Методические указания предназначены для студентов дневного и заочного отделения, обучающихся по различным нефилологическим специальностям. Введение в программы обучения студентов-нефилологов курса “Русский язык и культура речи” определяется осознаваемой в настоящее время необходимостью непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования, которая объясняется исключительной ролью языка в обществе, в производственной и культурной деятельности человека и одновременно снижением уровня речевой культуры вследствие особенностей функционирования русского языка в конце XX века.
Изучение данного курса предусматривает знакомство студентов со структурой русского общенародного языка и закономерностями существования главной его формы – литературного языка. Согласно современной теории культура речи складывается из 3 компонентов: нормативного (предполагает правильность речи), коммуникативного (ее коммуникативную целесообразность) и этического (соблюдение речевого этикета). В данном курсе внимание сосредоточивается на первых двух аспектах, поскольку владеть литературным языком – значит, прежде всего, владеть его нормами и уметь создавать и воспринимать устные и письменные тексты разных жанров в рамках различных функциональных стилей. Данный курс, носящий практический характер, и предполагает формирование соответствующих умений и навыков. Таким образом, основными его задачами являются повышение уровня речевой рефлексии студентов и развитие их языковой и коммуникативной компетенций. Этим задачам подчинена реализуемая на практических занятиях система упражнений, которая, с одной стороны, четко ориентирована на трудные случаи в реализации языковых норм, с другой – сочетает выработку нормативных навыков с решением задач эффективного (т.е. соответствующего условиям и целям) общения в сферах устной и письменной речи. В связи со вторым компонентом культуры речи отметим немаловажное значение для курса русского языка и культуры речи знаний, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин, как психология, логика, философия, социология.
Необходимо подчеркнуть практическую значимость данного курса в учебной деятельности студентов всех специальностей, так как он, обучая студентов важнейшим приемам работы с устным и письменным текстом, готовит их к более глубокому восприятию предметов как общегуманитарного цикла, так и профессиональной подготовки.
Методические указания, призванные организовать аудиторную и самостоятельную работу студента, содержат основные положения лекционных занятий, планы практических занятий с упражнениями по основным разделам курса, варианты контрольной работы, вопросы к зачету, рекомендуемую учебную и научную литературу, перечень основных лингвистических словарей и справочников.
Структура лекционного курса
Наименование и основные положения тем лекционных занятий
Лекционный курс открывают две темы, которые знакомят студентов с важнейшими сведениями о сущности и структуре языка в целом, русского языка в частности, а также с понятием ‘культура речи’ и основными ее терминами.
Задача третьей темы – снабдить студентов знаниями о типах языковых норм и на этой основе выработать необходимые в учебной и профессиональной деятельности навыки работы с различными лингвистическими словарями и справочниками.
В следующей теме особое внимание уделяется компонентам речевой ситуации и коммуникативного акта, учет которых важен при построении различных речевых произведений: от научной статьи до неофициального разговора.
К этой теме примыкают следующие две, которые знакомят студентов с наиболее важными жанрами актуальных для них научного и официально-делового стиля.
Завершается курс темами, первая из которых посвящена характеристикам качеств любой хорошей речи, призванных обеспечить эффективность коммуникации, вторая - основам подготовки публичного выступления (в частности, убеждающего и протокольно-этикетного).
После каждой темы приведен терминологический минимум, представляющий собой список рабочих терминов, понимание которых необходимо для усвоения теоретического материала и осознанного выполнения упражнений.
Тема I. Русский язык: место среди других языков мира, история, формы существования.
История русского языка (его происхождение, место в системе славянских языков, основные этапы развития, современная языковая ситуация). Язык как уникальная историко-культурная ценность и средство представления картины мира народа. Статус русского языка в РФ, РК, странах СНГ, мире.
Дифференциация национального языка. Литературный язык как нормированная и стилистически дифференцированная форма национального языка. Книжные стили (научный, официально-деловой, публицистический) и разговорный стиль. Особый статус художественного стиля. Нелитературные варианты языка (просторечие, диалекты, жаргон).
Терминологический минимум по теме: славянские языки, мировой/государственный/официальный язык, литературный язык, функциональный стиль литературного языка, просторечие, территориальный диалект, диалектизм, жаргон, жаргонизм.
Тема II.Культура речи. Основные понятия культуры речи.
Язык (система знаковых средств) и речь (использование средств языка для целей общения) - центральные понятия культуры речи как дисциплины.
Культура речи как развивающаяся область научно-практических исследований, этапы ее развития.
Современное определение культуры речи и 3 составляющих ее компонента: нормативный, коммуникативный, этический. Соответствующие компонентам культуры речи 2 ступени овладения литературным языком: правильность речи (1 компонент) и речевое мастерство (2 и 3 компоненты). Основное понятие на уровне правильности речи - нормы литературного языка, на уровне речевого мастерства – коммуникативные качества речи. Выбор как ключевое понятие культуры речи.
Понятие ‘тип речевой культуры’ (О.Б. Сиротинина, В.Е. Гольдин): критерии выделения, характеристики, яркие представители элитарного и среднелитературного типов – в сфере литературного языка, литературно-разговорного и фамильярно-разговорного – за его пределами.
Терминологический минимум по теме: язык, речь, культура речи, тип речевой культуры.
Тема III.Нормы современного русского литературного языка
Нормативный аспект - важнейший аспект культуры речи, понятие языковой нормы – одно их центральных в теории культуры речи. Роль нормы в сохранении целостности и общепонятности литературного языка. Источники языковой нормы. Обязательность и относительная устойчивость как основные свойства языковой нормы. Изменчивость норм как результат развития языка.
II. 1) Нормы устной речи (орфоэпические, акцентологические)
2) Нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные)
3) Нормы устной и письменной речи (лексические, грамматические)
Нормативные словари и принципы работы с ними.
Терминологический минимум по теме: языковая норма, кодификация нормы, норма императивная и диспозитивная.
Тема IV.Речь как деятельность человека и как продукт деятельности – текст
Речевая деятельность как специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Степень сформированности навыков каждого вида речевой деятельности как критерий оценки уровня владения языком и показатель общей культуры человека. Основные направления совершенствования навыков чтения и слушания. Этапы речевой деятельности: а) ориентировка в ситуации, б) планирование речевого действия, в) его осуществление, г) контроль результатов. Понятие речевой ситуации как исходного момента любого речевого действия, ее важнейшие компоненты.
Текст как речевое произведение, обладающее целенаправленностью, связностью и целостностью. Факторы, определяющие построение текста:
1) фактор адресата (квалификация читателя/слушателя, его интересы и ожидания),
2) тема,
3) форма речи (письменная или устная),
4) речевой жанр (жанры первичные и вторичные).
Терминологический минимум по теме: речевая ситуация, устная и письменная формы речи, речевой жанр, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), монолог/диалог/полилог.
Тема V.Научный стиль речи
Понятие стиля речи. Сфера применения языка, обусловленная ею тематика и цели общения как фактор, лежащий в основе классификации стилей. Стиль как форма речевой адаптации к ситуации. Место научной речи в системе стилей.
История появления и развития научного стиля в России.
Гносеологическая и информативно-коммуникативная функции научной речи. Обобщенность, логичность, точность, объективность изложения как главные черты научного стиля. Соответствующие им лингвистические особенности научной речи на разных языковых уровнях (лексика, морфология и синтаксис научного стиля).
Разновидности (подстили) научного стиля, их особенности. Жанры как формы реализации подстилей. Жанры собственно научного (статья, доклад, курсовая/дипломная работа) и научно-информативного (аннотация, реферат, тезисы, конспект) подстилей. Этапы работы над ними, их композиция, языковое оформление (речевые клише) типичных структурных элементов.
Терминологический минимум по теме: термин, аннотация, реферат.
Тема VI.Официально-деловой стиль речи
Иерархичность построения как принцип деятельности любой социальной организации, регламентированность как главная особенность делового общения.
Письменная деловая речь. Понятие “документ”. Ядерные и периферийные жанры официально-деловой письменной речи, их функции. Точность и стандартизованность как ключевые требования к языку документов. Средства унификации формы документов: наличие реквизитов и формуляра, использование формализованных типов текста и сокращений.
Языковые средства официально-деловой письменной речи: лексические (определяющие именной характер речи), грамматические (обусловливающие доминирование простых предложений, передающих информацию, равную по объему информации, передаваемой с помощью сложных).
Речевое оформление разных жанров служебных документов: композиция и клишированные формы организационно-распорядительных документов, документов личного характера, деловых писем.
Устная деловая речь. Деловая беседа (при приеме на работу, по телефону), ее структура, правила ведения.
Терминологический минимум по теме: формуляр документа, “расщепленные” сказуемые, “нанизывание” падежей.
Тема VII.Коммуникативные качества хорошей речи и способы их достижения
Понятие ‘коммуникативное качество’ как одно из основных теоретических понятий культуры речи. Традиция выделения качеств хорошей речи начиная с античных времен.
Правильность и коммуникативная целесообразность (уместность) речи как базовые качества, являющиеся необходимыми условиями реализации остальных.
Точность речи. Точность фактическая (предметная) и коммуникативная. Причины нарушения коммуникативной точности речи. Представления о семантике (значении) слова, преимущественной сфере его распространения и сочетаемости как представления, позволяющие достичь точности речи.
Чистота речи.
Ясность речи как важнейшее для слушающего/говорящего ее качество. Повышенные требования к ясности в письменной форме речи. Виды нарушения ясности письменной речи: смещенное логическое ударение, неправильное понимание значения словоформы, ошибочная смысловая связь слов.
Логичность речи. Алогизмы, подмена тезиса, неоправданное расширение или сужение понятий, мнимое противопоставление и т.д. как типичные логические ошибки.
Богатство речи. Два способа обогащения речи: усвоение новых слов и использование одного слова в разных значениях.
Выразительность речи. Экстралингвистические условия выразительности: самостоятельность мышления автора речи, его внутренняя убежденность в значимости высказывания, неравнодушие к его содержанию. Риторические фигуры, тропы, фразеологические обороты, крылатые фразы как основные источники выразительности речи, дополнительные к ним невербальные выразительные средства.
Тема VIII.Основы мастерства публичного выступления
Виды публичных выступлений по цели: информационное, убеждающее, протокольно-этикетное, развлекательное.
Общие правила подготовки публичного выступления. Традиционная трехчастная композиция публичного выступления. Вступление (зачин и завязка) и завершение выступления, их виды (варианты) и функции. Приемы изложения содержания речи (анализ/синтез, индукция/дедукция). Развитие мысли и связность сменяющих друг друга элементов речи как условия информативно полноценной речи. Правила эффективной аргументации.
Общие требования к публичному выступлению: понятность главной мысли, диалогичность, разговорность, краткость, установление и поддержание контакта с аудиторией – и способствующие их выполнению приемы работы над речевой формой выступления.
Убеждающее выступление, его логические и социально-психологические аспекты.
Протокольно-этикетное выступление, его виды и этикетные формулы.
Терминологический минимум по теме: метатекст, тезис, аргумент.
Планы практических занятий
Практические занятия в разной степени отражают все аспекты современной речевой культуры:
нормативный (в ходе занятий подробно рассматриваются трудные случаи в системе норм современного русского литературного языка),
коммуникативный (на занятиях соблюдается принцип постепенного усложнения видов речевой деятельности: студенты проходят путь от восприятия и осмысления как коммуникативных качеств эталонного текста, так и недостатков текста дефектного до создания собственных текстов разного характера),
этический (студенты изучают специальные речевые средства регулирования социальных и межличностных отношений).
Практические занятия целесообразно начать с диагностирующего теста, результаты которого, обозначив “слабые места” в знаниях учащихся, позволят соответствующим образом скорректировать планы занятий.
Тема I.Формы существования национального языка
1. Отличия нелитературных вариантов языка от литературного языка.
2. Территориальный диалект. Типы диалектизмов.
3. Социальный диалект – жаргон – арго.
4. Просторечие.
5. Литературный язык как нормированная и стилистически дифференцированная форма национального языка.
6. Устная и письменная разновидности литературного языка.