Изменения организаций распространяются соответственно масштабу и скорости изменения внешней среды, связанным с глобальным развитием научно-технического прогресса, это определяет повышение научного интереса к проблеме формирования эффективного рабочего коллектива организации. Нерегулярно и довольно часто возникающие изменения во внешней среде могут привести к неудачным последствиям для положения всей организации, то есть нарушить равновесие её внутренней среды. Для того, чтобы противостоять изменениям, воздействующим на организацию извне необходимо создать атмосферу и условия для коллектива, работающего как высокоэффективная единая команда, по принципу «один за всех и все за одного». Высокий темп развития социальных процессов в сфере медицинской деятельности современного общества обуславливает актуальность научного исследования создания механизмов развития корпоративной культуры в медицинский организациях, как один из возможных способов формирования сплоченности коллектива, нацеленный на качественное выполнение единой миссии и поставленных целей.
Цель работы заключается в комплексном подходе к рассмотрению проблемы о необходимости внедрения корпоративной культуры в учреждениях, оказывающих медицинскую помощь гражданам, анализе возможных механизмов её развития, оценке возможных трудностей данного нововведения и путей их решения.
Термин «корпоративная культура» впервые применил в 19 веке немецкий фельдмаршал и военный теоретик Мольтке. Он использовал его, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде, которые в то время регулировались не только уставами, судами чести, но и дуэлями: сабельный шрам являлся обязательным атрибутом принадлежности к офицерской «корпорации».
Правила поведения сложились внутри профессиональных сообществ еще в средневековых гильдиях, нарушения этих правил могли стать причиной исключения членов гильдий из этих сообществ. Профессиональные и другие сообщества уже тогда часто имели внешние атрибуты - обычно это были специальный покрой и цвет одежды, аксессуары, тайные символы принадлежности, поведенческие знаки, по которым члены сообществ могли отличать «своих» от «чужих».
Деятельность медицинской организации, заслуживающая названия действительно «эффективной», - это такая система, в которой всемогущий исполнительный орган в виде главного врача и его подопечных, «держит в руках» целую армию докторов, врачей-ординаторов, среднего и младшего медицинского персонала мировоззренчески с ним совместимую. В практике управления организацией одной из основных задач является поиск, разработка и внедрение методик эффективной работы, работы «единой команды».
Взаимоотношение и взаимодействие между руководителем и членами организации, а также взаимоотношение непосредственно внутри рабочего состава коллектива организации является специфическим деловым и межличностным взаимодействием и несёт в себе информационную нагрузку, где каждая из сторон принимает значимое решение и формирует своё отношение к действительности.
Следует отметить, что важной особенностью оказания медицинской помощи, то есть продукта медицинской деятельности отличающей его от промышленных товаров, предлагаемых потребителю на рынке, является широкое участие людей в производственном процессе. Таким образом, именно человеческий фактор оказывает глобальное влияние на неоднородность и качество оказания медицинской помощи, как продукта деятельности медицинской организации. Персонал в индустрии медицины является одним из основных ресурсов конкурентных преимуществ организации, поэтому качество оказания медицинской помощи напрямую зависит от медицинского персонала. Хорошо известно, что пациентов у медицинских организаций видимо - не видимо, и каждый из них имеет свои ожидания и своё, обусловленное индивидуальными особенностями психики и интеллекта восприятие получаемого обслуживания. Удовлетворение пациента, как потребителя медицинской помощи, во многом зависит от доброжелательности медицинского персонала, его отзывчивости, опрятности внешнего вида работников организации.
Корпоративная культура в медицинских организациях должна базироваться на двух принципах - «Мы - единая дружная семья!» и «Один за всех и все за одного!» Данные принципы обеспечивают мотивацию к проявлению активности и вовлечению в общий процесс деятельности абсолютно всех членов организации.