кдействию, обусловливающее субъективно-личностнуюзаинтересованность индивида в его свершении. Мотивация поведения тесно связана с такимихарактеристиками идеальной стороны действия, как намерение, цель, стремление, и ее следует отличать отвнешних стимулов и реакции на них. Различные аспекты мотивации исследуются биологией, психологией,социологией, политическими науками. Мотивация обретает содержание как от объекта, на которыйнаправлено действие, так и от потребности, удовлетворяемой в результате его свершения. Наличиеразличных потребностей и путей их реализации может вызывать борьбу мотиваций, исход этой борьбы, т. е.реальный выбор мотивов действия, зависит от уровня развития личности, характера ее ценностныхориентации. Мотивация характеризуется сложным набором компонентов: видом потребности, которой онаотвечает, формой, которую она принимает (понятие, образ, мысль, мечта), степенью актуализации,масштабом (широтой или узостью), содержанием реализуемой деятельности.
3. Организация экологического воспитания и обучения в начальной школе – детском саду происходит в условиях решения проблем преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Отсюда вытекают задачи разной направленности:
- оздоровительные:
охранять и укреплять здоровье детей, учить их правильно взаимодействовать с природой; формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности;
- образовательные:
формировать и развивать элементарные экологические знания,
систематизировать знания о живой и неживой природе, учить понимать причинно – следственные связи внутри природного комплекса, формировать умение решать экологические задачи, развивать воображение;
- воспитательные:
формировать эмоционально – доброжелательное отношение к живой природе, воспитывать отзывчивость, уважение к традициям своего народа, формировать представление об экологических проблемах своего края, формировать представление о себе как жителе Земли,
- по развитию трудовых умений и навыков:
формировать трудовые навыки по уходу за комнатными растениями, растениями сада, огорода, учить заботиться о чистоте помещений, улиц;
- по развитию эстетических представлений:
развивать умение отражать в продуктивной деятельности свое отношение к природе, формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
5.Эксперимент как один из методов экологического образования дошкольников
Экологическое воспитание – это необходимая часть нашей общественной жизни. Процесс экологического воспитания должен быть постоянным, непрерывным, целенаправленным. В процессе экологического воспитания дети знакомятся с правилами поведения в природе, узнаёт о своих правах и обязанностях по отношению к природе
(ко всему живому).
Первые представления о природе ребёнок получает в семье потом в детском саду.
Целью экологического воспитания является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по охране окружающей природы.
Задачами экологического воспитания являются:
- сформировать у детей целостный взгляд на природу и место их активность в процессе познания окружающего мира, учить анализировать, высказывать свою точку зрения.
- расширять представления детей о предметах и явлениях природы, о растительном и животном мире, существующих в природе взаимосвязях, приспособлении животных и растений в различных условиях среды;
- выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту, прогнозировать возможные последствия своих поступков;
- овладеть специальными знаниями, умениями и навыками по ведению здорового образа жизни.
Актуальность:
Занимательные эксперименты, вызывают у детей интерес к объектам живой и не живой природы, побуждают к самостоятельному поиску причин, и способов действий, а также стимулируют их активность в процессе познания окружающего мира.
Главный метод экологического воспитания это организация активного экспериментирования. Вся экспериментальная деятельность осуществляется при соблюдении основного правила, не навреди! Не следует проводить эксперименты наносящие вред растениям, животным и человеку. Экспериментируя, дети узнают много интересного, познавательного.
В моей группе ведётся экспериментальная работа. Через эксперимент дети знакомятся со свойством воды, снега, льда. Организован экспериментальный уголок, в который входит следующее оборудование:
Природный материал: камушки, ракушки, листья деревьев, семена и т. д. ;
ткани, разные виды бумаги, гуашь.
Медицинское оборудование: Пипетки, колбы, мерные ложки, шприцы (без игл) и т. д.
Цель: познакомить детей со свойствами воды, развитие умения делать выводы, речевое развитие.
Дети узнают, что вода - жидкость, при низкой температуре превращается в лёд, при нагревании в пар; вода имеет свойства испаряться; вода без запаха, без вкуса. Вода имеет свойства растворять соль, сахар и т. д., вода может двигать предметы (игра «Мельница») .
При мытье рук можно поиграть с водой изменив температуру воды. Используя питьевой режим можно задать вопрос, какая вода в чайнике? Используя такие приёмы, подводим детей к выводу. Аналогичные эксперименты проводятся со снегом и льдом.
В старшей группе провела открытое занятие на тему «Круговорот воды в природе».
Целью эксперимента является показать детям, что испаряясь, вода превращается в пар, поднимаясь вверх, остывает и снова опускается в виде капелек воды.
Был проведён эксперимент с воздухом.
Цель эксперимента - дать первоначальные представления о воздухе и его свойствах. Дети узнали о том, что воздух вокруг нас, мы его не видим, он без цвета, без вкуса и запаха; воздух мы можем ощущать, что человек не может жить без воздуха. Воздух -проводник звуков, передает звуки; не будет воздуха, не будут люди слышать звуки.
Следующий эксперимент: на дно стакана положили салфетку, перевёрнутый стакан был опущен в воду, вынув стакан из воды, дети обнаружили салфетку сухой.
Вывод: воздух не дал воде проникнуть в стакан.
С малышами: понравился эксперимент на прочность. Проверяли, что легче порвётся? Бумага, салфетка или ткань. Натягивая в руках. Салфетка порвалась первой, прочной была ткань.
Целью эксперимента было показать детям свойства различных предметов.
Экспериментировали с растениями (не причиняя им вреда) .
Одно поливали, другое, не поливали какое то время. У одного растения листики завяли, у другого нет.
Цель эксперимента показать детям, что растения не могут жить без воды. Весной убирали одно растение в темное место, другое ставили на свет. Через некоторое время сравнивали оба растения: одно растение оставалось зелёным, другое было желтого цвета.
Цель эксперимента показать детям, что растениям нужен свет. Через некоторое время можно вернуться к пройденным экспериментам, усложняя и углубляя их с возрастом детей.
Внимание и интересы детей дошкольного возраста кратковременны, неустойчивы, дети быстро утомляются. Поэтому неоднократное возвращение к одной и той же теме способствует развитию внимания детей и длительному сохранения интереса.
Все эксперименты проходят в игровой форме сопровождаются стихами, загадками, аудиозаписями. В игровых обучающих ситуациях используются игрушки, используются сказочные герои: Незнайка, Карлсон, Айболит и т. д.
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.
Использование эксперимента в процессе формирования экологических представлений помогает дошкольнику получить новое знание в процессе самостоятельной деятельности, зафиксировать это знание в модели, «передать» это знание педагогу, родителям, сверстникам.
Экспериментирование дает детям богатую информацию о причинно-следственных связях, взаимосвязи живой и неживой природы, действенно подтверждает формулу «в природе нет ничего лишнего».
Литература:
1. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников / – ТЦ Сфера. – 2006.
2. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников /
– СПб. : Детство, 1998.3. Зебзеева В. А. Теория и технология дошкольного образования: экологическое образование детей / – Оренбург, 2000.
6. Программа «Наш дом – природа»
«Наш дом — природа» — программа, ориентирующая педагога на передачу детям минимума экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя в природе экологически грамотно, отмечая важность эмоционального отношения к ней, необходимости разумного сочетания духовного и интеллектуального развития ребенка. В программе отражаются первоначальные знания из области трех основных направлений экологии: биоэкологии (или общей экологии), социальной и прикладной экологии. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. В программе «Наш дом — природа» нашли отражение следующие вопросы биологической экологии. Живая и неживая природа. Особенности живых организмов, их разнообразие, распространение. Связь внешнего вида, строения (для животных — и поведения) живых организмов с особенностями среды обитания, их приспособленность к этой среде. Разнообразие сред обитания (водная, наземно-воздушная, воздушная, почвенная). Место обитания животных, растений. Сообщества (экосистемы), их разнообразие, тесная связь компонентов. В программу включается ряд вопросов социальной экологии: - люди и окружающая среда; природа вокруг меня; как я использую природные ресурсы; - как я влияю на природу; - мое здоровье и окружающая среда; - моя экологическая безопасность; - что случится со мной, если я буду неграмотно относиться к природе; - что я могу сделать, чтобы улучшить состояние окружающей меня среды. Это способствует осознанию ребенком своего места в окружающем мире, выработке навыков экологически грамотного поведения. Программой предусмотрено знакомство детей с некоторыми последствиями экологически неграмотных действий людей, с тем, как вести себя экологически грамотно не только в лесу, но и в своем городе, поселке, доме. Дошкольник должен знать, что играть возле дороги нельзя не только из-за возможного наезда автомобиля, но и из-за опасности вдыхания выхлопных газов, что гулять возле свалки опасно для здоровья. В программе отражаются следующие вопросы из области прикладной экологии: - как нужно вести себя в природе; - почему нужно бережно относиться к ней; - как экономить природные ресурсы; - почему живые организмы и их сообщества нуждаются в нашей охране; - почему на Земле должны жить все живые организмы без исключения; - что такое заповедники; для чего созданы Красные книги. Важно, чтобы дети понимали необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним. Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, здоровья от ее состояния. Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка). Большое внимание в программе уделяется совместной со взрослыми практической деятельности детей: проведению наблюдений, опытов, игр и т.д. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий.