Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНОСТЯХ ИЛИ ОБ «АВТОНОМИЗАЦИИ»



(Продолжение)

Я уже писал в своих произведениях по национальному вопросу, что никуда не го­дится абстрактная постановка вопроса о национализме вообще. Необходимо отличать

Далее в стенографической записи зачеркнут следующий текст: «Я думаю, что наши товарищи не ра­зобрались достаточно в этом важном принципиальном вопросе». Ред.


___________ К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНОСТЯХ ИЛИ ОБ «АВТОНОМИЗАЦИИ»___________ 359

национализм нации угнетающей и национализм нации угнетенной, национализм боль­шой нации и национализм нации маленькой.

По отношению ко второму национализму почти всегда в исторической практике мы, националы большой нации, оказываемся виноватыми в бесконечном количестве наси­лия, и даже больше того — незаметно для себя совершаем бесконечное количество на­силий и оскорблений, — стоит только припомнить мои волжские воспоминания о том, как у нас третируют инородцев, как поляка не называют иначе, как «полячишкой», как татарина не высмеивают иначе, как «князь», украинца иначе, как «хохол», грузина и других кавказских инородцев, — как «капказский человек».

Поэтому интернационализм со стороны угнетающей или так называемой «великой» нации (хотя великой только своими насилиями, великой только так, как велик держи­морда) должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации боль­шой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически. Кто не понял этого, тот не понял действительно пролетарского отношения к национальному вопросу, тот остался, в сущности, на точке зрения мелкобуржуазной и поэтому не может не скаты­ваться ежеминутно к буржуазной точке зрения.

Что важно для пролетария? Для пролетария не только важно, но и существенно не­обходимо обеспечить его максимумом доверия в пролетарской классовой борьбе со стороны инородцев. Что нужно для этого? Для этого нужно не только формальное ра­венство. Для этого нужно возместить так или иначе своим обращением или своими ус­тупками по отношению к инородцу то недоверие, ту подозрительность, те обиды, кото­рые в историческом прошлом нанесены ему правительством «великодержавной» на­ции.

Я думаю, что для большевиков, для коммунистов разъяснять это дальше и подробно не приходится. И я думаю, что в данном случае, по отношению к грузинской нации, мы имеем типичный пример того, где


360__________________________ В. И. ЛЕНИН

сугубая осторожность, предупредительность и уступчивость требуются с нашей сторо­ны поистине пролетарским отношением к делу. Тот грузин, который пренебрежительно относится к этой стороне дела, пренебрежительно швыряется обвинением в «социал-национализме» (тогда как он сам является настоящим и истинным не только «социал-националом», но и грубым великорусским держимордой), тот грузин, в сущности, на­рушает интересы пролетарской классовой солидарности, потому что ничто так не за­держивает развития и упроченности пролетарской классовой солидарности, как нацио­нальная несправедливость, и ни к чему так не чутки «обиженные» националы, как к чувству равенства и к нарушению этого равенства, хотя бы даже по небрежности, хотя бы даже в виде шутки, к нарушению этого равенства своими товарищами пролетария­ми. Вот почему в данном случае лучше пересолить в сторону уступчивости и мягкости к национальным меньшинствам, чем недосолить. Вот почему в данном случае коренной интерес пролетарской солидарности, а следовательно и пролетарской классовой борь­бы, требует, чтобы мы никогда не относились формально к национальному вопросу, а всегда учитывали обязательную разницу в отношении пролетария нации угнетенной (или малой) к нации угнетающей (или большой).

Ленин

Записано М. В. 31. XII. 22 г.

Продолжение записок. 31 декабря 1922 г.

Какие же практические меры следует предпринять при создавшемся положении?

Во-первых, следует оставить и укрепить союз социалистических республик; об этой мере не может быть сомнения. Она нам нужна, как нужна всемирному коммунистиче­скому пролетариату для борьбы с всемирной буржуазией и для защиты от ее интриг.


___________ К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНОСТЯХ ИЛИ ОБ «АВТОНОМИЗАЦИИ»___________ 361

Во-вторых, нужно оставить союз социалистических республик в отношении дипло­матического аппарата. Кстати сказать, этот аппарат исключительный в составе нашего государственного аппарата. В него мы не допускали ни одного человека сколько-нибудь влиятельного из старого царского аппарата. В нем весь аппарат сколько-нибудь авторитетный составился из коммунистов. Поэтому этот аппарат уже завоевал себе (можно сказать это смело) название проверенного коммунистического аппарата, очи­щенного несравненно, неизмеримо в большей степени от старого царского, буржуазно­го и мелкобуржуазного аппарата, чем тот, которым мы вынуждены пробавляться в ос­тальных наркоматах.

В-третьих, нужно примерно наказать тов. Орджоникидзе (говорю это с тем боль­шим сожалением, что лично принадлежу к числу его друзей и работал с ним за грани­цей в эмиграции), а также доследовать или расследовать вновь все материалы комиссии Дзержинского на предмет исправления той громадной массы неправильностей и при­страстных суждений, которые там несомненно имеются. Политически-ответственными за всю эту поистине великорусско-националистическую кампанию следует сделать, ко­нечно, Сталина и Дзержинского.

В-четвертых, надо ввести строжайшие правила относительно употребления нацио­нального языка в инонациональных республиках, входящих в наш союз, и проверить эти правила особенно тщательно. Нет сомнения, что под предлогом единства железно­дорожной службы, под предлогом единства фискального и т. п. у нас, при современном нашем аппарате, будет проникать масса злоупотреблений истинно русского свойства. Для борьбы с этими злоупотреблениями необходима особая изобретательность, не го­воря уже об особой искренности тех, которые за такую борьбу возьмутся. Тут потребу­ется детальный кодекс, который могут составить сколько-нибудь успешно только на­ционалы, живущие в данной республике. Причем не следует зарекаться заранее никоим образом от того, чтобы в результате всей этой работы вернуться на следующем съезде Советов назад, т. е. оставить союз советских


362__________________________ В. И. ЛЕНИН

социалистических республик лишь в отношении военном и дипломатическом, а во всех других отношениях восстановить полную самостоятельность отдельных наркоматов.

Надо иметь в виду, что дробление наркоматов и несогласованность между их рабо­той в отношении Москвы и других центров может быть парализовано достаточно пар­тийным авторитетом, если он будет применяться со сколько-нибудь достаточной ос­мотрительностью и беспристрастностью; вред, который может проистечь для нашего государства от отсутствия объединенных аппаратов национальных с аппаратом рус­ским, неизмеримо меньше, бесконечно меньше, чем тот вред, который проистечет не только для нас, но и для всего Интернационала, для сотен миллионов народов Азии, которой предстоит выступить на исторической авансцене в ближайшем будущем, вслед за нами. Было бы непростительным оппортунизмом, если бы мы накануне этого высту­пления Востока и в начале его пробуждения подрывали свой авторитет среди него ма­лейшей хотя бы грубостью и несправедливостью по отношению к нашим собственным инородцам. Одно дело необходимость сплочения против империалистов Запада, защи­щающих капиталистический мир. Тут не может быть сомнений, и мне излишне гово­рить о том, что я безусловно одобряю эти меры. Другое дело, когда мы сами попадаем, хотя бы даже в мелочах, в империалистские отношения к угнетаемым народностям, подрывая этим совершенно всю свою принципиальную искренность, всю свою прин­ципиальную защиту борьбы с империализмом. А завтрашний день во всемирной исто­рии будет именно таким днем, когда окончательно проснутся пробужденные угнетен­ные империализмом народы и когда начнется решительный долгий и тяжелый бой за их освобождение.

Ленин

31. XII. 22 г. Записано М. В.

Впервые напечатано в 1956 г. Печатается по записи секретаря

в журнале «Коммунист» № 9 (машинописный экземпляр)


1 /ZI


СТРАНИЧКИ ИЗ ДНЕВНИКА



Вышедшая на днях работа о грамотности населения России по данным переписи 1920 года («Грамотность в России», Москва, 1922 г., Центральное статистическое управление, Отдел статистики народного образования) составляет очень важное явле­ние.

Привожу ниже таблицу грамотности населения России за 1897 и 1920 гг., заимство­ванную из этой работы:

 

 

 

1. Европейская Рос сия................................................ 2. Северный Кавказ................ 3. Сибирь (Западная)............. На 1000 муж. п. грамотных в: На 1000 жен. п. грамотных в: На 1000 всего населения грамотных в:
1897 г. 1920 г. 1897 г. 1920 г. 1897 г. 1920 г.
241 170 357 307 56 46 215 134 150 108 281 218
Всего............................................

В то время, как мы болтали о пролетарской культуре и о соотношении ее с буржуаз­ной культурой, факты преподносят нам цифры, показывающие, что даже и с буржуаз­ной культурой дела обстоят у нас очень слабо. Оказалось, что, как и следовало ожи­дать, от всеобщей грамотности мы отстали еще очень сильно, и даже прогресс наш по сравнению с царскими временами (1897 годом) оказался слишком медленным.


364__________________________ В. И. ЛЕНИН

Это служит грозным предостережением и упреком по адресу тех, кто витал и витает в эмпиреях «пролетарской культуры». Это показывает, сколько еще настоятельной чер­новой работы предстоит нам сделать, чтобы достигнуть уровня обыкновенного цивили­зованного государства Западной Европы. Это показывает далее, какая уйма работы предстоит нам теперь для того, чтобы на почве наших пролетарских завоеваний дос­тигнуть действительно сколько-нибудь культурного уровня.

Надо, чтобы мы не ограничивались этим бесспорным, но слишком теоретическим положением. Надо, чтобы при ближайшем пересмотре нашего квартального бюджета мы взялись за дело и практически. Конечно, в первую голову должны быть сокращены расходы не Наркомпроса, а расходы других ведомств, с тем, чтобы освобожденные суммы были обращены на нужды Наркомпроса. Не надо скаредничать с увеличением выдачи хлеба учителям в такой год, как нынешний, когда мы сравнительно сносно им обеспечены.

Работа, которая ведется теперь в области народного образования, вообще говоря, не может быть названа слишком узкой. Делается очень немало для того, чтобы сдвинуть с места старое учительство, чтобы привлечь его к новым задачам, заинтересовать его но­вой постановкой вопросов педагогики, заинтересовать в таких вопросах, как вопрос ре­лигиозный.

Но мы не делаем главного. Мы не заботимся или далеко не достаточно заботимся о том, чтобы поставить народного учителя на ту высоту, без которой и речи быть не мо­жет ни о какой культуре: ни о пролетарской, ни даже о буржуазной. Речь должна идти о той полуазиатской бескультурности, из которой мы не выбрались до сих пор и не мо­жем выбраться без серьезных усилий, хотя имеем возможность выбраться, потому что нигде народные массы не заинтересованы так настоящей культурой, как у нас; нигде вопросы этой культуры не ставятся так глубоко и так последовательно, как у нас; ни­где, ни в одной стране, государственная власть не находится в руках рабочего класса,


СТРАНИЧКИ ИЗ ДНЕВНИКА___________________________ 365

который в массе своей прекрасно понимает недостатки своей, не скажу культурности, а скажу грамотности; нигде он не готов приносить и не приносит таких жертв для улуч­шения своего положения в этом отношении, как у нас.

У нас делается еще слишком мало, безмерно мало для того, чтобы передвинуть весь наш государственный бюджет в сторону удовлетворения в первую голову потребностей первоначального народного образования. Даже в Наркомпросе у нас сплошь и рядом можно найти безобразно раздутые штаты какого-нибудь Госиздата вне всяких забот о том, что на первом месте должно стоять попечение государства не об издательстве, а о том, чтобы было кому читать, чтобы было большее число способных читать, чтобы был больше политический размах издательства в будущей России. На технические вопросы, вроде вопроса об издательстве, мы все еще по старой (скверной) привычке уделяем много больше времени и сил, чем на общеполитический вопрос о народной грамотно­сти.

Если взять Главпрофобр, то и тут, мы уверены, можно найти много и много лишне­го, раздутого ведомственным интересом, не приноровленного к потребностям широко­го народного образования. Далеко не все в Главпрофобре оправдывается законным же­ланием поднять сначала и придать практическое направление образованию нашей фаб­рично-заводской молодежи. Если просмотреть внимательно штаты Главпрофобра, в них многое и многое окажется вздутым и фиктивным с этой точки зрения, подлежащим закрытию. В пролетарско-крестьянском государстве много и много еще можно сэконо­мить и должно сэкономить для развития народной грамотности ценою закрытия всяких либо игрушек наполовину барского типа, либо учреждений, без которых нам еще мож­но и долго будет можно и должно обойтись при том состоянии народной грамотности, о которой говорит статистика.

Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он ни­когда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе.


366__________________________ В. И. ЛЕНИН

Это — истина, не требующая доказательств. К этому положению дел мы должны идти систематической, неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию и, главное, главное и главное — над поднятием его материального положения.

Надо систематически усилить работу по организации народных учителей, чтобы сделать их из опоры буржуазного строя, которой они являются до сих пор во всех, без исключения, капиталистических странах, опорой советского строя, чтобы отвлечь через них крестьянство от союза с буржуазией, и привлечь их к союзу с пролетариатом.

Кратко отмечаю, что особую роль для этого должны играть систематические поезд­ки в деревню, которые, впрочем, у нас уже проводятся и которые должны быть развиты планомерно. На такие меры, как эти поездки, не жалко давать деньги, которые сплошь и рядом мы бросаем зря на относящийся почти целиком к старой исторической эпохе государственный аппарат.

Я собирал материалы к моей несостоявшейся речи на съезде Советов в декабре 1922 года о шефстве рабочих городских поселений над жителями деревень. Некоторые ма­териалы об этом доставил мне тов. Ходоровский, и я ставлю эту тему на разработку пе­ред товарищами теперь, раз сам я не успел разработать ее и предать через съезд Сове­тов гласности.

Тут основной политический вопрос — в отношении города к деревне, который имеет решающее значение для всей нашей революции. В то время, как буржуазное государст­во систематически направляет все усилия на то, чтобы отуплять рабочих города, подго­няя для этой цели всю издаваемую на счет государства, на счет царских и на счет бур­жуазных партий литературу, мы можем и должны употребить нашу власть на то, чтобы действительно сделать из городского рабочего проводника коммунистических идей в среду сельского пролетариата.

Я сказал «коммунистических» и спешу оговориться, боясь вызвать недоразумение или быть слишком пря-


СТРАНИЧКИ ИЗ ДНЕВНИКА___________________________ 367

молинейно понятым. Никоим образом нельзя понимать это так, будто мы должны нести сразу чисто и узкокоммунистические идеи в деревню. До тех пор, пока у нас в деревне нет материальной основы для коммунизма, до тех пор это будет, можно сказать, вред­но, это будет, можно сказать, гибельно для коммунизма.

Нет. Начать следует с того, чтобы установить общение между городом и деревней, отнюдь не задаваясь предвзятой целью внедрить в деревню коммунизм. Такая цель не может быть сейчас достигнута. Такая цель несвоевременна. Постановка такой цели принесет вред делу вместо пользы.

Но установить общение между рабочими города и работниками деревни, установить между ними ту форму товарищества, которая между ними может быть легко создана, — это наша обязанность, это одна из основных задач рабочего класса, стоящего у вла­сти. Для этого необходимо основать ряд объединений (партийных, профессиональных, частных) из фабрично-заводских рабочих, которые ставили бы себе систематической целью помогать деревне в ее культурном развитии.

Удастся ли «расписать» все городские ячейки по всем деревенским для того, чтобы каждая рабочая ячейка, «приписанная» к соответствующей деревенской, систематиче­ски заботилась о всякой оказии, о всяком случае, чтобы удовлетворить ту или иную культурную потребность своей соячейки? Или удастся изыскать другие формы связи? Я здесь ограничиваюсь только постановкой вопроса, чтобы обратить на него внимание товарищей, чтобы указать на имеющийся опыт Западной Сибири (на этот опыт мне указал тов. Ходоровский) и чтобы выставить во всем объеме эту гигантскую всемирно-историческую культурную задачу.

Мы не делаем почти ничего для деревни помимо нашего официального бюджета или помимо наших официальных сношений. Правда, культурные сношения города с дерев­ней принимают у нас само собой и принимают неизбежно иной характер. Город давал деревне при капитализме то, что ее развращало политически, экономически, нравст­венно, физически и т. п. Город


368__________________________ В. И. ЛЕНИН

у нас само собой начинает давать деревне прямо обратное. Но все это делается именно само собою, стихийно, и все это может быть усилено (а затем и увеличено во сто крат) внесением сознания, планомерности и систематичности в этой работе.

Мы только тогда начнем двигаться вперед (а тогда мы начнем наверняка двигаться во сто крат быстрее), когда подвергнем изучению этот вопрос, будем основывать все­возможные объединения рабочих — избегая всемерно их бюрократизации — для того, чтобы поставить этот вопрос, обсудить его и претворить его в дело.

2 января 1923 года.

«Правда» № 2, 4 января 1923 г. Печатается по записи секретаря

Подпись:Η. Ленин (машинописный экземпляр),

сверенной с текстом газеты


О КООПЕРАЦИИ

У нас, мне кажется, недостаточно обращается внимания на кооперацию. Едва ли все понимают, что теперь, со времени Октябрьской революции и независимо от нэпа (на­против, в этом отношении приходится сказать: именно благодаря нэпу), кооперация получает у нас совершенно исключительное значение. В мечтаниях старых кооперато­ров много фантазии. Они смешны часто своей фантастичностью. Но в чем состоит их фантастичность? В том, что люди не понимают основного, коренного значения полити­ческой борьбы рабочего класса за свержение господства эксплуататоров. Теперь у нас это свержение состоялось, и теперь многое из того, что было фантастического, даже романтического, даже пошлого в мечтаниях старых кооператоров, становится самой неподкрашенной действительностью.

У нас, действительно, раз государственная власть в руках рабочего класса, раз этой государственной власти принадлежат все средства производства, у нас, действительно, задачей осталось только кооперирование населения. При условии максимального коо­перирования населения само собой достигает цели тот социализм, который ранее вы­зывал законные насмешки, улыбку, пренебрежительное отношение к себе со стороны людей, справедливо убежденных в необходимости классовой борьбы, борьбы за поли­тическую власть и т. д. И вот не все товарищи дают себе отчет в том, какое теперь ги­гантское, необъятное значение приобретает


370__________________________ В. И. ЛЕНИН

для нас кооперирование России. В нэпе мы сделали уступку крестьянину, как торговцу, принципу частной торговли; именно из этого вытекает (обратно тому, что думают) ги­гантское значение кооперации. В сущности говоря, кооперировать в достаточной сте­пени широко и глубоко русское население при господстве нэпа есть все, что нам нуж­но, потому что теперь мы нашли ту степень соединения частного интереса, частного торгового интереса, проверки и контроля его государством, степень подчинения его общим интересам, которая раньше составляла камень преткновения для многих и мно­гих социалистов. В самом деле, власть государства на все крупные средства производ­ства, власть государства в руках пролетариата, союз этого пролетариата со многими миллионами мелких и мельчайших крестьян, обеспечение руководства за этим проле­тариатом по отношению к крестьянству и т. д. — разве это не все, что нужно для того, чтобы из кооперации, из одной только кооперации, которую мы прежде третировали, как торгашескую, и которую с известной стороны имеем право третировать теперь при нэпе так же, разве это не все необходимое для построения полного социалистического общества? Ото еще не построение социалистического общества, но это все необходи­мое и достаточное для этого построения.

Вот это-то обстоятельство недооценено многими нашими практическими работни­ками. На кооперацию у нас смотрят пренебрежительно, не понимая того, какое исклю­чительное значение имеет эта кооперация, во-первых, с принципиальной стороны (соб­ственность на средства производства в руках государства), во-вторых, со стороны пере­хода к новым порядкам путем возможно более простым, легким и доступным для кре­стьянина.

А ведь в этом, опять-таки, главное. Одно дело фантазировать насчет всяких рабочих объединений для построения социализма, другое дело научиться практически строить этот социализм так, чтобы всякий мелкий крестьянин мог участвовать в этом построе­нии. Этой-то


О КООПЕРАЦИИ________________________________ 371

ступени мы и достигли теперь. И несомненно то, что, достигнув ее, мы пользуемся ею непомерно мало.

Мы перегнули палку, переходя к нэпу, не в том отношении, что слишком много мес­та уделили принципу свободной промышленности и торговли, но мы перегнули палку, переходя к нэпу, в том отношении, что забыли думать о кооперации, что недооценива­ем теперь кооперацию, что начали забывать уже гигантское значение кооперации в ука­занных выше двух сторонах этого значения.

Я намерен теперь поговорить с читателем о том, что практически можно и должно сделать сейчас же, исходя из этого «кооперативного» принципа. Какими средствами можно и должно сейчас же начать развивать этот «кооперативный» принцип так, чтобы всякому и каждому было ясно его социалистическое значение?

Надо поставить кооперацию политически так, чтобы не только кооперация вообще и всегда имела известную льготу, но чтобы эта льгота была чисто имущественной льго­той (высота банкового процента и т. п.). Надо ссужать кооперацию такими государст­венными средствами, которые хотя бы на немного, но превышали те средства, которые мы ссужаем частным предприятиям, вплоть хотя бы до тяжелой промышленности и т. д.

Каждый общественный строй возникает лишь при финансовой поддержке опреде­ленного класса. Нечего напоминать о тех сотнях и сотнях миллионов рублей, которых стоило рождение «свободного» капитализма. Теперь мы должны сознать и претворить в дело, что в настоящее время тот общественный строй, который мы должны поддер­живать сверх обычного, есть строй кооперативный. Но поддерживать его надо в на­стоящем смысле этого слова, т. е. под этой поддержкой недостаточно понимать под­держку любого кооперативного оборота, — под этой поддержкой надо понимать под­держку такого кооперативного оборота, в котором действительно участвуют дейст­вительные массы населения. Давать премию тому крестьянину, который участвует в кооперативном обороте, это — форма безусловно верная, но при этом проверять это участие и


372__________________________ В. И. ЛЕНИН

проверять его сознательность и его доброкачественность, — вот в чем гвоздь вопроса. Когда кооператор приезжает в деревню и устраивает там кооперативную лавочку, насе­ление, строго говоря, никак в этом не участвует, но в то же время оно, руководствуясь собственной выгодой, поторопится попробовать в ней участвовать.

Это дело имеет также другую сторону. Нам нужно сделать еще очень немного с точ­ки зрения «цивилизованного» (прежде всего грамотного) европейца для того, чтобы за­ставить всех поголовно участвовать и участвовать не пассивно, а активно в коопера­тивных операциях. Собственно говоря, нам осталось «только» одно: сделать наше на­селение настолько «цивилизованным», чтобы оно поняло все выгоды от поголовного участия в кооперации и наладило это участие. «Только» это. Никакие другие премудро­сти нам не нужны теперь для того, чтобы перейти к социализму. Но для того, чтобы со­вершить это «только», нужен целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы. Поэтому нашим правилом должно быть: как можно меньше мудрствования и как можно меньше выкрутас. Нэп в этом отношении представляет из себя в том отношении прогресс, что он приноравливается к уровню самого обыкновен­ного крестьянина, что он не требует от него ничего высшего. Но чтобы достигнуть че­рез нэп участия в кооперации поголовно всего населения — вот для этого требуется це­лая историческая эпоха. Мы можем пройти на хороший конец эту эпоху в одно-два де­сятилетия. Но все-таки это будет особая историческая эпоха, и без этой исторической эпохи, без поголовной грамотности, без достаточной степени толковости, без достаточ­ной степени приучения населения к тому, чтобы пользоваться книжками, и без матери­альной основы этого, без известной обеспеченности, скажем, от неурожая, от голода и т. д., — без этого нам своей цели не достигнуть. Все дело теперь в том, чтобы уметь со­единить тот революционный размах, тот революционный энтузиазм, который мы уже проявили и проявили в достаточном количестве и увен-


О КООПЕРАЦИИ________________________________ 373

чали полным успехом, уметь соединить его (тут я почти готов сказать) с уменьем быть толковым и грамотным торгашом, какое вполне достаточно для хорошего кооператора. Под уменьем быть торгашом я понимаю уменье быть культурным торгашом. Это пусть намотают себе на ус русские люди или просто крестьяне, которые думают: раз он тор­гует, значит, умеет быть торгашом. Это совсем неверно. Он торгует, но от этого до уменья быть культурным торгашом еще очень далеко. Он торгует сейчас по-азиатски, а для того, чтобы уметь быть торгашом, надо торговать по-европейски. От этого его от­деляет целая эпоха.

Кончаю: ряд привилегий экономических, финансовых и банковских — кооперации; в этом должна состоять поддержка нашим социалистическим государством нового принципа организации населения. Но этим задача только еще поставлена в общих чер­тах, потому что тут еще остается неопределенным, не описанным детально все содер­жание задачи практически, т. е. надо уметь отыскать ту форму «премий» (и те условия выдачи их), которую мы даем за кооперирование, ту форму премий, при которой мы достаточно помогаем кооперации, ту форму премий, при которой мы достигаем циви­лизованного кооператора. А строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над бур­жуазией — это есть строй социализма.

4 января 1923 года.

II

Всегда, когда я писал о новой экономической политике, я цитировал свою статью 1918 года о государственном капитализме . Это вызывало не раз сомнения некоторых молодых товарищей. Но их сомнения направлялись преимущественно по адресу абст­рактно-политическому.

См. Сочинения, 5 изд., том 36, стр. 283—314. Ред.


374__________________________ В. И. ЛЕНИН

Им казалось, что нельзя называть государственным капитализмом тот строй, при ко­тором средства производства принадлежат рабочему классу и этому рабочему классу принадлежит государственная власть. Однако они не замечали, что у меня название «государственный капитализм» употреблялось: во-первых, для исторической связи на­шей теперешней позиции с позицией в моей полемике против так называемых левых коммунистов, а также я уже тогда доказывал, что государственный капитализм был бы выше нашей современной экономики; для меня важно было установить преемственную связь обычного государственного капитализма с тем необычным, даже совсем необыч­ным, государственным капитализмом, о котором я говорил, вводя читателя в новую экономическую политику. Во-вторых, для меня всегда была важна практическая цель. А практическая цель нашей новой экономической политики состояла в получении кон­цессий; концессии уже несомненно были бы в наших условиях чистым типом государ­ственного капитализма. Вот в каком виде представлялись для меня рассуждения о го­сударственном капитализме.

Но есть еще одна сторона дела, при которой нам может понадобиться государствен­ный капитализм или, по крайней мере, сопоставление с ним. Это вопрос о кооперации.

Несомненно, что кооперация в обстановке капиталистического государства является коллективным капиталистическим учреждением. Несомненно также, что в обстановке нашей теперешней экономической действительности, когда мы соединяем частнокапи­талистические предприятия, — но не иначе, как на общественной земле, и не иначе, как под контролем государственной власти, принадлежащей рабочему классу, — с пред­приятиями последовательно-социалистического типа (и средства производства принад­лежат государству, и земля, на которой стоит предприятие, и все предприятие в целом), то тут возникает вопрос еще о третьем виде предприятий, которые раньше не имели самостоятельности с точки зрения принципиального значения,


О КООПЕРАЦИИ________________________________ 375

именно: о предприятиях кооперативных. При частном капитализме предприятия коопе­ративные отличаются от предприятий капиталистических, как предприятия коллектив­ные от предприятий частных. При государственном капитализме предприятия коопера­тивные отличаются от государственно-капиталистических, как предприятия частные, во-первых, и коллективные, во-вторых. При нашем существующем строе предприятия кооперативные отличаются от предприятий частнокапиталистических, как предприятия коллективные, но не отличаются от предприятий социалистических, если они основаны на земле, при средствах производства, принадлежащих государству, т. е. рабочему классу.

Вот это обстоятельство у нас недостаточно учитывается, когда рассуждают о коопе­рации. Забывают, что кооперация получает у нас, благодаря особенности нашего госу­дарственного строя, совершенно исключительное значение. Если выделить особо кон­цессии, которые, кстати сказать, не получили у нас сколько-нибудь значительного раз­вития, то кооперация в наших условиях сплошь да рядом совершенно совпадает с со­циализмом.

Поясню свою мысль. В чем состоит фантастичность планов старых кооператоров, начиная с Роберта Оуэна? В том, что они мечтали о мирном преобразовании социализ­мом современного общества без учета такого основного вопроса, как вопрос о классо­вой борьбе, о завоевании политической власти рабочим классом, о свержении господ­ства класса эксплуататоров. И поэтому мы правы, находя в этом «кооперативном» со­циализме сплошь фантастику, нечто романтическое, даже пошлое в мечтаниях о том, как простым кооперированием населения можно превратить классовых врагов в клас­совых сотрудников и классовую войну в классовый мир (так называемый гражданский мир).

Несомненно, что с точки зрения основной задачи современности мы были правы, ибо без классовой борьбы за политическую власть в государстве социализм не может быть осуществлен.


376__________________________ В. И. ЛЕНИН

Но посмотрите, как изменилось дело теперь, раз государственная власть уже в руках рабочего класса, раз политическая власть эксплуататоров свергнута и раз все средства производства (кроме тех, которые рабочее государство добровольно отдает на время и условно эксплуататорам в концессию) находятся в руках рабочего класса.

Теперь мы вправе сказать, что простой рост кооперации для нас тожественен (с ука­занным выше «небольшим» исключением) с ростом социализма, и вместе с этим мы вынуждены признать коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм. Эта коренная перемена состоит в том, что раньше мы центр тяжести клали и должны были класть на политическую борьбу, революцию, завоевание власти и т. д. Теперь же центр тяжести меняется до того, что переносится на мирную организационную «культурную» работу. Я готов сказать, что центр тяжести для нас переносится на культурничество, если бы не международные отношения, не обязанность бороться за нашу позицию в международном масштабе. Но если оставить это в стороне и ограничиться внутренни­ми экономическими отношениями, то у нас действительно теперь центр тяжести рабо­ты сводится к культурничеству.

Перед нами являются две главные задачи, составляющие эпоху. Это — задача пере­делки нашего аппарата, который ровно никуда не годится и который перенят нами це­ликом от прежней эпохи; переделать тут серьезно мы ничего за пять лет борьбы не ус­пели и не могли успеть. Вторая наша задача состоит в культурной работе для крестьян­ства. А эта культурная работа в крестьянстве, как экономическая цель, преследует именно кооперирование. При условии полного кооперирования мы бы уже стояли обеими ногами на социалистической почве. Но это условие полного кооперирования включает в себя такую культурность крестьянства (именно крестьянства, как громад­ной массы), что это полное кооперирование невозможно без целой культурной револю­ции.

Нам наши противники не раз говорили, что мы предпринимаем безрассудное дело насаждения социализма


О КООПЕРАЦИИ



в недостаточно культурной стране. Но они ошиблись в том, что мы начали не с того конца, как полагалось по теории (всяких педантов), и что у нас политический и соци­альный переворот оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы все-таки теперь стоим. Для нас доста­точно теперь этой культурной революции для того, чтобы оказаться вполне социали­стической страной, но для нас эта культурная революция представляет неимоверные трудности и чисто культурного свойства (ибо мы безграмотны), и свойства материаль­ного (ибо для того, чтобы быть культурными, нужно известное развитие материальных средств производства, нужна известная материальная база).

6 января 1923 года.


Впервые напечатано 26 и 27 мая 1923 г. в газете «Правда»

№№115 и 116 Подпись:Η. Ленин


Печатается по записи секретаря

(машинописный экземпляр),

сверенной с текстом газеты


О НАШЕЙ РЕВОЛЮЦИИ

(ПО ПОВОДУ ЗАПИСОК Н. СУХАНОВА213)

I

Перелистывал эти дни записки Суханова о революции. Бросается особенно в глаза педантство всех наших мелкобуржуазных демократов, как и всех героев II Интерна­ционала. Уже не говоря о том, что они необыкновенно трусливы, что даже лучшие из них кормят себя оговорочками, когда речь идет о мельчайшем отступлении от немецко­го образца, уже не говоря об этом свойстве всех мелкобуржуазных демократов, доста­точно проявленном ими во всю революцию, бросается в глаза их рабская подражатель­ность прошлому.

Они все называют себя марксистами, но понимают марксизм до невозможной степе­ни педантски. Решающего в марксизме они совершенно не поняли: именно, его рево­люционной диалектики. Даже прямые указания Маркса на то, что в моменты револю­ции требуется максимальная гибкость214, ими абсолютно не поняты, и даже не замече­ны, например, указания Маркса в его переписке, относящейся, помнится, к 1856 году, когда он высказывал надежду на соединение крестьянской войны в Германии, могущей создать революционную обстановку, с рабочим движением215, — даже это прямое ука­зание они обходят и ходят кругом и около него, как кот около горячей каши.

Во всем своем поведении они обнаруживают себя, как трусливые реформисты, боя­щиеся отступить от буржуазии, а тем более порвать с ней, и в то же время


О НАТТТКЙ РЕВОЛЮЦИИ_________________________________ 379

прикрывают свою трусливость самым бесшабашным фразерством и хвастовством. Но даже и чисто теоретически у всех них бросается в глаза полная неспособность понять следующие соображения марксизма: они видели до сих пор определенный путь разви­тия капитализма и буржуазной демократии в Западной Европе. И вот, они не могут себе представить, что этот путь может быть считаем образцом mutatis mutandis , не иначе, как с некоторыми поправками (совершенно незначительными с точки зрения общего хода всемирной истории).

Первое — революция, связанная с первой всемирной империалистической войной. В такой революции должны были сказаться новые черты, или видоизмененные в зависи­мости именно от войны, потому что никогда в мире такой войны, в такой обстановке, еще не бывало. До сих пор мы видим, что буржуазия богатейших стран не может нала­дить «нормальных» буржуазных отношений после этой войны, а наши реформисты, мелкие буржуа, корчащие из себя революционеров, считали и считают пределом (его же не прейдеши) нормальные буржуазные отношения, причем понимают эту «норму» до крайности шаблонно и узко.

Второе — им совершенно чужда всякая мысль о том, что при общей закономерно­сти развития во всей всемирной истории нисколько не исключаются, а, напротив, пред­полагаются отдельные полосы развития, представляющие своеобразие либо формы, либо порядка этого развития. Им не приходит даже, например, и в голову, что Россия, стоящая на границе стран цивилизованных и стран, впервые этой войной окончательно втягиваемых в цивилизацию, стран всего Востока, стран внеевропейских, что Россия поэтому могла и должна была явить некоторые своеобразия, лежащие, конечно, по об­щей линии мирового развития, но отличающие ее революцию от всех предыдущих за­падноевропейских стран и вносящие некоторые частичные новшества при переходе к странам восточным.

- с соответствующими изменениями. Ред.


380__________________________ В. И. ЛЕНИН

Например, до бесконечия шаблонным является у них довод, который они выучили наизусть во время развития западноевропейской социал-демократии и который состоит в том, что мы не доросли до социализма, что у нас нет, как выражаются разные «уче­ные» господа из них, объективных экономических предпосылок для социализма. И ни­кому не приходит в голову спросить себя: а не мог ли народ, встретивший революци­онную ситуацию, такую, которая сложилась в первую империалистскую войну, не мог ли он, под влиянием безвыходности своего положения, броситься на такую борьбу, ко­торая хоть какие-либо шансы открывала ему на завоевание для себя не совсем обычных условий для дальнейшего роста цивилизации?

«Россия не достигла такой высоты развития производительных сил, при которой возможен социализм». С этим положением все герои II Интернационала, и в том числе, конечно, Суханов, носятся, поистине, как с писаной торбой. Это бесспорное положение они пережевывают на тысячу ладов, и им кажется, что оно является решающим для оценки нашей революции.

Ну, а что если своеобразие обстановки поставило Россию, во-первых, в мировую империалистическую войну, в которой замешаны все сколько-нибудь влиятельные за­падноевропейские страны, поставило ее развитие на грани начинающихся и частично уже начавшихся революций Востока в такие условия, когда мы могли осуществить именно тот союз «крестьянской войны» с рабочим движением, о котором, как об одной из возможных перспектив, писал такой «марксист», как Маркс, в 1856 году по отноше­нию к Пруссии?

Что если полная безвыходность положения, удесятеряя тем силы рабочих и кресть­ян, открывала нам возможность иного перехода к созданию основных посылок цивили­зации, чем во всех остальных западноевропейских государствах? Изменилась ли от это­го общая линия развития мировой истории? Изменились ли от этого основные соотно­шения основных классов в


О НАТТТКЙ РЕВОЛЮЦИИ_________________________________ 381

каждом государстве, которое втягивается и втянуто в общий ход мировой истории?

Если для создания социализма требуется определенный уровень культуры (хотя ни­кто не может сказать, каков именно этот определенный «уровень культуры», ибо он различен в каждом из западноевропейских государств), то почему нам нельзя начать сначала с завоевания революционным путем предпосылок для этого определенного уровня, а потом уже, на основе рабоче-крестьянской власти и советского строя, дви­нуться догонять другие народы.

16 января 1923 г.

II

Для создания социализма, говорите вы, требуется цивилизованность. Очень хорошо. Ну, а почему мы не могли сначала создать такие предпосылки цивилизованности у се­бя, как изгнание помещиков и изгнание российских капиталистов, а потом уже начать движение к социализму? В каких книжках прочитали вы, что подобные видоизменения обычного исторического порядка недопустимы или невозможны?

Помнится, Наполеон писал: «On s'engage et puis... on voit». В вольном русском пере­воде это значит: «Сначала надо ввязаться в серьезный бой, а там уже видно будет». Вот и мы ввязались сначала в октябре 1917 года в серьезный бой, а там уже увидали такие детали развития (с точки зрения мировой истории это, несомненно, детали), как Брест­ский мир или нэп и т. п. И в настоящее время уже нет сомнений, что в основном мы одержали победу.

Нашим Сухановым, не говоря уже о правее их стоящих социал-демократах, и не снится, что иначе вообще не могут делаться революции. Нашим европейским мещанам и не снится, что дальнейшие революции в неизмеримо более богатых населением и не­измеримо более отличающихся разнообразием социальных условий странах Востока будут преподносить им, несомненно, больше своеобразия, чем русская революция.


382__________________________ В. И. ЛЕНИН

Слов нет, учебник, написанный по Каутскому, был вещью для своего времени очень полезной. Но пора уже все-таки отказаться от мысли, будто этот учебник предусмотрел все формы развития дальнейшей мировой истории. Тех, кто думает так, своевременно было бы объявить просто дураками.

17 января 1923 г.

Напечатано 30 мая 1923 г. Печатается по записи секретаря

в газете «Правда» №117 (машинописный экземпляр),

Подпись: Ленин сверенной с текстом газеты


TOO

КАК НАМ РЕОРГАНИЗОВАТЬ РАБКРИН(ПРЕДЛОЖЕНИЕ XII СЪЕЗДУ ПАРТИИ)216

Несомненно, что Рабкрин представляет для нас громадную трудность и что труд­ность эта до сих пор не решена. Я думаю, что те товарищи, которые решают ее, отрицая пользу или надобность Рабкрина, неправы. Но я не отрицаю в то же время, что вопрос о нашем госаппарате и его улучшении представляется очень трудным, далеко не решен­ным и в то же время чрезвычайно насущным вопросом.

Наш госаппарат, за исключением Наркоминдела, в наибольшей степени представля­ет из себя пережиток старого, в наименьшей степени подвергнутого сколько-нибудь серьезным изменениям. Он только слегка подкрашен сверху, а в остальных отношениях является самым типичным старым из нашего старого госаппарата. И вот, чтобы поис­кать способ действительно обновить его, надо обратиться, мне кажется, за опытом к нашей гражданской войне.

Как мы действовали в более опасные моменты гражданской войны?

Мы сосредоточивали лучшие наши партийные силы в Красной Армии; мы прибега­ли к мобилизации лучших из наших рабочих; мы обращались за поисками новых сил туда, где лежит наиболее глубокий корень нашей диктатуры.

В этом же направлении нам следует, по моему убеждению, искать источник реорга­низации Рабкрина. Я предлагаю нашему XII партийному съезду принять


384__________________________ В. И. ЛЕНИН

следующий план такой реорганизации, основанный на своеобразном расширении на­шей ЦКК.

Пленум ЦК нашей партии уже обнаружил свое стремление развиться в своего рода высшую партийную конференцию. Он собирается в среднем не чаще раза в два месяца, а текущую работу от имени ЦК ведет, как известно, наше Политбюро, наше Оргбюро, наш Секретариат и т. д. Я думаю, что нам следует докончить тот путь, на который мы таким образом вступили, и окончательно превратить пленумы Τ TTC в высшие партийные конференции, собираемые раз в два месяца при участии ЦКК. А эту ЦКК соединить на указанных ниже условиях с основной частью реорганизованного Рабкрина.

Я предлагаю съезду выбрать 75—100 (цифры все, конечно, примерные) новых чле­нов ЦКК из рабочих и крестьян. Выбираемые должны подвергнуться такой же провер­ке по части партийной, как и обыкновенные члены ЦК, ибо выбираемые должны будут пользоваться всеми правами членов ЦК.

С другой стороны, Раб крин должен быть сведен к 300—400 служащих, особо прове­ренных по части добросовестности и по части знания нашего госаппарата, а также вы­державших особое испытание относительно знакомства их с основами научной органи­зации труда вообще и, в частности, труда управленческого, канцелярского и т. д.

По моему мнению, такое соединение Рабкрина с ЦКК принесет пользу обоим этим учреждениям. С одной стороны, Рабкрин получит таким путем столь высокий автори­тет, что станет, по меньшей мере, не хуже нашего НКИД. С другой стороны, наш ЦК совместно с ЦКК выйдет окончательно на ту дорогу превращения в высшую партий­ную конференцию, на которую он, в сущности, уже встал и по которой ему следует дойти до конца для правильного, в двояком отношении, выполнения своих задач: в от­ношении планомерности, целесообразности, систематичности его организации и рабо­ты и в отношении связи с действительно широкими массами через посредство лучших из наших рабочих и крестьян.


________________________ КАК НАМ РЕОРГАНИЗОВАТЬ РАБКРИН______________________ 385

Я предвижу одно возражение, исходящее либо прямо, либо косвенно из тех сфер, ко­торые делают наш аппарат старым, т. е. от сторонников сохранения нашего аппарата в том же до невозможности, до неприличия дореволюционном виде, в каком он остается и посейчас (кстати сказать, мы теперь получили довольно редкий в истории случай ус­танавливать сроки, необходимые для производства коренных социальных изменений, и мы ясно видим теперь, что можно сделать в пять лет и для чего нужны гораздо боль­шие сроки).

Возражение это состоит в том, что будто бы из предлагаемого мной преобразования получится один хаос. Члены ЦКК будут слоняться по всем учреждениям, не зная, куда, зачем и к кому им обратиться, внося повсюду дезорганизацию, отрывая служащих от их текущей работы, и т. д. и т. п.

Я думаю, что злостный источник этого возражения так очевиден, что на него не тре­буется даже и ответа. Само собой разумеется, что со стороны президиума ЦКК и со стороны наркома Рабкрина и его коллегии (а также в соответствующих случаях и со стороны нашего Секретариата ЦК) потребуется не один год упорной работы над тем, чтобы правильным образом организовать свой наркомат и его работу совместно с ЦКК. Нарком Рабкрина может, по моему мнению, остаться наркомом (и должен им остаться), как и вся коллегия, сохраняя за собой руководство работой всей Рабоче-крестьянской инспекции и в том числе всеми членами ЦКК, которые будут считаться «откомандиро­ванными» в его распоряжение. 300—400 служащих Рабкрина, которые остаются, по моему плану, будут, с одной стороны, исполнять чисто секретарские обязанности при других членах Рабкрина и при добавочных членах ЦКК, а с другой стороны — должны быть высоко квалифицированы, особо проверены, особо надежны, с высоким жало­ваньем, вполне избавляющим их от нынешнего, поистине несчастного (чтобы не ска­зать хуже), положения чиновника Рабкрина.

Я уверен, что понижение числа служащих до указанной мной цифры улучшит во много раз и качество


386__________________________ В. И. ЛЕНИН

работников Рабкрина, и качество всей работы, дав в то же время возможность наркому и членам коллегии сосредоточиться всецело на организации работы и на том система­тическом, неуклонном повышении ее качества, которое представляет для рабоче-крестьянской власти и для нашего советского строя такую безусловную необходимость.

С другой стороны, я думаю также, что наркому Рабкрина придется поработать над, частью, слиянием, частью, координированием тех высших институтов по организации труда (Центральный институт труда, Институт научной организации труда и т. д.), ко­торых у нас теперь имеется в республике не менее 12. Чрезмерное однообразие и выте­кающее, отсюда стремление к слиянию будут вредны. Наоборот, тут надо найти разум­ную и целесообразную середину между слиянием всех этих учреждений воедино и пра­вильным разграничением их при условии известной самостоятельности каждого из этих учреждений.

Нет сомнения, что от такого преобразования выиграет не менее, чем Рабкрин, и наш собственный Τ TTC выиграет он и в смысле связи с массами и в смысле регулярности и солидности его работы. Тогда можно будет (и должно) завести более строгий и ответ­ственный порядок подготовки заседаний Политбюро, на которых должно присутство­вать определенное число членов ЦКК — определенное либо известным периодом вре­мени, либо известным планом организации.

Нарком Рабкрина совместно с президиумом ЦКК должен будет устанавливать рас­пределение работы ее членов с точки зрения обязанности их присутствовать на Полит­бюро и проверять все документы, которые так или иначе идут на его рассмотрение, ли­бо с точки зрения обязанности их уделять свое рабочее время теоретической подготов­ке, изучению научной организации труда, либо с точки зрения их обязанности практи­чески участвовать в контроле и улучшении нашего госаппарата, начиная с высших го­сударственных учреждений и кончая низшими местными и т. д.


________________________ КАК НАМ РЕОРГАНИЗОВАТЬ РАБКРИН______________________ 387

Я думаю также, что помимо той политической выгоды, что члены Τ TTC и члены ЦКК при такой реформе будут во много раз лучше осведомлены, лучше подготовлены к за­седаниям Политбюро (все бумаги, относящиеся к этим заседаниям, должны быть полу­чены всеми членами ЦК и ЦКК не позже, как за сутки до заседания Политбюро, за ис­ключением случаев, не терпящих безусловно никакого отлагательства, каковые случаи требуют особого порядка для ознакомления членов Τ TTC и ЦКК и порядка решения их), к числу выигрышей придется также отнести и то, что в нашем Τ TTC уменьшится влияние чисто личных и случайных обстоятельств и тем самым понизится опасность раскола.

Наш Τ TTC сложился в группу строго централизованную и высоко авторитетную, но работа этой группы не поставлена в условия, соответствующие его авторитету. Этому помочь должна предлагаемая мною реформа, и члены ЦКК, обязанные присутствовать в известном числе на каждом заседании Политбюро, должны составить сплоченную группу, которая, «не взирая на лица», должна будет следить за тем, чтобы ничей авто­ритет, ни генсека, ни кого-либо из других членов Τ TTC не мог помешать им сделать за­прос, проверить документы и вообще добиться безусловной осведомленности и стро­жайшей правильности дел.

Конечно, в нашей Советской республике социальный строй основан на сотрудниче­стве двух классов: рабочих и крестьян, к которому теперь допущены на известных ус­ловиях и «нэпманы», т. е. буржуазия. Если возникнут серьезные классовые разногласия между этими классами, тогда раскол будет неизбежен, но в нашем социальном строе не заложены с необходимостью основания неизбежности такого раскола, и главная задача нашего Τ TTC и ЦКК, как и нашей партии в целом, состоит в том, чтобы внимательно сле­дить за обстоятельствами, из которых может вытечь раскол, и предупреждать их, ибо в последнем счете судьба нашей республики будет зависеть от того, пойдет ли крестьян­ская масса с рабочим классом, сохраняя верность союзу с ним, или она даст «нэпма­нам», т. е. новой буржуазии,


388__________________________ В. И. ЛЕНИН

разъединить себя с рабочими, расколоть себя с ними. Чем яснее мы будем видеть перед собою этот двоякий исход, чем яснее будут понимать его все наши рабочие и крестья­не, тем больше шансов на то, что нам удастся избегнуть раскола, который был бы губи­телен для Советской республики.

23 января 1923 года.

«Правда» №16, 25 января 1923 г. Печатается по записи секретаря

Подпись: Η. Ленин (машинописный экземпляр),

сверенной с текстом газеты


ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ

В вопросе об улучшении нашего госаппарата Рабкрину следует, по моему мнению, не гнаться за количеством и не торопиться. Мы так мало успели до сих пор подумать и позаботиться о качестве нашего госаппарата, что будет законной забота об особенно серьезной подготовке его, о сосредоточении в Рабкрине человеческого материала дей­ствительно современного качества, т. е. не отстающего от лучших западноевропейских образцов. Конечно, для социалистической республики это условие слишком скромно. Но нам первое пятилетие порядочно-таки набило голову недоверием и скептицизмом. Мы невольно склонны проникаться этим качеством по отношению к тем, кто слишком много и слишком легко разглагольствует, например, о «пролетарской» культуре: нам бы для начала достаточно настоящей буржуазной культуры, нам бы для начала обой­тись без особенно махровых типов культур добуржуазного порядка, т. е. культур чи­новничьей, или крепостнической и т. п. В вопросах культуры торопливость и размаши­стость вреднее всего. Это многим из наших юных литераторов и коммунистов следова­ло бы намотать себе хорошенечко на ус.

И вот, в вопросе о госаппарате мы теперь из предыдущего опыта должны сделать тот вывод, что лучше бы помедленнее.


390__________________________ В. И. ЛЕНИН

Дела с госаппаратом у нас до такой степени печальны, чтобы не сказать отврати­тельны, что мы должны сначала подумать вплотную, каким образом бороться с недос­татками его, памятуя, что эти недостатки коренятся в прошлом, которое хотя перевер­нуто, но не изжито, не отошло в стадию ушедшей уже в далекое прошлое культуры. Именно о культуре ставлю я здесь вопрос, потому что в этих делах достигнутым надо считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычки. А у нас, можно сказать, хорошее в социальном устройстве до последней степени не продумано, не понято, не прочувствовано, схвачено наспех, не проверено, не испытано, не подтверждено опы­том, не закреплено и т. д. Иначе и не могло быть, конечно, в революционную эпоху и при такой головокружительной быстроте развития, которая привела нас в пять лет от царизма к советскому строю.

Надо вовремя взяться за ум. Надо проникнуться спасительным недоверием к скоро­палительно быстрому движению вперед, ко всякому хвастовству и т. д. Надо задумать­ся над проверкой тех шагов вперед, которые мы ежечасно провозглашаем, ежеминутно делаем и потом ежесекундно доказываем их непрочность, несолидность и непонятость. Вреднее всего здесь было бы спешить. Вреднее всего было бы полагаться на то, что мы хоть что-нибудь знаем, или на то, что у нас есть сколько-нибудь значительное количе­ство элементов для построения действительно нового аппарата, действительно заслу­живающего названия социалистического, советского и т. п.

Нет, такого аппарата и даже элементов его у нас до смешного мало, и мы должны помнить, что для создания его не надо жалеть времени и надо затратить много, много, много лет.

Какие элементы имеются у нас для создания этого аппарата? Только два. Во-первых, рабочие, увлеченные борьбой за социализм. Эти элементы недостаточно просвещены. Они хотели бы дать нам лучший аппарат. Но они не знают, как это сделать. Они не мо­гут этого сделать. Они но выработали в себе до сих пор такого


ЛУЧТТТК MEHbTTTF. ДА ЛУЧТТТК_____________________ 391

развития, той культуры, которая необходима для этого. А для этого необходима именно культура. Тут ничего нельзя поделать нахрапом или натиском, бойкостью или энерги­ей, или каким бы то ни было лучшим человеческим качеством вообще. Во-вторых, эле­менты знания, просвещения, обучения, которых у нас до смешного мало по сравнению со всеми другими государствами.

И тут нельзя забывать, что эти знания мы слишком еще склонны возмещать (или мнить, что их можно возместить) усердием, скоропалительностью и т. д.

Нам надо во что бы то ни стало поставить себе задачей для обновления нашего гос­аппарата: во-первых — учиться, во-вторых — учиться и в-третьих — учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мертвой буквой или модной фразой (а это, нечего греха таить, у нас особенно часто бывает), чтобы наука действительно вхо­дила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим об­разом. Одним словом, нам надо предъявлять не те требования, что предъявляет буржу­азная Западная Европа, а те, которые достойно и прилично предъявлять стране, ставя­щей своей задачей развиться в социалистическую страну.

Выводы из сказанного: мы должны сделать Рабкрин, как орудие улучшения нашего аппарата, действительно образцовым учреждением.

Для того, чтобы он мог достигнуть необходимой высоты, нужно держаться правила: семь раз примерь, один раз отрежь.

Для этого нужно, чтобы действительно лучшее, что есть в нашем социальном строе, с наибольшей осторожностью, обдуманностью, осведомленностью было прилагаемо к созданию нового наркомата.

Для этого нужно, чтобы лучшие элементы, которые есть в нашем социальном строе, а именно: передовые рабочие, во-первых, и, во-вторых, элементы действительно про­свещенные, за которых можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести, — не побоялись признаться ни в какой


392__________________________ В. И. ЛЕНИН

трудности и не побоялись никакой борьбы для достижения серьезно поставленной себе цели.

Мы уже пять лет суетимся над улучшением нашего госаппарата, но это именно только суетня, которая за пять лет доказала лишь свою непригодность или даже свою бесполезность, или даже свою вредность. Как суетня, она давала нам видимость рабо­ты, на самом деле засоряя наши учреждения и наши мозги.

Надо, наконец, чтобы это стало иначе.

Надо взять за правило: лучше числом поменьше, да качеством повыше. Надо взять за правило: лучше через два года или даже через три года, чем второпях, без всякой наде­жды получить солидный человеческий материал.

Я знаю, что это правило трудно будет выдержать и применить к нашей действитель­ности. Я знаю, что тысячами лазеек обратное правило будет пробивать у нас себе доро­гу. Я знаю, что сопротивление нужно будет оказать гигантское, что настойчивость нужно будет проявить дьявольскую, что работа здесь первые годы, по крайней мере, будет чертовски неблагодарной; и тем не менее я убежден, что только такой работой мы сможем добиться своей цели и, только добившись этой цели, мы создадим респуб­лику, действительно достойную названия советской, социалистической и пр., и пр., и т. п.

Вероятно, многие читатели нашли цифры, которые я привел в виде примера в первой своей статье , слишком незначительными. Я уверен, что можно привести много расче­тов в доказательство недостаточности этих цифр. Но я думаю, что выше всех таких и всяких расчетов нам следует поставить одно: интерес действительно образцового каче­ства.

Я считаю, что для нашего госаппарата именно теперь настала, наконец, пора, когда мы должны поработать над ним как следует, со всей серьезностью, и когда едва ли не самой вредной чертой этой работы будет

См. настоящий том, стр. 383 — 388. Ред.


ЛУЧТТТК MEHbTTTF. ДА ЛУЧТТТК_____________________ 393

торопливость, Поэтому я бы очень предостерегал от увеличения этих цифр. Напротив, на мой взгляд, здесь следует быть особенно скупыми на цифры. Будем говорить прямо. Наркомат Рабкрина не пользуется сейчас ни тенью авторитета. Все знают о том, что хуже поставленных учреждений, чем учреждения нашего Рабкрина, нет и что при со­временных условиях с этого наркомата нечего и спрашивать. Нам надо твердо запом­нить это, если мы хотим действительно задаться целью через несколько лет выработать учреждение, которое, во-первых, должно быть образцовым, во-вторых, должно вну­шать всем безусловное доверие и, в-третьих, доказать всякому и каждому, что мы дей­ствительно оправдали работу такого высокого учреждения, как ЦКК. Всякие общие нормы числа служащих, по-моему, следует изгнать сразу и бесповоротно. Служащих Рабкрина мы должны подбирать совершенно особо и не иначе, как на основании стро­жайшего испытания. К чему, на самом деле, составлять наркомат, в котором работа ве­лась бы кое-как, опять не внушая к себе ни малейшего доверия, в котором бы слово пользовалось бесконечно малым авторитетом? Я думаю, что избегнуть этого является главной нашей задачей при такого рода перестройке, которую мы имеем теперь в виду.

Рабочие, которых мы привлекаем в качестве членов ЦКК, должны быть безупречны, как коммунисты, и я думаю, что над ними надо еще длительно поработать, чтобы обу­чить их приемам и задачам их работы. Дальше, помощниками в этой работе должно быть определенное число секретарского персонала, от которого надо будет требовать тройной проверки перед назначением его на службу. Наконец, те должностные лица, которых мы решимся, в виде исключения, поставить сразу на места служащих Рабкри­на, должны удовлетворять следующим условиям:

во-первых, они должны быть рекомендованы несколькими коммунистами;

во-вторых, они должны выдержать испытание на знание нашего госаппарата;


394__________________________ В. И. ЛЕНИН

в-третьих, они должны выдержать испытание на знание основ теории по вопросу о нашем госаппарате, на знание основ науки управления, делопроизводства и т. д.;

в-четвертых, они должны сработаться с членами ЦКК и со своим секретариатом так, чтобы мы могли ручаться за работу всего этого аппарата в целом.

Я знаю, что эти требования предполагают непомерно большие условия, и я очень склонен опасаться, что большинство «практиков» в Рабкрине объявят эти требования неисполнимыми или будут презрительно посмеиваться над ними. Но я спрашиваю лю­бого из теперешних руководителей Рабкрина или из лиц, прикосновенных к нему, мо­жет ли он сказать мне по совести — какая надобность на практике в таком наркомате, как Рабкрин? Я думаю, что этот вопрос поможет ему найти чувство меры. Либо не сто­ит заниматься одной из реорганизаций, которых у нас так много бывало, такого безна­дежного дела, как Рабкрин, либо надо действительно поставить себе задачей создать медленным, трудным, необычным путем, не без многочисленных проверок, нечто дей­ствительно образцовое, способное внушать всякому и каждому уважение и не только потому, что чины и звания этого требуют.

Если не запастись терпением, если не положить на это дело нескольких лет, то луч­ше за него вовсе не браться.

По-моему, из тех учреждений, которые мы уже напекли по части высших институтов труда и прочее, выбрать минимум, проверить вполне серьезную постановку и продол­жать работу лишь так, чтобы она действительно стояла на высоте современной науки и давала нам все ее обеспечения. Тогда в несколько лет не утопично будет надеяться на получение учреждения, которое будет в состоянии делать свое дело, именно — систе­матически, неуклонно работать, пользуясь доверием рабочего класса, Российской ком­мунистической партии и всей массы населения нашей республики, над улучшением нашего госаппарата.


ЛУЧТТТК MEHbTTTF. ДА ЛУЧТТТК_____________________ 395

Подготовительную к этому деятельность можно

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.