Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Биографии и исследования, вышедшие после Второй мировой войны



W. W. Tarn, Alexander the Great, t. II: The Sources and Studies, Cambridge, 1948.

F Hampl, La Nouvelle Clio, VI 1954, pp. 91-136.

Lionel Pearson, The lost Histories of Alexander the Great, Londres, Blackwell, 1960.

C. Α. Robinson, The History of Alexander the Great, t. II, Providence, 1963 (fragments et séquences).

Ε. Badian, «Alexander the Great, 1948–1967», The Classical World, t. 65, 1971, pp. 37–56 et 77–83.

J. Seibert. Alexander der Grosse, Erträge der Forschung, Bd. 10, Darmstadt, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1972 (état des questions a cette date).

Paul Goukowsky, Compte rendu du précédent ouvrage, avec compléments, R.E.G., 1974, pp. 425–428.

Idem, Compte rendu des Entretiens sur l'Antiquité classique, t. XXII, Genève (1976) «Alexandre le Grand, Image et réalité», R.E.G. 1977, pp. 124–130.

Idem, «Recherches récentes sur Alexandre le Grand (1978–1982)», R.E.G.. 1983, pp. 225–241.

Mario Attilio Levi, Introduzione ad Alessandro Magno. Milan, La Goliarda, 1977.

N. G. L. Hammond, Three Historians of Alexander the Great, Cambridge, Cambridge University Press, 1983.

Paul Pédech, Historiens Compagnons d'Alexandre, Paris, Les Belles Lettres, 1984.

Краткая библиография на русском языке

Лрриан Флавий. Поход Александра. М., 1993.

Гафуров Б. Г., Цибукидис Д. И. Александр Македонский и Восток. М, 1980.

Курций Руф Квинт. История Александра Македонского. М., 1993.

Маринович Л. П. Греки и Александр Македонский: к проблеме кризиса полиса. М., 1993.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1987.

Шифман И. Ш. Александр Македонский. Л., 1988.

Шахермайр Ф. Александр Македонский. М., 1984.


ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО

(Все даты до нашей эры)

356 г., октябрь (?) — Рождение Александра в Эгах (?) в Македонии.

336 г., август (?) — Убийство Филиппа II, его отца.

335 г. — Походы на Дунай, в Иллирию, Беотию.

334 г., май — Победа при Гранике.

333 г., ноябрь — Победа при Иссе.

332 г., февраль — август — Осада Тира.

331 г., 20января — Основание Александрии в Египте.

Февраль — Посещение Оазиса Сива, святилища Амона.

330 г., 1 октября — Победа при Гавгамелах.

25 апреля — Пожар дворца в Персеполе.

330 г., июль — Смерть царя Персии Дария III Кодомана.

Июль — декабрь — Кампании в Гиркании, Арие, Арахосии.

329–328 гг. — Кампании в Бактрии и Согдиане.

327–325 гг. — Кампании в Индии.

326 г., 25 июня — Победа при Гидаспе (Джеламе), близ Джалалпура.

325 г., сентябрь — ноябрь — Переход через пустыни Гедросии и Мака.

324 г., март — Брак в Сузах. Бегство Гарпала.

Август — Бунт солдат в Сузах. Примирение в Описе.

10 ноября — Смерть Гефестиона, второго лица в империи, в Экбатанах.

323 г., 10 июня — Смерть Александра в Вавилоне (дата подтверждается табличкой 322 «Вавилонских ежедневников»).


Иллюстрации

Юный Александр. l в. до н. э. Мрамор. Париж, Лувр.


Олимпиада, мать Александра. Золотой медальон. III в. до н. э.


Филипп II, отец Александра. Костяной миниатюрный портрет IV в. до н. э.


Пелла. Мозаичные полы в царском дворце.


Филипп II. Мрамор.


Македония. Озеро Охрид.


Филипп II на коне. Серебряная монета.


Фракия. Вид на руины города Филиппы, основанного Филиппом II.


Афинский Акрополь. Аэрофотосъемка.


Демосфен. Мрамор.


Аристотель. Мрамор. Рим, Национальный музей.


Эрот. Лисипп. IV в. до н. э. Санкт-Петербург, Эрмитаж.


Дионис на гепарде. Мозаика из гальки. Пелла.


Мемориальный мраморный лев на месте Херонейской битвы.


Ахилл перевязывает рану Патроклу. Роспись на греческой вазе.


Александр укрощает Буцефала. Бронзовая статуэтка.


Александр и Кратер на львиной охоте. Мозаика из гальки. Пелла.


Александр Великий. Герма из Азары.


Голова ахеменидского князя из Персеполя. Возможно, изображение Ксеркса, сына Дария Великого. Ляпис-лазурь.


Дарий Великий. Бехистун. Деталь скального рельефа.


Дарий Великий на львиной охоте. Оттиск цилиндрической печати.


Серебряные монеты, отчеканенные персидскими сатрапами. Слева — с изображением Тиссаферна, справа — с изображением Фарнабаза.


Персеполь. Аэрофотосъемка.


Персеполь. Капитель с изображением грифа.


Рисунок с изображением руин Персеполя, сделанный в XVII веке.


Золотое изображение бактрийского верблюда.


Персеполь. Сирийские данники.


Чаша, браслет и ваза из подношений.


Дарий Великий. Изображение на греческой вазе.


Александр в сражении на своем коне Буцефале.


Александр Великий в львином шлеме.


Битва при Иссе. Александр. Мозаика из Помпей. Фрагмент.


Битва при Иссе. Дарий III. Мозаика из Помпей. Фрагмент.


Поединок между греком и персом. Фрагмент рельефа так называемого саркофага Александра.


Граник. Место первой битвы Александра с персами.


Александр Великий в сражении. Фрагмент рельефа так называемого саркофага Александра.


Мраморная статуя Кибелы-Артемиды. Эфес.


Ливанский кедр.


Мраморный лев. Дидима.


Мемфис. Пальмовая роща и священное озеро.


Александр приносит жертву Аммону-Мину. Рельеф на внешней стене святилища храма Аммона в Луксоре.


Александрия. Остров, на котором стоял Фаросский маяк.


Александрия. Современный вид.


Птолемей I Сотeр. Мрамор.


Оазис Сива. Руины храма Зевса-Аммона.


Вавилон. Реконструкция Фишера фон Эрлаха.


Персеполь. Процессия данников.


Сузы. Гробница пророка Даниила.


Македонский солдат на боевом слоне. Ранне-эллинистическое серебряное блюдо.


Герат. Александрия Эсхата, «Крайняя». На заднем плане — предгорье Гиндукуша.


Проход к Гиндукушскому перевалу.


Буддийская ступа у Равалпинди, которая считается могилой Буцефала.


Александр верхом на коне атакует царя Пора. Изображение на монете.


Голова скифа.


Скифские воины в бою. Орнамент на золотом гребне.


Александр Великий с телом Дария. Персидская миниатюра XVI в.


Реконструкция катафалка, на котором перевозили тело Александра Великого из Вавилона в Египет.


Римский светильник с изображением надгробных памятников Александра Великого и царицы Клеопатры: 1. Мавзолей Клеопатры. 2. Храм, посвященный Александру. 3. Мавзолей Александра.


Оплакивание Александра Великого. Персидско-монгольская миниатюра XIV в.


Два грифа уносят Александра Великого на небо. Мозаика XII в. из собора в Отранто (Италия).


Мечеть, посвященная пророку Даниилу, под которой, возможно, находится гробница Александра Великого.


Сноски


1

Речь идет о Тихе, греческом божестве случая, отождествлявшемся с римской Фортуной. С эпитетом άγαθή (благая, добрая) она становилась богиней удачи. Например, άγαθη τύχη (в дат. пад.) было написано на щите Демосфена, с которым он шел в бой при Херонее в 338 г. (см.: Плутарх «Демосфен», 20, 3). — Прим. пер.


2

В конце XIX в. немецкие историки разработали концепцию двух традиций истории Александра: с одной стороны, надежной, основанной на воспоминаниях участников похода Птолемея и Аристобула, которую использовал впоследствии Арриан, а с другой — так называемой «Вульгаты», то есть «Народной версии» (от лат. vulgus — «народ»), которая была широко распространена, но малодостоверна, изобиловала нагромождением фантастических деталей и подробностей. Именно к «Вульгате» восходят наиболее известные истории похода Александра, относящиеся к римской эпохе: XVII книга «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского, «История Александра Македонского» Курция Руфа и сделанная Юстином «Эпитома» («Извлечение») из «Всеобщей истории» Помпея Трога, а также в значительной мере биография Александра, принадлежащая Плутарху. «Вульгата» имела широчайшее распространение и оказала мощное влияние на мировую литературу, как западную, так и восточную, поскольку именно на ней основан сложившийся еще в эпоху эллинизма и получивший затем распространение «Роман об Александре», версии которого существовали едва ли не на всех имевших тогда письменность языках, причем многие из них дошли до нас. В Средние века «Роман об Александре» уступал по популярности только Библии. См.: Бертельс К. Э. Роман об Александре и его главные версии на Востоке. М; Л., 1948; Грабарь-Пассек М. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. М, 1966. С. 172–183; Александрыя. Минск, 1962; Александрия. Роман об Александре Македонском по русской рукописи XV века. М.; Л., 1965; Истрин В. М. История сербской Александрии в русской литературе. Вып. I. Одесса, 1909. — Прим. пер.


3

Имеется в виду обряд признания ребенка отцом: отец поднимал положенного на пол младенца и обносил его вокруг домашнего очага. Весь очистительный обряд назывался «амфидромией» и происходил на 5-й или 7-й день после родов. См.: Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988. С. 155. — Прим. пер.


4

Латинские слова rex и regere (править) — однокоренные. — Прим. пер.


5

Слова, которые вкладывает в уста Александра Плутарх («Александр», 11, 6), обозначают поворотный момент в его биографии: «Когда я был у трибаллов и иллирийцев, Демосфен обзывал меня мальчишкой. Оказавшись в Фессалии, я сделался уже юношей. Теперь я хочу показаться под стенами Афин уже мужем». Так и герой «Одиссеи» (IX, 116–566) назывался «Никем» в стране одноглазых Киклопов; но после своего подвига он стал кем-то, а именно Одиссеем. — Прим. авт.


6

Намек на XIV и XVII песни «Одиссеи», в которых Одиссей, прибыв на родную Итаку под видом нищего уроженца Крита, дважды рассказывает вымышленную (но вполне правдоподобную) историю своего пленения во время набега на Египет. — Прим. пер.


7

Croissant fertile — принятое в исторической литературе название области Западной Азии, дугой охватывающей узкую полосу Восточного Средиземноморья (Израиль, Ливан), которая расширяется в Сирии, а далее направляется на юго-восток (равнины Тигра и Евфрата в Ираке), достигая Персидского залива. — Прим. пер.


8

Имеются в виду обстоятельства появления Диониса на свет: Зевс выхватил младенца из утробы погибшей Семелы и зашил себе в бедро, чтобы доносить. Μηρός означает по-гречески «бедро». — Прим. пер.


9

Обычно сезон дождей продолжается в Пенджабе с середины июня по середину сентября, и реки, в которых и так уже начался паводок от таяния снегов, окончательно выходят из берегов в середине июля. — Прим. авт.


10

В книге Бикерман Э. Хронология Древнего мира. М., 1975. С. 160 указана дата 4 ноября (для широты 34°). Впрочем, Неарху все же пришлось отплыть прежде, чем установилась благоприятная погода. Шахермайр Ф. Александр Македонский. М., 1984. С. 281–282 пишет: «В действительности македонскому флоту пришлось выйти из гавани значительно раньше, чем это первоначально предполагалось. Подданные бежавшего из Паталы раджи напали на оставшихся македонян и захватили дельту Инда. Поэтому кораблям пришлось выйти в море уже в конце сентября и ожидать начала северо-восточных муссонов в гавани, расположенной западнее района восстания» (со ссылкой наАрриана «Индика» 21, 1 и Страбона XV, 2, 5). Ср. также Aman. Der Alexanderzug. Indische Geschichte. Berlin, 1985. S. 945, Anm. 55. — Прим. пер.


11

Называвшихся так потому, что они были вооружены копьями, украшенными золотыми шарами в форме яблока. — Прим. пер.


12

«Парадисами» (греч. παράδεισος от авестийского pairidaeza, «огороженное место») греки называли парки с заведенной в них дичью, которые устраивали персидские цари и вельможи. — Прим. пер.


13

В древности Персидский залив простирался дальше на северо-запад, и Карун не был притоком Шатт-эль-Араба (слившихся Тигра и Евфрата), а впадал в Персидский залив. — Прим. пер.


14

Арриан (VII, 14, 8) указывает сумму в 10 тысяч талантов как стоимость погребального костра (πυρά), осторожный Плутарх («Александр», 72, 5) говорит об этой сумме как ассигнованной «на похороны, погребальный курган и его художественное оформление». Впрочем, словом πυρά могли обозначать и сам курган. Ср. также Aman. Der Alexanderzug. Indische Geschichte. Berlin, 1985. S. 978–979, Anm. 58, где комментаторы предполагают, что это могло быть здание, поскольку в 323 г. Пердикка его еще не закончил (Диодор, XVIII, 4, 2). Сам П. Фор ниже также говорит о «громадном зиккурате». — Прим. пер.


15

На Новый год у многих народов принято устраивать розыгрыши, переодевания. Так, в Древнем Риме на праздник Сатурналий (17–25 декабря) господа и рабы могли меняться ролями. — Прим. пер.


16

Е. Littré. La Vérité sur la mort d'Alexandre le Grand. Ed. Pincebourde, Paris, 1865. Следует отметить, что при Александре постоянно находились врачи. Так, у малавов в 326 г. его пользовал Критобул с Коса (Курций Руф, IX, 5, 25) или (и) Критодем (Арриан, VI, 11, 1). — Прим. авт.


17

Вероятно, намек на беременность, которую древние считали равной десяти месяцам (по лунному календарю). — Прим. пер.


18

Рене Ле Сенн (1882–1854) — французский философ, занимался главным образом этикой, а также изучением характеров. — Прим. пер.


19

Мамурий Ветурий — легендарный кузнец из осков, выковавший при римском царе Нуме Помпилии (1-я пол. VII в. до н. э.) священные щиты бога Марса (ancilia), которые несли в процессиях жрецы-салии. Отлил также бронзовую статую бога Вертумна. — Прим. пер.


20

Оставляем эту огрубленно-материалистическую трактовку библейского рассказа без комментария. — Прим. пер.


21

Согласно мифу руку героини Аталанты мог получить только тот, кто победит ее в беге, побежденный же должен был пасть от ее руки. Меланион выбрасывал на дорогу перед Аталантой золотые яблоки, она нагибалась за ними и потому проиграла. Его имя происходит от греч. μέλας — «черный». — Прим. пер.


22

Чемпион (champion) означает буквально «тот, кто сражается в поле». В переносном смысле слово стало значить «поборник» (какого-либо дела), а впоследствии — «чемпион» в современном значении. — Прим. пер.


23

Жак Бенуа-Мешен (1901–1983) — французский писатель и историк, автор многочисленных исторических трудов, в том числе «История германской армии», «Арабская весна», «Фейсал, король Аравии». — Прим. пер.


24

Так у автора, но принято считать, что Плутарх ссылается в данном случае на Гераклида, уроженца Понта на Черном море, ученика Платона. — Прим. пер.


25

Упоминается у Гомера («Илиада», V, 340). — Прим. пер.


26

В оригинале место испорчено, возможен пропуск. — Прим. пер.


27

Имеется в виду, вероятно, Публий (или Манлий?) Гораций, который заколол собственную сестру за то, что она оплакивала своего жениха Куриация, погибшего в бою с Горациями, братьями Публия (см. Тит Ливий, I, 26, 3). Впрочем, параллель представляется искусственной. — Прим. пер.


28

В некоторых вариантах мифа утверждается, что этот 13-й подвиг Геракла был совершен им за семь ночей или даже за одну ночь. Старшая и младшая из дочерей Феспия родили по двойне. — Прим. пер.


29

Игра слов: Il y a des femmes comme il faut, et des femmes comme il en faut. — Прим. пер.


30

Серия озер, в которые впадает Гельманд. — Прим. пер.


31

Напоминаем, что Клит — брат кормилицы Александра Ланики, а не ее сын. — Прим. пер.


32

Так звали Диоскуров. — Прим. пер.


33

Плутарх «Демосфен», 20, 3; ср. Диодор, XVI, 87, 1. — Прим. пер.


34

Букв. «Римский мир» — сложное общественно-политическое понятие, предполагавшее широкую программу покорения или замирения соседних с Римской империей народов с воцарением в результате на всей этой территории «вечного мира». Фактически Pax romana — это и есть сама Римская империя. В XIX в. говорили о Pax Britannica, a ныне, видимо, можно говорить о Pax Americana. — Прим. пер.


35

«Император» здесь в значении «полководец», каковое и сохранялось в латинском языке до конца Римской империи. «Императора» в нашем понимании обозначали слова «princeps», «Caesar», «Augustus». — Прим. пер.


36

Так именуют его Диодор и Курций, у Плутарха он зовется Лимном. — Прим. пер.


37

Название работы С. Кьеркегора (опубл. 1843 г.), взятой, в свою очередь, у апостола Павла (например, Еф. 6: 5; Евр. 12: 21). Это его излюбленное выражение часто встречается и в Ветхом Завете (например, Втор. 11: 25; Юдифь 15: 2). — Прим. пер.


38

Неспособность принимать решения. — Прим. пер.


39

Утрата речи. — Прим. пер.


40

Святилище в Дельфах принадлежало Аполлону. — Прим. пер.


41

В третьей четверти II в. н. э. Однако Юстина относят и к III в. — Прим. пер.


42

Όμότιμοι, то есть «равные по достоинству» (царю) — наименование высшей персидской знати. — Прим. пер.


43

Précieusité — течение французской культуры XVII в.; расцвет — вторая четверть XVII в.; буквально прилагательное précieux (ед. число) означает «драгоценный, изысканный», в переносном смысле — «галантный, жеманный». Становление течения связывают с салоном Катерины де Вивонн, маркизы де Рамбуйе (1588–1665), провозвестником прециозности явился Оноре д'Юрфе (1567–1625) со своим романом «Астрея». Мольер высмеял прециозность в комедии «Смешные жеманницы» (Les Précieuses ridicules, 1659 г.). — Прим. пер.


44

В индуизме — земное воплощение божества. См. подробнее: Мифологический словарь. М., 1991, с. 9–10. — Прим. пер.


45

Окончательного мнения об этом загадочном персонаже у комментаторов нет, помимо Александра говорят и о неведомом химьяритском царе Йемена. Ср.: Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 78–79. — Прим. пер.


46

Ташаххуд (глагол) — произносить исповедание веры: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед — посланник Аллаха!» О Семи спящих отроках см.: Мифологический словарь. М., 1991. С. 494–495. — Прим. пер.


47

Выше говорилось, что вал был возведен столетием позже, при Селевке II. — Прим. пер.


48

Вероятно, ошибка, поскольку Андре Мальро умер 23 ноября 1976 г. — Прим. пер.


49

То есть украшенными узором из пересекающихся линий. — Прим. пер.


50

Жак Кёр (ок. 1395–1456) ведал финансами Карла VII, три года провел в тюрьме, откуда ему удалось бежать, умер в изгнании. Жак де Бон сеньор де Самблансэ (1445–1527) был главным банкиром Карла VIII, Людовика XII и Франциска I, стал в 1518 г. генеральным контролером финансов. Казнен в отсутствие короля его матерью Луизой Савойской по несправедливому обвинению в финансовых злоупотреблениях. Николя Фуке (1615–1680) ведал французскими финансами при Людовике XIV, арестован в 1661 г., остаток жизни провел в заключении. — Прим. пер.


51

Латинские слова colonia и cultura — однокоренные, происходящие от глагола colo — возделывать, ухаживать, почитать. — Прим. пер.


52

Керкуры упоминаются уже у Геродота (VII, 97). — Прим. пер.


53

Скорее всего, ссылка неверная. Возможно, речь идет о другом месте у Страбона (XVI, 1, 11), но и оно не очень подходит. — Прим. пер.


54

Из этого названия, означающего на древне персидском «Волчья земля», возникло античное название области Гиркания. — Прим. пер.


55

Хотя исторический Дигенис действительно жил в VIII в. (ум. ок. 788 г.), посвященные ему эпические поэмы возникли гораздо позже — в XI–XIV вв. — Прим. пер.


56

В кн. Бикерман Э. Хронология Древнего мира. М., 1975. С. 202–203, в списке греко-бактрийских царей никаких Дикаев нет. Скорее всего, это ошибка, «Дикай» (δίκαιος, «справедливый») — не имя, а эпитет. Впрочем, вся история исчезнувшего из поля зрения античных авторов греко-бактрийского царства представляет собой сплошное белое пятно. — Прим. пер.


57

В отечественной литературе обычно говорят о существовавшем здесь греко-бактрийском царстве. — Прим. пер.


58

Античные историки нередко смешивали Танаис-Дон с Яксартом. С этим связана и упомянутая проблема Гиндукуша, который они принимали за Кавказ. См.: Шахермайр Ф. Александр Македонский. М., 1984. С. 237–240, 269, а такжеAman. Der Alexanderzug. Indische Geschichte. Berlin, 1985. S. 890–891, Anm. 122. — Прим. пер.


59

Шудры, или судры, как известно, — четвертая, низшая варна, или каста, в Индии, однако нам не удалось отыскать упоминаний того, чтобы они были особой этнической группой. Предположение о том, что они, подобно илотам в Спарте или пенестам в Фессалии, являются потомками автохтонного населения, покоренного вторгшимися сюда индо-арийцами, а уж тем более что шудры — какое-то особое племя, можно считать лишь гипотезой, и в любом случае она может быть только частью истины. Ср. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. Философия. Наука. Религия. М., 1980. С. 27–28. В древнеиндийской мифологии шудры возникают из ног прачеловека Пуруши. Этимология слова «шудра» не выяснена. — Прим. пер.


60

В первых строках данного раздела автор, по нашему мнению, правильно указал в качестве приблизительной даты захода Плеяд 1 ноября. Отметим еще раз, что Страбон в указанном автором месте говорит как раз о том, что Неарху пришлось выплывать ранее наступления благоприятной погоды, при восходе Плеяд. Ср. также: Arrian. Der Alexanderzug. Indische Geschichte. Berlin, 1985. S. 1130, Anm. zu 21, 5. — Прим. пер.


61

См.: Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). М., 1998. — Прим. пер.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.