Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБРЕТЕНИЕ ОТОЖДЕСТВЛЕННОСТИ. Высвобождение вытесненных негативных чувств позволяет спонтанно течь позитивным





 


Высвобождение вытесненных негативных чувств позволяет спонтанно течь позитивным чувствам желания и утверждения. Когда оттаивает замороженная внешняя часть тела, стремление к контакту и теплу проявляется плачем, обладающим качеством инфантильности. Многие пациенты отмечают, насколько он похож на плач младен­ца. Это и есть голос вытесненного ребенка, скрытый за фасадом искушенности и под маской смерти.

В предыдущей главе я описал некоторые физичес­кие техники, которыми я пользуюсь, чтобы привести па­циента в контакт с его телом. Эти приемы позволяют человеку осознать свою мышечную ригидность. Многие из них высвобождают напряжение и углубляют дыхание, но самая важная задача при освобождении пациента от ригидности состоит в том, чтобы использовать экспрес­сивные движения. К примеру, удары ногами по кушетке — это экспрессивное движение, поскольку оно выражает протест. Если выполнять это упражнение механически, не сознавая его смысла, то оно теряет всякое значение. Би­тье кушетки кулаками или теннисной ракеткой — другое экспрессивное движение. Для того чтобы усилить самоут­верждение пациента, можно использовать ряд таких при­емов.

Одно из упражнений состоит в том, что пациент, лежа на кушетке с откинутой назад головой и согнутыми коленями, лупит по ней кулаками, сопровождая каждый удар восклицанием «Нет!». Сила удара и громкость голоса показывают, насколько пациент способен выразить нега­тивные чувства. В большинстве случаев голос бывает сла­бым, а удары нечеткими и условными. Таких пациентов необходимо поощрить к более сильному утверждению, надо быть с ними более эмпатичным. Но даже при таком поощрении они практически не могут полностью вовлечь­ся в действие. Здесь, как правило, фигурируют рациона­лизации типа: «У меня нет причин говорить «нет» или «Кому мне надо говорить «нет?». В этих случаях поведе­ние пациентов сильно отличается от того энтузиазма, ко­торый проявляют дети, совершающие такого рода дей-


ствия. Скоро выясняется, что эти люди не способны про­тивостоять родителям.

Время от времени эта экспрессивная активность вызывает у родителей позитивный отклик. Я помню одну женщину, которой было около сорока лет. После подоб­ной активности она сказала: «Пожалуй, я сейчас впервые действительно сказала «нет». Очень приятно это чувство­вать». В других случаях, когда происходит это простое высвобождение, пациенты спонтанно начинают рыдать. Как правило, однако, способность уверенно сказать «нет» растет при постоянном повторении направленных на это экспрессивных действий.

С таким движением можно связать множество восклицаний. «Я не буду!», «Я ненавижу тебя!». «Поче­му?» — естественные компоненты подобного жеста, но их вполне могут заменить и другие подходящие слова. Иног­да я противостою утверждению пациента, говоря: «Нет, ты будешь!», и сжимаю его запястье. Мои действия ос­тавляют большинство пациентов холодными. Они не зна­ют, что делать. Но порой кто-то из них все же сопро­тивляется моему действию и пытается продолжить свое утверждение, несмотря на мою оппозицию. Сопротивле­ние и неповиновение — типичные черты ребенка, кото­рый получает удовольствие от конфронтации и противо­поставленности родителям, когда не боится их. Однако большую часть пациентов пугает противопоставление моему авторитету. Они подчиняются терапии так же, как жизни, в то время как их бунтарство и сопротивление остается внутри.

Если человек продолжает развивать свою способ­ность открыто выражать негативные чувства, он рано или поздно обретает способность восстать против тера­певта. Он будет открыто бунтовать. Он будет утверждать себя перед терапевтом, противостоять ему как символу авторитарности. Это иллюстрирует следующий пример. Пациент опоздал на сессию и сказал:



 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.