Требуемая литература и дополнительные электронные источники
Форма занятия
Количество часов
Неделя
1.
Казахстан в эпоху древности
1.1. Археологическая периодизация и хронология каменного века.
1.2Археологические памятники эпохи камня на территории Казахстана.
1.3 Формы хозяйства древних насельников эпохи камня.
1.4. Культура первобытного общества.
1.Какие факторы повлияли на заселение территории Казахстана первобытным человеком и его миграции с указанием археологических стоянок и поселений от эпохи камня до бронзового века (работа с картой)?
2.Какие особенности вы можете выделить в становлении человеческого общества (социогенез) от первобытного стада до первобытной патриархальной общины, а также в формах хозяйства древнего человека эпохи камня и бронзы (андроновская и бегазы – дандыбаевская культура)?
3.Как вы считаете, первобытная культура эпохи камня и бронзы Казахстана – это достижение первобытной цивилизации?
4.Выделите основные черты номадизма как нового типа цивилизации на территории Казахстана в эпоху древности.
1.История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.1, Алматы, 2011
http://e-history.kz/ru
http://www.iie.kz/pages/308.jsp
http://bibliotekar.kz/--kornevoi-razdel-
2.Артюхова О.А. К вопросу о локальных вариантах в мустье Казахстана //Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. Вып. 3. – Уральск – 2004. – С. 90-103.
3.Артюхова О.А., Мамиров Т.Б., Таймагамбетов Ж.К. Каменный век Казахстана (Карта м-ба 7500000) // Национальный атлас РК. Том II. Социально-экономические карты. Алматы, 2006. С.95.
4. Артюхова О.А., Мамиров Т.Б. Большой атлас истории и культуры Казахстана. Алматы: АО «АБДИ Компании» 2008. – 880 с. С.76-81 (Каменный век). Маргулан А.Х. Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана. Алматы, 1988.
5. Деревянко А.П., Петрин В.Т., Таймагамбетов Ж.К., Исабеков З.К., Рыбалко А.Г., Отт М. Раннепалеолитические микроиндустриальные комплексы в травертинах Южного Казахстана. Новосибирск, 2000. - 275 с
Семинар
2 часа
1 неделя
2.
Ранние государственные образования на территории Казахстана
2.1.Археологические памятники раннего железного века.
2.2. Античные, персидские и китайские источники об истории и локализации племен раннего железного века.
2.3. Политическая история раннего железного века. Саки. Усуни, Канглы. Хунну.
1.Покажите движение племен эпохи раннего железа саков, усуней, кангюй, гуннов в Казахстане с указанием их территорий, столиц и почему их миграции традиционно происходили по часовой стрелке с востока на запад (работа с картой)? Какие черты государственности (политическая и социальная организация) вы можете отметить в этих племенных союзах?
2. Какими формами хозяйства занимались кочевники эпохи раннего железа (с применением материалов по археологическим памятникам и письменным источникам)?
3. Составьте картину военных конфликтов (причины и последствия), особенности стратегии, элементов военного искусства, дипломатии племен эпохи раннего железа.
1.История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.1, Алматы, 2011
2.Кулмухамед М.А. История Казахстана в персидских источниках. IV том, 2006.
4.Асан Бахти. Шумеры, скифы, казахи. 2003. Евразийский народ саки.Алматы,2006.
5.Артыкбаев Ж.О. Кочевники Евразии: монографии.2005.
6.Гумилев Л. Н. Хунны в Азии и Европе.2003.
http://e-history.kz/ru
http://www.iie.kz/pages/308.jsp
http://bibliotekar.kz/--kornevoi-razdel--
1.Бичурин Н.Я. (Иакинф)., (1998). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - Алматы, Т. 2.
2. Гумилев Л. Н., (1998). Хунну в Китае. Соч. Т. 10. Кн. 2. - М.
Семинар
2 часа
2 неделя
3.
Экономика и культура тюркского периода в Казахстане (У1-Х11) вв.
3.1.Материальная культура: хозяйство, быт, архитектура, городская культура.
3.2. Духовная культура: язык и письменность, наука, религия, обряды и обычаи, устное народное творчество.Тенгрианство.
3.3 Великий Шелковый Путь на территории Казахстана.
1.Как вы считаете, Великий Шелковый путь — это диалог цивилизаций, начало обмена информацией. Основы современного Интернета - это первый шаг к глобализации? Докажите.
2.Создайте картину средневекового города и городской жизни на территории Казахстана: состав населения, торговля, хозяйство, культура с применением работ Байпакова К.М., Бартольда В.В.
3.Как вы считаете, тюркская эпоха – это наивысшая точка развития восточной цивилизации, тюркской материальной и духовной культуры в истории Казахстана?
1.История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.1, Алматы,2011.
2.Бартольд В.В. Тюрки: двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии. 1993г
3.Байпаков К. М. Средневековые города Казахстана на Великом Шелковом пути. Алматы, 1998.
4.Жолдасбеков М и др. Атлас Орхонских памятников. Науч. Изд.,2006.
5.История Казахстана в арабских источниках I-том.2005.
6.Гумилев Л. Н. Древние тюрки.2004.
7.Мұхтар Құл-Мухаммед. Аль-Фараби. История,личность, время.2006.
8.Радлов В.В. Тюркские степные кочевники. Том (труды). 2007.
9.http://e-history.kz/ru
http://www.iie.kz/pages/308.jsp
http://bibliotekar.kz/--kornevoi-razdel--
Семинар
2 часа
3 неделя
4.
Казахстан в монгольскую эпоху.
История Казахского ханства.
4.1.Завоевания Казахстана и Средней Азии. Образование улусов.
4.2.История Золотой Орды и Ак-Орды.
4.3.Послемонгольские государства на территории Казахстана.
4.4.История Казахского ханства.
1.Выделите основные векторы внутренней (территория, население, политические и социально-экономические отношения) и внешней политики в истории Золотой Орды и Ак-Орды, Могулистана, Государства кочевых узбеков и Сибирского ханства, Ногайской орды.
2.Выявите основные достижения и минусы (личные качества, внутренняя и внешняя политика) в деятельности таких казахских ханов как Жанибек и Керей, Бурундук. Касым-хан, Хак-назар-хан, Таукель - хан, Есим - хан, Жангир - хан, Тауке – хан.
1.История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, .1,
Алматы,2011
2.Кабульдинов З.Е. История Астаны. Уч. пос. Астана, 2007.
3.Кляшторный С., Султанов Т. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-
Ата, 1992.
4. Галиев А.А. Керей и Жанибек. История, личность, время., 2004.
5.Карибаев Б.Б. Касым хан. История, личность, время. 2004.
6.Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине 16 века. А., 1985.
7.Аргынбаев Х. Историко-культурные связи русского и казахского народов. Том 10, Алматы, 2007.
8.Иллюстрированная история Казахстана в 4-х томах. Том 2. Казахстан с эпохи Золотой Орды до середины ХІХ столетия.Алматы,2005.
9.История Казахстана в русских источниках XVI-XX вв. I- 3-том. 2005.
http://e-history.kz/ru
http://www.iie.kz/pages/308.jsp
http://bibliotekar.kz/--kornevoi-razdel--
Семинар
2 часа
4 неделя
5.
Казахстан в новое время.
5.1.Отечественная война казахского народа против джунгарской агрессии
5.2.Присоединение Казахстана к Российской империи. Военная экспансия России XIX века
5.3.Национально-освободительное движение казахского народа в XVII-XVIII веках
1.Сущность и значение колониальной политики на примере строительства крепостей, городов, военных линий. Нанести крепости, города, военные линии на контурную карту с их характеристикой.
2.Протестное движение. Сравнительный анализ (общее и особенное) восстаний под руководством Сырыма Датова, И. Тайманова и М.Утемисова, Кенесары Касымова по следующим параметрам:
1. Сырым Датов, И.Тайманов и М. Утемисов, К. Касымов как исторические личности. Презентация.
2. Датирование и причины восстания.
3. Территориальный охват (работа с картой на доске).
4. Социальный состав.
5. Ход восстания.
6. Причины поражения.
7. Роль протестного движения в истории казахского народа.
1.История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.1, Алматы, 2011
2.Кабульдинов З.Е. История Астаны. Уч. пос. Астана, 2007.
3.Абдиров М. Завоевание Казахстана Россией. Астана, 2000.
4.Бекмаханов Е.Б. Казахстан в 20-40-е годы XIX века. Алма- Ата, 1992.
5.Кусаинова Ж.Д. Вопросы истории и историографии национально-освободительного движения под предводительством Кенесары Касымова (1837-1847). Учеб. Пособие. 2001.
6.История Казахстана и Центральной Азии: Учеб. пособие/М.Х. Абусеитова и др.Алматы, 2001.
http://e-history.kz/ru
http://www.iie.kz/pages/308.jsp
http://bibliotekar.kz/--kornevoi-razdel--
Семинар
2 часа
5 неделя
6.
Баян батыр в творчестве Магжана Жумабаева
1.1.Изучение поэмы М.Жумабаева «Баян батыр».
1.2.Поготовка к постановке по мотивам поэмы и кинофильма студии Казахфильм, разработка сценария, распределение ролей, кастинг совместно с ЦПО спектакль «Баян-батыр»
1.История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.3, А., 2010
2.Тынышпаев М. Великие бедствия (Ақтабан шұбырынды). А., 1992
3.Жумабаев М. Шығармалар.
3-томдық А., 1995ж.
4..http://e-history.kz/ru
http://www.iie.kz/pages/308.jsp
http://bibliotekar.kz/--kornevoi-razdel--
Семинар
1 час
6 неделя
7.
Философ-мыслитель, ученый-историк, поэт Шакарим Кудайбердиев
2.1.Произведение «Енлик-Кебек» как отражение социально-родовых отношений в казахском обществе.
2.2.Поготовка к постановке: разработка сценария, распределение ролей, кастинг совместно с ЦПО, спектакли-фрагменты из поэм «Енлик-Кебек», «Калкаман-Мамыр»
1.История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.3, Алматы, 2010.
2.Кудайбердиев Ш. Родословная тюрков, кыргызов, казахов и ханских династий. А., 1993.
3.Кудайбердиев Ш. Три истины. А., 1991.
4.Кудайбердиев Ш. “О себе”. А., 2014.
5. Кудайбердиев Ш.
Шыгармалары. Алматы, 1988. http://e-history.kz/ru
http://www.iie.kz/pages/308.jsp
http://bibliotekar.kz/--kornevoi-razdel--
1 час
6 неделя
8.
Поэт, мыслитель, историк Машхур Жусуп Копеев
3.1.Изучение шежире как источника истории Казахстана.
3.2. Подготовка сцен: пленения и освобождения Абылая на основе родословия М.Ж.Копеева, кейс-стади Л.К.Мукатаевой «Несостоявшийся аманат Абылая» совместно ЦПО, спектакли по творческому наследию М.Копеева «Ястреб и соловей», «Старик и двое молодых», «Торг чертей», «Гульшат-Шеризат», «Гибрат-нама», «Баян-нама»
1.История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.3, Алматы, 2010.
2.Копеев М. Избранная лирика / М.Ж. Копеев. Павлодар, 2006.
3.Копеев М.Ж. Екі томдық. А., 1992.
4. http://e-history.kz/ru
http://www.iie.kz/pages/308.jsp
http://bibliotekar.kz/--kornevoi-razdel--
Семинар
1 час
7 неделя
9.
Казахстан в новейшее время
6.1.Формирование казахской национальной интеллигенции в начале XX века
6.2.Казахстан в период революций 1917 года. Гражданская война в Казахстане
6.3.Экономическая и культурная модернизация советского Казахстана
6.4.Политика «перестройки» в Казахстане
6.5.Культура советского Казахстана
1.Формирование и политическая деятельность национальной казахской интеллигенции в начале 20 века: А.Букейханов, А. Байтурсынов, Ж.Акпаев, Б.Каратаев, М. Шокай. Презентация их политических взглядов и деятельности и сравнительно – сопоставительный анализ. Политическая пресса в Казахстане вначале 20 века
2.Экономическая модернизация советского Казахстана. Решение кейса по теме экономические стратегии 20-30 годов XX века – политика военного коммунизма, НЭП и индустриализация, коллективизация.
3. Культурная модернизация советского Казахстана. Развитие культуры в 20-30 годы 20 века. Видеоролики, презентации и наглядные материалы.
1.История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.1, Алматы,2011
2. Кабульдинов З.Е. История Астаны. Уч. пос. Астана, 2007.
3. Озганбай О. Гос. Дума России и Казахстан (905-1917гг.). Алматы, 2000.
4.Ауанасова А.М.Национальная интеллигенция Туркестана в первой четверти XX века. Алматы, 2001.
5.Абсеметов М. С. Сейфуллин-председатель Совета Народных комиссаров Казахстана (г. Оренбург, 1922-1924гг.). Астана,2006.
6.Абылхожин Ж.Б. Традиционная структура Казахстана: социально-экономические аспекты функционирования и трансформации (1920-1930-е гг.).Алматы,1991.
http://e-history.kz/ru
http://www.iie.kz/pages/308.jsp
http://bibliotekar.kz/--kornevoi-razdel--
Семинар
1час
7 неделя
10.
Казахстан в годы репрессий. Экскурсия в музей памяти жертв политических репрессий «Алжир» - 6 часов
7.1.Репрессии против общественно-политических деятелей 20-40-е гг.
7.2. Репрессии против крестьянства.
7.3.Создание концлагерей, последствия репрессий.
1. Выделите причины репрессий в 20 - 40 годы в Казахстане.
2. Какие слои населения пострадали от репрессий?
3. Политика репрессий через призму книги Сакена Жунусова «Заманай и Аманай». А. 1987 г.
1.Hedeler W. Karlag: das Karagandinsker “ Beesserungsarbeit slager” 1930-1959. 2008.
2.Страницы трагических судеб: сб. воспоминаний жертв политических репрессий в СССР в 1930-50-е гг./Е.М. Грибанова и др.Алматы,2002.
3.Современное осмысление уроков репрессий 1930-1950-х годов в Казахстане и проблемы защиты прав человека. Материалы круглого стола.2006.
4. Сакена Жунусова «Заманай и Аманай» . А. 1987 г.
http://e-history.kz/ru
http://www.iie.kz/pages/308.jsp
http://bibliotekar.kz/--kornevoi-razdel--
Семинар
Экскурсия студентов
1 час
8 неделя
11.
Независимый Казахстан.
8.1.Государственное строительство Республики Казахстан
8.2.Социально-экономические реформы 1991-2014гг.
8.3.Внешняя политика Республики Казахстан
8.4.Культура современного Казахстана
1.Выявите основные тенденции социально- экономического и политического, культурного развития Казахстана 50-80-х годов XX века.
2.Политика перестройки: основные черты и исторические события в Казахстане.
3.Государственное строительство Республики Казахстан. Социально-экономические реформы 1991-2014гг.: достижения и проблемы.
Покажите роль Первого Президента РК Н.А.Назарбаева в формировании внешней политики независимого Казахстана. Проанализируйте Концепцию внешней политики Казахстана 2014-2020гг.
Выявите основные тенденции культурного развития современного Казахстана. Обозначьте положительные и негативные стороны вестернизации культуры Казахстана.
1.История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.1, Алматы, 2011
2.Кабульдинов З.Е. История Астаны. Уч. пос. Астана, 2007.
3. Новейшая история Казахстана (1939-2005 г .г.): хрестоматия. Алматы, 2006.
4.Кабульдинов З.Е. Народ Казахстана: история и современность. Уч. пос., Алматы, 2007.
5.Конституция Республики Казахстан. Алматы, 1995.
6.Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. Алматы, 2003.
7.Назарбаев Н.А. В потоке истории. Алматы, 2000.
http://e-history.kz/ru
http://www.iie.kz/pages/308.jsp
http://bibliotekar.kz/--kornevoi-razdel--
Семинар
1 час
8 неделя
ИТОГО
16 часов
Консультационные часы
Наименование дисциплины модуля:
История Казахстана. Духовное и нравственно-этическое наследие казахской интеллигенции XV - XXI веков
№
тем
Консультационные часы
Самостоятельное обучение
Темы и вопросы содержания дисциплины модуля
Сроки сдачи (неделя и объем в часах)
Форма проведения
Темы и вопросы содержания дисциплины модуля
Сроки сдачи (неделя и объем в часах)
Форма контроля
Казахстан в эпоху древности. Ранние гос. образования на территории Казахстана.
1.Обзор исследований историков XVIII–XIX вв. по истории Казахстана.
2. Д.Лаэртский об Анахарсисе. (культура сакского периода). Эссе.
1 неделя
1 ч. –консультация
Сравнительно –сопоставительный анализ, аналитический обзор, эссе по выбору
1.1. Разработать научный проект на тему: «Культура первобытного общества» (слайды).
1неделя – 6 часов
2неделя – 7 часов
Презентации – слайды, научный проект по выбору
Тюркские государства VI – начале X11 веков.
1.Материальная культура Казахстана в 6 – 12 веков.
2. Духовная культура Казахстана в 6 – 12 веков.
2 неделя,
1 ч.- консультация
Работа с картой,
дискуссия, презентация, по выбору.
Кейс-стади «Битва цивилизаций»
2.1.Тюркское военное искусство. Доклад.
2.2.Великий шелковый путь и его геополитическое, экономическое, культурное влияние. Работа с картой, анализ.
3 неделя – 12 часов
Доклад, работа с картой и анализ по выбору
Казахстан в монгольскую и послемонгольскую эпоху.
1.Политический портрет Чингиз-хана. Эссе.
2.Послемонгольские государственные образования и их роль в истории Казахстана. Аналитическая справка,
3 неделя,
1 ч. –консультация
Аналитическая справка, историческое письмо - паук, по выбору.
Кейс-стади «В поисках ДАО» по развитию степной зоны Казахстана.
3.1.Подготовить на тему: «Военное искусство монголов» - Обзор.
4 неделя – 12 часов
Обзорная справка
История Казахского ханства.
1.Материальная культура казахов в 15-18 веках. Презентация.
2.Духовная культура казахов в 15-18 веках. Презентация.
4 неделя,
2 ч. – консультация
Составление схемы, аннотация, работа с таблицей, презентация, работа с первоисточником по выбору
4.1. Основные гипотезы образования казахской народности. Обосновать свою позицию.
4.2.Военное искусство казахов. Слайд – презентации с анализом.
4.3. Казахское ханство и международные отношения
ХУ11-ХУ111 вв. Общий обзор.
5 неделя – 12 часов
Обоснование позиции, презентации с анализом, общий обзор по выбору
Казахстан в новое время.
1.Диспут на тему: «Вхождение Казахстана в состав Российской империи: плюсы и минусы.
2.Характеристика индивидуального поэтического творчества казахских акынов: Курмангазы Сагырбаев, Даулеткерей Шигаев, Жаяу Муса. Презентация:
5 неделя
1 час
Конспект, диспут, сравнительный анализ, по выбору.
5.1.Составить хронологию национально-освободительных восстаний Х1Х века.
5.2.Развитие промышленности в Казахстане во второй половине Х1Х века. Работа с картой.
5.3.Аграрная политика Российской империи второй трети ХУ111 –начала ХХ вв. Аналитическая справка.
5.4. Развитие купечества, буржуазии среди казахского населения. Обзор.
6 неделя – 12 часов
Хронология,
Работа с картой, аналитическая справка, обзор по выбору
Казахстан в новое время.
1. Театральная постановка спектакля «Баян-батыр» по поэме Магжана Жумабаева.
2. Театральная постановка кейс-стади «Несостоявшийся аманат Абылай-хана».
2. Театральная постановка по произведению Абая Кунанбаева – «Гаклия»: морально-этические проблемы казахского общества (по выбору)
3.По произведению Шакарим Кудайбердиева - «Енлик-Кебек» (отрывок)
5. Машхур Жусуп Копеев - «Ястреб и соловей», «Старик и двое молодых», «Торг чертей», «Гульшат-Шеризат», «Гибрат-нама», «Баян-нама (по выбору)
6 неделя,
2 часа
«Баян-батыр» по поэме Магжана Жумабаева.
Кейс-стади «Несостоявшийся аманат Абылай-хана».
Театральная постановка произведений Абая Кунанбаева и Шакарима Кудайбердиева, Машхур Жусуп Копеева
Казахстан в годы гражданского противостояния. Политика «военного коммунизма».
Новая экономическая политика в Казахстане.
Изучите причины застойных явлений в советском Казахстане и необходимости проведения кардинальных реформ в экономике и политике.
Осветите поверхностность реформ периода перестройки.
8 неделя – 12 часов
Презентация, персоналии, работа со статьей по выбору
Казахстан в новейшее время.
1.Политическая пресса в Казахстане в начале 20 века
7 неделя,
1 час
Кейс «Блуждающий путник», анализ, презентация по выбору
Кейс-стади «Было бы смешно, если бы не было так грустно»
6.1. Алаш – Орда в годы гражданской войны.
6.2. «Политико-правовые взгляды лидеров Алаш-Орды».
7 неделя -7 часов
Научный проект.
Независимый Казахстан.
1.Ежегодные послания Президента народу Казахстана. Стратегические программы «Казахстан -2030, 2050 годы». Обсуждение.работа.
8 неделя,
2 часа
Аналитический обзор, сравнительный анализ, диспут, обсуждение, презентация,
по выбору
8.1.Обшественно-политическая жизнь Казахстана на современном этапе с 1991 года до наших дней. Обзор.
8.2. Экономические реформы в истории Независимого Казахстана. Кейс.
8.3. Конституционные реформы в истории Независимого Казахстана. Сравнительная таблица.
9 неделя - 20 часов
Историко-аналитический обзор, кейс, сравнительная таблица по выбору