Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Взаимодействие ребенка с окружающим миром обеспечива­ется функцией нервной системы. Эта функция проявляется преж­де всего в движениях организма, являющихся обычно ответом на какие-то раздражения, либо действующие извне, либо идущие от самого организма младенца. Первые движения возникают у плода на третьем месяце внутриутробной жизни. Сначала появ­ляются движения головы, затем рук, туловища и ног. Движения зрелого плода, возникающие в ответ на раздражения любого участка тела или на неудобное положение матери, бывают силь­ными, длительными и диффузными.

К моменту рождения у младенца есть несколько безусловных рефлексов. Через них осуществляются первые связи ребенка с внешним миром. Они возникают прежде всего в ответ на раздра­жения кожи и слизистых оболочек. Такие механизмы свидетель­ствуют об относительной морфологической и функциональной го­товности некоторых мозговых структур.

Незрелость корковых клеток выражается в резком преоблада­нии возбудительных процессов над тормозными. Каждое раздра­жение, достигая мозга, широко иррадиирует по коре, захватывая множество нервных полей, целых корковых структур и центров. Поэтому любой раздражитель вызывает чрезвычайно разлитую и недифференцированную реакцию. Например, новорожденный отвечает сосательными движениями не только на прикосновение любым предметом к его губам или к языку, но и к щеке или ко лбу. Однако уже на 11-й день сосательные движения возникают лишь как реакция на прикосновение к губам. Такое сужение по­ля приема раздражений свидетельствует о быстро развивающей­ся дифференцировке как поступающих сигналов, так и ответов на них.

Новорожденный все время производит множество беспоря­дочных движений: дергает руками и ногами, морщит лоб, егоглаза вращаются совершенно несогласованно, косят, лицо скла­дывается в гримасы. Развитие рефлекторной деятельности про­является прежде всего в том, что ответные движения младенца приобретают все более определенный, дифференцированный ха­рактер. «До тех пор, пока возбуждение не коснулось механиз­ма,— пишет И. М. Сеченов,— все его отделы находятся в одина­ковых условиях питания и заряжаемости энергией; но лишь толь­ко оно пробежало по известному отделу нервной системы, равенство это надолго уничтожено — деятельные пути надолго остаются более возбудимыми, чем остальные, и разница между ними становится тем резче, чем чаще повторялось возбуждение в той же форме».

Специальное изучение рефлекторной деятельности маленьких детей впервые проведено учеником и сотрудником И. П. Павлова Н. И. Красногорским в 1905 г.2. Он утверждает, что особое свой­ство клеток коры мозга ребенка — легко фиксировать и удерживать установленные связи на многие годы — одна из наиболее характерных особенностей, опреде­ляющих качество работы больших полушарий мозга ребенка. Эта пластичность обеспечивает ранние сроки и легкость выработ­ки условных рефлексов у младенца.

Сразу после рождения у ребенка можно обнаружить следу­ющие безусловные рефлексы:

1. 3 р-а ч к о в ы й. Через пять минут после рождения зрачок глаза младенца суживается в ответ на действие яркого света.

2. Пищевой. Прикосновение к губам и даже к другим ча­стям лица новорожденного вызывает сосательные движения, ко­торые впоследствии совершенствуются и дифференцируются.

3. Рефлекс Бабинского. В ответ на раздражение по­дошвы тупой спичкой младенец растопыривает пальчики ноги.

4. Рефлекс «р о б и н з о н о в с к и й». Прикосновение к ладони младенца вызывает рефлекторное схватывание палочки, карандаша, пальца. Это схватывание является настолько цепким, что ребенка можно поднять и он выдержит вес своего тела на одной руке. На втором месяце этот рефлекс исчезает, и в даль­нейшем при произвольном схватывании у ребенка уже нет такой цепкости.

5. Ориентировочный рефлекс. Этот рефлекс име­ет огромнейшее значение для всего процесса психического раз­вития ребенка. В первичной форме этот рефлекс выражен в на­правлении взора на яркий или блестящий предмет. Затем такую же ориентировочную реакцию вызывает новое для ребенка, не­обычное явление. При этом установление взора дополняется по-воротом головы ребенка, сосредоточением, длительность и стой­кость которого заметно возрастают. В конце первого года жизни ориентировочный рефлекс включает и пробовательные, шарящие, ощупывающие движения рук, постепенно приобретающие харак­тер подлинно исследовательской деятельности.

6. Оборонительный рефлекс. Если держать мла­денца в вертикальном положении и резко приблизить к его лицу ладонь, он откинет голову назад и зажмурит глаза. Если сильно дернуть за пеленку, на которой лежит новорожденный, он резко взмахивает руками и ногами.

На различные внутренние раздражения ребенок отвечает криком.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.