Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения
Составитель:
Е.А. Торохова
Ижевск 2009
УДК 811.161.1
ББК 81.2-7
Р89
Учебно-методическое пособие составлено на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного 16 июня 2000г.
Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № от «_»_______ 2009г.
Рецензент: д.ф.н., профессор кафедры теории языка и речевой коммуникации
ГОУ ВПО «Удмуртский госуниверситет» С.Г. Шейдаева
Составитель:
Торохова Е.А. – канд. филолог. н., доцент кафедры философии
ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА
Р89 Русский язык и культура речи:Тесты для контроля знаний студентов: учебно-методическое пособие/сост. Е.А. Торохова– Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009.– 55 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов нефилологических специальностей. Его задача – помочь овладеть нормами русского литературного языка. Задания по русскому языку и культуре речи составлены в соответствии с требованиями минимума содержания проекта образовательного стандарта.
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов к итоговой аттестации и экзаменам.
В соответствии с гуманитаризацией высшего образования курс “Русский язык и культура речи ” изучается студентами всех специальностей и всех форм обучения. Он нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком специалистов нефилологического профиля в разных сферах функционирования языка письменной и устной его разновидностях.
1.2. Задачи курса
Задачи курса состоят в формировании у студентов основных навыков, которыми должен владеть каждый человек в обществе для успешной работы и коммуникации в различных сферах жизни: бытовой, юридически-правовой, научной, политической, социально-государственной:
1. Продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуации общения.
2. Участие в диалогических и полилогических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.
Этими навыками студент заочной формы обучения как носитель современного русского языка должен свободно владеть и в устной, и в письменной форме.
Лекционный курс рассчитан на 6- 8 часов, поэтому он не может содержать систематического изложения всего материала программы. Практические занятия в количестве 6- 8 часов, прежде всего, опираются на теоретические сведения о нормах литературного языка во всех его разновидностях; нормативных, коммуникативных, этических аспектах устной и письменной речи. В целях контроля навыков анализа речевого материала рекомендуется проводить письменные контрольные работы (от одной до двух) как одну из форм, которая позволит выявить не только умение студента работать с научной и справочной литературой, но и владение оформлением письменного высказывания. Формой итогового контроля является зачет.Зачет проходит в форме тестирования, задания на которое представлены ниже.
Содержание курса и методические указания по его изучению.
Тема 1. Культура речи как наука. Виды и единицы речевого общения
Культура речи – особый раздел лингвистики (языкознания). Язык и мышление. Язык и общество. Язык и речь. Язык как система передачи информации. Функции языка. Речь как форма существования языка. Правильность, точность, выразительность речи. Логичность речи как характеристика структуры высказывания. Чистота, богатство и уместность речи. Литературная норма речи: орфоэпическая, лексическая, морфологическая, синтаксическая, орфографическая, пунктуационная, стилистическая.
Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения. Основные единицы общения: речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие. Фатическая и информативная речь. Общие закономерности речи в условиях массовой коммуникации. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач. Вербальные и невербальные средства коммуникации.
Методические указания
Приступая к изучению культуры речи как науки, необходимо помнить, что это особый раздел лингвистики (языкознания). Термин лингвистика происходит от латинского слова lingua, что означает язык. Как и все науки, она сложилась в результате потребности людей в осмыслении такого явления как язык. Относительно природы и сущности языка имеется несколько точек зрения. Одни считают его наподобие растениям биологическим явлением, наследуемым человеком от своих родителей. Другие рассматривают язык как психическое явление, как проявление “духа божьего и человеческого”, третьи признают язык социальным явлением, возникшим и развивающимся в силу потребности людей в общении. Необходимо кратко остановиться на отношении языка и мышления, которые возникли исторически одновременно в процессе трудовой деятельности.
Основными функциями языка являются коммуникативная, когнитивная (познавательная), эмоциональная.
Рассматривая вопрос, язык как система передачи информации, надо акцентировать внимание и на знаковость, и на системность его.
Если язык – это система знаков и символов, то речь – это процесс пользования языком.
Важно знать, что культура речи – часть общей культуры человека. Под культурой речи понимается умение, во-первых, правильно говорить и писать, во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и задачами общения. Речь культурного человека должна быть, прежде всего содержательной, выразительной, точной, правильной.
Одним из вопросов культуры речевого общения является нормированность языка, т. е. наличие норм. Языковая норма – это образец того, как принято говорить и писать в данном языковом обществе в данную эпоху.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие существуют взгляды по поводу природы языка?
2. Каково отношение языка и мышления?
3. Каковы основные функции языка?
4. Что такое язык?
5. Что такое речь?
6. Докажите при помощи данных словосочетаний, что термины “язык” и “речь” не являются тождественными: