Что означает свобода человека в политическом понимании
Каждый чел-к имеет право на досуг, оплачиваемый отпуск (ст.24), на такой жизн.уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и соц.обслуж-е, кот.необходим для поддерж-я здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспеч-е в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случя утраты ср-в к сущ-ю по независящим от него обстоят-вам. Все дети, родившиеся вне брака, должны иметь одинаковую соц.защиту. Особой защитой пользуются материнство и младенчество (ст.25). Личныеправа: никто не может подвергаться произвольному вмешат-ву в его личную и семейную жизнь, произвольным посягат-вам на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, честь и репутацию (ст.12). мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности и религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отнош-и вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения. Подчеркивается свобода заключения брака и право семьи на соц.защиту со стороны гос-ва и общ-ва (ст.16). Культурныеправа: право на образование. Оно должно быть бесплатным – по крайней мере начальное и общее, а начальное – ещё и обязательным. Образование должно быть направлено к полному развитию чел.лич-ти, увеличению уважения к правам чел-а и осн.свободам (ст.26). Каждый чел-к имеет право свободно участвовать в культурн.жизни общ-ва, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами, имеет право на защиту своих моральных и мат.интересов, являющихся результатом его научных, литературных или худож.трудов (ст.27).
25. В чем состоят особ-ти унитарного и федеративного построения гос-ва? Унитарное гос-во – едино. Это – Япония, Франция, Белоруссия. В нем нет крупных тер-й, заселенных разными этносами. Эти страны, как правило, мноэтничны. В унитарн.гос-вах обычно нет автономий или ииных этнич.образований, имеющих особый статус. Федерации (США, Германия, Россия) строятся на дуалистической основе: источником власти в них выступает народ в целом и крупные территориальн.образ-я – субъекты федерации. Это – союзы относит-но самостоят. гос. образований: штатов, земель, республик и т.п. В них есть центр, но компетенция между ним и субъектами строго распределена, и они имеют почти такую же структуру органов гос.власти, что и центр. Однако высшая полит. ответственность лежит на центре – в вопросах внешн. отнош-й, определении проиоритетных расходов за счёт госбюджета, в случае беспорядков и т.д. Местные же вопросы явл. компетенцией мест, центр занят лишь общенац. вопросами.
В чём выражаются преимущества и недостатки демократического режима?
Демократия форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии — власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов. Различают непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами) демократию.
29. Какая система является гл.механизмом реализации полит.власти и почему? Механизмом реализации полит.власти явл.полит.сис-ма общ-ва. Полит.сис-му общ-ва можно определить как совокуп-ть гос. и др. полит.институтов, а также принципов их орг-ции и отнош-й, предназначенных для осущ-я власти и упр-я обществ.делами.
31.Каковы отличительные особенности президентской республики?При президентской форме правления глава государства – президент – одновременно является и главой правительства. Формальной отличительной особенностью является отсутствие должности премьер-министра. Президентская республика отличается внепарламентским методом формирования правительства и отсутствием у правительства института парламентской ответственности; отсутствием у президента права роспуска парламента и др. Президентская республика строится по принципу жесткого разделения властей : в конституции закрепляется разграничение компетенции между высшими органами законодательной , исполнительной и судебной власти, кот.функционирует в течение всего срока полномочий. Президент. Республика впервые была введена в США на основе конституции 1787 г. Такая же форма – в странах Латинской Америки : Мексики, Аргентины , Бразилии, Колумбии и др.
32. Что такое политическая партия?Полит. партия ( партия- часть ( лат) более крупной общности) - добровольная полит. организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность кот. направлена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении. Современные полит. партии выполняют ряд функций - главная : борьба за политическую власть и связан. С нею формирование правящей элиты и состава правительства; связь между обществом и государством; определяют цели и разрабатывают идеологию, программы, стремятся определить стратегию развития общества и убедить граждан в ее правильности; главная функция - отбор и формирование полит. лидеров и элит для всех уровней полит. системы. ( профессиональных политиков, партийных экспертов, аналитиков и т.д.)
33. Каково современное понимание демократии?Демократия- власть народа.. В истории выделяют две основные трактовки демократии: либерально-демократическая, делающая акцент на автономии индивида, правах и свободах человека; -радикально-демократическая, утверждающая верховенство народа и приоритет общественных интересов над частным.Среди соврем.демократий можно отметить модель конкурентной элитистской демократии , модель полиархической демократии , экономическую модель, демократическую «прав человека», модель «интегративной демократии».
34. Какие подсистемы существуют в полит. системе общества?Полит. сис-ма - совокупность государственных и общественных организаций , объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществление политической организации об-ва. Она включает: институциональный компонент, сост. из различных социально-политических институтов и учреждений ( государство, политические партии, различные органы,средства масс.информации); функциональный – совокупность тех ролей и функций, кот. осуществ. Как от дельными соц-полит. институтами и их группами. ( форма и направление полит. деятельности способы и методы полит. власти средства воздействия на общ. Жизнь и др.); регулятивный– как совокупность политико-правовых норм и др. средств регулирования взаимосвязей между субъектами полит. системы ( конституция, законы, обычаи , традиции, полит. принципы, взгляды и.др.); коммуникативный– совокупность разнообразных отношений между субъектами полит. системы по-поводу власти , в связи с выработкой и осуществ. Политики; Идеологический - совокупность полит. идей, теорий, концепций ( полить. Сознание, полит. и правовая культура, полит. социализация.)
35. Назовите признаки смешанной республики.Республика – форма правления при кот. все высшие органы гос.власти либо избираются либо формируются общенациональным , представительным учреждением. Основными признаками смеш. Республики: избрание президента всеобщим голосованием; президент располагает собственными прерогативами, позволяющие ему действовать независимо от правительства; наряду с президентом действуют премьер –министр и министры, образующие правительство, ответственное перед парламентом.. ( Полупрезидентская республика во Франции).
36.Что такое партийная система общества?Партийная система общества – механизм взаимодействия и соперничества партий за власть и ее осуществление.
37. Для каких целей существуют международные организации и чем правителственные орг. Отличаются от неправительтственныхМеждународная организация – это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств – членов. Современные международные организации делятся на 2 основных типа: межправительственные и не правительственные организации, два данных типа имеют свои особенности, признаки. Любая межправительственная организация должна обладать, по крайней мере, шестью признаками. Во-первых она создаётся в соответствии с международным правом. Это наиболее существенный признак, имеющий решающее значение. Любая правительственная организация должна быть создана на правомерной основе, а именно организация не должна ущемлять интересы отдельного государства и международного сообщества вцелом. Кроме того, любая международная организация создаётся на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.). Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в последние время участниками международных организаций также межправительственные организации. Например, ЕС является членом многих международных рыболовных организаций. Цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других. Но такая организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во всех областях. В таком случае международная организация выступает посредником между государствами – членами. Иногда государства передают наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для обсуждения и решения. Очень важно для каждой международной организации иметь соответствующую организационную структуру. Этот признак как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает её от многочисленных других форм международного сотрудничества. Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы. Следующим важным признаком международной организации является наличие у неё прав и обязанностей, которые в общей форме закреплены в её учредительном акте. Международная организация не может превысить свои полномочия. Международная организация также имеет самостоятельные международные права и обязанности, т. е. Обладает автономной волей отличной от воли государств – членов. Этот признак означает, что любая организация в своей сфере деятельности может избирать самостоятельно средства выполнения прав и обязанностей, возложенных на неё государствами - членами. Таким образом, международная организация, обладающая вышеизложенными признаками считается международной межправительственной организацией. Цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других. Но такая организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во всех областях.
В современном мире существует международные неправительственные организации, которыми считаются любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения.
38. Каков механизм функционирования политической власти в демократическом обществе.Носителем суверенитета и единым источником власти явл.народ. Он осущ-ет власть непосредственно через органы местно самоупр-я. Верховная власть делится на законодат., исполнит. и судебную.
39. По каким критериям можно классифицировать политические системы и что это дает на практике?Гл. критерием выступает полит.власть и предопределяемые ею характер и направленность социального развития. Важен учет уровня экономического развития, объем, способ и возможности реализации прав и свобод граждан, плюрализм, уровень политической культуры и другие факторы. Критерии: 1)по форме правл-я; 2)По форме гос.устр-ва (унитар., федеративн., конфедеративн. республики); 3)по кол-ву палат в парламенте (одно-, двух-); 4)по сис-ме выборов (мажоритарная, пропорциональная, смешанная); 5)По кол-ву партий, формирующих КабМин (от 2-х до 5).