Попросите ребенка рассмотреть верхний ряд картинок и ответить на вопрос: «Где лежат карандаши?» (В коробке, на коробке, за коробкой, перед коробкой.) Если он затрудняется правильно ответить по картинке, вы можете смоделировать данную ситуацию на реальной коробке карандашей и опять перейти к картинкам.
Затем попросите ребенка рассмотреть другие картинки и найти один предмет, изображение которого повторяется. Это мяч. Потом задайте вопрос по этим картинкам, например:
Где лежит мяч? — Мяч лежит под стулом.
Где летит мяч? — Мяч летит над забором (через забор).
Откуда мальчик достает мяч? — Мальчик достает мяч из-под дивана.
Как девочка бросает мяч? — Девочка бросает мяч над головой.
Если ребенок затрудняется ответить на вопросы по картинкам, попробуйте проделать те же манипуляции с настоящим мячом.
Требовать полных ответов необязательно. Главное, чтобы ребенок в ответе использовал предлоги. Если малыш сразу не понимает, что от него требуется, вы можете помочь ему с помощью наводящих вопросов.
Трудности
Алгоритм дальнейших действий
Ребенок не смог составить большинство словосочетаний правильно и не замечает своих ошибок
Ребенок сделал больше трех ошибок и исправил их только после того, как вы обратили его внимание на эти ошибки
Ребенок неправильно использует падежные
окончания имен существительных
Ребенок неправильно произносит предлоги
или заменяет одни предлоги на другие, не
подходящие по смыслу
Продолжите обследование грамматического строя речи, возможно, что у вашего ребенка большие проблемы с формированием речи и ему требуется срочнаяконсультация логопеда
Ребенок не знает некоторых предлогов
Потренируйтесь с ребенком правильно составлять словосочетания с этими словами. В конце об-
следования вернитесь к этому материалу. Если
ребенок по-прежнему ошибается и, кроме того, у
него есть другие речевые недостатки, лучше обратиться за консультацией к логопеду
Если ребенок отвлекается, рекомендуется использовать указку (карандаш) переводя ее с картинки на картинку слева направо.
Параметры оценки (поставьте плюсы напротив соответствующих пунктов):
Ребенок составил предложения самостоятельно.
Ребенок составил предложения с небольшой помощью (вы задали ему один-два вопроса).
Ребенок выполнил все задание правильно.
Ребенок ошибся один раз (не понял ситуации, изображенной на картинке).
Ошибся один-два раза, но быстро исправил сам себя.
Вы поставили плюсы по всем пунктам. Поздравляем, переходите к разделу Обследование фонематического восприятия.
Вы не смогли поставить плюсы по всем пунктам. Не унывайте, пользуясь следующей таблицей, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.