Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Наименование и основные положения тем лекционных занятий



От составителей

 

Методические указания предназначены для студентов дневного и заочного отделения, обучающихся по различным нефилологическим специальностям. Введение в программы обучения студентов-нефилологов курса “Русский язык и культура речи” определяется осознаваемой в настоящее время необходимостью непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования, которая объясняется исключительной ролью языка в обществе, в производственной и культурной деятельности человека и одновременно снижением уровня речевой культуры вследствие особенностей функционирования русского языка в конце XX века.

Изучение данного курса предусматривает знакомство студентов со структурой русского общенародного языка и закономерностями существования главной его формы – литературного языка. Согласно современной теории культура речи складывается из 3 компонентов: нормативного (предполагает правильность речи), коммуникативного (ее коммуникативную целесообразность) и этического (соблюдение речевого этикета). В данном курсе внимание сосредоточивается на первых двух аспектах, поскольку владеть литературным языком – значит, прежде всего, владеть его нормами и уметь создавать и воспринимать устные и письменные тексты разных жанров в рамках различных функциональных стилей. Данный курс, носящий практический характер, и предполагает формирование соответствующих умений и навыков. Таким образом, основными его задачами являются повышение уровня речевой рефлексии студентов и развитие их языковой и коммуникативной компетенций. Этим задачам подчинена реализуемая на практических занятиях система упражнений, которая, с одной стороны, четко ориентирована на трудные случаи в реализации языковых норм, с другой – сочетает выработку нормативных навыков с решением задач эффективного (т.е. соответствующего условиям и целям) общения в сферах устной и письменной речи. В связи со вторым компонентом культуры речи отметим немаловажное значение для курса русского языка и культуры речи знаний, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин, как психология, логика, философия, социология.

Необходимо подчеркнуть практическую значимость данного курса в учебной деятельности студентов всех специальностей, так как он, обучая студентов важнейшим приемам работы с устным и письменным текстом, готовит их к более глубокому восприятию предметов как общегуманитарного цикла, так и профессиональной подготовки.

Методические указания, призванные организовать аудиторную и самостоятельную работу студента, содержат основные положения лекционных занятий, планы практических занятий с упражнениями по основным разделам курса, варианты контрольной работы, вопросы к зачету, рекомендуемую учебную и научную литературу, перечень основных лингвистических словарей и справочников.

 

 


Структура лекционного курса

Наименование и основные положения тем лекционных занятий

Лекционный курс открывают две темы, которые знакомят студентов с важнейшими сведениями о сущности и структуре языка в целом, русского языка в частности, а также с понятием ‘культура речи’ и основными ее терминами.

Задача третьей темы – снабдить студентов знаниями о типах языковых норм и на этой основе выработать необходимые в учебной и профессиональной деятельности навыки работы с различными лингвистическими словарями и справочниками.

В следующей теме особое внимание уделяется компонентам речевой ситуации и коммуникативного акта, учет которых важен при построении различных речевых произведений: от научной статьи до неофициального разговора.

К этой теме примыкают следующие две, которые знакомят студентов с наиболее важными жанрами актуальных для них научного и официально-делового стиля.

Завершается курс темами, первая из которых посвящена характеристикам качеств любой хорошей речи, призванных обеспечить эффективность коммуникации, вторая - основам подготовки публичного выступления (в частности, убеждающего и протокольно-этикетного).

После каждой темы приведен терминологический минимум, представляющий собой список рабочих терминов, понимание которых необходимо для усвоения теоретического материала и осознанного выполнения упражнений.

 

Тема I. Русский язык: место среди других языков мира, история, формы существования.

История русского языка (его происхождение, место в системе славянских языков, основные этапы развития, современная языковая ситуация). Язык как уникальная историко-культурная ценность и средство представления картины мира народа. Статус русского языка в РФ, РК, странах СНГ, мире.

Дифференциация национального языка. Литературный язык как нормированная и стилистически дифференцированная форма национального языка. Книжные стили (научный, официально-деловой, публицистический) и разговорный стиль. Особый статус художественного стиля. Нелитературные варианты языка (просторечие, диалекты, жаргон).

Терминологический минимум по теме: славянские языки, мировой/государственный/официальный язык, литературный язык, функциональный стиль литературного языка, просторечие, территориальный диалект, диалектизм, жаргон, жаргонизм.

 

Тема II.Культура речи. Основные понятия культуры речи.

Язык (система знаковых средств) и речь (использование средств языка для целей общения) - центральные понятия культуры речи как дисциплины.

Культура речи как развивающаяся область научно-практических исследований, этапы ее развития.

Современное определение культуры речи и 3 составляющих ее компонента: нормативный, коммуникативный, этический. Соответствующие компонентам культуры речи 2 ступени овладения литературным языком: правильность речи (1 компонент) и речевое мастерство (2 и 3 компоненты). Основное понятие на уровне правильности речи - нормы литературного языка, на уровне речевого мастерства – коммуникативные качества речи. Выбор как ключевое понятие культуры речи.

Понятие ‘тип речевой культуры’ (О.Б. Сиротинина, В.Е. Гольдин): критерии выделения, характеристики, яркие представители элитарного и среднелитературного типов – в сфере литературного языка, литературно-разговорного и фамильярно-разговорного – за его пределами.

Терминологический минимум по теме: язык, речь, культура речи, тип речевой культуры.

 

Тема III.Нормы современного русского литературного языка

Нормативный аспект - важнейший аспект культуры речи, понятие языковой нормы – одно их центральных в теории культуры речи. Роль нормы в сохранении целостности и общепонятности литературного языка. Источники языковой нормы. Обязательность и относительная устойчивость как основные свойства языковой нормы. Изменчивость норм как результат развития языка.

Типы норм:

I. 1) Обязательные (императивные)

2) Вариантные (диспозитивные): а) равноправные; б) неравноправные.

II. 1) Нормы устной речи (орфоэпические, акцентологические)

2) Нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные)

3) Нормы устной и письменной речи (лексические, грамматические)

Нормативные словари и принципы работы с ними.

Терминологический минимум по теме: языковая норма, кодификация нормы, норма императивная и диспозитивная.

 

Тема IV.Речь как деятельность человека и как продукт деятельности – текст

Речевая деятельность как специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Степень сформированности навыков каждого вида речевой деятельности как критерий оценки уровня владения языком и показатель общей культуры человека. Основные направления совершенствования навыков чтения и слушания. Этапы речевой деятельности: а) ориентировка в ситуации, б) планирование речевого действия, в) его осуществление, г) контроль результатов. Понятие речевой ситуации как исходного момента любого речевого действия, ее важнейшие компоненты.

Текст как речевое произведение, обладающее целенаправленностью, связностью и целостностью. Факторы, определяющие построение текста:

1) фактор адресата (квалификация читателя/слушателя, его интересы и ожидания),

2) тема,

3) форма речи (письменная или устная),

4) речевой жанр (жанры первичные и вторичные).

Терминологический минимум по теме: речевая ситуация, устная и письменная формы речи, речевой жанр, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), монолог/диалог/полилог.

 

Тема V.Научный стиль речи

Понятие стиля речи. Сфера применения языка, обусловленная ею тематика и цели общения как фактор, лежащий в основе классификации стилей. Стиль как форма речевой адаптации к ситуации. Место научной речи в системе стилей.

История появления и развития научного стиля в России.

Гносеологическая и информативно-коммуникативная функции научной речи. Обобщенность, логичность, точность, объективность изложения как главные черты научного стиля. Соответствующие им лингвистические особенности научной речи на разных языковых уровнях (лексика, морфология и синтаксис научного стиля).

Разновидности (подстили) научного стиля, их особенности. Жанры как формы реализации подстилей. Жанры собственно научного (статья, доклад, курсовая/дипломная работа) и научно-информативного (аннотация, реферат, тезисы, конспект) подстилей. Этапы работы над ними, их композиция, языковое оформление (речевые клише) типичных структурных элементов.

Терминологический минимум по теме: термин, аннотация, реферат.

 

Тема VI.Официально-деловой стиль речи

Иерархичность построения как принцип деятельности любой социальной организации, регламентированность как главная особенность делового общения.

Письменная деловая речь. Понятие “документ”. Ядерные и периферийные жанры официально-деловой письменной речи, их функции. Точность и стандартизованность как ключевые требования к языку документов. Средства унификации формы документов: наличие реквизитов и формуляра, использование формализованных типов текста и сокращений.

Языковые средства официально-деловой письменной речи: лексические (определяющие именной характер речи), грамматические (обусловливающие доминирование простых предложений, передающих информацию, равную по объему информации, передаваемой с помощью сложных).

Речевое оформление разных жанров служебных документов: композиция и клишированные формы организационно-распорядительных документов, документов личного характера, деловых писем.

Устная деловая речь. Деловая беседа (при приеме на работу, по телефону), ее структура, правила ведения.

Терминологический минимум по теме: формуляр документа, “расщепленные” сказуемые, “нанизывание” падежей.

 

Тема VII.Коммуникативные качества хорошей речи и способы их достижения

Понятие ‘коммуникативное качество’ как одно из основных теоретических понятий культуры речи. Традиция выделения качеств хорошей речи начиная с античных времен.

Правильность и коммуникативная целесообразность (уместность) речи как базовые качества, являющиеся необходимыми условиями реализации остальных.

Точность речи. Точность фактическая (предметная) и коммуникативная. Причины нарушения коммуникативной точности речи. Представления о семантике (значении) слова, преимущественной сфере его распространения и сочетаемости как представления, позволяющие достичь точности речи.

Чистота речи.

Ясность речи как важнейшее для слушающего/говорящего ее качество. Повышенные требования к ясности в письменной форме речи. Виды нарушения ясности письменной речи: смещенное логическое ударение, неправильное понимание значения словоформы, ошибочная смысловая связь слов.

Логичность речи. Алогизмы, подмена тезиса, неоправданное расширение или сужение понятий, мнимое противопоставление и т.д. как типичные логические ошибки.

Богатство речи. Два способа обогащения речи: усвоение новых слов и использование одного слова в разных значениях.

Выразительность речи. Экстралингвистические условия выразительности: самостоятельность мышления автора речи, его внутренняя убежденность в значимости высказывания, неравнодушие к его содержанию. Риторические фигуры, тропы, фразеологические обороты, крылатые фразы как основные источники выразительности речи, дополнительные к ним невербальные выразительные средства.

Терминологический минимум по теме: многозначные слова, омонимы, паронимы, синонимы, плеоназм, тавтология, канцеляризмы, троп (эпитет, сравнение, ирония, метафора, метонимия, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраз), риторическая фигура (анафора и эпифора, параллелизм, антитеза, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие).

 

Тема VIII.Основы мастерства публичного выступления

Виды публичных выступлений по цели: информационное, убеждающее, протокольно-этикетное, развлекательное.

Общие правила подготовки публичного выступления. Традиционная трехчастная композиция публичного выступления. Вступление (зачин и завязка) и завершение выступления, их виды (варианты) и функции. Приемы изложения содержания речи (анализ/синтез, индукция/дедукция). Развитие мысли и связность сменяющих друг друга элементов речи как условия информативно полноценной речи. Правила эффективной аргументации.

Общие требования к публичному выступлению: понятность главной мысли, диалогичность, разговорность, краткость, установление и поддержание контакта с аудиторией – и способствующие их выполнению приемы работы над речевой формой выступления.

Убеждающее выступление, его логические и социально-психологические аспекты.

Протокольно-этикетное выступление, его виды и этикетные формулы.

Терминологический минимум по теме: метатекст, тезис, аргумент.

 

Планы практических занятий

Практические занятия в разной степени отражают все аспекты современной речевой культуры:

нормативный (в ходе занятий подробно рассматриваются трудные случаи в системе норм современного русского литературного языка),

коммуникативный (на занятиях соблюдается принцип постепенного усложнения видов речевой деятельности: студенты проходят путь от восприятия и осмысления как коммуникативных качеств эталонного текста, так и недостатков текста дефектного до создания собственных текстов разного характера),

этический (студенты изучают специальные речевые средства регулирования социальных и межличностных отношений).

 

Практические занятия целесообразно начать с диагностирующего теста, результаты которого, обозначив “слабые места” в знаниях учащихся, позволят соответствующим образом скорректировать планы занятий.

 

Тема I.Формы существования национального языка

1. Отличия нелитературных вариантов языка от литературного языка.

2. Территориальный диалект. Типы диалектизмов.

3. Социальный диалект – жаргон – арго.

4. Просторечие.

5. Литературный язык как нормированная и стилистически дифференцированная форма национального языка.

6. Устная и письменная разновидности литературного языка.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.