Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРАВИЛЬНО ЛИ ГОВОРИТ ВАШ РЕБЕНОК И НАДО ЛИ ИДТИ К ЛОГОПЕДУ?



Грибова О. Е.

Г82 Правильно ли говорит ваш ребенок и надо ли идти к логопеду? —М.: Айрис-пресс, 2004. —24 с: цв. ил.

I8ВN 5-8112-0402-7

Это пособие адресовано, прежде всего, ответственным родителям, заботливым бабушкам и дедушкам, нерав­нодушным воспитателям дошкольных образовательных учреждений, врачам и всем остальным — тем, кого волнует, правильно ли формируется речь ребенка после 4-4,5 лет.

Автор книги — Ольга Евгеньевна Грибова, кандидат педагогических наук, профессор, имеет большой стаж практической работы в качестве учителя-логопеда, в настоящее время работает заведующей кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работни­ков образования.

ББК 74.3+74.90УДК 376.36+373

I8ВN 5-8112-0402-7© Айрис-пресс, 2004

 

 

Учебное издание

Грибова Ольга Евгеньевна

ПРАВИЛЬНО ЛИ ГОВОРИТ ВАШ РЕБЕНОК И НАДО ЛИ ИДТИ К ЛОГОПЕДУ?

Ведущий редактор Н.А.Светлова

Редактор О. В. Белова

Художественный редактор О. В. Баурина

Иллюстрации А. А. Гурьев

Оформление обложки А.М.Драговой

Технический редактор С. С. Коломеец

Компьютерная верстка Г.В.Доронина

Корректор 3. А. Тихонова

 

Подписано в печать 26.06.03. Формат 60x90/8. Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 3. Усл.-печ. л. 3. Тираж 5000 экз.

Заказ № 3809.

ООО «Издательство "Айрис-пресс"» 113184, Москва, ул. Б. Полянка, д. 50, стр. 3.

ФГУП Тверской ордена Трудового Красного Знамени полиграфкомбинат

детской литературы им. 50-летия СССР Министерства Российской Федерации

по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

170040, г. Тверь, пр. 50-летия Октября, 46.

 

От автора

 


К родителям!Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внима­ние только на то, насколько правильно малы­ми произносят звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно.

Это не совсем так. Логопед исправляет не только дефекты звукопроизношения, но и по­могает расширить словарный запас, формиру­ет умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грам­матики.

Кроме того, логопед может подготовить ре­бенка к усвоению грамоты, если у него есть ка­кие-то проблемы с речью, и к дальнейшему бо­лее успешному обучению в школе.

Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необ­ходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию. Родители, воспитатели — полноправные участники образовательно-коррекционного процесса. Без вашей помощи результаты коррекционной ра­боты будут низкими, а занятия очень продол­жительными даже у самого хорошего специа­листа.

Итак, вам потребуется не больше полу­часа, чтобы выявить, есть ли у вашего ре­бенка проблемы с речевым развитием.

К воспитателям!Эта книга поможет вам при обследовании детей не только быстро вы­явить группу риска по речевому развитию, но и использовать полученные данные при диагно­стике результатов обучения по разделу «Разви­тие речи».

К логопедам!Вы можете использовать эту книгу для проведения экспресс-диагностики уровня сформированности речи у детей до­школьного возраста в условиях массового об­следования детей-дошкольников.

Прочитайте обязательно!

Предлагаемая вашему вниманию книжка предназначена для проведения экспресс-диаг­ностики уровня сформированности речи у де­тей дошкольного возраста старше 4,5 лет. Это возраст, в котором у детей начинает формироваться умение составлять рассказ или, как го­ворят специалисты, связное высказывание мо­нологического характера.

Существует несколько причин, почему важ­но знать, правильно и формируется речь у ре­бенка в дошкольном возрасте.

1. Речь — это одна из высших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причиной их появления. Это не зна­чит, что ваш ребенок «ненормальный» или «глу­пый». Это значит, что у ребенка есть проблемы, которые надо преодолеть с помощью специали­стов как можно раньше, чтобы они не стали пре­пятствием для его полноценного развития и ус­пешного обучения.

2. Чем раньше выявлены проблемы, тем раньше можно начать работу по их преодоле­нию, тем успешнее проходит эта работа. Ведь всегда легче сразу что-то выучить правильно, чем потом переучиваться. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребен­ка. Не бойтесь лишний раз обратиться к специ­алисту, — помощь, оказанная своевременно, сэкономит ваши нервы и даже, может быть, сде­лает вашего ребенка более успешным и счаст­ливым.

3. Даже незначительные недостатки в разви­тии речи малыша могут привести к трудностям освоения им процессов чтения и письма. В ре­зультате ваш умный, талантливый ребенок полу­чает двойки по русскому языку. Такую опасность можно предотвратить! Обратитесь к специали­сту, если в результате проведенной вами диаг­ностики обнаружатся недостатки развития речи, даже, с вашей точки зрения, незначительные.

Не экономьте время на общении с ре­бенком!

Не бойтесь обращаться к специалисту!

Как работать с книгой?

В книге представлены следующие разделы: Обследование связной речи— составле­ние рассказа повествовательного характера по картинке, составление рассказа по серии кар­тинок.

Обследование грамматического строя речи— составление предложений по картин­кам, проверка сформированности навыка со­гласования местоимений «мой», «моя», «мое», «мои»с именами существительными, использования предложно-падежных конст­рукций, навыков словообразования и слово­изменения.

Обследование навыка звукопроизношенияна ограниченном речевом материале, вы­явление правильности произношения звуков родного языка в естественной речи.

Обследование слоговой структуры сло­ва.Проверяется, правильно ли ребенок произ­носит слова, состоящие из разного количества слогов, и как сочетает звуки в этих слогах.

Обследование фонематического вос­приятия.Задачей этого раздела является вы­явление готовности ребенка к обучению чтению и письму: насколько он различает звуки родно­го языка, воспринимая их на слух.

Уровень сформированности словарно­го запасаребенка, темпговорения, беглость речи, наличие запинок,качество голосаи дру­гие параметры можно определить по ходу все­го тестирования.

Совсем необязательно, что вам придется штудировать всю книгу. Если ребенок успешно справляется с первым заданием (составление рассказа повествовательного характера по картинке), переходите к разделу «Обследова­ние фонематического восприятия»,пропус­кая другие разделы.

Если с первой страницы у малыша возни­кают трудности, внимательно читайте параметры оценки и выполняйте обследование по предложенному алгоритму, т. е. в определен­ной последовательности.

Обратите внимание на последнюю стра­ницу, посвященную подведению итогов.

Как проводить обследование

На каждом развороте книги с одной сторо­ны располагается картинный материал для ре­бенка, с другой — материал для взрослого. На «взрослой странице» вы найдете:

• Инструкцию по проведению обследования.

• На что обратить внимание.

• Какие выводы можно сделать. Сначала внимательно изучите весь ма­териал.Затем сядьте рядом с ребенком, мож­но за столом, можно на диване, приготовьте ручку. Инструкции даются в игровой форме, так, чтобы ребенку было интересно рассматри­вать картинки и составлять по ним рассказы. Каждый работает со своей страницей: малыш рассматривает картинки, а вы отмечаете ре­зультаты в соответствующей таблице. Не делай­те ему замечаний. Заметив ошибку, не пытай­тесь тут же учить его отвечать правильно. Не высказывайте своего недовольства! Похвали­те: «Молодец! Ты хорошо работаешь». Учтите, что это материал для проверки, а не для рабо­ты над ошибками. Обучать малыша можно на другом, специально на это рассчитанном мате­риале и в другое время. Ваш ребенок не дол­жен бояться ошибок! Помните, он еще малень­кий, он еще многому научится.

Готовы? Тогда начнем.

Успехов вам и вашему ребенку!

 


Тестовый материал


 

 

Обследование связной речи

Задание 1


Попросите ребенка внимательно рассмот­реть картинку. Можете сказать ему: «Внима­тельно рассмотри картинку. Если тебе что-то непонятно, спроси у меня. Расскажи, что нари­совано на картинке». Если малыш не может сра­зу приступить к рассказыванию, задайте ему вопросы: «Где это происходит, когда, что дела­ют дети, что они делали до этого момента, что будут делать после этого?»

Параметры оценки (поставьте плюсы на­против соответствующих пунктов):

Ребенок составил рассказ самостоятельно.

Ребенок составил рассказ с небольшой по­мощью (вы задали ему один-два вопроса).

Ребенок составил большой развернутый рассказ, проявив фантазию.

В рассказе были использованы разные сло­ва (богатый словарный запас).

Трудности Алгоритм дальнейших действий
Ребенок не смог составить рассказ самостоя­тельно Переходите на следующую страницу — составле­ние рассказа по серии картинок
Ребенок только перечислял предметы на кар­тинке Ребенок использовал отдельные очень корот­кие предложения Вам надо провести полное экспресс-обследова­ние. Возможно, что у ребенка значительные про­блемы. Ему нужна срочнаяконсультация специа­листа. Начните с логопеда
Ребенок допускает ошибки грамматического характера (говорит «не по-русски») Обратите особое внимание на раздел Обследо­вание грамматического строя речи.Обрати­тесь за консультацией к логопеду
У ребенка неразборчивая речь. Он глотает слова, неправильно произносит многие звуки Ребенок только некоторые звуки произносит неправильно, как иностранец Обратитесь к разделам Обследование навыка звукопроизношения, Обследование слоговой структуры слова, Обследование фонематиче­ского восприятия.Вашему ребенку нужны занятия с логопедом
Речь ускоренная, «захлебывающаяся», у ре­бенка время от времени появляются запинки Внимание, возможно появление заикания. Сроч­наяконсультация у логопеда или невропатолога
Речь очень медленная, большие паузы не только между словами, но и между слогами. Ребенок говорит как будто по слогам, при этом многие слова коверкает Обратите внимание на разделы Обследование грамматического строя речии Обследование слоговой структуры слова.Если вы не обнару­жили речевых трудностей, возможно, что это про­явление особенности типа нервной системы ре­бенка. Посоветуйтесь с невропатологом или пси­хологом
Вас насторожил голос ребенка: он хриплый или, быть может, с гнусавым оттенком, хотя у ребенка нет насморка Начните с консультации отоларинголога

 

Ребенок строил фразы правильно, без оши­бок.

Ребенок использовал предложения, состо­ящие из четырех и более слов.

Все звуки ребенок произносит правильно.

Речь была в нормальном темпе.

Речь плавная, без больших пауз между сло­вами, между слогами.

Речь выразительная, голос звонкий, без гнусавого оттенка.

Вы поставили плюсы по всем пунктам. По­здравляем, переходите к разделу Обследова­ние фонематического восприятия.

Вы не смогли поставить плюсы по всем пун­ктам, не унывайте, пользуясь следующей таб­лицей, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.