Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЧЕМ ЗАМЕНИТЬ РАЗБИТУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ МАШИНУ?



На этот вопрос в 1847 году, в «Коммунистическом Манифесте», Маркс давал ответ еще совершенно абстрактный, вернее, указывающий задачи, но не способы их разре­шения. Заменить «организацией пролетариата в господствующий класс», «завоеванием демократии» — таков был ответ «Коммунистического Манифеста» .

Не вдаваясь в утопии, Маркс от опыта массового движения ждал ответа на вопрос о том, в какие конкретные формы эта организация пролетариата, как господствующего класса, станет выливаться, каким именно образом эта организация будет совмещена с наиболее полным и последовательным «завоеванием демократии».

Опыт Коммуны, как бы он ни был мал, Маркс подвергает в «Гражданской войне во Франции» самому внимательному анализу. Приведем важнейшие места из этого сочи­нения:

В XIX веке развилась происходящая от средних веков «централизованная госу­дарственная власть


___________________________ ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ__________________________ 41

с ее вездесущими органами: постоянной армией, полицией, бюрократией, духо­венством, судейским сословием». С развитием классового антагонизма между ка­питалом и трудом «государственная власть принимала все более и более характер общественной власти для угнетения труда, характер машины классового господ­ства. После каждой революции, означающей известный шаг вперед классовой борьбы, чисто угнетательский характер государственной власти выступает нару­жу все более и более открыто». Государственная власть после революции 1848— 1849 гг. становится «национальным орудием войны капитала против труда». Вто­рая империя закрепляет это.

«Прямой противоположностью империи была Коммуна». «Она была опреде­ленной формой» «такой республики, которая должна была устранить не только монархическую форму классового господства, но и самое классовое господ­ство...»

В чем именно состояла эта «определенная» форма пролетарской, социалистической республики? Каково было государство, которое она начала создавать?

«... Первым декретом Коммуны было уничтожение постоянного войска и заме­на его вооруженным народом...»

Это требование стоит теперь в программах всех, желающих называться социалисти­ческими, партий. Но чего стоят их программы, лучше всего видно из поведения наших эсеров и меньшевиков, на деле отказавшихся как раз после революции 27 февраля от проведения в жизнь этого требования!

«... Коммуна образовалась из выбранных всеобщим избирательным правом по различным округам Парижа городских гласных. Они были ответственны и в лю­бое время сменяемы. Большинство их состояло, само собою разумеется, из рабо­чих или признанных представителей рабочего класса...

... Полиция, до сих пор бывшая орудием государственного правительства, была немедленно лишена


42___________________________ В. И. ЛЕНИН

всех своих политических функций и превращена в ответственный орган Комму­ны, сменяемый в любое время... То же самое — чиновники всех остальных отрас­лей управления... Начиная с членов Коммуны, сверху донизу, общественная служба должна была исполняться за заработную плату рабочего. Всякие приви­легии и выдачи денег на представительство высшим государственным чинам ис­чезли вместе с этими чинами... По устранении постоянного войска и полиции, этих орудий материальной власти старого правительства, Коммуна немедленно взялась за то, чтобы сломать орудие духовного угнетения, силу попов... Судей­ские чины потеряли свою кажущуюся независимость... они должны были впредь избираться открыто, быть ответственными и сменяемыми...»42

Итак, разбитую государственную машину Коммуна заменила как будто бы «только» более полной демократией: уничтожение постоянной армии, полная выборность и сме­няемость всех должностных лиц. Но на самом деле это «только» означает гигантскую замену одних учреждений учреждениями принципиально иного рода. Здесь наблюдает­ся как раз один из случаев «превращения количества в качество»: демократия, прове­денная с такой наибольшей полнотой и последовательностью, с какой это вообще мыс­лимо, превращается из буржуазной демократии в пролетарскую, из государства (= осо­бая сила для подавления определенного класса) в нечто такое, что уже не есть собст­венно государство.

Подавлять буржуазию и ее сопротивление все еще необходимо. Для Коммуны это было особенно необходимо, и одна из причин ее поражения состоит в том, что она не­достаточно решительно это делала. Но подавляющим органом является здесь уже большинство населения, а не меньшинство, как бывало всегда и при рабстве, и при крепостничестве, и при наемном рабстве. А раз большинство народа само подавляет своих угнетателей, то «особой силы» для подавления уже не нужно ! В этом смыс­ле государство начинает отмирать. Вместо


___________________________ ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ__________________________ 43

особых учреждений привилегированного меньшинства (привилегированное чиновни­чество, начальство постоянной армии), само большинство может непосредственно вы­полнять это, а чем более всенародным становится самое выполнение функций государ­ственной власти, тем меньше становится надобности в этой власти.

Особенно замечательна в этом отношении подчеркиваемая Марксом мера Коммуны: отмена всяких выдач денег на представительство, всяких денежных привилегий чинов­никам, сведение платы всем должностным лицам в государстве до уровня «заработной платы рабочего». Тут как раз всего нагляднее сказывается перелом — от демократии буржуазной к демократии пролетарской, от демократии угнетательской к демократии угнетенных классов, от государства, как «особой силы» для подавления определенного класса, к подавлению угнетателей всеобщей силой большинства народа, рабочих и кре­стьян. И именно на этом, особенно наглядном — по вопросу о государстве, пожалуй, наиболее важном пункте уроки Маркса наиболее забыты! В популярных комментариях — им же несть числа — об этом не говорят. «Принято» об этом умалчивать, точно о «наивности», отжившей свое время, — вроде того как христиане, получив положение государственной религии, «забыли» о «наивностях» первоначального христианства с его демократически-революционным духом.

Понижение платы высшим государственным чиновникам кажется «просто» требо­ванием наивного, примитивного демократизма. Один из «основателей» новейшего оп­портунизма, бывший социал-демократ Эд. Бернштейн не раз упражнялся в повторении пошлых буржуазных насмешечек над «примитивным» демократизмом. Как и все оп­портунисты, как и теперешние каутскианцы, он совершенно не понял того, что, во-первых, переход от капитализма к социализму невозможен без известного «возврата» к «примитивному» демократизму (ибо иначе как же перейти к выполнению государст­венных функций большинством населения и поголовно всем населением?), а во-вторых, что «примитивный демократизм»


44___________________________ В. И. ЛЕНИН

на базе капитализма и капиталистической культуры — не то, что примитивный демо­кратизм в первобытные или в докапиталистические времена. Капиталистическая куль­тура создала крупное производство, фабрики, железные дороги, почту, телефоны и прочее, а на этой базе громадное большинство функций старой «государственной вла­сти» так упростилось и может быть сведено к таким простейшим операциям регистра­ции, записи, проверки, что эти функции станут вполне доступны всем грамотным лю­дям, что эти функции вполне можно будет выполнять за обычную «заработную плату рабочего», что можно (и должно) отнять у этих функций всякую тень чего-либо приви­легированного, «начальственного».

Полная выборность, сменяемость в любое время всех без изъятия должностных лиц, сведение их жалованья к обычной «заработной плате рабочего», эти простые и «само собою понятные» демократические мероприятия, объединяя вполне интересы рабочих и большинства крестьян, служат в то же время мостиком, ведущим от капитализма к социализму. Эти мероприятия касаются государственного, чисто политического пере­устройства общества, но они получают, разумеется, весь свой смысл и значение лишь в связи с осуществляемой или подготовляемой «экспроприацией экспроприаторов», т. е. переходом капиталистической частной собственности на средства производства в об­щественную собственность.

«Коммуна, — писал Маркс, — сделала правдой лозунг всех буржуазных рево­люций, дешевое правительство, уничтожив две самые крупные статьи расходов, армию и чиновничество»43.

Из крестьянства, как и из других слоев мелкой буржуазии, лишь ничтожное мень­шинство «поднимается вверх», «выходит в люди» в буржуазном смысле, т. е. превра­щается либо в зажиточных людей, в буржуа, либо в обеспеченных и привилегирован­ных чиновников. Громадное большинство крестьянства во всякой капиталистической стране, где только есть крестьянство (а таких капиталистических стран большинство), угне-


ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ__________________________ 45

тено правительством и жаждет свержения его, жаждет «дешевого» правительства. Осуществить это может только пролетариат, и, осуществляя это, он делает вместе с тем шаг к социалистическому переустройству государства.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.