Задание 2. Составьте словосочетания с приведенными ниже словами. Обратите внимание на то, что близкие по значению или однокоренные слова требуют различного управления
Вариант 1. Оплатить (что), заплатить (внести плату: за что), отчитаться (о чем и в чем), отчет (о чем), рецензия (на что), превосходство (над кем, чем и допустимо перед кем, чем), преимущество (перед кем, чем), иммунитет (к чему?).
Вариант 2. Препятствовать (чему), тормозить (что), пренебречь (кем, чем), тенденция (чего, к чему), рассказать (о чем), указать (на что), превосходство (над кем, чем и допустимо перед кем, чем), преимущество (перед кем, чем).
Вариант 3. Дисгармонировать (с чем?), постановить (что), постановление (о чем), претендовать (на что?), руководить (кем), курировать (кого), аннотация (на что, чего и к чему), свойственный (кому).
Вариант 4. Характерный (для кого), точка зрения (на что), дискутировать (о чем), неверие (во что), приемлемый (для кого, чего), высказывание (по чему), уверенность (в чем), вера (во что).
Вариант 5. Удивиться (чему), удивлен (чем), упрекать (в чем), жажда (чего), пример (чего, чему), отчитаться (в чем), отзыв (о чем), упрекать (в чем).
Вариант 6.Порицать (за что), идентичный (чему), сходный (с чем), обидеться (на что), обижен (чем), заведующий (чем), тревожиться (за кого), пример (чего, чему).
Вариант 7. Дисгармонировать (с чем), тенденция (к чему), отчитаться (в чем), обрадоваться (чему), обрадован (чем), обращать внимание (на что), отчитаться (в чем), иммунитет (к чему).
Вариант 8. Отличать (что от чего), тормозить (что), директор (чего), основываться (на чем-либо), свойственный (кому), характерный (для кого), предостеречь (от чего), предупредить (о чем).
ЗАДАНИЕ 3.Найдите в текстах по вашей специальности примеры на описанные в таблице № 1 (см. справочные материалы) случаи согласования подлежащего и сказуемого в формах числа. Выпишите четыре примера и проверьте правильность согласования.
Задание 4. Укажите, какие из приведенных предлогов употребляются с родительным падежом (чего?), а какие – с дательным падежом (чему?): благодаря, в отношении к, в сторону, в отношении, во избежание, в целях, применительно к, сообразно, в целях, в течение, согласно, соответственно, вопреки, в продолжение, вследствие, в силу, по мере. Придумайте 5 предложений с данными предлогами.
ЗАДАНИЕ 5. Следующие числительные и словосочетания поставьте в формы родительного, творительного и предложного падежей. Придумайте предложения, иллюстрирующие употребление двух любых числительных в указанных формах.
Образец: 459 рублей
Род. п. – четырехсот пятидесяти девяти рублей
Тв. п. – четырьмястами пятьюдесятью девятью рублями
Пр. п. – о четырехстах пятидесяти девяти рублях
2982 год
17 статей
5/8 метра
43499 штук
трое детей
сороковой размер
полтора килограмма
957 студентов
ЗАДАНИЕ 6 . От следующих прилагательных образуйте возможные степени сравнения.
Образец: новый – новее, более новый, менее новый, новейший, самый новый.
33. В каких ключевых понятиях проявляется рекламная риторика?
а) новизна, престижность;
б) эксклюзивность;
в) креативность.
34. Какое главное правило эффективного общения в рекламной риторике?
а) простота, доступность;
б) логичность;
в) яркая наглядность.
35. Какие виды речей относятся к академической речи?
а) парламентская;
б) лекция;
в) политическое обозрение.
36. Какие виды речей относятся к социально-бытовой риторике?
а) юбилейная;
б) митинговая;
в) проповедь.
37. Какие виды речей относятся к судебной риторике?
а) доклад;
б) выступление на съезде;
в) обвинительная речь.
38. Какие виды речей относятся к гомилетике?
а) защитительная речь;
б) агитаторская речь;
в) проповедническая речь.
39. Какие виды речей относятся к политической риторике?
а) научное сообщение;
б) митинговая речь;
в) застольная речь.
40. Какие аудитории относятся к малым?
а) до 25 человек;
б) до 50 человек;
в) более 100 человек.
41. Выступление в массовой аудитории требует?
а) эмоциональности;
б) глубоких знаний;
в) простоты и ясности.
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
СТИЛИ РЕЧИ
В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор языковых средств. В результате создаются разновидности единого литературного языка – функциональные стили.
Функциональный стиль – исторически сложившаяся в данном языковом коллективе разновидность литературного языка, представляющая собой относительно замкнутую систему, которая регулярно функционирует в определённой сфере общественной деятельности. Термин “функциональный стиль” подчёркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Обычно различают следующие функциональные стили: 1) научный (научно-технический), 2) официально-деловой, 3) публицистический, 4) разговорно-обиходный.
Научный стиль сформировался в сфере научного познания. Основная функция научного общения – вывод нового знания о предмете, явлении, их свойствах и качествах. Главные свойства – точность и логичность изложения, отсутствие выражения эмоций.
Аннотация– это краткое изложение содержания книги, статьи и т.п. Цель сжатия – облегчение поиска информации. Например, содержание диссертации излагается в автореферате, доклада – в тезисах, монографии (статьи) – в аннотации.
Образец аннотации
Монография посвящена рассмотрению актуальных аспектов профессиональной деятельности журналистов. Особое внимание уделено активным процессам в газетно-публицистическом стиле.
Предложена методика редактирования медиатекста. Предназначена для преподавателей и студентов факультетов журналистики, филологов, журналистов-практиков.
Языковые средства, используемые в аннотации:
1. О чем статья?
В статье изложена концепция (теория) / рассматриваются вопросы / дается обзор / главное внимание уделено (чему?);
2. Из каких частей состоит статья?
– Статья состоит из … / включает …
– В первой части … / разделе…
– В приложении …
– Предлагается методика / словарь…
3. Чем отличается эта статья от аналогов?
– Статья в максимально доступной форме познакомит… / позволит подготовиться к сдаче …
– Приведены многочисленные примеры, малоизвестные сведения…
Последовательно изложена… / особое внимание уделено…
7. Для кого эта статья?
– Предназначена для … / адресована … (кому)
– Представляет интерес для широкого круга читателей.
Рецензия должна включать в себя следующую информацию: