Г82 Правильно ли говорит ваш ребенок и надо ли идти к логопеду? —М.: Айрис-пресс, 2004. —24 с: цв. ил.
I8ВN 5-8112-0402-7
Это пособие адресовано, прежде всего, ответственным родителям, заботливым бабушкам и дедушкам, неравнодушным воспитателям дошкольных образовательных учреждений, врачам и всем остальным — тем, кого волнует, правильно ли формируется речь ребенка после 4-4,5 лет.
Автор книги — Ольга Евгеньевна Грибова, кандидат педагогических наук, профессор, имеет большой стаж практической работы в качестве учителя-логопеда, в настоящее время работает заведующей кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.
ПРАВИЛЬНО ЛИ ГОВОРИТ ВАШ РЕБЕНОК И НАДО ЛИ ИДТИ К ЛОГОПЕДУ?
Ведущий редактор Н.А.Светлова
Редактор О. В. Белова
Художественный редактор О. В. Баурина
Иллюстрации А. А. Гурьев
Оформление обложки А.М.Драговой
Технический редактор С. С. Коломеец
Компьютерная верстка Г.В.Доронина
Корректор 3. А. Тихонова
Подписано в печать 26.06.03. Формат 60x90/8. Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 3. Усл.-печ. л. 3. Тираж 5000 экз.
Заказ № 3809.
ООО «Издательство "Айрис-пресс"» 113184, Москва, ул. Б. Полянка, д. 50, стр. 3.
ФГУП Тверской ордена Трудового Красного Знамени полиграфкомбинат
детской литературы им. 50-летия СССР Министерства Российской Федерации
по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
170040, г. Тверь, пр. 50-летия Октября, 46.
От автора
К родителям!Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно малыми произносят звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно.
Это не совсем так. Логопед исправляет не только дефекты звукопроизношения, но и помогает расширить словарный запас, формирует умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики.
Кроме того, логопед может подготовить ребенка к усвоению грамоты, если у него есть какие-то проблемы с речью, и к дальнейшему более успешному обучению в школе.
Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию. Родители, воспитатели — полноправные участники образовательно-коррекционного процесса. Без вашей помощи результаты коррекционной работы будут низкими, а занятия очень продолжительными даже у самого хорошего специалиста.
Итак, вам потребуется не больше получаса, чтобы выявить, есть ли у вашего ребенка проблемы с речевым развитием.
К воспитателям!Эта книга поможет вам при обследовании детей не только быстро выявить группу риска по речевому развитию, но и использовать полученные данные при диагностике результатов обучения по разделу «Развитие речи».
К логопедам!Вы можете использовать эту книгу для проведения экспресс-диагностики уровня сформированности речи у детей дошкольного возраста в условиях массового обследования детей-дошкольников.
Прочитайте обязательно!
Предлагаемая вашему вниманию книжка предназначена для проведения экспресс-диагностики уровня сформированности речи у детей дошкольного возраста старше 4,5 лет. Это возраст, в котором у детей начинает формироваться умение составлять рассказ или, как говорят специалисты, связное высказывание монологического характера.
Существует несколько причин, почему важно знать, правильно и формируется речь у ребенка в дошкольном возрасте.
1. Речь — это одна из высших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причиной их появления. Это не значит, что ваш ребенок «ненормальный» или «глупый». Это значит, что у ребенка есть проблемы, которые надо преодолеть с помощью специалистов как можно раньше, чтобы они не стали препятствием для его полноценного развития и успешного обучения.
2. Чем раньше выявлены проблемы, тем раньше можно начать работу по их преодолению, тем успешнее проходит эта работа. Ведь всегда легче сразу что-то выучить правильно, чем потом переучиваться. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка. Не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту, — помощь, оказанная своевременно, сэкономит ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым.
3. Даже незначительные недостатки в развитии речи малыша могут привести к трудностям освоения им процессов чтения и письма. В результате ваш умный, талантливый ребенок получает двойки по русскому языку. Такую опасность можно предотвратить! Обратитесь к специалисту, если в результате проведенной вами диагностики обнаружатся недостатки развития речи, даже, с вашей точки зрения, незначительные.
Не экономьте время на общении с ребенком!
Не бойтесь обращаться к специалисту!
Как работать с книгой?
В книге представлены следующие разделы: Обследование связной речи— составление рассказа повествовательного характера по картинке, составление рассказа по серии картинок.
Обследование грамматического строя речи— составление предложений по картинкам, проверка сформированности навыка согласования местоимений «мой», «моя», «мое», «мои»с именами существительными, использования предложно-падежных конструкций, навыков словообразования и словоизменения.
Обследование навыка звукопроизношенияна ограниченном речевом материале, выявление правильности произношения звуков родного языка в естественной речи.
Обследование слоговой структуры слова.Проверяется, правильно ли ребенок произносит слова, состоящие из разного количества слогов, и как сочетает звуки в этих слогах.
Обследование фонематического восприятия.Задачей этого раздела является выявление готовности ребенка к обучению чтению и письму: насколько он различает звуки родного языка, воспринимая их на слух.
Уровень сформированности словарного запасаребенка, темпговорения, беглость речи, наличие запинок,качество голосаи другие параметры можно определить по ходу всего тестирования.
Совсем необязательно, что вам придется штудировать всю книгу. Если ребенок успешно справляется с первым заданием (составление рассказа повествовательного характера по картинке), переходите к разделу «Обследование фонематического восприятия»,пропуская другие разделы.
Если с первой страницы у малыша возникают трудности, внимательно читайте параметры оценки и выполняйте обследование по предложенному алгоритму, т. е. в определенной последовательности.
Обратите внимание на последнюю страницу, посвященную подведению итогов.
Как проводить обследование
На каждом развороте книги с одной стороны располагается картинный материал для ребенка, с другой — материал для взрослого. На «взрослой странице» вы найдете:
• Инструкцию по проведению обследования.
• На что обратить внимание.
• Какие выводы можно сделать. Сначала внимательно изучите весь материал.Затем сядьте рядом с ребенком, можно за столом, можно на диване, приготовьте ручку. Инструкции даются в игровой форме, так, чтобы ребенку было интересно рассматривать картинки и составлять по ним рассказы. Каждый работает со своей страницей: малыш рассматривает картинки, а вы отмечаете результаты в соответствующей таблице. Не делайте ему замечаний. Заметив ошибку, не пытайтесь тут же учить его отвечать правильно. Не высказывайте своего недовольства! Похвалите: «Молодец! Ты хорошо работаешь». Учтите, что это материал для проверки, а не для работы над ошибками. Обучать малыша можно на другом, специально на это рассчитанном материале и в другое время. Ваш ребенок не должен бояться ошибок! Помните, он еще маленький, он еще многому научится.
Готовы? Тогда начнем.
Успехов вам и вашему ребенку!
Тестовый материал
Обследование связной речи
Задание 1
Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку. Можете сказать ему: «Внимательно рассмотри картинку. Если тебе что-то непонятно, спроси у меня. Расскажи, что нарисовано на картинке». Если малыш не может сразу приступить к рассказыванию, задайте ему вопросы: «Где это происходит, когда, что делают дети, что они делали до этого момента, что будут делать после этого?»
Параметры оценки (поставьте плюсы напротив соответствующих пунктов):
Ребенок составил рассказ самостоятельно.
Ребенок составил рассказ с небольшой помощью (вы задали ему один-два вопроса).
Ребенок составил большой развернутый рассказ, проявив фантазию.
В рассказе были использованы разные слова (богатый словарный запас).
Трудности
Алгоритм дальнейших действий
Ребенок не смог составить рассказ самостоятельно
Переходите на следующую страницу — составление рассказа по серии картинок
Ребенок только перечислял предметы на картинке
Ребенок использовал отдельные очень короткие предложения
Вам надо провести полное экспресс-обследование. Возможно, что у ребенка значительные проблемы. Ему нужна срочнаяконсультация специалиста. Начните с логопеда
Ребенок допускает ошибки грамматического характера (говорит «не по-русски»)
Обратите особое внимание на раздел Обследование грамматического строя речи.Обратитесь за консультацией к логопеду
У ребенка неразборчивая речь. Он глотает слова, неправильно произносит многие звуки
Ребенок только некоторые звуки произносит неправильно, как иностранец
Обратитесь к разделам Обследование навыка звукопроизношения, Обследование слоговой структуры слова, Обследование фонематического восприятия.Вашему ребенку нужны занятия с логопедом
Речь ускоренная, «захлебывающаяся», у ребенка время от времени появляются запинки
Внимание, возможно появление заикания. Срочнаяконсультация у логопеда или невропатолога
Речь очень медленная, большие паузы не только между словами, но и между слогами. Ребенок говорит как будто по слогам, при этом многие слова коверкает
Обратите внимание на разделы Обследование грамматического строя речии Обследование слоговой структуры слова.Если вы не обнаружили речевых трудностей, возможно, что это проявление особенности типа нервной системы ребенка. Посоветуйтесь с невропатологом или психологом
Вас насторожил голос ребенка: он хриплый или, быть может, с гнусавым оттенком, хотя у ребенка нет насморка
Начните с консультации отоларинголога
Ребенок строил фразы правильно, без ошибок.
Ребенок использовал предложения, состоящие из четырех и более слов.
Все звуки ребенок произносит правильно.
Речь была в нормальном темпе.
Речь плавная, без больших пауз между словами, между слогами.
Речь выразительная, голос звонкий, без гнусавого оттенка.
Вы поставили плюсы по всем пунктам. Поздравляем, переходите к разделу Обследование фонематического восприятия.
Вы не смогли поставить плюсы по всем пунктам, не унывайте, пользуясь следующей таблицей, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.