Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Задание 2. Составьте словосочетания с приведенными ниже словами. Обратите внимание на то, что близкие по значению или однокоренные слова требуют различного управления



Вариант 1. Оплатить (что), заплатить (внести плату: за что), отчитаться (о чем и в чем), отчет (о чем), рецензия (на что), превосходство (над кем, чем и допустимо перед кем, чем), преимущество (перед кем, чем), иммунитет (к чему?).

Вариант 2. Препятствовать (чему), тормозить (что), пренебречь (кем, чем), тенденция (чего, к чему), рассказать (о чем), указать (на что), превосходство (над кем, чем и допустимо перед кем, чем), преимущество (перед кем, чем).

Вариант 3. Дисгармонировать (с чем?), постановить (что), постановление (о чем), претендовать (на что?), руководить (кем), курировать (кого), аннотация (на что, чего и к чему), свойственный (кому).

Вариант 4. Характерный (для кого), точка зрения (на что), дискутировать (о чем), неверие (во что), приемлемый (для кого, чего), высказывание (по чему), уверенность (в чем), вера (во что).

Вариант 5. Удивиться (чему), удивлен (чем), упрекать (в чем), жажда (чего), пример (чего, чему), отчитаться (в чем), отзыв (о чем), упрекать (в чем).

Вариант 6.Порицать (за что), идентичный (чему), сходный (с чем), обидеться (на что), обижен (чем), заведующий (чем), тревожиться (за кого), пример (чего, чему).

Вариант 7. Дисгармонировать (с чем), тенденция (к чему), отчитаться (в чем), обрадоваться (чему), обрадован (чем), обращать внимание (на что), отчитаться (в чем), иммунитет (к чему).

Вариант 8. Отличать (что от чего), тормозить (что), директор (чего), основываться (на чем-либо), свойственный (кому), характерный (для кого), предостеречь (от чего), предупредить (о чем).

ЗАДАНИЕ 3.Найдите в текстах по вашей специальности примеры на описанные в таблице № 1 (см. справочные материалы) случаи согласования подлежащего и сказуемого в формах числа. Выпишите четыре примера и проверьте правильность согласования.

Задание 4. Укажите, какие из приведенных предлогов употребляются с родительным падежом (чего?), а какие – с дательным падежом (чему?): благодаря, в отношении к, в сторону, в отношении, во избежание, в целях, применительно к, сообразно, в целях, в течение, согласно, соответственно, вопреки, в продолжение, вследствие, в силу, по мере. Придумайте 5 предложений с данными предлогами.

 

ЗАДАНИЕ 5. Следующие числительные и словосочетания поставьте в формы родительного, творительного и предложного падежей. Придумайте предложения, иллюстрирующие употребление двух любых числительных в указанных формах.

Образец: 459 рублей

Род. п. – четырехсот пятидесяти девяти рублей

Тв. п. – четырьмястами пятьюдесятью девятью рублями

Пр. п. – о четырехстах пятидесяти девяти рублях

 

2982 год

17 статей

5/8 метра

43499 штук

трое детей

сороковой размер

полтора килограмма

957 студентов

 

ЗАДАНИЕ 6 . От следующих прилагательных образуйте возможные степени сравнения.

Образец: новый – новее, более новый, менее новый, новейший, самый новый.

 

Глубокий, дальний, живой, хороший, гордый, здоровый, глазастый, плохой, хромой, молодой, спорный, мокрый, близкий, полосатый, маленький, чуждый, холостой, сухой, грубый, веселый, захудалый.

 

Выполните тест

«Риторика и ораторское искусство».

 

1. Что нужно, чтобы овладеть агитационной речью?

а) стремиться предвосхитить ответную реакцию противника;

б) заботиться о том, чтобыне создавать барьеров в общении;

в) сделать речь максимально адресованной данной аудитории.

 

2. Какие основные потребности людей нужно учитывать, создавая политическую речь?

а) потребности материального существования;

б) потребности в любви;

в) потребности в безопасности.

 

3. По какому критерию вы будете судить речь: информирующую или агитирующую?

а) на основании содержания;

б) на основании наличия слоганов и призывов;

в) на основании явной и скрытой агитации.

 

4. Каковы главные отличия митинговой речи от других видов речей в политической сфере?

а) лаконизм содержания;

б) эмоциональность выступления;

в) мобилизирующие факторы.

 

5. Что главное в интервью на телевидении?

а) невербальные средства общения;

б) пафосность произнесения;

в) увлекательность изложения.

 

6. Что главное в интервью на радио?

а) разнообразие тона и голоса;

б) кинесика;

в) серьёзность содержания речи.

 

7. Что самое главное в интервью для прессы?

а) увлекательность изложения;

б) собственный взгляд на вещи;

в) правильные вопросы журналиста.

 

8. От чего зависят способы раскрытия основного содержания речи?

а) от характера аудитории;

б) от вида речи;

в) от ваших речевых способностей.

 

9. Какие методы изложения материала в основной части выступления продуктивны?

а) индуктивный и дедуктивный способы;

б) способ аналогии;

в) исторический.

 

10. Что главное в подготовке речи?

а) исполнение речевого канона;

б) украшение речи;

в) импровизирование.

 

11. Что обеспечивает адекватное замыслу исполнение речи?

а) отрепетированность;

б) зазубривание речи наизусть;

в) произнесение по ключевым словам.

 

12. Что повышает эффективность информирующей речи?

а) учёт состава аудитории;

б) компетентность оратора;

в) структурированность информации.

 

13. Какие коммуникативные тактики более характерны для политической речи?

а) тактика обращения к эмоциям слушателей;

б) тактика учёта ценностных ориентиров;

в) тактика призыва адресата.

 

14. Какие основные слагаемые успеха организационной речи?

а) совещание с членами коллектива;

б) мобилизующая роль ведущего;

в) соблюдение порядка работы всей команды/

 

15. Какое поведение руководителя совещания правильное?

а) учёт мнения всех присутствующих;

б) создание дискуссии;

в) находится на нейтральных позициях

 

16. Как усилить убедительность речи?

а) привести факты, цифры, свидетельства; б) составить удачные призывы;

в) критиковать оппонентов.

 

17. От чего в большой степени зависит выбор способа изложения материала речи?

а) от цели речи;

б) от информации, которой оратор располагает;

в) от состава аудитории.

 

18. Какую задачу выполняет вступление речи?

а) коммуникативную;

б) содержательную;

в) закрепительную, юмористическую.

 

19. Какую задачу выполняет заключение речи?

а) коммуникативную;

б) подытоживающую;

в) мотивационную.

 

20. Как привлечь внимание аудитории во время речи?

а) помолчать;

б) установить зрительный контакт;

в) применить приём «зацепляющий крючок».

 

21. Как сделать произнесение речи эффективным?

а) логически стройно изложить материал;

б) создать интригующие моменты;

в) обеспечить лаконичность речи.

 

22. Как создать диалогизацию речи?

а) построить выступление в форме вопросов и ответов самого же оратора;

б) разговаривать с аудиторией;

в) отвечать на выкрики слушателей.

 

23. Как отвечать на вопросы аудитории?

а) кратко и обтекаемо;

б) вежливо и доброжелательно;

в) конкретно, по существу проблемы.

 

24. Какие законы риторики наиболее важны?

а) закон близости содержания речи интересам жизни;

б) закон триединства;

в) закон эстетического наслаждения речью.

 

25. Какие общие принципы нужно соблюдать при подготовке публичного выступления?

а) принцип последовательности;

б) принцип занимательности;

в) принцип результативности.

 

26. Что способствует поддержанию внимания на протяжении речи?

а) наглядность;

б) логичность;

в) речевая динамичность.

 

27. Как создать коммуникативное лидерство?

а) инициативой общения;

б) структурированием общения;

в) целенаправленностью общения.

 

28. Какие фазы общения являются важнейшими для успешной коммуникации?

а) вступление в речевой контакт;

б) упрочение взаимодействия;

в) привлечение внимания.

 

29. Какие виды спора являются самыми продуктивными?

а) полемика;

б) дискуссия;

в) дебаты.

 

30. Какова цель аргументирующей речи?

а) убедить собеседника;

б) развлечь слушателя;

в) вызвать полемику.

 

31. Какие аргументы считаются достаточными?

а) истинные;

б) не противоречащие друг другу; в) правдоподобные.

 

32. Какие признаки характеризуют диалектическую речь?

а) дискуссионность;

б) диалогизм;

в) использование «чучела оппонента».

 

33. В каких ключевых понятиях проявляется рекламная риторика?

а) новизна, престижность;

б) эксклюзивность;

в) креативность.

 

34. Какое главное правило эффективного общения в рекламной риторике?

а) простота, доступность;

б) логичность;

в) яркая наглядность.

 

35. Какие виды речей относятся к академической речи?

а) парламентская;

б) лекция;

в) политическое обозрение.

 

36. Какие виды речей относятся к социально-бытовой риторике?

а) юбилейная;

б) митинговая;

в) проповедь.

 

37. Какие виды речей относятся к судебной риторике?

а) доклад;

б) выступление на съезде;

в) обвинительная речь.

 

38. Какие виды речей относятся к гомилетике?

а) защитительная речь;

б) агитаторская речь;

в) проповедническая речь.

 

39. Какие виды речей относятся к политической риторике?

а) научное сообщение;

б) митинговая речь;

в) застольная речь.

 

40. Какие аудитории относятся к малым?

а) до 25 человек;

б) до 50 человек;

в) более 100 человек.

 

41. Выступление в массовой аудитории требует?

а) эмоциональности;

б) глубоких знаний;

в) простоты и ясности.

 

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

СТИЛИ РЕЧИ

В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор языковых средств. В результате создаются разновидности единого литературного языка – функциональные стили.

Функциональный стиль – исторически сложившаяся в данном языковом коллективе разновидность литературного языка, представляющая собой относительно замкнутую систему, которая регулярно функционирует в определённой сфере общественной деятельности. Термин “функциональный стиль” подчёркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Обычно различают следующие функциональные стили: 1) научный (научно-технический), 2) официально-деловой, 3) публицистический, 4) разговорно-обиходный.

Научный стиль сформировался в сфере научного познания. Основная функция научного общения – вывод нового знания о предмете, явлении, их свойствах и качествах. Главные свойства – точность и логичность изложения, отсутствие выражения эмоций.

Аннотация– это краткое изложение содержания книги, статьи и т.п. Цель сжатия – облегчение поиска информации. Например, содержание диссертации излагается в автореферате, доклада – в тезисах, монографии (статьи) – в аннотации.

Образец аннотации

Монография посвящена рассмотрению актуальных аспектов профессиональной деятельности журналистов. Особое внимание уделено активным процессам в газетно-публицистическом стиле.

Предложена методика редактирования медиатекста. Предназначена для преподавателей и студентов факультетов журналистики, филологов, журналистов-практиков.

Языковые средства, используемые в аннотации:

1. О чем статья?

В статье изложена концепция (теория) / рассматриваются вопросы / дается обзор / главное внимание уделено (чему?);

2. Из каких частей состоит статья?

– Статья состоит из … / включает …

– В первой части … / разделе…

– В приложении …

– Предлагается методика / словарь…

3. Чем отличается эта статья от аналогов?

– Статья в максимально доступной форме познакомит… / позволит подготовиться к сдаче …

– Приведены многочисленные примеры, малоизвестные сведения…

Последовательно изложена… / особое внимание уделено…

7. Для кого эта статья?

– Предназначена для … / адресована … (кому)

– Представляет интерес для широкого круга читателей.

Рецензия должна включать в себя следующую информацию:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.