Формирование характера напоминает процесс ваяния статуи: человек должен стряхнуть с себя огромные пласты эгоизма, что требует самодисциплины.
Только тогда характер начинает проявляться.
Фултон Дж. Шин, священник (1895 - 1979)
Ваше эго годами держало вас под контролем и прекратить этот контроль будет не так-то легко. Далее следует комплекс упражнений, которые помогут вам укротить эго, чтобы вы больше не были его рабом.
Тем из вас, кто не уверен в том, что эго существует само по себе, обладает собственным разумом и не всегда находится под вашим контролем, я предлагаю пример. Приходилось ли вам слышать у себя в голове мелодию, которая звучит и звучит, а вам никак не удается избавиться от нее? Очень часто, когда я просыпаюсь утром, мелодия или песня, услышанная накануне, продолжает звучать у меня в голове. Спустя какое-то время она даже становится раздражающей. Иногда это случается в течение дня, но чаще всего бывает утром. Откуда взялась эта песня? Если она исходит от меня самого, если я решил проиграть ее в своей голове, то почему не могу избавиться от нее? Если мне не принадлежало решение прокручивать песню и продолжать воспроизводить ее, то кто еще мог это сделать? Эго, вот кто! Не спрашивайте меня, почему его выбор падает на определенную песню, я не могу вам ответить.
Лично я люблю музыку. Я могу спастись, спрятаться в музыке, но это также означает, что она меня может отвлекать. Я использую утренние часы для концентрации, чтобы подготовиться к наступающему дню, а песня (каждое утро в моей голове могут звучать разные песни) отвлекает меня. Каждое утро я пытаюсь достичь одной цели — подавления моего эго посредством медитации так, чтобы у меня была возможность заниматься написанием книги.
Это подводит нас к первому упражнению — медитации. Мы уже обсуждали ее технику, но следует сказать об этом немного больше. Медитация успокаивает эго. Звучит довольно-таки просто, но выполнить эту задачу намного труднее, потому что эго не желает успокаиваться. Оно наслаждается постоянным непрерывным говорением и следующим за ним замешательством. Во время медитации ваша голова просто-напросто не занята никакими мыслями, чего трудно бывает достичь, но в процессе упражнений это становится все легче и легче. Тонкость состоит в том, чтобы не затрачивать слишком больших усилий. Просто представьте, что вы свободны, избавьтесь от контроля и позвольте состоянию медитации (в котором вы находитесь) завести вас туда, куда оно хочет. Не контролировать себя — такое состояние пугает большинство людей, но ирония в том, что они думают, будто действительно контролируют себя сами; в действительности же они находятся под контролем эго. Контроль над прошлым, будущим — все это относится к сферам деятельности эго. Высшая сущность, истинная сущность не нуждается в этих перспективах. Существует только одна истинная реальность — та, которая существует в данный момент. Медитация усиливает осознание настоящего.
Второе упражнение — это подавление желания. Первый вопрос, который вы должны задать себе: «Действительно ли я желаю именно этого или это только прихоть моего эго?». Если ответ связан с вашими мыслями о том, какое место вы должны занимать в жизни, кем хотите стать или кем хотели бы стать, тогда это воля вашего эго. Если вы подобны большинству людей, то обнаружите, что большая часть ваших желаний подпадает под категорию вашего эго. Истина состоит в том, что вы уже являетесь всем, чем вы хотите быть. Вы — совершенство в действии. Итак, чего вы, возможно, желаете? Единственная вещь, в которой вы действительно нуждаетесь, — это осознание того, что уже существует. Попробуйте не контролировать свою жизнь один день. Идите туда, куда поведет вас жизненный путь! Сталкивайтесь с ситуациями, людьми, местами и вещами и ведите наблюдение за теми уроками, которые преподносит каждая ситуация. Отдавайте себе отчет в этих уроках и удачных возможностях. Их предоставляется великое множество в течение дня, по большинство из них ускользает от среднестатистического человека, потому что люди настолько заняты попытками создания реальности, что реальность проходит мимо них. Плывите по воле волн, подобно семенам, которые несет ветер, и он увлечет вас туда, где вам положено быть. Он уведет вас туда, где вам следует находиться.
Третье упражнение состоит в том, чтобы делать то, что вас пугает. В этом присутствует некая магия. Верьте мне, когда я говорю, что являюсь новичком во многих областях. Чем больше я работаю над собой, сталкиваясь со страхом, тем больше я понимаю, что постоянно следует учиться. Но практика столкновения со страхом способствует осуществлению грандиозных прорывов в знании о самом себе и всем остальном. Победа над страхом — это начало мудрости.
Чего же вы боитесь? Высоты, воды, темноты, животных, неизвестного? Что бы это ни было, погрузитесь в глубину этого. Уверен, что это опасно. Вот почему мы боимся. Но преодоление этого страха представляет собой награду, которую получает жизнь. Вы почувствуете прилив энергии и уверенности в себе. Ваши познания, жизненные горизонты расширятся. Столкновение со страхом и есть жизнь! Вы познаете мир Колумба, Фрейда, Платона, астронавтов и всех других искателей приключений, которые осмелились преодолеть страх перед неизведанным. Страх — это способ, который применяет эго для того, чтобы держать вас под контролем. Если бы у вас не было страха, у эго не было бы власти. Я не знаю, можно ли стать абсолютно бесстрашным; может это и нереально, но я знаю, что победа над страхом дает вам свободу. Это свобода быть тем, кем вы являетесь, — свобода без ограничений. Вы понимаете, страх помещает вас в маленькую коробку. Она определяет параметры вашего существования. Как только вы одержите победу над любым страхом, вы расширите свой мир..
Это напоминает рассказ из книги Платона «Аллегория с пещерой». Трое мужчин с рождения были прикованы цепями к стенам внутри нещеры лицом к стене, спиной ко входу. Они прикованы таким образом, что могут смотреть только прямо перед собой. Когда солнце восходит, они видят свет на стене, исходящий от него. Ночью стена окутана мраком. Изредка они видят тени, пробегающие по стене, но не знают, из-за чего это происходит. Однажды один из мужчин разрывает оковы и выходит из пещеры. Он в изумлении осматривается, поспешно бежит к своим друзьям и пытается убедить их пойти вместе с ним. Он объясняет, как выглядит тот удивительный мир, который находится за пределами пещеры,— мир растений, животных, неба и моря. Но его друзья отказываются в это верить. Они отвечают, что затененная стена пещеры и есть реальный мир, и отказываются следовать за своим товарищем. Он уходит в реальный и удивительный мир в одиночестве, в то время как другие предоставляют страху возможность контролировать свою жизнью. Эта история похожа на вашу? Вы интересуетесь чудесами других миров или являетесь обитателем пещеры, чей страх заставляет вас поверить в то, что жизнь — это всего лишь тени на стене? Разорвите свои оковы и увидите мир, какой он есть на самом деле. Живите в чудесном мире, а не в пещере, где содержится под контролем безопасность вашего существования!
Четвертое упражнение при укрощении эго состоит в том, чтобы делать то, что вам не хочется. Требуется большая самодисциплина для того, чтобы пойти против своих ощущений, мыслей и вашей позиции по отношению к чему-либо. В начальной стадии, до тех пор, пока вы не осуществите усилий, направленных на то, чтобы поступать иным образом, эго будет руководить контролем этих функций, затруднив процесс. Например, однажды вечером мне позвонила с работы моя семнадцатилетняя дочь, она спрашивала маму. Я сказал, что мамы нет дома, и спросил, зачем она нужна ей. Дочь сказала, что голодна и хотела бы, чтобы мама принесла что-нибудь поесть, но раз уж мамы дома нет, то это ничего, она через несколько часов все равно придет домой и приготовит что-нибудь сама.
Я был раздет и уже хотел лечь отдохнуть. Мне в голову молниеносно пришла мысль о том, чтобы самому принести девочке ужин, но, честно говоря, этого делать не хотелось. Я начал приводить разумные доводы, что девочка не заслужила этого, поскольку в последнее время была очень замкнутой и необщительной, какими иногда бывают подростки. Я понял, что она не попросила меня принести ужин, поскольку также отдавала себе отчет в своем поведении. У меня даже был самый лучший в мире повод для того, чтобы расслабиться и ничего не делать. Но мне хотелось быть лучше себя, поэтому я и принес приготовленный ужин.
Я не получил никакой награды за свой поступок, кроме переполнявшего меня чувства, что я вышел за рамки собственного эго и стал лучше, чем я был. Я ходил, став немного выше ростом, с высоко поднятой головой, и на короткий момент ощутил себя божественно. Я ожидал того дня, когда буду испытывать постоянно такое ощущение, когда это станет образом моей жизни, а не случайным происшествием. Совершая какой-либо бескорыстный поступок, я делал еще один шаг по лестнице, ведущей к возвышению моей сущности. В чем вы могли бы преуспеть, если бы не делали этого? Найдите такой поступок, который вступает в противоречие с каждой частицей вашего тела, хотя в глубине души вы знаете, что вам нужно его совершить, так сделайте его! Сразу же начнется ваш рост, и вы сделаете еще один шаг на пути преодоления вашего эго.
Пятое упражнение требует очень больших усилий и высокой степени самоотдачи. В действительности, многим людям выполнить его не удается. Оно заключается в том, чтобы обрести пассивное отношение к тем вещам, которые раздражают вас. Пассивность означает не только терпение или примирение. Это не только изолированность, подобно игнорированию или отрицанию, которые имеют место при раздражении. Это разновидность покорности. Словарь утверждает, что пребывать в пассивном состоянии, значит — являться объектом, а не субъектом действия. Это приводит к активной вовлеченности в раздраженное состояние и изменению ваших действий и осознания из-за того, что это раздражает вас: позволять существовать подобному состоянию и ничего не предпринимать относительно него. Эта перспектива совершенно не похожа на ту, к которой мы привыкли. В идеальном случае она влечет за собой состояние страха и изумления относительно того, что мы видим.
Сначала вы должны определить, что именно вас беспокоит. Поскольку у всех нас есть собственные поводы для тревоги, незначительные и не только, я воспользуюсь примерами из собственной жизни. Мне на ум сразу же приходят три случая: ожидание в очереди в супермаркете, попадание в дорожную пробку и мухи. Да, именно мухи.
Иная разновидность тревоги навязывает мне воспоминание о стае желтых ос на барбекю или пикнике. Что же еще вызывают осы, кроме боли? Это существа, которые выводят меня из себя. Они причиняют такое беспокойство, что побуждают меня что-нибудь предпринять. И это то, что я хочу сделать с ними. Когда я нахожусь в автомобиле в самой гуще дорожного затора или стою в длинной очереди в супермаркете, то начинаю злиться. Я начинаю выносить суждения и становлюсь критичным к действиям других. Я могу припомнить, что, живя в Нью-Йорке, я пользовался автомобильным гудком, чтобы выразить и излить гнев. И так поступали все. Они продолжают сигналить и по сей день. Хитрость состоит в том, чтобы не относиться к этому серьезно. Избавьтесь от мысли о том, что являетесь объектом дорожной пробки и длинной очереди, чтобы стать наблюдателем. У Стюарта Уайльда на этот случай есть великий способ взглянуть на это: «Именно сейчас мы создаем движение». Сидя в автомобиле, одно мгновение понаблюдайте со стороны с восхищением и изумлением на все, что происходит вокруг вас. Не выносите суждений, просто сидите и наблюдайте. Затем вновь поместите себя в центр происходящих событий, и ваше ощущение изменится. Вы, может, даже начнете испытывать удовольствие от раздражения и забавности происходящего. Поведение и окружающая обстановка становятся удивительными и даже вызывающими удовольствие. Попробуйте сами.
Однажды, во время посещения подготовительного семинара по пожарной безопасности, спонсором которого была моя компания, наша группа и я подверглись нападению сотен мух. Они очень отвлекали нас и вызывали раздражение. Все учащиеся начали шлепать мух, отмахиваться от них. Было так скверно, что мы не могли даже уделять внимание семинару. После сорокапятиминутного участия в этом характерном спектакле я решил отвлечься от окружающей меня действительности, что было нетрудно сделать, поскольку действительность не была рабочей. Вместо того чтобы продолжать оставаться субъектом происходящего, который шлепал надоедливых мух и отмахивался от них руками, я отключился от окружающего мира и начал наблюдать за происходящим. И я заметил нечто необычное. Мухи не кусались. Я начал интересоваться, почему они с такой настойчивостью летали вокруг нас. Я также заметил, что в основном мухи садились на те части наших тел, которые не были прикрыты одеждой.
Я решил проникнуть в мозг мухи и попытаться понять, о чем она думает. Затем меня осенило — соль! После выделения пота на наших телах образовывалась соль. Я решил быть снисходительным и разрешить мухам забрать ее. После всего этого соль не представляла для меня никакой выгоды. Я позволил мухам сесть на мои ноги и игнорировал их покалывающее, вызывающее зуд, прикосновение. Я мгновенно вступил с ними в контакт так, чтобы они могли оставаться на моем теле и заполучить всю соль, какую хотели, но при этом не позволяли себе кусаться.
Всего неожиданнее было то, что мухи атаковали меня всей стаей. Я был в шортах и сидел с вытянутыми вперед ногами, слушая преподавателя. Мухи продолжали и продолжали прибывать до тех пор, пока это не стало заметным. Окружающие глядели на меня с изумлением. Обе моих ноги были покрыты сидящими на них мухами. Лектор, сидящий впереди, также заметил, что случилось, и, на мгновение прекратив семинар, заметил: «Вы им действительно нравитесь, не так ли?». Я был похож на «Короля мух».
Это продолжалось около часа, до самого конца семинара, и я могу припомнить, что дважды чувствовал, как мухи начинали кусаться. Как только я мысленно произнес: «Нет», укусы прекратились. Я уверяю вас, что вынес из этого семинара опыт, разительно отличающийся от того, который получили все участники, но и для многих других это стало необычным опытом. Я сумел обратить очень раздражающую ситуацию в один из наиболее удивительных опытов, который может испытать человек. Первоначально у вас может появиться отвращение, вызванное тем образом, который вы создали в своем мозгу, когда вы начинаете представлять себе, на что это может быть похоже. Но поверьте мне, что мой случай был весьма далек от того, чтобы я мог испытать отвращение. В действительности он доставил мне удовольствие. Я взял раздражающую, доставляющую отвращение, ситуацию, и превратил ее в один из самых приятных случаев моей жизни, о котором хочется вспоминать снова и снова.
Это переключение реальности, изменение в цепи причинной связи событий является матерью открытия. Изменяя на входе, вы изменяете на выходе. Эта покладистость, эта пассивность берет в свои руки действительность и вновь воссоздает ее. В этом процессе вы первый — цель воздействия. Затем вы становитесь субъектом, поскольку начинаете реагировать на ситуацию, затем одергиваете себя и вновь становитесь объектом, покоряясь обстоятельствам ситуации. Это выводит вас за рамки привычного автоматического реагирования на события, и вы начинаете воспринимать ситуацию несколько по-иному, чем это делает большинство людей. Это выводит вас за пределы обусловленной внешним миром реакции эго и переводит в мир перевернутой действительности, мир высшей сущности. Попытайтесь в следующий раз поместить себя в центр раздражающей ситуации и увидите, насколько изменится ваше восприятие.
Это последнее упражнение кому-то будет выполнить легче, а кому-то — труднее. Некоторым людям легче удастся выполнить упражнение, поскольку оно требует применения физических сил. Оно влечет за собой перемену привычного уклада вашей жизни. Большинство людей «вливаются» в ритм размеренного существования и могут всю жизнь прожить, ничего в ней не меняя. Этот привычный ритм обладает гипнотическими свойствами, напоминающими состояние транса, которое создает комфорт и порядок, а еще удерживает от прогресса и созидания. Прислушайтесь к этим словам те, кто хочет добиться успеха. Рост и развитие, а вовсе не комфорт являются целью существования.
Если вы встаете каждое утро в определенное время, скажем в семь часов утра, то попытайтесь проснуться в четыре часа. Отправьтесь на прогулку или займитесь выполнением физических упражнений. Смените свой обыденный рацион питания. Сделайте хоть что-нибудь! Эти изменения в распорядке дня не обязательно приведут вас сами по себе к духовному пути достижения успеха, но если оставить неизменными ваши устои, то существует почти полная вероятность, что вы никогда не придете к успеху. Самое поразительное, что мне удалось выявить в людях, — это недостаточное понимание ими следующей универсальной истины: если вы хотите изменить свою жизнь, то сначала должны поменять вашу жизнь. В этом высказывании заключена неоспоримая простота, но эта мудрость ускользает от многих людей. Я не могу сказать, сколько из встреченных мною в жизни людей говорили, что хотят улучшить свою жизнь, сделать ее более процветающей, полноценной, но им не хотелось порывать со своим привычным жизненным укладом. Обдумав эту ситуацию, я не нахожу лучшего способа завершить эту главу, кроме как вновь произнести эту цитату: «Продолжайте делать то, что вы делаете, и вы будете продолжать получать то, что вы получаете».