Взаимодействие ребенка с окружающим миром обеспечивается функцией нервной системы. Эта функция проявляется прежде всего в движениях организма, являющихся обычно ответом на какие-то раздражения, либо действующие извне, либо идущие от самого организма младенца. Первые движения возникают у плода на третьем месяце внутриутробной жизни. Сначала появляются движения головы, затем рук, туловища и ног. Движения зрелого плода, возникающие в ответ на раздражения любого участка тела или на неудобное положение матери, бывают сильными, длительными и диффузными.
К моменту рождения у младенца есть несколько безусловных рефлексов. Через них осуществляются первые связи ребенка с внешним миром. Они возникают прежде всего в ответ на раздражения кожи и слизистых оболочек. Такие механизмы свидетельствуют об относительной морфологической и функциональной готовности некоторых мозговых структур.
Незрелость корковых клеток выражается в резком преобладании возбудительных процессов над тормозными. Каждое раздражение, достигая мозга, широко иррадиирует по коре, захватывая множество нервных полей, целых корковых структур и центров. Поэтому любой раздражитель вызывает чрезвычайно разлитую и недифференцированную реакцию. Например, новорожденный отвечает сосательными движениями не только на прикосновение любым предметом к его губам или к языку, но и к щеке или ко лбу. Однако уже на 11-й день сосательные движения возникают лишь как реакция на прикосновение к губам. Такое сужение поля приема раздражений свидетельствует о быстро развивающейся дифференцировке как поступающих сигналов, так и ответов на них.
Новорожденный все время производит множество беспорядочных движений: дергает руками и ногами, морщит лоб, егоглаза вращаются совершенно несогласованно, косят, лицо складывается в гримасы. Развитие рефлекторной деятельности проявляется прежде всего в том, что ответные движения младенца приобретают все более определенный, дифференцированный характер. «До тех пор, пока возбуждение не коснулось механизма,— пишет И. М. Сеченов,— все его отделы находятся в одинаковых условиях питания и заряжаемости энергией; но лишь только оно пробежало по известному отделу нервной системы, равенство это надолго уничтожено — деятельные пути надолго остаются более возбудимыми, чем остальные, и разница между ними становится тем резче, чем чаще повторялось возбуждение в той же форме».
Специальное изучение рефлекторной деятельности маленьких детей впервые проведено учеником и сотрудником И. П. Павлова Н. И. Красногорским в 1905 г.2. Он утверждает, что особое свойство клеток коры мозга ребенка — легко фиксировать и удерживать установленные связи на многие годы — одна из наиболее характерных особенностей, определяющих качество работы больших полушарий мозга ребенка. Эта пластичность обеспечивает ранние сроки и легкость выработки условных рефлексов у младенца.
Сразу после рождения у ребенка можно обнаружить следующие безусловные рефлексы:
1. 3 р-а ч к о в ы й. Через пять минут после рождения зрачок глаза младенца суживается в ответ на действие яркого света.
2. Пищевой. Прикосновение к губам и даже к другим частям лица новорожденного вызывает сосательные движения, которые впоследствии совершенствуются и дифференцируются.
3. Рефлекс Бабинского. В ответ на раздражение подошвы тупой спичкой младенец растопыривает пальчики ноги.
4. Рефлекс «р о б и н з о н о в с к и й». Прикосновение к ладони младенца вызывает рефлекторное схватывание палочки, карандаша, пальца. Это схватывание является настолько цепким, что ребенка можно поднять и он выдержит вес своего тела на одной руке. На втором месяце этот рефлекс исчезает, и в дальнейшем при произвольном схватывании у ребенка уже нет такой цепкости.
5. Ориентировочный рефлекс. Этот рефлекс имеет огромнейшее значение для всего процесса психического развития ребенка. В первичной форме этот рефлекс выражен в направлении взора на яркий или блестящий предмет. Затем такую же ориентировочную реакцию вызывает новое для ребенка, необычное явление. При этом установление взора дополняется по-воротом головы ребенка, сосредоточением, длительность и стойкость которого заметно возрастают. В конце первого года жизни ориентировочный рефлекс включает и пробовательные, шарящие, ощупывающие движения рук, постепенно приобретающие характер подлинно исследовательской деятельности.
6. Оборонительный рефлекс. Если держать младенца в вертикальном положении и резко приблизить к его лицу ладонь, он откинет голову назад и зажмурит глаза. Если сильно дернуть за пеленку, на которой лежит новорожденный, он резко взмахивает руками и ногами.
На различные внутренние раздражения ребенок отвечает криком.